В данном случае возможно создание следующей коррупционной схемы: осуществляется формальная процедура, с помощью которой организатор получает котировки от добросовестных компаний (http://izvestia.ru/news/315196). Далее при помощи определенных юридических манипуляций данное мероприятие признается несостоявшимся, а все котировки сообщаются аффилированной компании. После чего проводится еще один запрос котировок с теми же участниками, но добавляется та самая аффилированная компания, который предлагает более низкую цену, чем победитель прошлого, несостоявшегося запроса котировок.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», существует довольно широкое поле для коррупционной деятельности, как недобросовестных чиновников, так и предпринимателей, причем в сфере государственных закупок, в том числе и закупок в сфере спорта.
Следовательно, разработка механизмов противодействия данным правонарушениям является весьма актуальной и способна сохранить значительные бюджетные средства Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173623/. - Дата обращения 01.03.2015.
2. Бажин, И.И. Управленческие механизмы предотвращения коррупции в органах власти / И.И. Бажин // Государственная служба. - 2008. - № 4 (64). - С. 23-32.
3. Храмкин, А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / А. А. Храмкин. - М. : ИД «Юриспруденция», 2011. - 152 с.
REFERENCES
1. Federal Law of April 5, 2013 № 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173623/.
2. Bazhin, I.I. (2008), "Management mechanisms to prevent corruption in government", Public service, No. 4 (64), pp. 23-32.
3. Hramkin, A.A. (20111), Anti-corruption in public procurement, Publishing House "Jurisprudence", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2015.
УДК 799.311
ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ И ОБУЧЕНИЮ ПРИЕМУ «ИЗГОТОВКА» В СТРЕЛЬБЕ ИЗ МАЛОКАЛИБЕРНОЙ ВИНТОВКИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ
Виталий Петрович Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России»,
г. Москва,
Александр Александрович Володин, соискатель, Педагогический институт физической культуры и спорта (ГБОУ ВО МГПУ), г. Москва
Аннотация
В эксперименте апробировалась технология сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике «изготовки» в стрельбе из малокалиберной винтовки из положения «стоя» в упражнении «стандарт» (МВ-5). Содержание предлагаемой технологии заключалось в
том, что спортсменам предлагалась специальная нагрузка, направленная на формирование оптимальной «изготовки» за счет контроля работы вестибулярного анализатора. Продолжительность педагогического эксперимента составила 18 недель. Проведенное повторное тестирование выявило улучшение результатов у испытуемых обеих групп, но достоверно более высокие сдвиги произошли в экспериментальной группе.
Ключевые слова: пулевая стрельба, стрелки-винтовочники, вестибулярный аппарат, равновесие, «изготовка».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p176-180
TECHNOLOGY OF THE INTERFACED FORMATION OF ABILITY TO BALANCE AND TO TRAINING TO THE SKILL "THE READY" IN FIRING FROM THE SMALL-CALIBER RIFLE FROM THE STANDING POSITION
Vitaly Petrovich Cherkashin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
All-Russian Union of Public Associations "Russian Olympic Committee", Moscow, Alexander Aleksandrovich Volodin, the competitor, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports Moscow City University
Annotation
In the experiment, the technologies of conjugate formation of the ability to balance and training to techniques "the ready" in shooting from the small-caliber rifle from the "standing" position in the exercise "standard" (CF-5). The content of the proposed technology is that the athletes have been offered with special load, aimed at training the optimal "the ready" due to control of the vestibular analyzer. Duration of the pedagogical experiment was 18 weeks. Conducted retest results showed improvement among the participants in both groups, but significantly higher changes have been observed in the experimental group.
Keywords: shooting, shooters, vestibular system, equilibrium, "the ready".
ВВЕДЕНИЕ
Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых действенных средств и методов работы со спортсменами [6]. Вместе с тем, научному обоснованию тренировочного процесса, как у взрослых стрел-ков-винтовочников, так и у юных спортсменов-пулевиков, уделяется недостаточное внимание.
В проведенных ранее исследованиях выявлено, что устойчивость систем «стрелок - оружие» и «стрелок - оружие - мишень» в определяющей мере зависит от тренированности спортсмена. При этом основное значение играет вестибулярный анализатор, задействованный в механизмах регуляции положений «изготовка» и «прицеливание», где важнейшую роль играет суставно-мышечная проприорецепция [1, 2]. Совершенно очевидно, что статическое равновесие при стрельбе из положений «стоя» и «с колена» определяется координационными механизмами управления движениями и представляется как координационная способность стрелка длительно удерживать устойчивое вертикальное положение в позе «изготовки» при балансировке за счет активного напряжения мышц [3, 4, 5].
Целью настоящего исследования явилось экспериментальное обоснование методики совершенствования статического равновесия у юных стрелков-винтовочников тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ для формирования оптимальной «изготовки» в стрельбе из малокалиберного оружия. В работе использовались общепринятые педагогические и инструментальные методы исследования, в том числе компьютерные тренажеры с биологической обратной связью модели «Стабилан-01».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Вся исследовательская работа была выполнена поэтапно. С целью выявления наиболее значимых физических качеств, влияющих на показатели технической подготовленности юных стрелков-винтовочников тренировочных групп 1-го и 2-го годов обу-
чения ДЮСШ, был проведен опрос и анкетирование ведущих тренеров и спортсменов (п=26).
Обработка и анализ полученных данных показали, что большинство респондентов (84,6%) наиболее важным двигательным качеством признают выносливость, причем 69,2% указывают, что для максимального достижения в стрельбе необходимо больше времени уделять развитию специальной статической выносливости; 34,6% респондентов отдают предпочтение развитию общей выносливости с последующим акцентом на развитие выносливости к статически усилиям за счет длительного пребывания в позе «изготовки»; 26,9% опрошенных отмечают, что для быстрого и качественного овладения рациональной техникой стрельбы в упражнениях винтовочной программы следует больше времени в физической подготовке отводить развитию ловкости, специальной гибкости и силы, так как от интенсивного развития именно этих физических качеств зависит оптимальное формирование «изготовки», ее совершенствование.
На втором этапе нами разрабатывалась технология, направленная на сопряженное формирование способности к равновесию и на обучение технике «изготовки» в стрельбе из малокалиберной винтовки из положения «стоя» с применением различных упражнений - общеподготовительных, подводящих, специально-подготовительных и специальных.
В комплексы общеподготовительных упражнений включались упражнения на баланс из различных исходных положений - узкая стойка, стойка на одной ноге, «фламинго», с применением качающейся опоры, сферы, с открытыми и закрытыми глазами. Работа выполнялась в статическом и динамическом режимах работы мышц.
В комплексы подводящих упражнений включалась работа на компьютерных тренажерах с БОС в виде тренажеров-симуляторов, применение которых связывалось с тем, чтобы контролировать смещение общего центра давления при динамической работе, а также его фиксацию и удержание за счет статической работы мышц.
Специально-подготовительные упражнения выполнялись с использованием стаби-лоплатформы «Стабилан-01», видеокамеры, фиксирующей действия спортсмена, где решалась задача формирования и контроля устойчивости системы «стрелок - оружие» без прицеливания по мишени. Специально-подготовительные и специальные упражнения выполнялись в условиях тренировочной деятельности на линии огня при работе «вхолостую» и с патроном с укороченной дистанции и дистанции 50 м.
С целью апробации разработанной технологии проведен педагогический эксперимент продолжительностью 18 недель в естественных условиях тренировочного процесса. В эксперименте приняли участие 2 группы испытуемых, условно названные нами «контрольная» и «экспериментальная», по 12 человек в каждой. Занятия в контрольной группе проводились согласно программе для ДЮСШ на основе стандарта по виду спорта «пулевая стрельба», а в экспериментальной группе - по методике, разработанной нами. До начала исследований участники эксперимента прошли предварительное контрольное тестирование, результаты которого указали на однородность групп и отсутствие различий в изучаемых показателях (р>0,05) (таблицы 1, 2).
Проведенное повторное тестирование выявило улучшение результатов у испытуемых обеих групп (таблицы 1, 2). Однако результаты спортсменов экспериментальной группы оказались достоверно выше (р<0,05^0,001). Так, у них отмечены достоверные изменения в показателях устойчивости системы «стрелок - оружие - мишень». Зарегистрированы и достоверно более высокие результаты испытуемых экспериментальной группы в упражнениях стрелковой программы, причем темпы прироста оказались выше в среднем на 8,0%, тогда как в контрольной группе - только 3,7%.
Таблица 1
Динамика технической подготовленности испытуемых до и по окончании педагогического эксперимента по показателям СКАТТ (средние данные)
Параметры стрельбы (тесты) До эксперимента После эксперимента 1-критерий
КГ Х1±т ЭГ У1±т КГ Х2±т ЭГ У2±т Х1Ф У1 Х2Ф У 2 У 2 Ф У1, %
Результат контрольной стрельбы, очк. 162,2±1,14 161,6±1,18 168,2 ±1,34 174,6±1,37 0,37 >0,05 3,34 <0,01 8,0
Средний результат выстрела, очк. 8,3±0,08 8,2±0,06 8,2±0,08 9,1±0,05 1,00 >0,05 11,52 <0,001 10,9
Устойчивость в габарите 10.0, % 15,8±1,17 15,9±1,26 22,7±2,20 39,3±2,14 0,06 >0,05 5,41 <0,001 147,2
Скорость движения точки прицеливания, мм/с 150,5±7,45 155,1±8,07 140,2 ±9,07 110,9±8,45 0,42 >0,05 2,36 <0,05 39,8
Примечание. Статистически достоверные различия между несвязанными выборками признаются значимыми, когда Н0 : ( Х1Ф Х2) при числе степеней свободы у=п1+п2-2=12+12 -2=22, если а=0,05 1расчет >2,074; а=0,01 1расчет >2,819; а=0,001 1расч„ >3,792. СКАТТ - стрелковый компьютерный автоматизированный тренажер-тестор.
Таблица 2
Динамика физической подготовленности испытуемых до и по окончании педагогического эксперимента (средние данные)
Параметры стрельбы (тесты) До эксперимента После эксперимента 1-критерий
КГ Х1±т ЭГ У1±т КГ Х2±т ЭГ У2±т Х1Ф У1 Х2Ф У 2 У2 Ф У1, %
Сгибание-разгибание рук из и.п. лежа, кол-во 18,3±1,23 18,7±1,19 20,1 ±1,17 22,6±1,09 0,23 >0,05 1,56 >0,05 20,9
Наклон вперед из седа, см 5,2±0,68 5,7±1,01 5,5±1,02 9,1±0,96 0,41 >0,05 2,57 <0,05 59,6
Тест Яроцкого 1, с 60,3±3,89 61,1±4,01 62,4 ±3,64 70,4±3,11 0,14 >0,05 1,67 >0,05 15,2
Проба Ромберга 1, с 40,6±3,62 40,8±2,96 42,9±2,41 49,7± 1,77 0,04 >0,05 2,27 <0,05 21,8
Проба Ромберга 2, с 15,6±1,63 15,1±1,09 17,3±2,01 22,4± 1,17 0,25 >0,05 2,19 <0,05 48,3
Примечание. Тест Яроцкого : в положении стоя испытуемый закрывает глаза и по команде тренера начинает совершать круговые движения головой справа-налево и наоборот. Одновременно включается секундомер. Определяется время, в течение которого испытуемый может стоять, не теряя равновесия (с). Поза Ромберга 1: ноги располагаются на одной линии, носок сзади стоящей ноги прижат к пятке впереди стоящей, руки вытянуты вперед до уровня плеч, пальцы рук сомкнуты; определяется время, в течение которого испытуемый может стоять без заметных колебаний (с); Поза Ромберга 2: то же, но поза усложняется - ступню одной ноги испытуемый прижимает к колену другой (с).
По физической подготовленности выявлены достоверные межгрупповые различия в показателях гибкости, пространственной координации и вестибулярной устойчивости (р<0,05).
ВЫВОДЫ
В результате экспериментального исследования выявлено, что чем выше уровень координационной подготовленности юных спортсменов, тем быстрее они осваивают элементы «изготовки» за счет регуляции тонуса мышц и напряжения костно-связочного аппарата суставов, что положительно влияет на контроль устойчивости систем «стрелок - оружие» и «стрелок - оружие - мишень» в стрельбе из малокалиберной винтовки из положения «стоя».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кубланов, М.М. Тренировка вестибулярного аппарата как фактор повышения результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков-пулевиков /
М.М. Кубланов, И.А. Зозулина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. - № 1. - С. 33-34.
2. Пугачев, А.В. Совершенствование техники стрельбы из пневматической винтовки на основе средств срочной информации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пугачев Алексей Валериевич ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2002. - 26 с.
3. Сабирова, И.А. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности стрелков-пулевиков различной квалификации / И. А. Сабирова, А. М. Володин // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 1 (37). - С. 7-9.
4. Исследование стабилометрических показателей параметров устойчивости «изготовки» стрелков-винтовочников / И.А. Сабирова, Г.Н. Германов, С.В. Седоченко, А.В. Черных // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 3 (50). - С. 43-45.
5. Сабирова, И. А. Формирование рациональной изготовки стрелков при использовании средств срочной информации / И.А. Сабирова, Г.Н. Германов // Теория и практика физ. культуры. -2014. - № 3. - С. 66-68.
6. Черкашин, В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Черкашин Виталий Петрович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2001. - 50 с.
REFERENCES
1. Kublanov M. M. and Zozulina I.A. (2005), "Vestibular training as a factor in increasing the efficiency and reliability of competitive activity shooters pulevikov", Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 1, pp. 33-34.
2. Pugachev A. V. (2002), Equipment Improving air rifle shooting on the basis of funds urgent information, dissertation, Moscow, Russian Federation.
3. Sabirova I.A. and Volodin A.M. (2012), "Factors determining the effectiveness of competitive activity shooters pulevikov different qualifications", Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e, No. 1 (37), pp. 79.
4. Sabirova I.A., Germanov G.N., Sedochenko S.V. and Chernyh A.V. (2014), "The study stabilometric indicators of sustainability parameters "ready position" shooters", Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e, No. 3 (50), pp.43-45.
5. Sabirova I.A. and Germanov G.N. (2014), "Formation of a rational izgotovka of shooters when using means of urgent information", Teorija ipraktikafizicheskoj kul'tury, No. 3, pp. 66-68.
6. Сherkashin, V.P. (2001), Theoretical and methodological principles of design technology individualization of training process of young athletes in speed-strength kinds of athletics, dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2015.
УДК 378.147
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена актуальной педагогической и метрологической проблеме - диагностике сформированности компетенций студентов. Авторами выделены уровни сформированности компетенций, которые могут быть составляющей критериально-диагностического аппарата системы педагогического мониторинга. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает компетенцию как составляющую интегрального качества - социально-профессиональной компетентности), компетентностный подход (провозглашает сформированность компетенций студента результатом профессиональной подготовки) и личностно ориентированный