Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
шилась. «Количество мусора в околоземном пространстве столь велико, что это создает реальную опасность для работающих там автоматических станций. В ближайшем будущем сложности будут нарастать как снежный ком», - полагает старший научный сотрудник НИИ астрономии РАН Александр Багров. Основания для этого у него весьма серьезные.
И хотя вероятность вывода из строя орбитальных спутников космическим мусором все еще крайне мала, неприятные инциденты уже были, в том числе с пассажирскими космическими кораблями и орбитальными станциями. В 1983 году экипаж печально знаменитого шаттла Challenger обнаружил на лобовом стекле своего корабля небольшой след от соударения с посторонним предметом. Кратер был всего 2,5 мм в глубину и столько же в ширину, но заставил сильно поволноваться инженеров NASA. После приземления корабля специалисты тщательно осмотрели повреждения и пришли к выводу, что причиной соударения стала микрочастичка краски, отслоившаяся от какого-то другого космического аппарата. Пострадала от космического мусора и советская орбитальная станция «Салют-7», поверхность которой была буквально испещрена микроскопическими кратерами от соударения с частицами мусора. Чтобы предотвратить возможность подобных инцидентов в дальнейшем, стан-
ция «Мир» и пришедшая ей на смену МКС были оснащены экранами, защищавшими обитаемые модули от соударений с мелким мусором.
Таким образом, специалисты, занимающиеся разработкой и эксплуатацией космических аппаратов, должны знать о происхождении космического мусора, его влиянии на космический аппарат и уметь принимать необходимые меры по защите КА.
Библиографические ссылки
1. Космический мусор [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9A%D0%BE% D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D1 %81%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 17.04.2014).
2. Вокруг Земли растёт «мусорный пояс» [Электронный ресурс]. URL: http://nat-geo.ru/article/4472-vokrug-zemli-rast-t-musornyiy-poyas/ (дата обращения: 17.04.2014).
3. Над Сибирью столкнулись российский и американский спутники [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2009/02/12/collision/ (дата обращения: 19.04.2014).
© Садонин Н. Е., Сушкевич Н. В., 2014
УДК 371
Н. С. Сенюшкин
Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа
ИЗУЧЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЕ - ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ В ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предложен подход к интеграции школьного и вузовского образования, а так же повышения качества профессиональной ориентации молодежи, путем изучения в школе робототехники, как квинтенсеции естественнонаучных и прикладных дисциплин основных дисциплин.
Сложность современной техники и промышленного оборудования создает особые требования к подготовки специалистов. Однако в данный момент в России наблюдается падения престижа инженерного образования и как следствие нехватка молодых квалифицированных инженерных кадров, что может стать фактором, что приведет к снижению скорости экономического роста государства, темпах прироста ВВП и т. п. Ведущую роль в появлении такой ситуации играет масс-медиа и отсутствие технических клубов для школьников. В последнее время наметился рост спортивных секций, он безусловно повышает качество молодежного контингента, но не решает проблему не желанием выпускников школ идти в инженеры.
Форма проведения школьных занятий, которая привычна и удобна учителям (требует минимальной подготовки), такая как классический урок-лекция редко бывает, интересна и увлекательна, особенно по сложным предметам типа физики, математики и информатики, что безусловно снижает ее эффективность.
Очевидно, что привлечение школьников к занятиям должно проходить путем поощрения, а значит тут самый востребованный метод - увлечь! Предлагаемый нами путь - изучение робототехники, интересен тем, что находясь на пересечении различных дисциплин, включает в себя все самое интересное, а главное наглядное, от каждой из них. А самое главное - занятия робототехникой позволяют раскрыть творческий потенциал школьников, развить талант, научиться работать в команде над собственным реальным проектом, результат которого можно проверить в деле в обозримой перспективе.
Организуя изучения робототехники в школе, технический вуз в рамках клубной работы с потенциальными абитуриентами повышает их лояльность и свою привлекательность для них. Школьники заранее входят в рабочий контакт с вузом и узнают его изнутри, повышая свое доверие к нему. При необходимости реализуемый университетом курс может быть адаптирован для профильной подготовки учащихся в классах физико-математического и информационно- технологического профилей, также он может быть
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
интегрирован в основную школьную программу, экономя аудиторную нагрузку на учащихся. В неполном объёме курс может быть использован также при изучении информатики и технологии в непрофильных классах. Предметом изучения являются принципы и методы разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе микроконтроллера с открытым языком программиро-
вания, а так же конструирование механических платформ для робота.
Реализуя выше сказанное, можно в течении школьного курса полностью интегрировать школьника в вуз и обеспечить его безболезненный и бесступенчатый переход на следующий уровень образования.
© Сенюшкин Н. С., 2014
УДК 004:378.147
А. В. Сузгаев Научный руководитель - Л. Д. Вовк Аэрокосмический колледж Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОЙ БИБЛИОТЕКИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Современная библиотека ХХ1 века - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей в локальном и удаленном режимах, предоставляющий широкий комплекс услуг по использованию электронных информационных ресурсов.
Современная молодежь легко осваивает новые информационные технологии, воспринимает все новое без особых психологических барьеров. Это новое «Интернет-поколение» со своими ценностями, моделями поведения и ориентации в мире информации. Меняется отношение юношества к информации в целом, и в том числе и к книге. Электронная культура (Интернет, телевидение, мультимедиа) активно вошли в нашу жизнь, и в жизнь молодого поколения. Удовольствие молодые люди получают не столько от чтения электронных книг, сколько от компьютерных игр, общения и развлечения в Интернете. В то же время электронная культура позволяет расширить доступ к любой литературе, увеличить читательскую аудиторию.
Сегодняшние студенты-читатели университетских библиотек - те, кто появился на свет в 1990-х, - представляют первую в истории человечества генерацию, которая не освоила информационные технологии, а родилась и выросла рядом с компьютерами и Интернетом и поэтому относится к ним не как к чему-то новому и революционному, а как к естественной части бытия и культурной среды. Молодежь общается в социальных сетях, создает блоги, пользуется скайпом, читает электронные книги. Молодые люди гораздо лучше воспринимают аудиовизуальную информацию и традиционному линейному тексту предпочитают гипертекст. Благодаря Интернету они привыкли получать информацию немедленно. Они также привыкли к параллельно идущим процессам общения и поиска. Выход в Интернет был доступен им большую часть жизни, если не всю жизнь, а виртуальная реальность для них так же важна, как реальный мир.
XXI век - век компьютерных технологий, а одним из главных ресурсов, которым мы постоянно пользуемся, является информация. С каждым днем ее объе-
мы растут, а это значит, что и место для хранения информации должно увеличиваться. Именно таким «информационным хранилищем» сегодня является Интернет. Нынче многие даже уверены, что бумажные носители информации уступят место электронным. Но ведь с появлением кино в начала ХХ века театральное искусство не погибло. Так почему же книга должна уступить место компьютеру? Перед молодежью стоит дилемма: что выбрать книгу или компьютер в качестве средства получения информации. Интернет, конечно, намного удобнее, чем книги. Если в энциклопедии нужно искать главу, открывать страницу, то в интернете тебе сразу выдается нужная ссылка. Тут уже все зависит от личных качеств человека - эстеты будут тратить больше времени, но искать все в книгах, практичные же люди поступят в точности наоборот. Многие считают, что никогда не заменят обычные книги электронными, так как им нравится ощущать запах книги, держать ее в руках, видеть, если можно так выразиться, типографскую верстку. Электронные книги никогда не передадут тех чувств, они их притупляют, что ли. Для большинства компьютер является, прежде всего, средством для Современная библиотека ХХ1 века - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей в локальном и удаленном режимах, предоставляющий широкий комплекс услуг по использованию электронных информационных ресурсов печати и выходом в сеть интернет. С этой точки зрения, компьютер - полезная вещь, и конечно же, книги и компьютер могут сосуществовать дополняя друг друга.
Информационные технологии позволяют сделать процесс чтения более привлекательным. Современная библиотека должна и может использовать возможности электронной культуры в продвижении чтения.