процесса / В.Ф. Базарный. - Сергиев Посад : [б.и.], 1995. - 32 с.
3. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (истоки, подходы к профилактике) / В.Ф. Базарный. - Сергиев Посад : [б.и.], 1995. - 42 с.
4. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры .2002. - № 3. - С. 2-4.
5. Баранов, А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах : руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.
6. Вельтищев, Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1. - С. 5-9.
7. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова [и др.] // Природа. Общество. Человек : вестник Южно-рос. отделения междунар. акад. наук высш. шк. - Краснодар, 1996. - № 1 (4). - С. 22 - 24.
8. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка : психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -144 с. : ил.
9. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Антропова, Т. Бородкина, Л. Кузнецова [и др.] // Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С. 171-174.
10. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада / авт.-сост. М.Н. Клюева. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 79 с. - (Корригирующая гимнастика).
11. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А.Г. Ильин, В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал.
- 2005. - № 2. - С. 4-7.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Дмитрий Николаевич Давиденко, доктор биологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, (СПбГПУ), Павел Сергеевич Горулёв, доктор педагогических наук, профессор, Башкирский институт физической культуры, (БИФК), г. Уфа
Сергей Викторович Скляров, преподаватель,
Белгородский государственный университет, (БелГУ),
Владимир Германович Соколов, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный техническийуниверситет,(МарГТУ)
г. Йошкар-Ола,
Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга реализации в университетах гуманитарного и технического профиля учебной дисциплины «Физическая культура», проведённого по показателям материально-технической оснащённости кафедр, уровня физической подготовленности, состояния соматического здоровья студентов различных курсов обучения и их отношения к ценностям физической культуры.
Ключевые слова: студент, физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура личности, физическая подготовленность, соматическое здоровье, мотивация, ценности физической культуры.
MONITORING OF REALIZATION OF THE HIGH SCHOOL SUBJECT MATTER
"PHYSICAL TRAINING”
Dmitry Nikolaevich Davidenko, Dr.Sci.Biol., the professor,
St.-Petersburg state polytechnical university,
Paul Sergeevich Gorulyov, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
The Bashkir institute of physical training,
Ufa
Sergey Viktorovich Sklyarov, the teacher,
Belgorod state university,
Vladimir Germanovich Sokolov, the candidate of pedagogical sciences, the professor,
Mari state technical university,
Ioshkar Ola,
Vladimir Sergeevich Stepanov, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
Vladimir Anatolevich Chistjakov, doctors of pedagogical sciences, the professor Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg
Abstract
In article results of monitoring of realization at universities of a humanitarian and technical structure of a subject matter the "Physical training", lead on parameters of material equipment of faculties, a level of physical readiness, a condition of somatic health of students of various curriculums and their relations to values of physical training are presented.
Keywords: the student, physical sports activity, physical training of the person, physical readiness, somatic health, motivation, values of physical training.
В гуманитарных и технических высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь частью общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации. Совершенно очевидно, решение задач, поставленных перед учебной дисциплиной «Физическая культура», возможно лишь при качественной реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гОс ВПО).
Целью исследования явился мониторинг реализации дисциплины «Физическая культура», организация и результаты, которой представлены ниже.
При организации мониторинга реализации дисциплины «Физическая культура» исходили из того, что он должен быть комплексным и охватывать наиболее важные аспекты организации образовательного процесса по учебной дисциплине вузовских кафедр физкультурного воспитания с анализом результатов оценки у студентов уровня сформированности физической культуры. Кроме того, в результате мониторинга должны быть сформулированы пути повышения эффективности образовательного процесса по физкультурному образованию студентов. При таком подходе сочли необходимым проанализировать: 1) показатели, характеризующие особенности организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура» в от-
дельных вузах России; 2) показатели, демонстрирующие уровень сформированности физической культуры студентов в процессе обучения; 3) возможные изменения в организации образовательного процесса путём внедрения новых педагогических технологий.
Для оценки организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» была составлены анкета, по которой осуществлялось анкетирование заведующих кафедрой физической культуры 30-ти высших учебных заведений гуманитарного и технического профиля.
Оценка сформированности физической культуры студентов осуществлялась по: 1) показателям физической, функциональной подготовленности и уровню потенциала соматического здоровья; 2) анализу отношения студентов к ценностям физической культуры; 3) оценке знаний теоретического и методико-практического разделов учебной программы, рекомендованной Министерством образования РФ.
В эксперименте по оценке физической, функциональной подготовленности и уровня потенциала соматического здоровья принимали участие более двух тысяч студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ). Марийского государственного технического университета (МарГТУ), Башкирского института физической культуры, а также более двухсот студентов Алек-сеевского филиала Белгородского государственного университета (БелГУ).
Оценку физической подготовленности студентов осуществляли по результатам выполнения обязательных тестов, рекомендованных программой: 1) бег на 100 м, 2) бег на 3000 м для юношей и на 2000 м для девушек, 3) подтягивание на перекладине для юношей и подъём туловища из положения «лёжа на спине» в положение «сидя» для девушек, 4) общей оценке выполнения перечисленных выше тестов. Оценка функциональной подготовленности и уровня потенциала соматического здоровья осуществлялась по: уровню артериального систолического давления, частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, жизненной ёмкости лёгких, времени восстановления частоты сердечных сокращений после выполнения дозированной физической нагрузки и уровню соматического здоровья (по Г.Л. Апанасенко). Для изучения динамики изучаемых показателей в образовательном процессе было проведено тестирование одних и тех же студентов на 1 и 2 курсах обучения.
Для определения потребностно-мотивационной сферы студентов в сфере физической культуры, поиска путей повышения эффективности физкультурного образования было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие более одной тысячи студентов 1, 2 и 3 курсов обучения.
Объём выполнения учебной программы по данным анкетирования студентов (эти данные более объективны, так как заведующие кафедрами приукрашивают состояние учебного процесса) в вузах различен. Прохождение курса дисциплины «Физическая культура» в СПбГПУ, как и в подавляющем большинстве высших учебных заведений России, ограничивается двумя, а на некоторых факультетах - тремя годами (от 272 до 340 часов). В МарГТУ дисциплина «Физическая культура» представлена на 4-х курсах (408 часов) и дополнительно - факультативно на 3-ем и 4-ом курсах (136 часов), а в БелГУ - на первых 3-х курсах обучения (408 часов) и дополняется элективным курсом «Оздоровительная физическая культура» (68 часов).
Как показали данные проведённого эксперимента, средний обобщённый показатель физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов обучения всех вузов относительно одинаков и составляет по 5-балльной шкале у юношей 3,34 балла и соответственно 3,08 баллов у девушек. Уровень соматического здоровья, оцениваемый по 18-балльной шкале, составляет около 6-ти баллов и характеризуется как «средний» и «ниже среднего». Некоторая положительная динамика роста уровня соматического здоровья к окончанию 2 курса не позволяет достигнуть «безопасного уровня» (12 баллов и более), обеспечивающего адаптационную возможность организма без риска возникновения заболеваний.
Уровень формирования физической культуры студента в образовательном процессе вуза проявляется и в отношении студентов к ценностям физической культуры и уровню развития их собственной (личностной) физической культуры. По данным анкетирования все принявшие участие в исследовании студенты по времени, затрачиваемому на занятия физической культурой, условно могут быть разделены на четыре группы:
Первая группа - студенты, не проявляющие физкультурно-спортивную активность, имеющие затраты времени на занятия физической культурой не более 0,5 ч. в неделю. Таких оказалось 14% опрошенных студентов.
Вторая группа - студенты с низкой физкультурно-спортивной активностью, затраты времени которых не превышают 6 ч. в неделю. Это составило около 60% студентов.
Третья группа - студенты с оптимальной физкультурно-спортивной активностью, затраты времени которых составляют 6-7 ч. в неделю. Таких оказалось 16% среди опрошенных студентов.
Четвёртая группа - студенты с относительно высокой физкультурноспортивной активностью, занимающиеся в неделю 8 и более часов. Это составило около 9% опрошенных студентов.
Если спроецировать данные группы по курсам обучения, то картина представляется таким образом: доля студентов, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью не более 0,5 часа в неделю, к 3-ему курсу возрастает соответственно с 9% на 1-ом курсе и достигает 30% опрошенных студентов. Уменьшается от первого к третьему курсу и доля студентов, занимающихся физической культурой не более 6 часов в неделю: соответственно с 64 до 53% студентов. К 3-ему курсу уменьшается число студентов с оптимальной физкультурно-спортивной активностью, затраты времени которых составляют 6-7 часов в неделю: на 1-ом курсе - 18 %, к 3-ему курсу -9% опрошенных студентов.
При анализе ответов студентов на вопрос о достаточности двигательного режима для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья 59% опрошенных студентов на этот вопрос ответили удовлетворительно; 24% затруднились ответить; 16% готовы признать недостаточным собственный двигательный режим. В отрицательной оценке собственного двигательного режима в структуре жизнедеятельности студентов и его влияния на сохранение здоровья в большей мере прослеживается динамика по курсам: 13% первокурсников, 18% второкурсников и 20% третьекурсников считают недостаточным свой двигательный режим. Это свидетельствует о том, что студенты старших курсов более критичны в оценке содержательных аспектов собственной жизнедеятельности.
Если посмотреть систематичность занятий физической культурой студентов по половому признаку, то картина представляется таким образом: к спортсменам себя отнесли около 8% девушек и 22% юношей; к физкультурникам - соответственно 62% девушек и 49% юношей; не занимаются физической культурой и спортом 30% девушек и 28% юношей. Таким образом, во-первых, девушки в меньшей степени заинтересованы в активной физкультурно-спортивной деятельности по сравнению с юношами; во-вторых, около 1/3 студентов (девушек и юношей) не занимаются физическими упражнениями.
Анализ данных по курсам позволяет сделать вывод о том, что чем старше курсом становится студент, тем менее систематическими становятся его занятия физической культурой и спортом. Об этом говорят данные: к спортсменам себя отнесли 16% первокурсников, 19% второкурсников и 13% студентов третьего курса; к физкультурникам соответственно - 59% первокурсников, 53% второкурсников и 46,8% третьекурсников. Бросается в глаза рост доли студентов, не занимающихся физической культурой и спортом: на первом курсе - 25%; на втором курсе - 27%; на третьем курсе -40% опрошенных студентов.
Анализ полученных данных показывает, что на уровень физкультурноспортивной активности студентов существенно влияют следующие факторы: желание студентов повысить свою физическую подготовленность (54% студентов); необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру (46%); необходимость получения зачета по дисциплине «Физическая культура» (25%); возможность снять усталость, повысить работоспособность (22%); воспитать волю, характер (15%).
По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность определяются состоянием материальноспортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного процесса, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы. Препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности такие внутренние факторы, как: недостаток времени, отсутствие потребности в физкультурно-спортивной деятельности, вредные привычки (алкоголь, курение, лень и т.п.), состояние здоровья и др.
Для повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности следует рассмотреть приоритетность выбора форм занятий физическими упражнениями в вузе. Значительный интерес студенты проявляют к секционным занятиям по избранному виду спорта - 39% опрошенных студентов.
Второй по значимости формой физической активности выступают прогулки, игры, плавание - 30% студентов. Часть студентов считает для себя наиболее приемлемой формой занятия в клубах по физкультурно-спортивным интересам - 18%. Определенное число студентов хотели бы использовать для физкультурно-спортивной деятельности самостоятельную форму занятий - 15% студентов.
Если рассмотреть формы физической активности студентов по курсам, то у первокурсников на первом месте - секционные занятия по избранному виду спорта (38%), а затем уже прогулки, игры, плавание (27% опрошенных студентов); второкурсники, как оказалось, еще в большей мере заинтересованы в секционных занятиях по избранному виду спорта (47%), а затем - прогулки, игры, плавание (25%); 42% опрошенных третьекурсников, в первую очередь, свою физкультурно-спортивную деятельность хотели бы проявить сначала в играх, плавании, прогулках, а затем уже на занятиях в секциях по избранному виду спорта.
Принципиальные статистически значимые отличия в показателях физического состояния студентов и их мотивационно-ценностных ориентаций в зависимости от курса обучения, особенностей факультета и спортивной специализации не обнаружены.
Полученные данные и имеющийся опыт авторов дают основание серьёзно предполагать, что освоение дисциплины «Физическая культура» осуществляется зачастую только через проведение учебно-тренировочных занятий без должного лекционного (теоретического) курса и проведения методико-практических занятий; в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» проводится только семестровая аттестация студентов по практическому разделу учебной программы; кафедры физического воспитания не располагают в необходимой мере учебно-тренировочной и материально-технической базой для качественного проведения учебных и дополнительных, а также для внеучебных занятий; учебные группы зачастую переполнены, что исключает возможность индивидуализации учебных занятий. Эти особенности в организации учебного процесса не создают должную основу для получения студентами общего (неспециального) физкультурного образования и эффективного формирования личной физической культуры студентов. Уровень теоретических знаний студентов недостаточен для организации ими самостоятельных занятий по физической культуре, обеспечивающих жизненно необходимый двигательный режим.
При такой постановке учебного процесса профессорско-преподавательский состав кафедр не способен обеспечить образование студентам в сфере физической культуры, как это определено ГОС ВПО, а могут лишь в некоторой степени обеспечивать
физическую подготовку студентов.
Выявлены основные причины, препятствующие эффективному формированию физической культуры студентов в образовательном процессе:
- преобладание в методике преподавания дисциплины «Физическая культура» воздействия на двигательную сферу человека в ущерб теоретической и методикопрактической составляющих;
- не выполнение в полной мере учебной программы по физической культуре;
- слабая материально-техническая база кафедр физической культуры для качественного проведения учебных занятий;
- слабое использование в учебном процессе новых информационных технологий обучения;
- отсутствие в фонде библиотеки достаточного количества учебников и учебных пособий, рекомендованные Минобразования РФ по дисциплине «Физическая культура»
Нами апробированы и могут быть рекомендованы пути повышения эффективности формирования физической культуры студентов в образовательном процессе вуза:
- прохождение в полном объёме теоретического и методико-практического разделов вузовской программы по физической культуре, рекомендованной Министерством образования РФ, с использованием новых информационных технологий, активных методов и средств общения и взаимодействия со студентами;
- проведение итоговой аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура»;
- расширение теоретического и контрольного разделов программы по теме «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья». Особое внимание при этом следует уделять значению средств физической культуры для профилактики аутопатогении - саморазрушающему поведению (наркомании, алкоголизма, курения и т.д.);
- организация самостоятельного изучения студентами во внеучебное время теоретического раздела программы путем использования компьютерных учебников;
- проведение в полном объёме методико-практического раздела учебной программы по овладению студентами современных методов оздоровления организма и повышению биосоциальных резервов адаптации человека;
- организация обратной связи «студент-преподаватель» при решении проблемных ситуаций самостоятельно с использованием электронной почты, индивидуальных консультаций, обеспечение необходимыми теоретическими и методикопрактическими материалами, совместного решения познавательных задач и др.
Вполне очевидно, что использование предложенных путей организации образовательного процесса вуза по дисциплине «Физическая культура» способствует формированию и развитию собственной физической культуры студента, освоению её ценностного потенциала, обеспечению студентами важнейшими аспектами знаний о жизнедеятельности человека, потенциале его здоровья, принципов здорового образа жизни и овладению практическими навыками и умениями по физическому совершенствованию личности в течение всей жизни. В этой связи заслуживает внимание опыт кафедры Алексеевского филиала БелГУ по внедрению элективного курса «Оздоровительная физическая культура» на экономическом и юридическом факультетах. Курс оказался весьма эффективным в овладении студентами компетенций в сфере культуры здоровья человека.
В заключение отметим, что положительные перемены в жизни нашего общества должны повлечь за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в образовании и культуре, в том числе и физкультурном образовании студенческой молодёжи.