Literature
1. Arlamov, A. A. The problems of modern pedagogic science and philosophy (Notes of pedagogue-metodolog) // Questions of philosophy. — 2008. — № 1. — P. 163-168.
2. Babkin, Y. A. Training of formations, units of the Internal Troops of the Interior of Russia for combat service missions / / The perspectives of the Internal Troops’ development of the Interior of Russia for 2011-2020: Scientific and practical conference. — Moscow, 2010. — P. 4-12.
3. Slobodchikov, V. A. Innovations in education: basis (foundation) and sense. URL: http:// www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html (10.05.2010).
УДК 378.026.7 : 811.1 B.H. Яковлева*
Система организационно-методического обеспечения
самостоятельной учебной деятельности курсантов
вузов ВВ МВД России в процессе обучения иностранному языку
В статье анализируется система организационно-методического обеспечения самостоятельной учебной деятельности курсантов в процессе обучения иностранным языкам в военном вузе, подводятся итоги опытно-экспериментального исследования данной проблемы.
Ключевые слова: педагогическое управление; самостоятельная учебная деятельность; организационное и методическое обеспечение процесса обучения; инновационные технологии обучения иностранным языкам; реализация междисциплинарных связей в обучении иностранным языкам.
V.N. Yakovleva*. System of organizational-methodological provision of cadets' independent learning activities in the foreign language instruction at Higher military schools for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior. The article is concerned with the analysis of the system of the organizational-methodological provision of cadets’ independent activities in the process of foreign language instruction at a higher military school. The results of the author’s scientific research of the given problem have been grounded.
Keywords: pedagogical management; independent learning activities; organizational and methodological provision of the study process; innovation technologies of foreign language teaching: implementation of interdisciplinary connections in foreign language instruction.
Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов в высших военных учебных заведениях является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике современного профессионального образования. Очевидно, что без надежной, устойчивой и динамичной системы управления процессом обучения в военном вузе невозможно подготовить офицера-профессионала, готового выполнять свой воинский долг, умеющего творчески подходить к решению служебно-боевых задач. В полной мере это относится и к обучению курсантов иностранному языку.
Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов предусматривает его оптимальное организационно-методическое обеспечение. При этом преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы курсантов, учитывая её формы, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, продумывая собственную роль в этом процессе.
Для развития у курсантов мотивации к самостоятельной работе нужны современные, научно обоснованные учебные и методические пособия как средства, с помощью которых курсант может выстроить индивидуальную траекторию самообучения в процессе самостоятельной деятельности [1]. Задача преподавателя — дать представление о комплексе педагогических средств, их возможностях и целевом назначении (не подменяя указанием литературных источников для выполнения конкретного задания), о принципах выбора с учетом индивидуальных особенностей. T олько владея подобной информацией, курсант получает возможность сознательно и целенаправленно отобрать доступные средства, «выстроить» их в той последовательности, которая будет способствовать наиболее эффективному выполнению задания.
Взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся осуществляется с помощью средств обучения — носителей учебной информации. К ним относится слово, слайд, запись на меловой доске, кино- и видеофильм, классический и электронный учебник, учебное пособие и др. Их функции разнообразны. В средствах обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения. Обучающийся по отношению к средствам обучения рассматривается как субъект учебной
* Яковлева, Валентина Николаевна, заведующая кафедрой иностранных языков. Саратовский военный институт внутренних войск МВД России. Кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 410023, г. Саратов, ул. Московская, 158. Тел. 8 (452) 26-41-03
* Yakovleva, Valentina Nikolayevna, chief of the department of foreign languages. Saratov military institute of the Interior Ministry of Russia. Ph.D., associate professor, Honored worker of higher school of Russia. Address: Russia, 410 023, Saratov, Moskovskaya str., 158. Tel. 8 (452) 26-41-03.
Статья поступила в редакцию 4 мая 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
деятельности. Вместе с тем в руках преподавателя средства обучения выступают как инструменты презентации содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
Появление в последнее время средств обучения, ориентированных на использование персональных компьютеров, существенно усилило возможность управления учением, создало предпосылки для адаптивного обучения. В этой связи следует заметить, что идеальным вариантом системы обучения считается тот, который обеспечивает управление учением на основе знания о реальном состоянии обучающихся в любой момент времени. Современные информационные технологии (СИТ) могут, в принципе, реализовать такой вариант обучения.
Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения за счет стимуляции наибольшего количества органов чувств обучаемого, использования разнообразных форм и методов работы, способствует формированию у обучаемых навыков самостоятельной работы с учебной информацией, которых в других (традиционных) условиях обучения сформировать невозможно.
Сложность процесса использования СИТ в обучении будущих офицеров заключается в умении преподавателя поставить дидактическую задачу, т.е. задачу на изучение содержания определенного объема. Затем, учитывая закономерности процесса учения, спроектировать, разработать и реализовать дидактическую систему (систему форм, методов и средств обучения) для достижения требуемого качества обучения.
По мнению специалистов [2], формирование компьютеризированной среды вуза должно строиться на основе всестороннего учета и анализа целого ряда факторов:
— объективных потребностей компьютеризации обучения; международного опыта и опыта отечественных вузов в этой области;
— моделей абитуриента и выпускника вуза;
— психологических особенностей преподавательского состава;
— психологии обучаемых;
— достигнутого уровня организации учебного процесса;
— состояния материально-технической базы вуза;
— уровня компьютерной грамотности преподавателей и обучаемых;
— уровня развития методики и педагогического мастерства преподавателей;
— степени взаимодействия кафедр и уровня развития междисциплинарных связей;
— уровня разработанности теории и методики обучения на основе СИТ.
Поскольку обучение иностранному языку в военном вузе имеет профессиональную направленность на специальность будущего военного специалиста, решать проблему организационнометодического обеспечения самостоятельной учебной деятельности курсантов нужно на междисциплинарной основе.
Одним из направлений нашего исследования стало совершенствование организационнометодического обеспечения самостоятельной учебной деятельности курсантов в обучении иностранному языку, построенной на междисциплинарной основе. Оно было заблаговременно разработано автором исследования и включало в себя систему приемов, методов и средств обучения, удовлетворяющих принципам профессиональной направленности обучения иностранным языкам в вузе, реализации междисциплинарных связей в преподавании иностранного языка, самостоятельности и активности курсантов в процессе обучения.
Содержание обучения иностранному языку было представлено в серии авторских учебных пособий для I—[II этапов обучения иностранному языку в неязыковом (военном) вузе. К учебным пособиям были разработаны методические указания для преподавателей, различные вспомогательные средства управления самостоятельной работой курсантов (компьютерные обучающие программы, алгоритмы, тесты, современные средства аудиовизуальной наглядности, разнообразный дидактический материал и т.д.).
Поскольку основными целями всех современных технологий обучения иностранному языку являются обучение иноязычному общению с помощью общения и приобщение обучаемых к иноязычной культуре, одним из ведущих требований, предъявляемых к содержанию обучения, становится аутентичность. Это требование предполагает активное включение в процесс обучения подлинных, оригинальных материалов, знакомящих обучаемых со страной изучаемого языка, историей и культурой ее народа, с реалиями современной жизни.
Аутентичные средства становятся источником познавательной активности обучаемых, если на занятии создаются проблемные ситуации, требующие от обучаемых самостоятельного решения мыслительных задач. Особое значение в неязыковом (военном) вузе приобретают ситуации профессионального иноязычного общения, моделируемые в обучении всем видам речевой деятельности. К ним прежде всего относятся ситуации, возникающие во время работы с литературой по специальности. Например, ситуации ознакомления с новинками литературы, подбора материала для курсовой работы, написания реферата и т. д. Это могут также быть ситуации делового общения с зарубежными коллегами. Например, проведение дискуссий, пресс-конференций, «круглых столов» на профессиональные темы. Обязательным компонентом таких ситуаций является проблемная задача, которую курсанту необходимо решить самостоятельно.
На начальном этапе опытно-экспериментального обучения проблемная задача указывалась в ситуации либо была сформулирована преподавателем, который мог продемонстрировать курсантам
образец её решения. На втором этапе эксперимента проблемная задача, сформулированная преподавателем, должна была самостоятельно решаться курсантами. На завершающем этапе обучаемые, ознакомившись с содержанием ситуации, сами формулировали проблему, искали способы ее решения и доказательства правильности. Этому способствовали аутентичные средства в комплексе с традиционными средствами обучения (учебником, словарями, справочниками), а также, если необходимо, помощь преподавателя в виде краткой информации (инструкции) по работе над решением проблемы.
Таким образом, аутентичные средства в сочетания с активными приемами и методами работы над ними придавали процессу обучения иностранному языку творческий характер, делая его подлинно развивающим.
Методическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности курсантов потребовало решения проблемы рационального отбора методов обучения, установления оптимальной взаимосвязи между ними на разных уровнях усвоения и самостоятельности обучаемых.
По данным многочисленных исследований, для активизации самостоятельной учебной деятельности обучающихся иностранному языку наиболее оптимальным является сочетание следующих активных методов обучения: программированного обучения, проблемного обучения, методов интерактивного (коммуникативного) обучения.
Каждый из методов имеет свой инструментарий действий, выражающий сущность метода и очерчивающий границы его влияния как средства управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов. В программированном обучении это дозированный шаг программы, алгоритм; в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы; в интерактивном обучении — учебные дискуссии, ролевые и деловые игры, разыгрывание ролей в процессе коллективного решения учебных задач.
В целях управления процессом обучения иностранному языку, учебно-познавательной деятельностью курсантов данные методы в нашем экспериментальном исследовании применялись в системе, с учетом уровня сформированности у обучаемых основных функций управления своей учебной деятельностью.
Для эффективного управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов необходимо было разработать цикл организационных форм обучения иностранному языку, направленных на овладение курсантами умениями и навыками учебно-познавательной деятельности.
Данный цикл занятий состоял из шести компонентов, на каждом из которых большое внимание уделялось самостоятельной работе курсантов.
Занятие 1 (введение учебной информации) было посвящено работе над новой темой (ознакомлением с грамматическим и лексическим материалом, работой над текстом для изучающего чтения). В ходе работы над новым материалом разбивались интеллектуальные навыки курсантов, их умения работать с учебной и справочной литературой и т.д.
Занятие 2 (тренировка в общении) было нацелено на развитие языковых и речевых навыков курсантов, формирование их умений работать с денотатными картами, опорными схемами, речевыми образцами, программированными пособиями, компьютерными программами.
Занятие 3 (практика в общении) посвящалось развитию навыков профессионально ориентированного иноязычного общения, на котором курсанты самостоятельно составляли монологические и диалогические высказывания по изучаемой теме, активно используя при этом разнообразные средства аудиовизуальной наглядности.
Занятие 4 (факультативное) проводилось с целью совершенствования навыков профессионально ориентированного чтения, аудирования, устного и письменного речевого общения на аутентичных материалах, связанных с профессиональной деятельностью будущих военных специалистов. На факультативных занятиях использовался современный учебно-методический комплекс «Campaign. English for the Military» издательства «Macmillan», а также периодические издания на английском языке по военной тематике.
Консультация являлась пятым компонентом цикла занятий и проводилась преподавателем, как для отдельных курсантов, так и для всей группы с целью оказания помощи курсантам в сложных вопросах, а также в целях подготовки к заключительному занятию цикла.
Занятие 6 (междисциплинарное, обзорное) было посвящено решению междисциплинарных задач разного уровня и проводилось в форме ролевой (деловой) игры, учебной дискуссии, работы над групповым проектом и т.д. Данное занятие являлось логическим завершением цикла организационных форм обучения, после которого цикл повторялся, но уже при изучении новой темы.
Особо следует остановиться на проблеме разработки и использования междисциплинарных задач-заданий в цикле занятий и в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в вузе.
Нами были разработаны внутри- и междисциплинарные задания четырех уровней для курса обучения иностранному языку в военном вузе.
Задания I уровня составили отдельные внутритемные задания, при выполнении которых актуализировались междисциплинарные связи изучаемого материала с фоновыми знаниями обучающихся по данной теме. Например, задания по анализу интернациональных слов и военных терминов, встретившихся в новом тексте.
К заданиям II уровня были отнесены междисциплинарные задания внутри изучаемой темы, в процессе выполнения которых курсантами использовались проработанные тексты, опорные конспекты, денотатные
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
карты, речевые образцы, а также их знания по профилирующей дисциплине, например, задание по подготовке профессионально ориентированных диалогов (допрос военнопленного, опрос местного жителя).
Задания III уровня включали междисциплинарные задания по нескольким проработанным темам, при подготовке которых курсанты должны были использовать материал из родственных или профилирующих дисциплин. Например, проанализировать графические документы, принятые в вооруженных силах РФ и страны изучаемого языка.
Задания IV уровня составлялись по запросам профилирующих кафедр с использованием аутентичных источников иноязычной информации. К данной категории междисциплинарных заданий мы также отнесли итоговые (обзорные) занятия по нескольким разделам (темам) курса иностранного языка. Выполнение таких заданий требовало от курсантов глубоких знаний профилирующей учебной дисциплины и развитых умений в иноязычной речевой деятельности. Например, проведение деловой игры, учебной дискуссии, полемики на профессиональные темы, подготовка реферата, специальный перевод юридических и штабных документов по заданиям специальных кафедр и т.д.
Специфика работы над междисциплинарными заданиями разных уровней и дифференцированной степени сложности отражалась в методических разработках для преподавателей, методических указаниях и дидактическом материале для курсантов. Все виды заданий были включены в учебные пособия и использовались нами в экспериментальном исследовании.
Для поддержания активности курсантов в самостоятельной работе важно, чтобы учебный материал был интересным и привлекательным по форме и содержанию, достаточно трудным, содержал элементы новизны и неожиданности. Поэтому задания на иностранном языке всегда были направлены на формирование профессиональных познавательных действий, представленных в виде мотивированной познавательной задачи. При организации самостоятельной работы мы старались избегать всяких упражнений, направленных на механическую работу (например, подстановку, действия по образцу). Эти задания были необходимы для групповой работы на занятиях в ходе тренировки нового материала и одного из этапов подготовки к выполнению творческих заданий. При конструировании учебных заданий для самостоятельной работы учитывалось, что они не должны быть слишком легкими, а направлены на преодоление посильных трудностей и достижение определенных ощутимых результатов в речевой деятельности. При этом в целях рациональной организации подготовки курсантов к самостоятельной работе преподаватель предлагал им избыточное количество тренировочного материала разной степени трудности и предоставлял некоторую свободу в выборе учебного материала для самостоятельной тренировки в овладении им.
Обучение приемам самостоятельной работы курсантов выражалось прежде всего в целенаправленном формировании системы умственных действий обучаемых по овладению содержанием учебной дисциплины. Овладев в процессе управляемого обучения определенной системой умственных действий, курсанты получали возможность самостоятельно применять данную систему действий в новых условиях, при решении новых задач. В единстве с этим велось обучение курсантов самостоятельному применению умственных действий. Предоставление все большей самостоятельности, которая является признаком самостоятельной работы, в применении умственных действий выражалось в том, что в каждом задании, в серии заданий изменялась мера помощи со стороны преподавателя и последовательно расширялись границы того содержания, которым владели обучающиеся. При этом учитывалось, чтобы курсанты испытывали желание трудиться для усвоения учебного материала, умели рационально распределять свои усилия на занятии и во внеаудиторное время, ощущали удовлетворение от полученных знаний, чувствовали ответственность за результаты учебного труда.
Подобный подход к управлению самостоятельной учебной деятельностью курсантов, по нашему мнению, приводит к тому, что в процессе самостоятельного добывания и применения знаний курсанты овладевают обобщенными способами познавательной деятельности, которые могут быть ими использованы в различных областях знаний, выходя за рамки изучения иностранного языка.
В заключение следует отметить, что организационно-методическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку, построенной на междисциплинарной основе, способствует формированию у курсантов системности знаний, динамичности мышления, творческих способов познавательной деятельности и целостных ориентаций; раскрытию ими смысла объективных связей, существующих в природе и обществе; концентрическому расширению возможности мировосприятия и миропонимания; развитию самостоятельности в накоплении и осмыслении новых знаний; обеспечению возможности использования знаний в других учебных и жизненно реальных ситуациях, видению объекта в единстве его многообразных связей и отношений.
Список литературы
1. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 114-115.
2. Золотарев, А. А. Концепция интенсивного информатизированного обучения. — М: Ассоциация «Кадры», 2002. — 76 с.
Literature
1. Kovalevsky, I. Organization of students’ independent work // Higher education in Russia. — 2000. — No. 1 - P. 114-115.
2. Zolotaryov, A. A. Concept of intensive informatization education. - Moscow, 2002. - 76 p.