book, NSU of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 52-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2018
УДК 799.311
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА СТУДЕНТОВ В СЕКЦИЮ
ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ
Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет)
МАИ, Москва
Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема первичного отбора в секцию пулевой стрельбы, работающую в университете в рамках учебной программы по физическому воспитанию и, тем самым, имеющую свои особенности. Разработана методика первичного отбора, которая затем применена в качестве эксперимента. Полученные результаты отбора указывают на состоятельность данной методики и возможность её применения для секции университета.
Ключевые слова: пулевая стрельба; первичный отбор; студенты; методика отбора; отборочное тестирование.
DEVELOPING TECHNIQUE FOR PRIMARY SELECTION OF STUDENTS TO UNIVERSITY SHOOTING CLUB
Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Annotation
Article deals with the problem of quality of primary selection into shooting club, functioning at the university in frames of the training program in physical culture, which determines the selection nuances. Developed technique for the primary selection is verified experimentally. Received results show good quality of this technique. The technique can be applied for universities clubs.
Keywords: shooting, primary selection, students, selection technique, tests for selection.
ВВЕДЕНИЕ
В секцию пулевой стрельбы Московского Авиационного Института (МАИ) ежегодно проходит новый набор студентов, желающих заниматься данным видом спорта. Важной задачей для тренеров является задача грамотного первичного отбора перспективных кандидатов для дальнейшего их перевода в группы спортивного совершенствования и становления членами сборной команды института для выступления на различных студенческих спортивных соревнованиях, в программу которых входит пулевая стрельба. Актуальность проблемы первичного отбора в данном случае заключается в том, что тренерам необходимо с большой точностью выявлять перспективных юношей и девушек, т.к. период их становления как спортсменов ограничен небольшим промежутком времени, а именно 4-5 годами, в течение которых они обучаются в вузе и имеют возможность заниматься пулевой стрельбой в тире МАИ и выступать в составе команды. За этот промежуток времени тренерам необходимо обучить студентов пулевой стрельбе «с нуля» в условиях ограниченного учебным планом тренировочного времени, обеспечив их достойное выступление на студенческих соревнованиях, уровень которых предполагает наличие в команде спортсменов разрядов II, I и КМС. Целью данного исследования является разработка практической методики первичного отбора студентов на примере секции пулевой стрельбы МАИ. При этом необходимо обеспечение определенного процента набираемых студентов. Задачи исследования: поиск и выбор критериев первичного отбора, которые
возможно применить для начинающих заниматься пулевой стрельбой студентов; изучение возможности применения данных критериев в условиях работы секции вуза. При ежегодном наборе студентов в секцию пулевой стрельбы МАИ среднее количество человек, желающих начать заниматься данной спортивной дисциплиной, - 100-110. При этом около 90-95% студентов не имеют представления о пулевой стрельбе как виде спорта. Кроме того, физические возможности тренеров и технические возможности тира предполагают проведение занятий лишь с 50-60 студентами. Значит, требуется проведение первичного отбора примерно 50-60% студентов. Как и в любых других спортивных секциях и школах, сложность качественного отбора в данном случае заключается в том, что тренеры обладают очень малым количеством информации о новичках [1]. Для стрелков крайне важны психофизиологические показатели, на базе которых формируется их успех в стрелковой дисциплине [2]. При этом эффективность отбора повышается, если применять методы тестирования или конкурсов [1]. Значит, для первичного отбора студентов в секцию пулевой стрельбы вуза требуется разработать методику, включающую в себя группу тестов. Данные тесты необходимо применить по отношению к каждому желающему заняться пулевой стрельбой студенту. При этом необходимо учитывать тот факт, что на запись в секцию в учебном плане отводится довольно небольшой промежуток времени, в который тренерам необходимо обеспечить участие в тестировании всех 100-110 студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Среди психофизиологических показателей, необходимых для занятий пулевой стрельбой, выделяют: мотивацию и интерес; удовлетворительное состояние здоровья; состояние сенсорных систем (статическая координация и вестибулярная система); функциональное состояние нервной системы [4]. На базе данных показателей была разработана методика первичного отбора, заключающаяся в 5 тестах, каждый из которых проводился последовательно. После каждого теста исключались студенты, которые с ним не справились. Оставшиеся студенты переходили к следующему тесту. Тест № 1 - выявление мотивации и интереса к занятиям пулевой стрельбой. Выявление мотивации осуществляется посредством проведения краткой вводной лекции, на которой рассказывается о данном виде спорта. Если студент после её окончания посчитает, что пулевая стрельба ему не интересна, он волен сообщить об этом тренерам и не участвовать в дальнейшем отборе. Тест № 2 - определение удовлетворительного состояния здоровья. Состояние здоровья оценивается по медицинским справкам, которые студенты приносят на вводное занятие в обязательном порядке. У них должны отсутствовать медицинские противопоказания к занятиям пулевой стрельбой. Тест № 3 - тест на статическую координацию. Была выбрана усложненная проба Ромберга, которая наилучшим образом позволяет выявить нарушения равновесия в положении стоя. При проведении усложненной пробы Ромберга испытуемый располагает обе ступни на одной линии и вытягивает руки вперед, раздвинув пальцы, закрыв плаза. На нарушение координационной функции указывают покачивание, потеря равновесия, дрожание пальцев рук, век и т.п. Оценка удовлетворительна, если испытуемый удерживает позу, не покачиваясь, более 15 секунд [3]. Тест № 4 - тест на состояние вестибулярной системы. Использовался тест Яроцкого. Данный тест определяет порог чувствительности вестибулярного аппарата [5] и наряду с пробой Ромберга является простым и доступным средством определения необходимых качеств.
При тесте Яроцкого испытуемый находится в положении стоя с закрытыми глазами и по команде начинает быстрые вращательные движения головой до потери равновесия. Оценка удовлетворительна, если испытуемый сохраняет равновесие более 28 секунд. Тест № 5 - тест на функциональное состояние нервной системы. В данном тесте используется уже
Таблица 1
Всего пришедших студентов 107
Не прошли отбор по тесту № 1 12
Не прошли отбор по тесту № 2 6
Не прошли отбор по тесту № 3 10
Не прошли отбор по тесту № 4 16
Не прошли отбор по тесту № 5 3
Итого отобранных студентов 60
знакомая поза Ромберга в простой её вариации (ноги вместе, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты). Необходимо оценить тремор пальцев рук и век. Если он большой, то испытуемый тест не проходит [1]. Разработанная методика первичного отбора экспериментально была применена на очередном ежегодном наборе студентов в секцию пулевой стрельбы. Были получены результаты, представленные в таблице 1.
ВЫВОДЫ
Разработанная методика первичного отбора студентов в секцию пулевой стрельбы МАИ показала свою состоятельность - при небольших временных затратах, укладывающихся в учебный план занятий, удалось провести первичный отбор среди 107 желающих заниматься в секции студентов. Из них было отобрано 60 человек, успешно и последовательно прошедших все пять тестов. Тем самым, был реализован отбор необходимых 5060%. Тем не менее, автор статьи считает, что данный эксперимент необходимо продолжить: требуется дальнейшая разработка методики отбора, применимая в условиях вуза; кроме того, представляют большой интерес стрелковые результаты этих 60 студентов, которые они будут показывать через полгода или год. Для научной оценки этих результатов и их корреляции с данными тестирования при первичном отборе автор статьи считает целесообразным разработку ещё одного исследования, на базе которого будет возможным произвести корректировку методики отбора таким образом, чтобы данная методика не только решала задачи временных затрат и реализации необходимого процента отобранных студентов, но и однозначно указывала на их перспективность для спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корх, А.Я. Спортивная стрельба : учебник для институтов физической культуры / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и Спорт, 1987. - 255 с.
2. Сабирова, И.А. Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы / И.А. Сабирова, А.М. Володин, А. А. Володин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 136-140.
3. Соколова, О.В. Оценка статической координации студентов-спортсменов / О. В. Соколова, Д. Мельниченко // Современные здоровьесберегающие технологии : материалы международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево : [б.и.], 2015. - С. 101-106.
4. Сопина, И.В. Первичный отбор кандидатов для занятий в секции спортивной стрельбы как способ выявления перспективных спортсменов / И.В. Сопина // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. - Иркутск : [б.и.], 2015. - С. 229-231.
5. Удалова, А.А. Сравнительный анализ динамики развития равновесия у стрелков разного уровня / А.А. Удалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 161-166.
REFERENCES
1. Korkh, A.Ya. (1987), Sports shooting: the textbookfor institutes of physical culture, publishing house Physical culture and sport, Moscow.
2. 2. Sabirova, I.A., Volodin A.M. and Volodin A.A. (2012), "Features of sports selection of young shooters in different types of the gun program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.92, No. 10, pp. 136-140.
3. 3. Sokolova, O.V. and Melnichenko, D. (2015), "Assessment of static coordination of students athletes", Modern technologies for saving of health: materials of the international scientific-practical conference, Orekhovo-Zuevo, pp. 101-106.
4. Sopina, I.V. (2015), "Primary selection of candidates for shooting as a way of identification of perspective athletes ", Improvement of vocational and physical training of cadets, students and staff of security agencies: materials of the XVII International scientific-practical conference devoted to the 70
anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of1941-1945 and to the celebration of the 20 anniversary offormation of department ofphysical training, Irkutsk, pp. 229-231.
5. Udalova, A.A. (2015), "Comparative analysis of the dynamics of equilibrium development among the shooters of different levels", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.121, No. 3, pp. 161-166.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2018
УДК 796.011.3
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ НА ЗОЛОТОЙ ЗНАК ОТЛИЧИЯ КОМПЛЕКСА ГТО
Евгения Владимировна Гарина, учитель 1 категории, Муниципальное образовательное учреждение - Гимназия № 2 (МОУ-Гимназия №2),
Раменское
Аннотация
В данной статье сравнивается динамика нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с 1972 г. по настоящее время для подростков 14-15 лет. Рассматриваются показатели освоения контрольных упражнений на золотой знак отличия комплекса ГТО. Оценивается физическая подготовленность современного школьника к задаче контрольных нормативов ГТО на уроках по физической культуре.
Ключевые слова: обучающиеся, контрольные нормативы, физическая культура, урок физической культуры, физическая подготовленность.
PREPAREDNESS OF 14-15-YEAR-OLD STUDENTS TO IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF THE GOLDEN INSIGNIA OF DISTINCTION OF RLD COMPLEX
Evgeniya Vladimirovna Garina, the teacher of the 1st category, Municipal Educational Institute - Gymnasium No. 2, Ramenskoe
Annotation
This article compares the dynamics of the standards of the complex "Ready for work and defense" since 1972 to the present time for 14-15-year-old adolescents. The indicators of mastering the control exercises for the golden insignia of the RLD complex are considered. The physical preparedness of the modern schoolchild for the problem of RLD control standards in physical culture lessons is assessed.
Keywords: trainees, control standards, physical culture, physical education lesson, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
В 1934 году, по предложению центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи ввести комплекс испытаний по физической подготовке для подростков 14-16 лет, появилась ступень под названием «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). В комплекс вошли 16 контрольных испытаний по физической подготовке. Целью вводимого комплекса являлось дальнейшее повышение уровня физического воспитания молодого поколения.
В 1939 году в комплексе БГТО количество нормативов было сокращено до 11. Испытания состояли из 6 обязательных нормативов и 5 по выбору. Выполнение комплекса оценивалось как: «сдано» и «отлично». В 1946 году в комплексе БГТО сократилось количество нормативов до 7. Испытания сдавались в условиях спортивных соревнований. В 1955 году убрали деление нормативов на обязательные и по выбору, и требовалось выполнить все 10 нормативов. В 1959 году во всех школах в программу по физическому воспитанию были введены контрольные нормативы, которые соответствовали требованиям «Готов к труду и обороне» (ГТО).