5. Lagutin, A.B. and Mikhalina, G.M. (2010), Gymnastics Questions and Answers: Tutorial, Physical Culture, Moscow.
6. Guriev, S.V. and Wilensky, M.J. (2012), Physical Culture. 8-9 class: the textbook, Russian word, Moscow.
7. Krasnikov, A.A. and Chesnokov N.N. (2003), Testing the theoretical and methodological knowledge in the field of physical culture and sports: a tutorial, Physical Culture, Moscow.
8. Lukyanenko, V.P. (2003), Physical education: knowledge base: a textbook, Soviet Sport, Moscow.
9. Matveev, A.P. and Soboleva, Y.M. (2012), Physical Culture. 6-7 class: the textbook, Education, Moscow.
10. Matveev, AP (2012), Physical Culture. 8-9 classes: a textbook for educational institutions, Education, Moscow.
11. Pogadaev, G.I. (2012), Physical Culture. Grades 7-9: textbook, Bustard, Moscow.
12. Ed. Parshikov, A.T. (2000), Sample program for students X-XI classes of educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture", Education, Moscow.
13. Ed. Rodichenko, V.S. (2004), Your Olympic textbook: Textbook. Allowance for educational institutions of Russia, Physical Education and Sports, Moscow.
14. Ed. Lyakh, V.I. and Zdanovich A.A. (2013), Physical Culture. Grades 1-11: a comprehensive program of physical education students, Teacher, Volgograd.
15. Ed. Matveev, A.P. (2011), Physical activity: work programs. 5-9 class, Education, Moscow.
16. Wilensky, M. J., Turevsky, I.M. and Torochkova, T. Y. (2011), Physical Culture. 5-6-7 classes: the textbook, Education, Moscow.
17. Ed. Parshikov, A.T., Kuzin V.V. and Wilensky, M.J. (2003), Physical education: a textbook for students in grade 10 educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture", SportAkademPress, Moscow.
18. Ed. Lyah, V.I. (2011), Physical Education 10-11 class: a textbook for educational institutions, Education, Moscow.
19. Kainov, A.N. (2009), Physical Culture. 9-11 class: the organization and holding of competitions: recommendations, tests, assignments, Teacher, Volgograd.
20. Chesnokov, N.N., Kuzin, V.V. and Krasnikov A.A. (2005), Competition on the subject "Physical Culture", Physical Culture, Moscow.
21. Chesnokov, N.N. and Krasnikov A.A. (2010), Testing the theoretical and methodological knowledge in the field ofphysical culture and sports, Physical Culture, Moscow.
22. Chesnokov, N.N. and Nikitushkin, V.G. (2011), Vocational education in the field of physical culture and sports: A Textbook for higher education institutions, Physical Culture, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2015.
УДК 796.422.14
ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Олег Анатольевич Москалёв, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Елена Юрьевна Барабанкина, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУ ВГАФК)
Аннотация
В статье разработаны и описаны технологические подходы по развитию выносливости, учитывающие как педагогические, так и физиологические аспекты тренировочного процесса. Изучена степень воздействия гиповентиляционных режимов дыхания и увеличенного аэродинамического сопротивления дыханию на различные компоненты функциональной подготовленности бегунов на средние дистанции.
Ключевые слова: специальная выносливость, компоненты функциональной подготовленности, бегуны на средние дистанции, эргогенические средства.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p206-210
STUDYING OF EXTENT OF INFLUENCE OF VARIOUS ERGOGENIC MEANS ON THE COMPONENTS OF FUNCTIONAL READINESS OF THE AVERAGE
DISTANCES RUNNERS Vladimir Vasilevich Chemov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, department
chairman,
Oleg Anatolyevich Moskalev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Elena Yurievna Barabankina, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The technological approaches for the endurance development considering both pedagogical and physiological aspects of training process are developed and described in the article. Extent of influence of the hyperventilating modes of breath and the increased aerodynamic resistance to breath on various components of functional readiness of the average distances runners has been studied.
Keywords: special endurance, components of functional readiness, runners on average distances, ergogenic means.
ВВЕДЕНИЕ
Усиливающаяся конкуренция в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости, на всех уровнях от всероссийского до международного, требует от специалистов поиска новых, эффективных путей совершенствования тренировочного процесса в целом, и развития специальной выносливости, в частности [1]. Самый простой и доступный из них, путь неуклонного повышения объемов и интенсивности, в настоящее время исчерпал себя в силу ряда причин, как биологического, так и социального характера [2, 3]. Объемы и интенсивность тренировочных нагрузок, достигшие околокритических и критических величин, вошли в серьезные противоречие с возможностями организма спортсменов. Данные обстоятельства предопределяют необходимость разработки новых, более эффективных программ тренировки при комплексном совершенствовании всех основных ее составляющих.
МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исходя из вышесказанного, нами была разработана технология развития выносливости, которая основывалась на потенцировании воздействий двигательных заданий при использовании дополнительных эргогенических средств в виде увеличенного аэродинамического сопротивления дыханию и гиповентиляционных режимов дыхания.
Предлагаемая интегрированная педагогическая технология предусматривает последовательное решение задач по развитию функциональной мощности - на общеподготовительном этапе подготовительного периода, повышению функциональной мобилизации - в конце общеподготовительного и в начале специально-подготовительного этапов, а также повышению функциональной устойчивости и экономизации - в конце специально-подготовительного этапа (рисунок 1А).
Это обеспечивается соответствующим подбором тренировочных нагрузок по направленности воздействия на механизмы энергообеспечения. Предусматривается постепенное снижение доли аэробных и нарастающее увеличение доли анаэробных алак-татных и анаэробных гликолитических двигательных заданий в течение всего подготовительного периода (рис.1Б).
А
100% 80% -60% 40% 20% 0%
Б
100% 80% -60% 40% -20% 0%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
шшш
■ ФУс и Фэк
■ ФМб
■ ФМщ
■ Ан-Ал
■ Ан-Гл
■ Дэ
■ ЗД
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
недели
(ФУс и ФЭк - функциональная устойчивость и экономизация; ФМб - функциональная мобилизация; ФМщ -функциональная мощность; Ан-Ал - анаэробные алактатные; Ан-Гл-анаэробные гликолитические; Аэ - аэробные; АС - аэродинамическое сопротивление дыханию; ЗД - задержки дыхания, создающие условия гипоксии и гиперкапнии)
Рис. 1 Соотношение тренирующих воздействий (%) по направленности на различные функциональные свойства (А), соотношение традиционных тренировочных нагрузок (%) по направленности воздействия на механизмы энергообеспечения (Б), соотношение объема экспозиции (% от общего объема тренировочных нагрузок) различных эргогениче-ских средств (В) в подготовительном периоде макроцикла тренировки квалифицированных легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость
На общеподготовительном этапе повышение функциональной мощности достигается за счет использования средств развития аэробной и анаэробной мощности и емкости, а также силовых возможностей. В начале специально-подготовительного этапа основной решаемой задачей является повышение мобилизационных возможностей организма на фоне сохранения влияния на параметры функциональной мощности. Это обеспечивается за счет применения средств развития гликолитических возможностей организма. В конце специально-подготовительного этапа предусматривается развитие скоростных возможностей, быстроты и особенно повышение функциональной устойчивости и экономизации.
Экспозиции упомянутых дополнительных эргогенических воздействий при физических нагрузках постепенно увеличиваются с 10% до 25% от общего объема последних к пятой неделе подготовительного периода и далее не превышают 25% от суммарного объема тренировочной работы (рис. 1В).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для оценки разработанной нами технологии был проведен педагогический эксперимент, к котором приняли участие бегуны на средние дистанции в возрасте 18-19 лет (I
разряд), составившие экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой. Первая группа тренировалась по предложенной нами технологии на протяжении всего подготовительного периода (8 недель), вторая группа тренировалась по программе центра спортивной подготовки.
Итоги педагогического эксперимента в целом позволяют заключить, что экспериментальная технология организации тренирующих средств, дифференцированных по направленности воздействия и соответственно основным задачам каждого этапа подготовительного периода, позволяет формировать в заданной последовательности функциональные свойства и качества организма и обеспечивает более существенный рост функциональной и специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции.
А Б
1 - Бег 30 м с ходу; 2 - Бег 60 м; 3 - Бег 100 м; 4 - Бег 150 м; 5 - Бег 800 м; 6 - Бег 1500 м; 7 - Бег 2000м; 8 - Индекс выносливости для 800 м; 9 - Коэффициент выносливости для 800 м; 10 - Индекс выносливости для 1500 м; 11 - Коэффициент выносливости для 1500 м; 12 - Прыжок в длину с места; 13 - Тройной прыжок с места;14 - Бросок ядра двумя руками снизу вперед; 15 - Жим штанги лежа; 16 - Приседание со штангой; 17 - Рывок штанги; 18 - ЧСС покоя; 19 - PWC™; 20 - МПК; 21 - ЧСС мпк; 22 - КП мпк; 23 - СДМ вд.; 24 -СДМ выд.; 25 - ЖЕЛ; 26 - МВЛ; 27 - ЗД вд.; 28 - ЗД выд.
Рис. 2. Прирост показателей специальной физической и функциональной подготовленности в экспериментальной (А) и контрольной (Б) группах за весь подготовительный период (в% к исходным величинам)
На рисунке 2 представлена сравнительная динамика изучаемых показателей в контрольной и экспериментальной группах за весь подготовительный период. Из рисунка можно видеть, что суммарный прирост всех изучаемых показателей в экспериментальной группе существенно больше, чем прирост в контрольной группе.
Анализ темпов прироста всех показателей физической подготовленности отдельно по этапам педагогического эксперимента показывает следующее (рисунок 2). В экспериментальной группе прирост большинства параметров физической подготовленности был практически одинаковым как на общеподготовительном, так и на специально-подготовительном этапах подготовительного периода. Вместе с тем, ряд показателей имел более высокие темпы прироста на специально-подготовительном этапе.
В тоже время в контрольной группе рост физических кондиций имел несколько больший размер на общеподготовительном этапе подготовительного периода.
Точно такой же анализ, но уже параметров функционального состояния и функциональной подготовленности показал, что в экспериментальной группе наибольшие размеры практически всех функциональных показателей обнаружились на общеподготовительном этапе подготовительного периода.
В контрольной группе динамика показателей функциональной подготовленности была аналогичной той, что наблюдалась и в показателях физической подготовленности -прирост был несколько большим на общеподготовительном этапе.
ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что поэтапное формирование функциональных свойств в физиологически целесообразной последовательности при параллельном целенаправленном использовании дополнительных средств эргогенического действия, в виде влияний на дыхательную систему и состояние газового гомеостаза организма, усиливающих тренирующие воздействия и потенцирует тренировочный эффект, позволяет более эффективно повышать уровень специальной физической и функциональной подготовленности в подготовительном периоде и является фактором рационализации подготовки бегунов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
2. Оценка эффективности использования гиповентиляционных режимов дыхания в тренировке легкоатлетов бегунов в подготовительном периоде / В.В. Чёмов, А.Г. Камчатников, Е.П. Горбанёва, А.И. Солопов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 78-82.
3. Солопов, И.Н. Сущность и структура функциональной подготовленности спортсменов / И.Н. Солопов, А.А. Шамардин, В.В. Чёмов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 8. - С. 56-60.
REFERENCES
1. Platonov, V.N. (1997), The general theory of training of athletes in the Olympic sport, Olympic literature, Kiev.
2. Chemov, V.V., Kamchatnikov, A.G., Gorbanyova, E.P. and Solopov, A.I. (2010), "Assessment of efficiency of use of the hypoventilating modes of breath in training of athletes of runners in the preparatory period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, Vol. 65, pp. 78-82.
3. Solopov, I.N., Shamardin, A.A. and Chemov, V.V. (2010), "Essence and structure of functional readiness of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No.8, pp. 56-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2015.