2. Кобозева И.С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект: монография / под ред. чл.-кор. РАО, проф. Е.Г. Осовско-го; Морд. гос. пед. ин-т. Саранск, 2003. 181 с.
The forming of art and interpretation competence for a Music student
Interpretation activity is regarded as a basis of professional competence of a musician. There is given the reasoning of its forming process in the training practice. The author described the model of mastering the art and interpretation competence. Its training levels are characterized from the content and specific of teacher’s activity and clearing the sources of students’ studying motivation. All given above focuses in the characteristic of training effect of this training activity.
Key words: art interpretation of music composition, interpretation training practice, level model of forming the art and interpretation competence.
Е.В. ВИТУН, И.И. ЧЕРЕМУШНИКОВА (Оренбург)
изучение роли физической культуры в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии
Обосновывается роль физической культуры в профилактике девиантных форм поведения студентов со склонностью к агрессии. Публикуются результаты исследования уровня агрессивности, состояния физической и функциональной подготовленности студентов. Выполняются анализ результатов исследования и выводы.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая культура, физическая подготовленность, агрессивность, девиантные формы поведения, дезадаптация.
В настоящее время профессиональная подготовка является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практи-
ческой деятельности. Она представляет собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию профессионального развития будущего специалиста и управлению данным развитием. Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки и проявляется как интегральное образование, включающее знания, умения и навыки в трудовой деятельности, а также сформированность мотивов, потребностей и способностей.
Ю.Д. Железняк (1995; 2000), А.А. Бодалев (l998), В.К. Бальсевич (2000) считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физическое и духовное развитие, двигательную подготовленность как важнейшие составляющие профессионализма. Наиболее существенным проявлением физической культуры личности, по мнению Н.М. Амосова (1987; 2003), В.К. Бальсевича (1988; 2000), А.Г. Комкова (2000), С.И. Логинова (2005), является физическая активность как особая деятельность человека.
в стратегии, направленной на профилактику девиантных форм поведения со склонностью агрессии, важнейшее место занимает приобщение подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом (Комков А.Г., 2002; Сучилин А.А., 2002; Паршикова Н.В., 2004; Сергеев В.Н., 2005).
в настоящее время атмосфера вузовского обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности студента и его интеллектуальным возможностям. Зачастую именно трудности вузовского обучения формируют проблему дезадаптации и девиантных форм поведения у студентов. К сожалению, у молодежи отсутствует потребность в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Немаловажной причиной этого являются нехватка теоретических знаний по физической культуре и отсутствие направленной пропаганды. в то же время физическое воспитание способствует развитию антистрессовых реакций и психоэмоциональной устойчивости студентов.
© Витун Е.В., Черемушникова И.И. 2009
Мы провели исследование, в котором принимали участие студенты 1-го курса строительного факультета (n=25) и 4-го курса финансово-экономического факультета (n=25). Возрастные границы отбора респондентов установлены обоснованно. С одной стороны, при таком ограничении возраста в выборку попадают группы респондентов, личностные и социальные характеристики которых в большей степени соответствуют переходному адаптационному периоду обучения в вузе - студенты, только что поступившие в высшую школу; с другой стороны, это студенты 4-го курса, уже хорошо адаптированные к условиям обучения в вузе, обладающие сформированным мировоззрением, определившиеся профессиональным выбором, создающие семьи, заканчивающие теоретическое и практическое обучение на кафедре физического воспитания и прошедшие курс обучения на кафедре профилактической медицины ОГУ.
Исследование проводилось методом опроса, в форме индивидуального анкетирования. В анкете были предложены вопросы, касающиеся отношения студентов к физической культуре, мотивов физкультурно-спортивной деятельности и значения физического воспитания в целом для здоровья. При заполнении анкет допускалось несколько вариантов ответов. Для исследования уровня агрессивности у студентов мы использовали опросник американских психологов А. Басса и А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким. Авторы выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования.
Также нами использовалась «Шкала эмоциональной возбудимости», разработанная австралийским психологом V.A. Braithwaite в 1987 г., адаптированная А.А. Рукавишниковым и М.В. Соколовой. Под эмоциональной возбудимостью понимается совокупность нескольких компонентов: общая эмоциональность, гнев, робость и отсутствие контроля над эмоциями. Тестирование физического развития, уровней физической и функциональной подготовленности осуществлялось по нормативам, включенным в образовательную программу по дисциплине «Физическая культура», а именно: бег на длинную дистанцию - 2000 м; бег на короткую дистан-
цию - 100 м; прыжки в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине; приседание на одной ноге.
Результаты анализа анкет показывают, что в целом первокурсники (52%) и студенты 4-го курса (60%) положительно относятся к физической культуре и признают ее необходимость. При этом около 50% опрошенных, вне зависимости от возраста, считают занятия физкультурноспортивной деятельностью личным делом и отвергают навязывание. 4,7 % студентов 1-го курса не дали определенного ответа об отношении их к физической культуре либо ответили, что относятся к ней нейтрально. Среди студентов 4-го курса подобных ответов не было.
Главным мотивом занятий физической культурой студенты 1-го и 4-го курсов считают поддержание формы (80%), на втором месте - получение удовольствия (40%). Однако студенты 1-го курса чаще говорят о том, что занимаются физкультурноспортивной деятельностью без определенной цели, а «просто так, за компанию» (23,8% против 5% студентов 4-го курса). Студенты 4-го курса (30 %), в отличие от первокурсников (9,5%), знают, что физическая культура снимает стресс и усталость и вырабатывает психоэмоциональную устойчивость. По внутренней убежденности занимаются спортом 19% первокурсников и 35% студентов 4-го курса.
На вопрос о мерах, позволяющих повысить интерес молодежи к физкультуре и спорту, студенты ответили, что необходимо больше уделять внимания организации спортивного досуга. около половины студентов видят необходимость в изменении отношения общества к физической культуре. Треть студентов как 1-го, так и 4-го курса считают, что одной из мер, позволяющей повысить интерес молодежи к физкультуре и спорту, является реклама. Усиление информационной и просветительной работы среди студентов для повышения интереса к физкультуре и спорту отметили только 10% студентов 4-го курса и 19% - 1-го курса.
Студенты и 1-го (62%), и 4-го (80%) курсов считают, что, наряду с питанием, двигательная активность является фактором здорового образа жизни. Физическая культура повышает иммунитет, следовательно, снижает общую заболеваемость - так считают около 60% студентов. При этом только 3% студентов 4-го курса и 9,5% - 1-го курса счи-
тают физическую культуру самым главным средством в профилактике многих заболеваний. К сожалению, около 10% ответили, что физкультура и спорт особо не влияют на профилактику заболеваемости.
Регулярно занимаются спортом только 30% студентов (несколько раз в неделю), от случая к случаю - 20% (4-й курс) и 9,5% респондентов с 1-го курса. Ограничиваются занятиями по физическому воспитанию в вузе 43% первокурсников, 25% студентов 4-го курса. К сожалению, ежедневно занимаются только 5% четверокурсников.
В нашем исследовании прослеживается тенденция к ухудшению здоровья молодежи. К основной медицинской группе относятся 75% студентов 4-го курса и лишь 28,5% - 1-го курса. Многие имеют хронические заболевания.
После анализа показателей по нормативам были получены следующие результаты:
- бег на длинную дистанцию - 11,40 мин (1-й курс) и 10,47 (4-й курс);
- бег на короткую дистанцию (100 м, сек) - 16,6 (1-й курс) и 12,81 (4-й курс);
- прыжки в длину с места (см) - 173 (1-й курс) и 165 (4-й курс);
- приседание на одной ноге - 12 (1-й курс) и 15 (4-й курс);
- подтягивание на перекладине - в среднем 7,3 (1-й курс) и 8,76 (4-й курс);
- поднимание туловища из положения лежа на спине - 31,4 (1-й курс) 52 (4-й курс).
Анализ уровня агрессивности показал, что средний индекс агрессивности в группе первокурсников составляет 54,73 балла, у студентов 4-го курса - чуть выше 55,36. Индекс враждебности также незначительно отличался: 47,39 балла у студентов 1-го курса, 42,17 -у четвертого курса. В интерпретации результатов обследований по опроснику А. Басса и А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого) полученные данные означают средний уровень агрессии. Высокие показатели агрессивности были отмечены у 12% первокурсников и у 4% четверокурсников. Однако у студентов 1-го курса превалирует оппозиционная манера в поведении - от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Для них более характерна агрессия с использованием физической силы против другого лица. У студентов 4-го курса чаще выражена вербальная агрессия с выражением негативных чувств в словесной форме (ссора, крик, визг). Высокий уровень негативизма, т.е. скрытой враж-
дебности, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий, наблюдался у 29,4% студентов 1-го курса, 17,6% - у студентов 4-го курса.
Кроме того, у первокурсников чаще диагностируется раздражение в виде готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость). Обида, проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то или «всем миром» с явным преобладанием отмечались у студентов 1-го курса. Подозрительность больше выявлена у студентов 4-го курса (30%) - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
По «Шкале эмоциональной возбудимости» средняя итоговая сумма баллов у студентов 1-го и 4-го курсов одинаковая -47 баллов, что диагностирует тенденцию к высокой эмоциональной возбудимости и эмоциональной реактивности. При этом низкий уровень контроля над эмоциями отмечался у 12% первокурсников и 4% студентов 4-го курса.
Сравнительный анализ полученных данных физической подготовленности студентов и уровня девиантных отклонений, а именно агрессивности, позволяет сделать следующие выводы. При высоких показателях индексов агрессивности и враждебности (более 80) отмечался умеренный или низкий уровень физической подготовленности (студенты не справлялись с нормативами физической подготовки). Кроме того, у студентов с высокими показателями индекса агрессивности имеются хронические заболевания либо они болеют ОРЗ в течение года более 3 раз. Большая часть из них относится к специальной медицинской группе. Соответственно у студентов с низкими показателями индексов агрессивности и враждебности (менее 30) отмечался высокий уровень физической подготовленности. Данные студенты редко болеют ОРЗ, относятся к основной медицинской группе.
Таким образом, данное исследование показало тенденцию к высокой эмоциональной возбудимости и средний уровень агрессии в обеих исследованных группах, что, несомненно, требует коррекции в лаборатории психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики ОГУ. Проведенное исследование подтверждает, что физическая культура является одним из ведущих компонен-
тов формирования здоровья студентов и профилактики девиантных отклонений. На данном этапе необходимо максимальное вовлечение студентов в активную физкультурноспортивную деятельность по освоению ценностей физического воспитания, а также совершенствование форм и направленности пропаганды физической культуры и спорта.
Данное исследование было проведено в рамках реализации междисциплинарной программы «Совершенствование системы профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения), коррекции вузовской дезадаптации и сохранения здоровья студенческой молодежи на 2007 - 2012 гг.», которая утверждена в мае 2007 г. Эффективность программы будет оцениваться, исходя из показателей результативности профилактических и коррекционных мероприятий по обеспечению психического, психологического и физического здоровья студентов гоУ ОГУ на всех этапах вузовской подготовки, повышения качества жизни. ожидаются улучшение качества жизни и повышение успеваемости студентов ОГУ за счет активизации процессов адаптации в вузе, развития стрес-соустойчивости личности в период промежуточных сессий; своевременного предупреждения возможных нарушений психологического здоровья; профилактики табакокурения, наркомании и других зависимостей, пропаганды здорового образа жизни.
Подводя итог всему изложенному выше, мы считаем необходимым подчеркнуть, что учеба в вузе - это напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным и приносил желаемые результаты, его следует правильно организовать: сохранять физическое здоровье; овладевать программой формирования здорового жизненного стиля; поддерживать оптимальный психологический настрой, правильно распределять время и планировать свою работу; правильно питаться и многое-многое другое.
литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 216 с.
2. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. 208 с.
3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Сов. спорт, 2004.
4. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике М.: ООО «Нейрософт», 2008. 216 с.
5. Прохоров А.О. Методика диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕРСЭ, 2004. 176 с.
Studying the role of sport in the precautions of deviant and aggressive behaviour
There is regarded the role of sport in the precautions of deviant and aggressive behaviour of students. The results of aggressive level research and physical and functional state research are published. The analysis of research results and conclusions is being done.
Key words: professional training, sport, physical readiness, aggression, deviant behaviour, misadaptation.
Е.В. ГЕТМАНСКАЯ (Москва)
двойная функция эвристического метода обучения
Представлен анализ эвристических процедур в широкой методической и дидактической трактовке. Эвристический метод обладает двойной функцией, которая реализует его как поисковый метод и как константное свойство процесса обретения новых знаний. Двоякое обоснование метода, во-первых, трансформирует его в категорию метаметодическую, а, во-вторых, существенно изменяет известные до сих пор границы его практического применения.
Ключевые слова: эвристика, генезис, метаметодика, продуктивный метод, индукция, познавательная константа.
На сегодняшний день школа достаточно оснащена «ребрами жесткости» предметных методик. Но для того чтобы пред-
© Гетманская Е.В., 2009