г
специальная педагогика
В.П. Глухов
изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
в статье представлены основные результаты исследования особенностей формирования навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи. комплексное исследование состояния связной речи проведено на основе разработанных автором технологий специального педагогического обследования. Автором получены новые данные об особенностях формирования связной речи у детей со вторым и третьим уровнями речевого развития (в сопоставительном аспекте), выявлены и проанализированы специфические затруднения в овладении навыками связных высказываний у детей данной категории. Ключевые слова: комплексный подход, формирование связной речи у детей дошкольного возраста, типология специфических речевых затруднений, системное недоразвитие речи.
Проблема формирования связной речи дошкольников с системными нарушениями речи приобретает в современной коррекционной педагогике все большую актуальность. Это обусловлено тем, что связная речь ребенка-дошкольника позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс социальной коммуникации. От уровня сформированное™ навыков речевой коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность речевого общения и всего процесса обучения.
специальная педагогика
Развитию связной (диалогической и монологической) речи детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), необходимо уделять особое внимание. Несформированность связной речи дошкольников с системными нарушениями речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Наличие у детей с оНР вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Наше исследование предполагало изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у старших дошкольников с ОНР (II и III уровни речевого развития в сопоставительном плане) и последующее целенаправленное ее формирование по разработанной нами системе.
Изучение литературы по общей и специальной дошкольной педагогике показывает, что вопросам развития связной речи дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание. В то же время проблема формирования навыков связных высказываний у дошкольников с системным недоразвитием речи (прежде всего при втором уровне речевого развития) по-прежнему остается актуальной.
Изучение состояния связной речи детей проводилось нами в период 2004-2010 гг. Исследования проходили в МДОУ - Центре развития ребенка с г. Люберцы Московской обл. (логопедические группы №№ 50, 56, 58, 91 и 103), Центре диагностики и консультирования Люберецкого района, ГБОУ / детский сад № 1296 ЮВАО г. Москвы. В исследовании участвовали 80 детей со вторым уровнем речевого развития1 (I экспериментальная группа), 120 детей с третьим уровнем развития речи (вторая Эг) и 80 детей, не имеющих отклонений в речевом и познавательном развитии (контрольная группа).
для решения задач исследования нами была составлена программа констатирующего эксперимента, разработана и апробирована (в ходе скринингового исследования) методика его проведения, которая подробно представлена в ряде научно-методических трудов автора [3 и др.].
В целях комплексного исследования связной речи детей нами использовалась серия заданий, которая включала: составление фраз-высказываний по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); составление рассказа по картинке или
1 По классификации Р.Е. Левиной (1962, 1968) и Т.Б. Филичевой (2000, 2005 и др.).
серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания и рассказов с элементами творчества.1
При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитывались показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи: степень самостоятельности при выполнении заданий; объем рассказа; связность, последовательность речевого сообщения; полнота отображения предмета речи; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. Анализ уровня сформированности и специфических затруднений в овладении навыками связных высказываний проводился с использованием целого ряда критериев психолингвистической оценки отдельных и развернутых высказываний [2; 3].
На основании использования этих критериев были определены дифференциально-диагностические уровни (всего 5) сформированности навыков составления отдельных высказываний: «хороший» (полностью соответствующий показателям нормы), удовлетворительный (в основном удовлетворяющий потребностям речевой коммуникации), «недостаточный» (средний), «низкий» и «начальный» или условно «нулевой» (навыки составления развернутого высказывания отсутствуют; рассказ-сообщение подменяется «номинацией», перечислением отдельных составляющих фрагмента действительности, выступающего в качестве предмета речи). По данным исследования для каждого ребенка составлялся индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.
По данным анамнестического исследования у всех детей была диагностирована т.н. неосложненная форма общего недоразвития речи2; одной из основных причин ОНР выступала стертая дизартрия.
Как показало анамнестическое исследование, общее недоразвитие речи у детей во многих случаях было обусловлено осложненной симптоматикой: это факторы пренатальной патологии (гипоксическая и били-рубиновая энцефалопатия, резидуально-органические поражения мозга, генетический фактор); перинатальной патологии (травматическая энцефалопатия); постнатальной патологии (гипертензионно-гидроцефальный
1 Задания апробированы в ходе экспериментальных исследований состояния связной речи детей 5-7-летнего возраста с ОНР и в практике логопедической работы с детьми в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Общее число обследованных детей составляет более 900 человек.
2 Имеется в виду ОНР, обусловленное первичной речевой патологией (алалия, дизартрия, ринолалия и др.) и не осложненное выраженной задержкой познавательного и конституционального развития.
педагогика и психология
специальная педагогика
синдром); экзогенно-органические факторы (инфекции, травмы, интоксикации, влияющие на ЦНС, вирусные заболевания, прием лекарственных препаратов, ионизирующая радиация, вибрация); цереброастенический синдром и др. Указания на признаки раннего органического повреждения ЦНС были обнаружены у 84% обследованных детей с ОНР.
Проведенное нами комплексное исследование связной монологической речи и других тесно связанных с ней особенностей речевого развития у 200 детей дошкольного возраста с ОНР позволило получить следующие результаты.
Исследование показало, что дети мало используют связную фразовую речь в процессе предметно-практической и игровой деятельности и испытывают трудности в воспроизведении развернутых синтаксических конструкций.
Исследование выявило ограниченность словарного запаса у детей, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, слова, обозначающие качества предметов (цвет, пространственные характеристики) и др. Были выявлены затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, определение пространственного расположения предметов и др. В ходе исследования было установлено, что у детей со II уровнем речевого развития степень освоения лексического и грамматического строя речи не обеспечивает того уровня языкового развития, который необходим для овладения навыками связных высказываний.
как показало констатирующее исследование, у большинства детей с ОНР существенные затруднения возникали уже при составлении высказываний на уровне отдельных предложений (по наглядной опоре), что может быть связано с неумением детей устанавливать или актуализировать в речи предикативные отношения, а также с трудностями в лексикограмматическом оформлении высказывания. В ходе исследования было выявлено, что навыки составления отдельных (фразовых) высказываний у детей со II уровнем речевого развития в большинстве случаев находятся на начальной стадии формирования, а у детей с III уровнем (при наличии выраженного первичного речевого дефекта) они сформированы на достаточно низком уровне.
Сравнительные экспериментальные исследования показали, что у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) качественноколичественные показатели успешности выполнения заданий на составление различных видов монологических высказываний значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием речи. Сравнительные исследования показали, что общий уровень сформированности навыков составления
монологических высказываний у детей с нормальным развитием речи значительно выше, чем у детей с ОНР, находящихся на третьем уровне речевого развития (условно, по средним «уровневым» показателям, в два раза - по первым трем видам высказываний и примерно в три раза выше - по трем следующим: рассказ-описание и рассказы с элементами творчества). В то же время дети со вторым уровнем речевого развития существенно отстают от детей с III уровнем ОНР в овладении навыками связных высказываний - у большинства детей первой ЭГ (примерно две трети группы) навыки монологической речи не сформированы, а у остальных детей находятся в начальной стадии формирования (последнее, прежде всего, относится к таким видам развернутых высказываний, как рассказ из личного опыта и сообщение по серии сюжетных картинок).
При составлении монологических высказываний у детей с ОНР отмечались значительные нарушения связности изложения, пропуски смысловых звеньев, выраженная фрагментарность. Наибольшие трудности возникали при составлении рассказов с элементами творчества. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, рассказа-описания с большой частотностью отмечались нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных микротем. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя описание или рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном короткими, малоинформативными предложениями, отмечаются трудности в отборе соответствующих языковых средств.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, несемантизированные продолжительные паузы на границах фраз, повторы фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Исследование показало, что у детей со вторым уровнем речевого развития навыки самостоятельного составления связных монологических высказываний либо не сформированы (от трети до половины детей не смогли выполнить задания на составление развернутых высказываний различного вида), либо находятся на начальной стадии. Во многом это связано с несформированностью представлений о связном монологическом высказывании - рассказе-сообщении об услышанном, увиденном, наглядно представленном на серии картинок и т.д.; его композиционном построении и «семантической» логико-смысловой организации. У детей отсутствуют или недостаточно сформированы представления о том, как
педагогика и психология
специальная педагогика
составляется («выстраивается») речевое сообщение о предмете, предметной ситуации или том или ином событии. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в сознании ребенка-дошкольника пока еще не сформирован четкий семантический «стандарт» развернутого речевого высказывания. Второй, определяющей, причиной несформированности навыков связных развернутых высказываний является низкий уровень овладения основными средствами языка (лексическими, грамматическими, синтаксическими), необходимыми для составления речевого сообщения.
Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение о том, что выявленные у детей с ОНР затруднения в составлении монологических высказываний, их недостаточная информативность, нарушения связности речи обусловлены следующими основными причинами: 1) несформированностью навыков планирования и программирования речевого сообщения, неумением отобразить замысел в связном последовательном повествовании; 2) неспособностью анализировать предмет речи, выделять основные компоненты его предметного содержания. Отсутствие достаточной речевой практики, несформированность перцептивно-аналитической деятельности, навыков целенаправленного анализа содержания прослушанного текста, предмета описания, наглядно представленной предметной ситуации, данных своего личного опыта не обеспечивают создания достаточно полного и четкого образа предмета речи [1; 4; 5], что, в свою очередь, затрудняет действия планирования речевого сообщения, создания и удерживания в памяти программы развернутого высказывания.
В то же время в рассказах детей с нормальным развитием речи лишь в небольшом числе случаев отмечались нарушения связности и последовательности изложения, почти не наблюдались смысловые пропуски и ошибки. Самостоятельное в большинстве случаев выполнение заданий указывает на то, что у детей создавалась программа рассказа-сообщения.
Анализ аграмматизмов в речевых высказываниях детей выявил у детей с ОНР большую частоту ошибок на построение предложений, в том числе неправильное оформление связи слов, пропуски, ошибки на образование глагольных форм, дублирование элементов фразы и др. Выявлены серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний - нарушения синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видо-временных форм глаголов; пропуски глаголов-предикатов и др.
Констатирующее исследование показало, что у детей со II уровнем речевого развития выявлен низкий уровень грамматикализации речевых высказываний. при этом все отмеченные выше варианты аграмматизма
имеют «глобальный характер», что существенно влияет на возможность овладения связной речью. «Стабильный» и высокий уровень «аграмма-тичности» (отступления от норм кодифицированной грамматически правильной речи) отмечен и в рассказах большинства детей с III уровнем речевого развития.
В ходе исследования были выявлены существенные различия между детьми с ОНР в степени овладения навыками монологических высказываний. Сопоставление результатов выполнения экспериментальных заданий позволило условно выделить две группы детей с ОНР в зависимости от степени сформированности навыков связной речи. Отнесение детей к той или иной группе основывалось на определении их возможностей в составлении различных видов высказываний (от отдельной законченной, коммуникативно-исчерпывающей фразы до составления рассказа на заданную тему).
Первую, более слабую, группу (59 детей из I ЭГ и 61 ребенок из II ЭГ) составили дети, у которых серьезные нарушения были выявлены уже при построении высказываний на уровне фраз, как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. Резко выраженные трудности отмечены при выполнении заданий на составление рассказов. Навыки самостоятельного рассказывания были у детей этой группы не сформированы. Большая часть заданий на составление рассказов была выполнена на низком и начально-нулевом уровне. Выявлены выраженные трудности в смысловом построении развернутых высказываний (нарушения последовательности, временной и причинно-следственной взаимосвязи элементов сообщения, смысловые несоответствия, пропуски смысловых звеньев и др.). Выполнение заданий с элементами творчества было практически недоступным.
У детей второй группы (21 ребенок из I ЭГ и 59 детей II ЭГ) недостатки в построении отдельных высказываний и развернутых сообщений были выражены в меньшей степени. По сравнению с детьми первой группы, эти испытуемые проявляли больше самостоятельности при выполнении заданий. Отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, отдельные нарушения в смысловой организации высказываний, недостатки в их языковом оформлении - лексические затруднения, ошибки в построении фраз, нарушение синтаксической связи между ними и другие. Наибольшие трудности возникали при составлении описательного рассказа и рассказов на заданную тему.
Проведенное исследование позволило установить наличие «валидной», устойчивой корреляции между степенью выраженности первичного речевого дефекта, обусловившего системное недоразвитие речи, и возможно-
педагогика и психология
специальная педагогика
стью, а также качественным уровнем выполнения детьми с ОНР экспериментальных заданий. Было установлено, что возможность овладения навыками связных, прежде всего монологических, высказываний определяется не только уровнем речевого развития, но, одновременно, - характером и степенью выраженности первичной речевой патологии. Так, все дети первой ЭГ и большинство детей второй ЭГ, у которых ПМПК была диагностирована дизартрия (II и III степени) или сочетанные формы ала-лических и дизартрических расстройств, оказались не в состоянии выполнить задание на составление рассказа-описания, рассказа на заданную тему и окончания рассказа по данному началу (несмотря на помощь со стороны экспериментатора). Эти же дети испытывали наибольшие затруднения при пересказе текста знакомой сказки, составлении рассказа по серии сюжетных картинок и рассказа из личного опыта.
Результаты проведенного нами экспериментального исследования позволяют сделать следующие основные выводы.
1. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, даже при III уровне ОНР, значительно отстают от нормально развивающихся детей в овладении навыками связной монологической речи. Исследование выявило существенные различия в количественных и качественных характеристиках монологической речи у детей всех трех сравниваемых групп (дети со вторым и третьим уровнями речевого развития, дети контрольной группы).
2. У детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные трудности не только в языковом оформлении, но и в смысловом программировании высказываний. На уровне отдельных высказываний (предложений) они проявляются при выборе ремы (содержания) высказывания, в неумении устанавливать предикативные (субъектно-объектные) отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. для развернутых высказываний характерны смысловые пропуски, длительные межфразо-вые паузы, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа, отсутствие самостоятельности при выполнении заданий. Отмечаются нарушения лексико-грамматического оформления высказываний, синтаксической связи между предложениями и фрагментами рассказа. Принципиальных отличий в качественных характеристиках связных высказываний между детьми со II и III уровнями речевого развития проведенное нами исследование не выявило. Различия в основном касаются степени выраженности отмечаемых затруднений в овладении навыками связных высказываний и, соответственно, наблюдаемых недостатков в их смысловой организации и языковом оформлении.
3. Вместе тем необходимо отметить, что у детей со вторым уровнем речевого развития навыки составления отдельных высказываний в большинстве случаев соответствуют низкому уровню сформированности или находятся в стадии формирования; навыки составления монологических высказываний (за исключением высказываний из личного опыта и рассказов-сообщений по наглядно представленной предметно-событийной ситуации) практически не сформированы.
4. Исследование выявило различную степень несформированности монологической речи у детей с общим недоразвитием речи, что вызывает необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе коррекционного обучения. В первую очередь это относится к детям, находящимся на третьем уровне речевого развития - в этой группе различия в уровневых качественно-количественных показателях между отдельными детьми выражены в большей степени, чем у детей со вторым уровнем речевого развития.
5. Необходимо дальнейшее совершенствование технологий логопедической коррекционной работы по развитию связной речи детей со II уровнем ОНР, включающей формирование навыков построения различных видов связных высказываний, планирования самостоятельной монологической речи в сочетании с направленным формированием языковых (лексико-грамматических, морфолого-синтаксических) средств оформления связных высказываний.
Библиографический список
1. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М., 2004.
2. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. М., 2013.
3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
4. Глухов В.П. Психолингвистика: Учебник для педагогических и гуманитарных вузов. М., 2013.
5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., СПб., 2003.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2002.
педагогика и психология