Научная статья на тему 'Изучение ценностного содержания константы Слово на уроках русского языка'

Изучение ценностного содержания константы Слово на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение ценностного содержания константы Слово на уроках русского языка»

М. А. Остренкова

Изучение ценностного содержания константы Слово на уроках русского языка

В современной школе уже не ставится под сомнение требование изучать русский язык не только как систему правил, обеспечивающих грамотную коммуникацию в любой сфере деятельности человека, но и как систему языковых репрезентаций реалий национального образа мира, как систему мировоззренческих начал и духовных координат. Высказанная Г.О. Винокуром мысль «язык есть условие и продукт человеческой культуры, и поэтому всякое изучение языка неизбежно имеет предметом самое культуру» осознается учителями словесности. Прагматическое «уметь пользоваться» и духовное «учиться постигать систему миропонимания и мироотно-шения народа» (Л.В. Юлдашева) должны быть органично представлены и реализованы в процессе обучения школьников русскому языку. И духовное сейчас, как никогда, приобретает особую ценность: напрямую связанная с понятием «гуманизация образования» эта компонента утверждает антропоцентричность - в языке, культуре, обучении - и обеспечивает изучение по данным русского языка и текстов констант национальной культуры и формирование в концептосфере школьников ключевых констант русской культуры, предупреждающих «стирание памяти» и нивелирование национальнокультурной уникальности.

Выбирая в качестве объекта изучения и дидактической единицы понятие «константа национальной культуры» с основным семантическим признаком «доминирующая идея», мы обращаемся к тем «квантам переживаемого опыта» (В.И. Карасик), благодаря которым «обеспечивается не только взаимопонимание разных индивидуальных сознаний в рамках одной этноязыковой культуры, но и так называемая межкультурная коммуникация» (Н.Ф. Алефиренко). Возможность двуаспектного - в контексте русской культуры и в диалоге (полилоге) культур - изучения констант русской культуры обусловлена и тем, что доминирующими в русской культуре являются такие идеи, которые аксиологически значимы в культуре вообще. Одной из таких констант - идей является Слово.

Изучение понятийных, образных и ценностных характеристик константы, естественно, не допускает спорадического и поверхностного обращения к объекту, что и было учтено нами при разработке лингвокультуроведческих модулей для учащихся 5-6 классов и для учеников старшей школы. С учетом компетентностного уровня старшеклассников были разработаны 10 уроков - лингвокультуроведческих исследований («Народная мудрость о секретах хорошей

294

речи», «Слово - хранитель исторической памяти», «Образы и смыслы слова в русских заговорах», «Авось: вся душа русского» и др.), общей целью которых является обогащение содержания константы Слово в индивидуальном сознании ученика в процессе осмысления аккумулятивного потенциала слова, языка, речи. Полноценному восприятию старшеклассниками многослойного содержания константы Слово способствует не только дидактический материал (книжные тексты и тексты традиционной культуры, репрезентирующие константу Слово как ценность сакральной культуры и культуры секулярной), но и активные формы актуализации культурной информации (проблемные вопросы, поисковые задачи, эвристическая беседа, исследование).

Материалы лингвокультуроведческого модуля для школьников 5-6 классов (это авторские культуроориентированные упражнения, соотнесенные с программными темами) включены в Рабочую тетрадь «Русское слово» (Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013). Изучение константы Слово предполагает обращение как к словам лексикосемантической и тематической групп, фразеологизмам, пословицам, афоризмам и текстам о русском языке, описывающим концептосферу слова - речи - языка, так и к словам-номинациям реалий разных сфер (сферы природы, быта, торговли и др.), опосредованно «информирующих» о том или ином признаке изучаемой константы. Отобранный дидактический материал, во-первых, предоставляет возможность актуализировать понятийные характеристики константы, извлекаемые из словарных дефиниций номинанты константы и ее репрезентантов (в процессе анализа лексических значений слов и фразеологизмов, зафиксированных в толковых словарях русского языка, этимологическом, Ярославском областном словаре, Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля); во-вторых, -образные признаки, отражающие чувственные представления о слове и когнитивные, дающие представление о метафорическом восприятии константы; и, конечно, ценностные, эксплицирующие значимость, необходимость, важность константы Слово в жизни человека и национальной концептосфере.

Упражнения Рабочей тетради в первую очередь направлены на осмысление школьниками именно ценностного компонента константы Слово, соотнесенного с целями и назначением слова - языка - речи. Осознание полифункциональной сущности слова происходит в процессе выполнения разнообразных заданий, предполагающих наблюдения над номинативной, аккумулятивной, магической, экспрессивной и эстетической функциями, познавательный интерес к изучению которых вызывают не только приемы работы и темы творческих упражнений (например, написание сказки «Ай да Спорынья!», загадки о буквенном имени кириллицы с опорой на бук-

295

вицу, выполнение творческого диктанта-сказки о ярославских ветрах «Листодёр и Северяк», исследовательского проекта «Кресты, жа-вороночки: о чем может рассказать народное слово?», создание текста-подражания «Поучению» Владимира Мономаха и др.), но и дидактический материал: в основном это диалектная лексика и фразеология Ярославской области.

Лексика тематических групп «Цветы и растения», «Животные», «Грибы», «Метеорологические явления» стала востребованной для демонстрации номинативной функции, заключающейся в назначении слова служить названием предмета, явления, действия, признака. Мотивированные со стороны значения слова (слова с разными типами мотивации: морфологической - ясень ‘хорошая, солнечная погода’; семантической - заяц ‘хлопья снега’; звукоподражательной -ухало ‘филин’) позволяют «подключить» к процессу семантизации и школьников, осознающих таким образом то, что в основе номинации оказывается релевантный признак объекта и что у слова может развиваться переносное значение на основе ассоциативного сближения реалий разных сфер.

Экспрессивная функция, заключающаяся в способности слова, языка, речи воздействовать на человека, осознается школьниками при наблюдении над диалектными словами, которые «излучают поэзию» (К.Г. Паустовский), при составлении лингвистического высказывания-миниатюры «... - природное слово», предполагающего выбор «природного» слова из Ярославского областного словаря, работу со словарной статьей и обоснование признака «природный» применительно к исследуемому слову.

Представление о магической силе слова, способной влиять на природные силы и стихии, а также проявляющейся в том, что словом «заклинали плодородие» школьники могут получить, обратившись к заданиям Рабочей тетради, в основе которых тексты закличек, содержащих просьбы и обещания, адресованные дождю и морозу, и монолог крестьян, традиционно произносимый в день Ирины-рассадницы.

На осознание главной - коммуникативной - функции слова -языка - речи направлен дидактический материал и задания к нему, соотнесенные с программной темой по русскому языку «Речевой этикет». Наблюдения над благопожеланиями, которые использовали в своей речи жители Ярославской области Жару тебе в печь! Хлеб в закрома! Бел^нько тебе! Молоко рекой! Спорынья в труде! Величать хлеб-соль! Гость на гость - хозяину радость! Доброго тебе добра! и другими, и анализ речевых ситуаций, в которых были востребованы благопожелания, способствуют осознанию школьниками и этической ценности коммуникативной функции слова: слово «как творящая сила» (С.Е. Никитина) является средством общения, а не разобщения.

296

Эстетические свойства авторского поэтического слова учащиеся оценят при проведении филологического (частичного) анализа текстов М.С. Петровых, Л.В. Собинова, К.Д. Бальмонта, иеромонаха Романа и выполнении творческих заданий. Приведем примеры заданий, предполагающих осмысление эстетической функции и использование слов в эстетической функции: 1) О чем

«секретничают» времена года? Составьте диалог, в котором будут участвовать весна, лето, осень и зима. 2) Выпишите словосочетания и слова, которые использует М. Петровых для поэтического толкования слова «летень». Составьте словарную статью слова летень. Чем отличается поэтическое толкование слова от толкования, которое мы находим в словаре? Составьте видеомы слов «летень» и «ледень». Какие слова текста помогут вам в выборе палитры, линий и форм? 3) Как вы понимаете выражение «Сотни слов, родных и метких, /Сникнув, голос потеряв, /Взаперти, как птицы в клетках, /Дремлют в толстых словарях» ? Что значит «выпустить из словаря, как из клетки», слова? (http://ser99198384.ya.rn/repNes.xml?item_no=1950). В каких «клетках» находятся слова? Напишите их названия. Прочитайте словарные статьи Ярославского областного словаря (у каждого ученика подборка из нескольких словарных статей). Какое слово (слова) вы хотите «выпустить из клетки»? Почему? «Выпустите» слово.

Прокомментировать аккумулирующую способность русского слова и дать представление об аккумулятивной функции слова -языка учитель сможет при выполнении школьниками любого упражнения Рабочей тетради, включающего систему вопросов и заданий, последовательность которых обеспечивает поиск новой информации об изучаемой константе культуры.

Завершающее весь культуроориентированный поиск ценностных характеристик Слова упражнение («Письмо воображаемому другу о русском языке») предполагает ретроспективное движение к «началу» работы и составление высказывания в жанре дружеского письма, позволяющем систематизировать знания о константе культуры Слово и - что немаловажно - сделать свое высказывание адресным.

Несмотря на то, что современные школьные учебники по русскому языку содержат дидактический материал, отвечающий требованию взаимосвязанного изучения русского языка и национальной культуры, тем не менее, считаем необходимым создание и специальных учебных пособий (ориентированных на программные темы или созданных для использования в «автономном режиме», т. е. без соотнесенности с программной темой), которые позволят сделать приобщение к культуре систематическим и подчиненным одной культурной доминанте.

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.