Научная статья на тему 'Информационные технологии учебной библиотеки в самостоятельной работе студента'

Информационные технологии учебной библиотеки в самостоятельной работе студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сузгаев А. В., Вовк Л. Д.

С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Современная библиотека ХХI века это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей в локальном и удаленном режимах, предоставляющий широкий комплекс услуг по использованию электронных информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии учебной библиотеки в самостоятельной работе студента»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

интегрирован в основную школьную программу, экономя аудиторную нагрузку на учащихся. В неполном объёме курс может быть использован также при изучении информатики и технологии в непрофильных классах. Предметом изучения являются принципы и методы разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе микроконтроллера с открытым языком программиро-

вания, а так же конструирование механических платформ для робота.

Реализуя выше сказанное, можно в течении школьного курса полностью интегрировать школьника в вуз и обеспечить его безболезненный и бесступенчатый переход на следующий уровень образования.

© Сенюшкин Н. С., 2014

УДК 004:378.147

А. В. Сузгаев Научный руководитель - Л. Д. Вовк Аэрокосмический колледж Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОЙ БИБЛИОТЕКИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Современная библиотека ХХ1 века - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей в локальном и удаленном режимах, предоставляющий широкий комплекс услуг по использованию электронных информационных ресурсов.

Современная молодежь легко осваивает новые информационные технологии, воспринимает все новое без особых психологических барьеров. Это новое «Интернет-поколение» со своими ценностями, моделями поведения и ориентации в мире информации. Меняется отношение юношества к информации в целом, и в том числе и к книге. Электронная культура (Интернет, телевидение, мультимедиа) активно вошли в нашу жизнь, и в жизнь молодого поколения. Удовольствие молодые люди получают не столько от чтения электронных книг, сколько от компьютерных игр, общения и развлечения в Интернете. В то же время электронная культура позволяет расширить доступ к любой литературе, увеличить читательскую аудиторию.

Сегодняшние студенты-читатели университетских библиотек - те, кто появился на свет в 1990-х, - представляют первую в истории человечества генерацию, которая не освоила информационные технологии, а родилась и выросла рядом с компьютерами и Интернетом и поэтому относится к ним не как к чему-то новому и революционному, а как к естественной части бытия и культурной среды. Молодежь общается в социальных сетях, создает блоги, пользуется скайпом, читает электронные книги. Молодые люди гораздо лучше воспринимают аудиовизуальную информацию и традиционному линейному тексту предпочитают гипертекст. Благодаря Интернету они привыкли получать информацию немедленно. Они также привыкли к параллельно идущим процессам общения и поиска. Выход в Интернет был доступен им большую часть жизни, если не всю жизнь, а виртуальная реальность для них так же важна, как реальный мир.

XXI век - век компьютерных технологий, а одним из главных ресурсов, которым мы постоянно пользуемся, является информация. С каждым днем ее объе-

мы растут, а это значит, что и место для хранения информации должно увеличиваться. Именно таким «информационным хранилищем» сегодня является Интернет. Нынче многие даже уверены, что бумажные носители информации уступят место электронным. Но ведь с появлением кино в начала ХХ века театральное искусство не погибло. Так почему же книга должна уступить место компьютеру? Перед молодежью стоит дилемма: что выбрать книгу или компьютер в качестве средства получения информации. Интернет, конечно, намного удобнее, чем книги. Если в энциклопедии нужно искать главу, открывать страницу, то в интернете тебе сразу выдается нужная ссылка. Тут уже все зависит от личных качеств человека - эстеты будут тратить больше времени, но искать все в книгах, практичные же люди поступят в точности наоборот. Многие считают, что никогда не заменят обычные книги электронными, так как им нравится ощущать запах книги, держать ее в руках, видеть, если можно так выразиться, типографскую верстку. Электронные книги никогда не передадут тех чувств, они их притупляют, что ли. Для большинства компьютер является, прежде всего, средством для Современная библиотека ХХ1 века - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей в локальном и удаленном режимах, предоставляющий широкий комплекс услуг по использованию электронных информационных ресурсов печати и выходом в сеть интернет. С этой точки зрения, компьютер - полезная вещь, и конечно же, книги и компьютер могут сосуществовать дополняя друг друга.

Информационные технологии позволяют сделать процесс чтения более привлекательным. Современная библиотека должна и может использовать возможности электронной культуры в продвижении чтения.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Современные молодые люди не испытывают, как их родители, робости перед академической библиотекой, они считают, что библиотека - это одна из сервисных организаций, призванная обслуживать свой университет: помогать в учении, научных исследованиях и поиске нужной информации. Отношение современной молодёжи к библиотеке очень конкретно. Как все современные клиенты, молодые люди весьма чувствительны к качеству услуг и имеют высокий уровень ожиданий. Современные студенты привыкли и хотят получать информацию и услуги немедленно, причём 24 часа в сутки. И здесь Интернет является хорошим союзником: так как библиотека не можем работать круглосуточно, но зато может предложить многие услуги в сети. Современный студент воспринимает информацию прежде всего визуально. Поэтому важно, чтобы библиотечные ресурсы включали больше мультимедийных источников информации. Хотелось также, чтобы рядом с библиографическими описаниями библиотекари размещали в каталоге изображения обложек книг. Использование компьютерных каналов связи для обслуживания читателей становится нормой в библиотеках, а отсутствие такого сервиса все чаще вызывает недоумение. Современная библиотека ХХ1 века - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей в локальном и удаленном режимах, предоставляющий широкий комплекс услуг по использованию электронных информационных ресурсов; но, в то же время, современная библиотека ХХ1 века - это центр работы с книгой и продвижения чтения, центр общения

и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.

Роль и значение библиотеки в организации учебного процесса очень велики. Библиотека оказывает большую помощь в самостоятельной работе студенту, помогая найти необходимую ему литературу, ознакомиться с нею, глубоко осознать и осмыслить изученное, сопоставить несколько источников по одному предмету. Это способствует формированию самостоятельного мышления, собственной оценки духовных ценностей студента. Каждый студент имеет свои выраженные информационные потребности, которые зависят от его интеллектуального потенциала, степени заинтересованности в учебной деятельности и его личных интересов.

Библиографические ссылки

1. Берестова Т. Ф. Информационное пространство библиотеки : науч.-метод. пособие. М. : Либерея-Бибинформ, 2012. 240 с.

2. Грамаков Д. А. Информационные ресурсы и услуги университетских электронных библиотек и Web-сайтов // Образовательные технологии. 2011. № 3. С. 74-85.

3. Электронная библиотека и современное образование: ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-28 сентября 2012 г., Красноярск / сост. : В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко / ред. Е. Г. Кривоносова. Красноярск : СФУ, 2013. 184 с.

© Сузгаев А. В., 2014

УДК 651.5, 004.6

А. С. Шурыгин Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА КАФЕДРЫ

Рассмотрены задачи автоматизации документооборота в организации, выполнен анализ используемых для этого информационных систем. Выделена система «1С: Предприятие», как наиболее подходящая для организации документооборота кафедры.

Документы являются одним из предметов труда или результатом управленческого труда, а процедуры работы с документами являются неотъемлемыми элементами технологии управления. В системе организационного управления используются различные формы представления и использования информации, но преобладающее значение имеет документальная форма. Документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В социальном плане любой документ одновременно выполняет несколько функций, среди которых наиболее важные это: информационная функция - любой документ создается для сохранения информации; коммуникативная функция - документ выступает в качестве средств связи между отдельными элементами общественной

структуры и ее представителями; управленческая функция - документ является инструментом управления (управленческие документы). Для того, чтобы документы выполняли свои функции, должно быть организовано их движение или документооборот.

Документооборот - это технологическая схема движения документов по пунктам их переработки (подразделения, должностные лица) для выполнения необходимых операций, направленных на решения определенных задач (преобразования информации) с момента получения или создания документа до завершения исполнения и отправки адресатам или сдачи на хранение [1].

Документооборот любой кафедры высшего учебного заведения является одним из наиболее трудоемких процессов, требующий значительных трудовых и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.