Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 341.229
В. В. Сафронов, Е. А. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР
Десятки тысяч лет человек, глядя на ночное небо, мечтал о полете к звездам. Мифы и легенды многих народов мира полны рассказов о путешествиях на Луну, к Солнцу и звездам. Сейчас пилотируемые космические корабли и космические станции стали для нас уже почти обыденным явлением. Исследование космоса, бесспорно, существенный и необходимый этап прогресса человеческой цивилизации, но это повлекло за собой и все отрицательные стороны техногенной деятельности человека. В атомный век были засорены огромные пространства Земли, на очистку которых требуются многомиллиардные затраты. Теперь оказалось засоренным и околоземное пространство, очистить которое куда более сложно и дорого.
Впервые о масштабном загрязнении космоса ученые заговорили в 1980-х, когда концентрация мусора на орбите Земли достигла такой плотности, что баллистикам требовалось хорошенько поработать, чтобы безопасно разместить среди него тот или иной спутник. В последнее десятилетие ситуация только ухудшилась. Количество мусора в околоземном пространстве столь велико, что это создает реальную опасность для работающих там автоматических станций. «В ближайшем будущем сложности будут нарастать как снежный ком», - полагает старший научный сотрудник НИИ астрономии РАН Александр Багров. Основания для этого у него весьма серьезные [1].
Во-первых, от космического мусора страдают, объекты, находящиеся на орбите. «Службы наземного наблюдения иногда фиксируют столкновения частиц космического мусора друг с другом, из-за чего их количество множится в геометрической прогрессии, - рассказывает председатель комиссии по проблемам космического мусора РАН, заместитель директора Института прикладной математики им. Келдыша Эфраим Аким. - Мелкие фракции представляют не меньшую опасность, чем крупные. Только представьте крупнокалиберную пулю, движущуюся со скоростью 8-10 км/с. При попадании подобной частицы в действующий космический аппарат сила соударения просто чудовищная. Ни один корабль не выдержит такого столкновения. Если же соударение произошло, облако обломков на орбите расползется по всем направлениям всего за пару недель, угрожая уничтожить и других соседей» [1].
В 1983 г. экипаж знаменитого шаттла Challenger обнаружил на лобовом стекле своего корабля небольшой след от соударения с посторонним предметом. Кратер был всего 2,5 мм в глубину и столько же в ширину, но заставил сильно поволноваться инженеров NASA. Пострадала от космического мусора и советская орбитальная станция «Салют-7», поверхность которой была буквально испещрена маленькими кратерами от соударения с частицами мусора. Чтобы предотвратить возможность подобных инцидентов в дальнейшем, станция «Мир» и пришедшая ей на смену МКС были оснащены экранами, защищавшими обитаемые модули от соударений с мелким мусором. Впрочем, и это не помогло.
Между тем, космический мусор падает на головы землян в прямо смысле слова. В 1978 году таежные области на севере Канады пострадали от падения советского спутника «Космос-594». Годом позже обломки американской космической станции 8ку1аЪ рассыпались над пустынными районами Австралии. Всем памятна ситуация и со станцией «Мир», затопленной в Тихом океане. Над Алтайским краем пролегают траектории полета ракет, запускаемых с Байконура, и именно сюда валятся обломки первых ступеней с остатками высокотоксичного топлива [2]. Но что же представляет собой космический мусор? Откуда он берется? Это кто же здесь сорит?
По оценкам наших специалистов, в настоящее время в космосе находится более 10 тысяч летательных аппаратов и спутников Земли, при этом функционируют из них только 6 %. Космические аппараты выходят из строя с завидной регулярностью, а в результате плотность космического мусора на орбите ежегодно увеличивается на 4 %. В настоящее время вокруг нашей планеты вращается около 70150 тысяч объектов размером от 1 до 10 см, частиц же менее 1 см в диаметре - миллионы. Как же очистить орбиту от космического мусора?
Единственное, что пока могут предложить ученые, - тщательное картографирование космической свалки. Но и здесь все не так просто. Только у России и США есть необходимое оборудование. Было бы неплохо создать международную систему слежения, объединить каталоги объектов, разработать общую систему предупреждений о рисках столкновений, только в этом случае можно реально обезопасить полеты, чтобы на космических дорогах не было аварий, необходимо выработать международные правила космического движения.
«Предотвращением дальнейшего загрязнения космического пространства занимаются несколько международных комиссий, в том числе под эгидой ООН, - рассказывает ученый секретарь Совета по космосу РАН Александр Алферов. - Правда, они сталкиваются с неповоротливостью ряда агентств, предпочитающих все очень тщательно взвесить, прежде чем идти на сотрудничество. Дело в том, что многие спутники принадлежат военным ведомствам и полную информацию о них получить весьма сложно. Нельзя сбрасывать со счетов и коммерческую
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
сторону вопроса». С другой стороны коммерсантам это на руку. Космос постепенно превращается в зону вложения капитала, а коммерсантов всегда интересовали вопросы страхования рисков и возмещения потерь в результате тех или иных экстренных ситуациях. Без выработки единых правовых норм достичь этого не удастся. К примеру, кто должен отвечать, если старый безжизненный спутник или разгонный блок ракеты, запущенной одним государством, протаранит автоматическую станцию, принадлежащую другой стране? Пока на этот вопрос ответа нет, хотя подобные прецеденты уже имели место. И хотя частные космические компании делают только первые шаги, сам факт их появления на свет подтолкнул к выработке единых международных правил. В настоящее время интенсивно вырабатываются новые требования к космической технике, определяются зоны работы спутников и оговариваются методики захоронения выработавших свой срок аппаратов [3].
Пока одним из первых достижений в деле борьбы с космическим мусором стала выработка новых международных стандартов в отношении искусственных спутников Земли. Теперь на их борту должны присутствовать резервные запасы топлива, чтобы по истечении срока работы увести аппараты в специально отведенные районы околоземных орбит или направить к Земле. Желательно также оснащать
спутники дополнительными системами управления, способными в случае поражения аппарата частицами мусора уводить его с рабочих орбит. Предполагается, что «кладбища спутников» будут располагаться на 200-300 км выше зоны геостационарных орбит. Конечно внедрение новаций идет очень медленно, ведь это требует больших затрат, но обойтись без этого уже не возможно, и все это понимают [3].
Еще один шаг - внесение в международные правила использования космоса требования оснащать разгонные блоки ракет системами слива топлива, так как из-за остаточного топлива происходят взрывы, превращающее ступени в «шрапнель» мелких осколков. Будем надеяться, что правительство и аэрокосмические корпорации обязательно предпримут все возможные меры для решения этой проблемы.
Библиографические ссылки
1. Лукашук И. И. Международное право. Т. 2. М, 1997.
2. Вокруг света (электронная версия). 2002. № 1 (2736). URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/169/
3. Популярная механика (электронная версия). 2006. № 7 (45). URL: http://www.popmech.ru/article/ 479-kosmicheskiy-musor/
© Сафронов В. В., Соколова Е. А., 2010
УДК 669.713.7
В. В. Сафронов, Н. Р. Филатов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Правовой режим космического пространства - важный элемент поддержания международного мира и безопасности.
Международная безопасность по всеобщему признанию имеет несколько измерений: военно-политическое, экономическое, экологическое, гуманитарное и др.
Цели обеспечения всеобщей безопасности не могут быть достигнуты без включения в эту сферу международных отношений, морских пространств, воздушного пространства над открытым морем и космического пространства.
Как отмечено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 55/32 от 20 ноября 2000 г., все государства обязаны соблюдать положения Устава ООН, касающиеся угрозы силой или ее применения, в международных отношениях, в том числе в своей космической деятельности.
Являясь одним из основных принципов международного права, принцип неприменения силы или угрозы силой в равной мере применим к любой сфере международной деятельности государств. Ко всем областям их взаимоотношений. Это справедливо и в отношении космической деятельности, которая, согласно Договору по космосу 1967 г., должна осуществляться «в соответствии с международным правом. Включая Устав ООН в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания».
Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 55/32 от 20 ноября 2000 г. призывает все государства, в частности те, которые обладают крупным космическим потенциалом, активно содействовать достижению цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и воздерживаться от действий, противоречащих этой цели и существующим международным договорам, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества.
Существует тесная взаимосвязь между неприменением военной силы в международных отношениях и разоружением. Поэтому главным направлением предотвращения использования военной силы в космосе и из космоса является недопущением его