При помощи акмеологического сопровождения представляется возможным поспособствовать успешному трудоустройству выпускника, выявляя его умственно-образовательные возможности и полипрофессиональную направленность, и прогнозируя его дальнейшие результаты, которых он может достичь в профессиональной деятельности.
В ЕГУ им. И.А. Бунина уже существует практика акмеологического сопровождения субъектов высшей школы на разных этапах становления личности. В качестве одной из предлагаемых технологий служит «Портфолио достижений». Разработкой и внедрением данной технологии в основной образовательный процесс занимались научные сотрудники Акме-центра ЕГУ им. И.А. Бунина. «Портфолио достижений» позволяет более красочно раскрыть не только очевидные биографические факты, но и всесторонне развить личность, приобщая к общекультурным и социально-значимым ценностям. Данная технология способствует развитию навыков самопрезентации, посредством приобретения соответствующих знаний и умений, которые с одной стороны призваны помогать в анализе конкретных ситуаций при составлении программы профессионального развития, а с другой стороны положительно влияют на саморазвитие личности.
С нашей точки зрения, научное осмысление необходимости внедрения и реализации проекта акмеологического сопровождения развития профессиологической компетентности для узкопрофильных специалистов, таких как бакалавры истории - является не только личностно значимым, но и профессионально важным элементом в прочной цепи университетского образования.
Литература
[1]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 22-27.
[2]. Пашкова А.П. психолого-акмеологическое сопровождение молодых специалистов как фактор повышения их конкурентоспособности на рынке труда // Российский психологический журнал. № 1. 2010. С. 41-43.
[3]. Варниенко Л.В., Суховеева Н.Д. Акмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 52-53.
ACMEOLOGICAL SUPPORT BACHELORS OF HISTORY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE
Pachina Natalia Nikolaevna (Yelets, Russia) - D.Ps. associate Professor, Bunin Yelets State University; st. Communards, 28; pachina@ yelets.lipetsk.ru
Shalaeva Kristina Yurevna (Yelets, Russia) - Master of History Education, Bunin Yelets State University; [email protected]
Abstract
The article is devoted to analysis of the development of professional competence means acmeological support in the process of University bachelors of history. In this work reflects the main characteristics of the development of the bachelor of history as a future professional using the implementation in the core of the educational process: strategies, methods and models acmeological support. Keywords: acmeological support, professional competence, bachelor of history.
УДК 159.9.072
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ ЕГО САМОРАЗВИТИЯ
Пешкова Наталья Александровна (Тула, Россия) - к.пс.н., доцент ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области; ул. Ленина, д. 22,, г. Тула, Россия, 300041; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей Я-концепции современных учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития. В ней представлены результаты исследования особенностей Я-концепции учителей с разным уровнем саморазвития, теоре-
тической базой которого явилось авторское видение структурно-функциональной организации Я-концепции учителей начальных классов.
Ключевые слова: саморазвитие, Я-концепция, несложившееся и активное саморазвитие.
Изучение возможностей саморазвития педагога является актуальной проблемой современной системы образования. В рамках принятия профессионального стандарта педагога, где четко прописаны требования к личности, готовой к переменам, мобильной, способной к нестандартным трудовым действиям, ответственной и самостоятельной в принятии решений, современный учитель обязан работать в режиме саморазвития, обладать всем спектром развитых качеств Я-концепции.
Изучению Я-концепции и проблемы саморазвития учителей в последние годы уделяется все большее внимание. Однако вопрос особенностей структуры Я-концепции педагога с разным уровнем саморазвития представляется довольно перспективным и до настоящего момента не рассматривался.
В своем исследовании мы придерживаемся определения Я-концепции, предложенного В.С. Агаповым [1], который сформулировал ее сущностную характеристику как системное, интегральное и самоорганизующееся образование сознания, сложную, переживаемую, многоуровневую, многокомпонентную и динамическую систему выражения отношений личности к себе и внешнему миру.
Мы считаем, что с Я-концепцией тесным образом связано стремление личности к саморазвитию. Рассмотрев различные научные подходы, мы в работе представили авторскую структурно-функциональную модель Я-концепции учителя начальных классов. В ней выделены когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный компоненты. Каждый из них включает в себя ряд эмпирических критериев и показателей. Изменение одного из них ведет к изменению Я-концепции личности и уровню саморазвития учителя.
Когнитивный критерий состоит из знания личностных особенностей и свойств характера учителя начальных классов. Эмоциональный критерий включает показатели самоотношения учителя начальных классов и наличие/ отсутствие эмоционального выгорания, которые могут вызвать чувство самонепривлекательности. Поведенческий критерий определяется жизненной позицией учителя начальных классов (оптимизм/пессимизм, активность/ пассивность), его профессиональной направленностью, наличием педагогического мастерства, уровнем самомониторинга и стилем управления. Мотивационный критерий отображает сущностную сторону личности: ее базовые убеждения, уровень удовлетворенности качеством жизни и ценности.
На основании проведенного контент-анализа многообразных точек зрения ученых, а также исходя из теоретического осмысления сущности процесса саморазвития учителей начальных классов нами дано авторское понимание изучаемого феномена. Саморазвитие личности учителя начальных классов, будучи процессом сознательного интегративного становления позитивной Я-концепции с целью эффективной самореализации, приводит к формированию целостной личности, которая стремится максимально реализовать свои возможности, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Саморазвитие происходит и осознается личностью как процесс самосовершенствования, а его результатом является самореализация человека не только как профессионала, но и как индивидуальности во всей ее многогранности.
Мы считаем, что саморазвитие личности предполагает наличие специфической готовности, направленности, мотива-ционных ориентаций и потребностей изменить и усовершенствовать процесс собственного развития. Саморазвитие сопровождается переходом на более высокую ступень организации личности и ее деятельности. В процессе жизнедеятельности субъект способен к самоизменению, которое из хаотического, случайного процесса выбора оптимальных проб превращается в более целенаправленный, сообразный жизненным целям.
На основе теоретического анализа научной литературы нами представлена разработанная система критериев и показателей структурно-функциональной организации Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем
саморазвития. Анализ особенностей компонентов структуры Я-концепции учителей начальных классов основывался на разработанной автором программе эмпирического исследования, которая включает комплекс методик. Методики первого блока направлены на изучение способности учителей начальных классов к саморазвитию и выявлению барьеров педагогической деятельности. Во втором блоке представлены методики исследования когнитивного компонента структуры Я-концепции учителя начальных классов. В третьем блоке - методики исследования эмоционального компонента. В четвертом блоке сгруппированы методики исследования поведенческого компонента и в пятом - методики исследования мотивационного компонента структуры Я-концепции учителя начальных классов.
На основе результатов методики первого блока «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов) были выделены две выборки учителей начальных классов с активным (п = 93) и несложившимся (п = 44) саморазвитием [2].
Сравнительный анализ полученных результатов исследования когнитивного компонента структуры Я-концепции показал преобладание выраженности положительных личностных характеристик и черт характера в выборке учителей начальных классов с активным саморазвитием.
Анализ показателей эмоционального компонента структуры Я-концепции учителей начальных классов позволил сделать выводы о том, что в выборке учителей с несложившимся саморазвитием в наибольшей степени выражены синдромы эмоционального выгорания. Такое состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика делает невозможным саморазвитие личности.
Результаты диагностики поведенческого компонента структуры Я-концепции учителей начальных классов показали наибольшую выраженность интеллигентности, направленности на предмет, организованности, активности и общительности в выборке респондентов с активным саморазвитием.
Анализ показателей мотивационного компонента структуры Я-концепции учителей начальных классов показал явное преобладание удовлетворенности качеством жизни, а также удовлетворенность такими критериями жизнедеятельности, как работа, личные достижения, общение с близкими и поддержка с их стороны, в выборке учителей с активным саморазвитием. Чем больше учитель удовлетворен качеством своей жизни, тем больше он способен к саморазвитию. Этой выборке учителей также присуща выраженность таких базовых убеждений, как благосклонность и справедливость мира, доброта людей и ценность собственного Я. При этом в данной выборке обнаружена большая напряженность, чем в выборке учителей с несложившимся саморазвитием.
На основе проведенного кластерного анализа нами была выявлена следующая система факторов саморазвития.
Первый кластер - эмоциональное состояние. Данный кластер объединил 11,51% от всех показателей, влияющих на желание осуществления саморазвития, включая оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому.
Второй кластер - возможности, удовлетворенность качеством жизни и самоотношение - объединил 11,51% от всех показателей, влияющих на решение заниматься саморазвитием.
Третий кластер - ценности и убеждения - включает 29,5% от всех показателей, определяющих представление личности об образе жизни и необходимости саморазвития.
Четвертый кластер - личностные качества - состоит из 23,02% от всех показателей, являющихся определенным ресурсом для профессионально-личностного саморазвития учителя начальных классов.
Пятый кластер - черты характера и способности. В него вошли 24,46% от всех показателей, влияющих на способы достижения желаемого уровня саморазвития.
Полученные результаты легли в основу теоретической модели психолого-педагогического сопровождения саморазвития педагога, которая, учитывая требования социума к личности и педагогической деятельности учителя, позволяет актуализировать их стремление к саморазвитию. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития, посредством которого учитель развивается как субъект педагогической деятельности, составляет технологическую основу Я-концепции учителя начальных классов.
Литература
[1]. Агапов В.С. Проблемное поле акмеологических исследований концепции Я и самости // Акмеология. Специальный выпуск № 1. 2012. С. 19-20.
[2]. Пешкова Н.А. Особенности Я-концепции учителей с разным уровнем саморазвития // Акмеология. Специальный выпуск № 3-4. 2014. С. 131-133.
THE STUDY FEATURES OF THE TEACHER SELF-CONCEPTION AS THE BASIS OF HIS SELF-DEVELOPMENT
Natalya A. Peshkova (Tula, Russia) - candidate of psychological Sciences, SEI of APE «Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators in the Tula region»; Lenin street, 22, Tula, Russia, 300041; [email protected]
Abstract
The article is devoted to the analysis of structure and features of the primary school teacher self-conception with different level of self-development. The author's presentation about the essence of teacher self-development is nevealed in it.
Keywords: self-development, self-conception, uncomplicated and active self-development.
УДК 159.9
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЛОГОАРТ-ТЕРАПИЯ В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Попова Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии, преподаватель Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail [email protected]
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению смысложизненного аспекта акмеологического развития личности подростка и практическому применению логоАрт-терапевтических упражнений для выявления приоритетов смысложизненных ориентаций. Описаны некоторые особенности логоАрт-терапевтических упражнений. Ключевые слова: акмеологическое развитие, смысложизненные ориентации, научно-образовательный проект, логоАрт-терапевти-ческие упражнения, подростковый возраст.
Процесс увеличения субъектного потенциала происходит в онтогенезе, в качестве основных его образующих выступают две стороны развития - саморазвитие и самореализация в их сложной взаимообусловленности.[2] А.А. Деркач отмечает, что процессы саморазвития и самореализации определяют движение человека как субъекта, творчески выстраивающего социальный мир и себя в нем. Подростковый возраст отличается не только тем, что это период "смыслостроительства" [7, с. 241], но и осознанного движения к самореализации и саморазвитию. Важно создать такие условия, когда человек испытывает потребность в творческом самоосуществлении в социально значимой, социально признаваемой деятельности и получает возможность реализовать свои творческие способности, достигая подлинного акме. [1] Нарушение же успешной социализации, отсутствие в связи с этим смысла жизни приводит к аутодеструктивному поведению у подростков [3]. Актуальность исследований представлений о смысле жизни, смысложизненных ориентаций и их формирование продиктовано необходимостью работы с современной молодежью. В исследованиях ценностно-мотивационной сферы подростков выявлено, что концентрация на идеалах и ценностях личности выше у подростков-участников объединений, где организован психолого-педагогический процесс [4]. На необходимость алгоритма формирования «смысложизнен-ных ориентаций обучающихся, содействующий достижению в настоящем и будущем высшей ступени (акме) развития» указывает И.В.Ульянова. [6] Основой для реализации нашего проекта явилась концепция В.Э. Чудновского, в которой фе-