СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
УДК 373
Каримов М. Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Зиянгирова А. Д. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ
РОБОТОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ, ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Выделена дидактическая составляющая изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ на занятиях по физике, информатике и математике начал робототехники.
Ключевые слова
Школьные курсы физики, информатики и математики, основы робототехники.
При выделении дидактических составляющих изучения учащимися средних общеобразовательных школ основ робототехники необходимо иметь в виду, что последняя научная и прикладная дисциплина возникла в середине двадцатого века посредством синтеза классической механики и кибернетики -предшественницы информатики [1].
Междисциплинарная связь робототехники и механики проявляется в проектировании и реализации многозвенных механизмов типа манипуляторов, а кибернетика способствует развитию робототехники на основе теории и практики интеллектуального управления, тесно связанного с достижениями дискретной математики [2].
В связи с вышеизложенным изучение старшеклассниками физических основ робототехники на занятиях по физике, информатике и математике осуществляется посредством освоения учащимися следующих учебных тем.
1. Краткая история возникновения, становления и развития робототехники от античности до современности.
2. Происхождение слова «робот» в 1920 году в фантастической пьесе чешского писателя Карела Чапека «Россумовские универсальные роботы» и продолжение выделенной тематике в цикле рассказов «Я робот» американского писателя Айзека Азимова.
3. Проектирование и реализация промышленных роботов в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах двадцатого века в США, Японии, СССР, Англии, ФРГ, Франции и Италии.
4. Автоматический манипулятор как электромеханическое устройство, предназначенное для имитации двигательных и рабочих функций рук человека, предназначенный прежде всего для работы с объектами, непосредственный контакт с которыми опасен и вреден для организма человека.
5. Робототехнический объект манипулирования как тело, перемещаемое в трехмерном пространстве автоматическим манипулятором.
6. Автоматические манипуляторы работают без участия человека и к ним относятся: автооператоры, промышленные роботы и манипуляторы с интерактивным управлением.
7. Автооператор представляет собой непрограммируемый автоматический манипулятор.
8. Промышленный робот есть автоматический манипулятор с перепрограммируемым устройством.
9. Интерактивный манипулятор - это робот, попеременно управляемый автоматически или оператором, оснащенный устройством электронной памяти для автоматического выполнения отдельных действий.
10. Роботы первого поколения работают по жесткой программе в виде механических рук и устройств,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
соединенных со станками с числовым программным управлением.
11. Роботы второго поколения адаптивно работают по гибкой программе и оснащены датчиками внешней среды и визуальными системами.
12. Роботы третьего поколения работают на основе искусственного интеллекта и способны полностью адаптироваться к условиям механической работы и промышленного производства.
13. Модель современного робота имеет следующие части: манипулятор или механическая система робота; информационная или компьютерная система; система программного управления или устройство управления роботом.
14. Рабочий орган манипулятора промышленного робота состоит из захватного устройства и механизмов, необходимых для выполнения определенных двигательных функций.
15. Информационная система робота выполняет функции внутренней диагностики, контроля и блокировок посредством сбора и обработки соответствующей информации.
Дидактический опыт изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ на аудиторных и внеаудиторных занятиях приведенных выше междисциплинарных тем физики, информатики и математики [3], лежащих в основе физических основ робототехники показывает его эффективность в повышении уровня обучения учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических основ робототехники га занятиях по физике и информатики приводит к повышению качества образования подрастающего поколения нашей страны. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
2. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Зиянгирова А.Д., 2019
УДК 37.012
Козлов М.А.
Преподаватель - организатора ОБЖ МБОУ «Ливенская СОШ №2» Красногвардейский район Белгородская область
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сегодня главнейшая задача российской системы образования и общества в целом состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений. Обществу нужны грамотные, нравственно-предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. А это молодые люди способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству и прогнозу возможных последствий принимаемых решений. Задача работников образования состоит в том, чтобы в сложившихся условиях не допустить кризиса социализации новых поколений. А это предполагает воспитание патриотов