3. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика : учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
4. Зеньковский, В. В. Психология детства. Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 347 с.
5. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.
6. Макаренко, А. С. Очерк работы полтавской колонии им. Горького // А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания / Сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илатдинова. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007.
- Ч. 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. - С. 165-173.
7. Ситаров, В. А., Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М.: Академия, 2000. - 216 с.
8. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа // Сухомлинский В. А. Избранные пед. соч.: в 3 т. / Сост. О.С. Богдановский, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 383 с.
9. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы // Сухомлинский В.А. Избранные пед. соч.: в 3 т. / Сост. О.С. Богдановский, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 3. - С. 7-394.
10. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. 5-е изд. - Киев: Радянска школа, 1974. - 288 с.
11. Учительская газета. - 1986. - 18 октября ; Учительская газета. - 1987. - 17 октября ; Учительская газета. - 1988. - 18 октября.
12. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 69-78.
Literature
1. Amonashvili, S. A. In a school with six years // Pedagogical search / I.N. Bazhenov. - Moscow, 1987.
2. Bezrukova, V. S. All of today’s lesson in school: problems and solutions. - Moscow, 2006. Book 3 : Health-saving lesson. - 175 p.
3. Bordovskaya, N. V., Rean, A. A. Pedagogy. Textbook for high schools. - St. Petersburg, 2000. - 304 p.
4. Fedorov, N. F. The philosophy of the common cause // Russian cosmism: An Anthology of philosophical thought. - Moscow, 1993.
5. Likhachev, B. T. Pedagogy. Course lectures. - Moscow, 1998. - 464 p.
6. Makarenko, A. S. Sketch of work of Poltava colony named after Gorky // A.S. Makarenko. School of life, labor, education. Textbook on the history, theory and practice of education / A.A. Frolov, E.Y. Ilatdinova. - N.Novgorod, 2007. Part 1. Business and personal letters, articles 1921-1928.
7. Sitarov, V. A., Maralov, V. G. Pedagogy and psychology of non-violence in the educational process.
- Moscow, 2000. - 216 p.
8. Sukhomlinsky, V. A. Heart is given to children. 5-th edition. - Kiev, 1974. - 288 p.
9. Sukhomlinsky, V. A. Pavlyshskaya school / Sukhomlinsky V.A. Selected pedagogical works : in 3 vol. / O.S. Bogdanovsky, V.Z. Smal, A.I. Sukhomlinsky. - Moscow, 1980. - Vol. 2. - 383 p.
10. Sukhomlinsky, V.A. Conversation with the young director ofthe school / Sukhomlinsky V.A. Selected pedagogical works : in 3 vol. / O.S. Bogdanovsky, V.Z. Smal, A.I. Sukhomlinsky. - Moscow, 1981. - Vol. 3.
11. Uchitelskaja gazeta (Teacher’s Newspaper). - 1986. - 18 October ; Uchitelskaja gazeta (Teacher’s Newspaper). - 1987. - 17 October ; Uchitelskaja gazeta (Teacher’s Newspaper). - 1988. - 18 October.
12. Zenkovsky, V. V. Psychology of childhood. - Ekaterinburg, 1995. - 347 p.
УДК 811.1 В.Н. Яковлева*
Изучение проблемы мотивации самостоятельной учебной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку
Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный консультант - заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.Я. Слепов.
В статье анализируется проблема развития мотивации самостоятельной учебной деятельности курсантов в процессе обучения иностранным языкам в военном вузе, подводятся итоги опытноэкспериментального исследования данной проблемы.
Ключевые слова: мотивация; самостоятельная учебная деятельность; готовность курсантов к самостоятельной учебной деятельности; коммуникативные, познавательные и профессиональные мотивы.
* Яковлева, Валентина Николаевна, заведующая кафедрой иностранных языков Саратовского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ. Тел. 8-452-26-41-03.
* V.N. Yakovleva, Chief of the Department of Foreign Languages of the Saratov Military Institute for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior, a candidate of pedagogical sciences, an associate professor, an honorary worker of the R.F Higher School.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Педагогика
V.N. Yakovleva.* Studying the problem of motivation of cadets’ independent activities in the process of foreign language learning
The work is presented by the Department of Military Pedagogics and Psychology of the St.-Petersburg Military Institute for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior. The scientific adviser is an honored worker of the RF Science, a doctor of pedagogical sciences, Professor VJ. Slepov.
The article deals with the problem of motivation development of cadets’ independent activities in the process of foreign language learning at a higher military school. The organization of independent activities of students and cadets has been analyzed and the results of the author’s scientific research of the given problem have been grounded.
Keywords: motivation; independent learning; cadets’ preparedness to the independent learning; communicative, perceiving and professional motives.
Система обучения в вузе представляет собой взаимосвязанный комплекс функционально соотнесенных компонентов, одним из которых является самостоятельная работа обучаемых.
Начнем с определения сущности самостоятельной работы как вида учебной деятельности, сформулированной И.А. Зимней в русле психологической теории учебной деятельности.
В деятельностном отношении «самостоятельная работа - это [учебная деятельность,] организуемая самим обучающимся в силу его внутренних познавательных мотивов, ... контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе. системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники)» [1].
Организация самостоятельной учебной деятельности поднимает целый ряд вопросов, связанных с готовностью к ней обучающихся (студентов/курсантов) как субъектов этой деятельности. Первый вопрос - умеют ли обучающиеся в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный.
Так, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять [2]. Даже при некотором усилии самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения. Следовательно, констатируют авторы, у студентов не сформирована психологическая готовность к самостоятельной работе, они не знают общих правил ее самоорганизации, не умеют реализовать предполагаемые ею действия. Кроме того, у большинства студентов недостаточно высок познавательный интерес как к целому ряду учебных дисциплин, так и к учебе в вузе вообще. Результаты исследований показывают, что у 77% первокурсников и 12,8% второкурсников отсутствует положительное (заинтересованное) отношение к учебе [3].
Здесь возникает второй вопрос: можно ли сформировать готовность, а затем и способность обучающегося к самостоятельной учебной деятельности? По мнению И.А. Зимней, ответ на этот вопрос утвердителен, но неоднозначен. Во-первых, «формирование этой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности. Во-вторых, эта способность эффективно и как бы самопроизвольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией.» [4]. Поэтому, проблема формирования у обучающихся способности к самостоятельной учебной деятельности перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации, воспитания интереса к процессу учения.
В последние годы появился ряд работ, посвященных изучению мотивов деятельности обучающихся. Особый интерес представляют исследования мотивационной сферы учебной деятельности курсантов вузов ВВ МВД России (В.И. Киселев, В.Я. Макашов и др.). Самостоятельная работа - сложный и трудоемкий вид учебной деятельности, и курсантам надо иметь достаточно сильные и устойчивые мотивы, чтобы систематически успешно выполнять учебные задания. Такими мотивами, как было установлено в ходе проведенных исследований, являются общесоциальные, военно-профессиональные, познавательные мотивы и мотивы самоутверждения. Именно эта группа мотивов побуждает курсантов систематически и активно работать над выполнением заданий, формирует у них потребность к накоплению и обновлению своих знаний [5].
Вопросы изучения и развития мотивации курсантов к изучению иностранного языка находились в центре внимания нашего исследования проблемы управления самостоятельной учебной деятельностью обучающихся в военном вузе.
Учитывая тесную взаимосвязь и взаимозависимость процесса формирования способности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности от уровня развития положительной учебной мотивации курсантов, мы проанализировали отношение курсантов-первокурсников к учебе в вузе и к дисциплине «Иностранный язык». Оно выявлялось в ходе анкетирования обучающихся на 1-м курсе в течение ряда лет (всего было опрошено около 800 человек). Анкетирование показало, что на их выбор учебы в высшем военном учебном заведении повлияли определенные социальные факторы.
На первом месте среди них стоит влияние семьи (отметили более 40% курсантов 1-го курса); друзей и молодежной среды (около 30%); воздействие средств массовой информации, государственных и общественных организаций (школы, представителей военкомата, спортивных обществ и др. - около 20%); другие факторы (около 10%).
Среди ответов на вопрос анкеты - «Почему Вы вообще решили учиться?» на первое место курсанты поставили довод - «Хочу стать профессионалом в выбранной специальности» (около 40% респондентов); второе место занял довод «Хочу получить полные и глубокие знания» (более 30%); третье место поделили доводы «Это мой долг» (около 10%) и «Хочу быть полезным обществу» (около 10%). На другие доводы пришлось менее 5% ответов респондентов. Если сравнить ответы курсантов в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 гг., то их приоритеты практически не изменились, что свидетельствует об устойчивости тенденции в намерениях выпускников средних школ получить высшее образование и приобрести нужную себе и обществу профессию.
Из всех изучаемых в военном институте учебных дисциплин особый интерес у курсантов-первокурсников вызывали (на момент анкетирования): тактика (40% респондентов), огневая подготовка (35% респондентов), физическая подготовка (25% респондентов). Среди дисциплин, которые не вызывали у курсантов 1-го курса интереса, «лидируют»: римское право (22% респондентов), математика (14% респондентов), воинские уставы (12% респондентов). К сожалению, лишь 14% курсантов считают, что все учебные дисциплины интересны, что свидетельствует о недостатках в работе научно-педагогического состава и командиров курсантских подразделений по формированию положительной мотивации курсантов 1-го курса к учебе в военном вузе.
Проведенное анкетирование и беседы с курсантами 1-го курса показывают, что среди них нет явных противников иностранного языка. Практически все отмечают, что иностранный язык им нравится и его престиж в современном обществе постоянно растет. Курсанты признают, что каждый культурный и образованный человек должен знать иностранный язык, что его изучение расширяет общий кругозор, обогащает знаниями о странах изучаемого языка, что процесс овладения иностранным языком помогает воспитать волю, характер, настойчивость, целеустремленность, развивать память, мышление, познавательные интересы обучающихся. Курсанты-первокурсники уверены в том, что изучение иностранного языка в вузе поможет восполнить их пробелы в школьных знаниях и восстановить забытое. 68% опрошенных считают возможным овладеть иностранным языком в процессе обучения в вузе, а 32% не знают насколько это реально. Что касается самооценки способностей к изучению иностранного языка, то около 60% курсантов были уверены или почти уверены в том, что они у них есть; 25% не уверены в этом, а около 15% опрошенных констатировали отсутствие у них иноязычных способностей.
Определяя для себя цели изучения иностранного языка в вузе, курсанты-первокурсники в качестве самой важной задачи называли овладение умением говорить на изучаемом языке и понимать звучащую иноязычную речь, прежде всего, носителей языка. Чтение в профессиональных целях занимало у них третье место по значимости, а умение в профессионально ориентированном письме
- четвертое. Самым трудным из видов иноязычной речевой деятельности, по мнению курсантов, является говорение (речевое общение), а из аспектов языка - грамматика. На втором месте по трудности в изучении иностранного языка стоят аудирование (понимание речи на слух) и лексика.
Анализ анкет (около 800 курсантов) показал, что самообразованием по иностранному языку во время учебы в школе занимались не более 5% опрошенных. В большинстве своем молодые люди, поступившие в военный вуз, имеют поверхностное представление о «мире иностранного языка» (об истории, политике, культуре, образе жизни в странах изучаемого языка). Немногие смогли назвать произведения выдающихся английских и американских писателей, ведущие газеты и журналы США и Великобритании.
Наше исследование показало, что говорить о готовности первокурсников к активной самостоятельной учебной деятельности по иностранному языку преждевременно. Поступающие в военный вуз не обладают в достаточной степени умениями, необходимыми для успешной самостоятельной учебной деятельности. По данным нашего исследования более 40% курсантов 1го курса отметили, что «не умеют самостоятельно учиться»; 53% курсантов не проявляют устойчивого интереса к изучению иностранного языка и лишь 26% из них уверены в том, что знания иностранного языка будут необходимы им в будущей профессиональной деятельности.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Педагогика
Изучение мотивационной структуры личности курсантов-первокурсников показало, что на начальном этапе обучения в вузе у курсантов доминируют мотивы, связанные с их новым социальным статусом - статусом «курсанта военного вуза». Курсанты стремятся понять специфику обучения в высшем военном учебном заведении, хотят занять определенное социальное положение в учебном взводе, получить на занятиях хорошую оценку, заслужить похвалу от преподавателя.
Мотивы, побуждающие курсантов 1-го курса к изучению иностранного языка, различны: от коммуникативных (выражающихся в потребности к иноязычному общению) до познавательных (вызванных желанием больше узнать о стране изучаемого языка, ее истории, культуре, социальнополитическом устройстве и т.д.) и, наконец, профессиональных (связанных с осознанием места и роли иностранного языка в подготовке и профессиональной деятельности военного специалиста). Наше исследование показало, что курсантам 1-го курса в большей степени свойственны коммуникативные мотивы овладения языком как новым средством общения. Значительно слабее у них развиты познавательные и профессиональные мотивы.
Наблюдения за обучаемыми на занятиях и во внеаудиторное время позволили сделать вывод о том, что курсантами движут такие внутренние мотивы, как любознательность, интерес к новому учебному предмету, познавательная потребность. Поэтому важной задачей в процессе обучения в вузе являются поддержание и развитие внутренней мотивации курсантов к изучению иностранного языка, а также целенаправленное и последовательное формирование познавательных и профессиональных мотивов их учебной деятельности. При этом необходимо постоянно помнить о главной цели обучения на любом уровне - цели развития личности обучающегося, его творческих способностей, обогащения новым социальным опытом.
Основными путями формирования и развития у курсантов положительной мотивации к самостоятельной учебной деятельности в процессе обучения в военном вузе, по нашему мнению, являются: повышение уровня их социальной зрелости; профессиональная направленность обучения в вузе; оптимизация управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов; создание на всех видах занятий положительного климата и педагогических ситуаций успеха, способствующих проявлению курсантами инициативы и творчества в учебной деятельности.
Список литературы
1. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психология высшей школы. - Минск, 1981.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.
- С. 332, 336.
3. Киселев, В. И. Методика исследования мотивации учебной деятельности курсантов // Формирование профессиональной мотивации у курсантов и студентов : материалы межвузовской научно-практической конференции. - Саратов, СВКИ ВВ МВД РФ, 1998. - С. 3-7.
4. Макашов, В. Я. Самостоятельная учебная деятельность курсантов как комплексная междисциплинарная проблема : доклады Академии военных наук. - 2004. - № 11. - Саратов: СВИ ВВ МВД РФ. - С. 71-80.
5. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студента. - М., 1994.
Literature
1. Dyachenko, M. I., Kandybovich, L. A. Psychology of higher school. - Minsk, 1981.
2. Kiselev, V. I. Methods of research of motivation of students’ learning // Forming professional motivation of students and cadets; Materials of the Intercollegiate conference. - Saratov: Saratov military institute for the internal troops of RF Ministry of the Interior, 1998. - P. 3-7.
3. Makashov, B. Y. Cadets’ independent learning as a complex interdisciplinary problem // Reports of the Academy of military sciences. - 2004. - № 11. - Saratov: Saratov military institute for the internal troops of RF Ministry of the Interior. - P. 71-80.
4. Yakunin, V. A. Psychology of a student’s learning. - Moscow, 1994.
5. Zimnyaya, I. A. Pedagogical psychology. - Rostov-on-Don, 1997. - P. 332, 336.