МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных средств обучения. [Текст] / А.В. Дворецкая, 2006. - 159 с.
2. Красовская Л.В., Зубенко А.С., Саляева Н.С., Чуева Е.В. Изучение информатики в школе // Актуальные направления научных исследований ХХ1века: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - №7 часть 4 (18-4) - с. 220-223.
3. Кузнецов А.А. Непрерывный курс информатики (концепция системы модуль, типичная программа) // Информатика и образование, 2005. -294 с.
4. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [электронный ресурс] / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm
5. Творогова Г.А., «Системно-деятельностный подход основа ФГОС» [электронный ресурс] / http: //pedsovet.org.
© Беляева И. Н., Кунаева И. А., 2016
УДК 81 - 116' 111
Бочкарёва Т.В.
старший преподаватель Кафедра иностранных языков №2 Институт иностранной филологии Таврическая Академия (структурное подразделение) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Симферополь, Крым, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию развития коммуникативных иноязычных навыков на основе учебного материала ключевой для обучаемых дисциплины. Интеграция направлена на укрепление взаимосвязей между учебными дисциплинами. Совместная разработка проблемных ситуаций, ролевых игр способствует успешному усвоению учебного материала.
Ключевые слова
Коммуникативные навыки, учебная дисциплина, проблемная ситуация, интеграция
Одной из важных проблем в системе высшего образования является создание прочных связей между учебными дисциплинами с целью эффективного овладения студентами будущей специальностью. Профессиональный успех зависит от способности к иноязычному общению с ориентацией на определённую профессию, также от эрудиции, от коммуникабельности. Сфера интересов студентов находится в рамках профессионального общения, следовательно, отбор языкового материала должен проходить с учётом будущей специальности. Конкурентоспособный специалист должен владеть иностранными языками, обладать научными знаниями в своей профессии, быть знакомым с новейшими достижениями в сфере науки и производства. Активная самореализация невозможна без сотрудничества, без готовности к проведению дискуссии и на родном и на иностранном языке. При условии взаимодействия педагога и студента, их сотрудничества будет достигнут результат обучения - всестороннее и гармоничное развитие личности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Языковые и профессиональные знания и умения являются источниками интеграции. Проблемами междисциплинарных связей занимались такие учёные как И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Т.М. Трегубова, Г.Н. Филонов, А.С. Плотников и другие. По мнению Н.Д. Гальсковой «... именно сфера образования, а, следовательно, и языкового образования способна аккумулировать наиболее ценные компоненты культуры, педагогически и методически интерпретировать их в целях адаптации к индивидуальным возможностям и потребностям всех субъектов педагогического процесса и создавать тем самым благоприятный контекст для их активной жизнедеятельности и творчестве». [1, с. 15]. Интеграция направлена на укрепление взаимосвязей между учебными дисциплинами, она способствует решению общих проблем при подготовке специалистов в разных сферах. Интеграция способствует качественному усвоению дисциплин, включённых в учебный план факультета. Преподаватели разных учебных дисциплин должны быть готовы к интеграции в профессиональной подготовке студентов, в создании совместных программ, учитывающих дальнейшее развитие профессиональных навыков обучающихся. Необходимо повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, преемственность образовательных программ, интеграция науки, образования и производства.
Целью данного исследования является методы развития иноязычных коммуникативных навыков преподавателями иностранного языка в сотворчестве с преподавателями психологии. Первоочередная задача - развитие креативности, влияющей на самосовершенствование, желание получить новые знания, стать профессионалом в своей деятельности. В дальнейшем это способствует развитию умения находить партнёров в бизнесе, устанавливать деловые связи, реализовывать свои способности в различных сферах деятельности. Задача преподавателя - выработать возможные пути реализации междисциплинарных знаний, разработать совместные учебные программы с преподавателями разных учебных дисциплин, где определённые общие темы могут быть изучены в одном семестре. Мы используем проблемно-ситуативный метод исследования.
Знания иностранных языков необходимы для всех современных специалистов, они формируют имидж специалиста высокого класса, способствуют общению с коллегами из других стран, обмену опытом, обсуждению и выработке совместных решений, реализации совместных программ и проектов. Большим достижением в этой области является появление учебного предмета «Иностранный язык профессионального общения». Однако, учебные пособия в данной сфере, за исключением, экономических дисциплин, изобилуют большим количеством текстов и грамматических упражнений и недостаточным количеством упражнений, развивающих коммуникативные навыки. Необходима совместно с преподавателями других дисциплин разработка учебных разговорных ситуаций, возможных тем для учебных дискуссий, которые помогут овладеть коммуникативными навыками на иностранном языке и которые нацелены на актуализацию и систематизацию знаний, полученных в курсе других предметов, умению установить причинно-следственные связи между учебными дисциплинами. Содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных дисциплин, иностранный язык полифункционален, он выступает в качестве средства общения и приобретения сведений из различных областей знаний. Иностранный язык вступает во взаимодействие с другими предметами. В результате создаётся основа для написания учебников на иностранном языке. Очень велика роль занятий-исследований, где выполняются индивидуальные и групповые задания по определённой теме. Данная задача способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива.
Для преподавателей разных дисциплин трудно добиться полной согласованности учебных программ, но возможно совместно разработать учебные задания. При обучении студентов факультета психологии коммуникативным иноязычным навыкам были разработаны проблемные ситуации к темам «Стресс», «Проблемы интровертов», «Страх». Проблемная ситуация обеспечивают глубокую рефлексию студентами учебного материала по психологии, необходимого для их будущей профессиональной деятельности. «Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся у них запаса знаний, или применения старых в новой ситуации». По мнению И.А. Зимней интересна та проблема, которую решить
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
сложно. Совместно с преподавателями факультета психологии разрабатываются проблемные ситуации. Представляется возможным привести здесь примеры некоторых проблемных ситуаций.
— I want to help my brother. It's difficult for him to make friends, he is lonely. He is introvert. He's horrible at chit-chat and gossip. If he spends an evening at a social function with people he doesn't know or he doesn't like he's spent all day in the ocean. It's that fighting the waves and drained by the sun kind of tired. He would rather spend four hours with his head stapled to the carpet. He would be more comfortable that way .It is not easy to be introvert when sociable people get better jobs, they have better careers. What can be done?
— I am communicative and friendly. I go out a lot. But there is one fear that I can't get rid of. I simply can't make myself speak in public. When I'm asked to take part in a Conference I'm afraid of pronouncing a word. It is so embarrassing. What can I do to overcome my fear?
— I'm in trouble. Once I failed an exam and I feel nervous every time I have to pass an exam. I don't sleep, I can't talk, I'm all to pieces. Do help me!
По мнению И.А. Зимней «Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и сам контролирует правильность этого решения». [2,c.205]. Мы ставим целью научить студентов самостоятельно формулировать проблему и находить пути её решения. На следующем этапе обучения студенты самостоятельно формулируют проблему и находят пути решения, проявляя творческие способности. Содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных дисциплин, иностранный язык полифункционален, он выступает в качестве средства общения и приобретения сведений из различных областей знаний. Иностранный язык вступает во взаимодействие с другими предметами. В результате создаётся основа для написания учебников на иностранном языке. Очень велика роль занятий-исследований, где выполняются индивидуальные и групповые задания по определённой теме. Данная задача способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива. Для студентов факультета психологии преподавателями разрабатываются ролевые игры, способствующие улучшению навыков разговорной речи. Примером ролевой игры может послужить модель интервью, которое берётся журналистом у практика - психолога. Ролевые игры снижают утомляемость, это активный вид занятий, повышающий мотивацию. Студенты импровизируют, проявляя творческие способности, суждения их оригинальны. Неуверенность и скованность исчезают. Большим преимуществом данного метода являются то, что вся группа принимает участие в игре. Ролевая игра «конференция психологов» интересна тем, что все учащиеся группы говорят о тех сфере психологии, в которых они хотели бы работать, и получать результаты.
Умение провести дискуссию - необходимое условие успеха в профессиональной сфере, быть личностью -значит уметь отстаивать свою току зрения. Специалист, умеющий вести дискуссию на иностранном языке является ценным сотрудником в любом учреждении. Дискуссия - метод, способствующий развитию мышления. Учебные группы, в которых регулярно проводятся дискуссии владеют коммуникативными навыками лучше, чем те группы, в которых дискуссии проводятся редко.
Конкурентоспособность высшего учебного заведения зависит от качества образования, которое предоставляет данное учебное заведение, так как востребованность специалиста зависит от его компетентности. Студенты должны принимать участие в разработке проектов, участие в конкурсах профессионального мастерства с использованием сайтов интернет. Возможно составление индивидуального перспективного плана каждого студента, включающего его участие в научных конференциях и других мероприятиях, ознакомление с научной литературой. Преподаватель в своей работе должен учитывать индивидуальные особенности личности, такие как характер, темперамент, способности студентов. В сфере развития технологий происходит быстрое устаревание профессиональных знаний и появляется необходимость приобретения новых компетенций. Однако, не все студенты умеют решать интеллектуальные задачи, для многих характерен «... сравнительно низкий уровень развития интеллектуальных умений, связанный с решением творческих задач, интеграцией знаний, их применением к неизвестным жизненным ситуациям». [3, с.48]. Производство творческих идей обеспечивает формирование способности к поиску новых методов решения задач, прогнозированию результатов своей деятельности, к самовыражению личности, совершенствованию индивидуального стиля мышления. Учебный процесс должен обеспечивать
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
обучающихся знаниями и навыками, которые будут использоваться на практике. Данные знания и умения могут быть применимы творчески в новых условиях. Наука развивается большими темпами, задачи, решающиеся на рабочих местах становятся сложными и разноплановыми и к современным специалистам предъявляются требования, включающие знания разных дисциплин. Для того чтобы планировать, выполнять и контролировать свою деятельность нужны умения в нескольких областях науки. Взаимосвязь учебных предметов способствует становлению глубины и прочности знаний, развитию продуктивной творческой деятельности, помогает усвоению программы университета. «Установление профессиональных контактов между специалистами смежных отраслей знаний способствует взаимодействию научных дисциплин, созданию научно-методической платформы, адекватной вызовам времени и конкретным запросам воспитательной практики» [5, с.51].Согласованность программ и учебников, реализация междисциплинарных связей способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов. Знания приобретают системный характер. Прежде чем принять важное решение в сфере профессиональной деятельности специалист обдумывает пути решения, опираясь на знания из разных сфер науки. Реализация данной программы требует использования инновационных технологий, авторских программ и интерактивных методик. Преподаватель должен уметь конкретизировать педагогические задачи, умело отбирать содержание учебного материала, умело управлять педагогическим процессом.
Систематическое применение таких методов развития разговорной речи как дискуссия, деловая игра, проблемная ситуация развивает не только коммуникативные навыки, но и закрепляет знания основных дисциплин, способствует формированию классных специалистов в различных сферах деятельности. Познавательная активность стимулируется, учащийся становится личностью и профессионалом. Список использованной литературы
1. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. Яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007 - 336с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. / И.А. Зимняя. -2 - е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. корпорация «Логос», 2000 - 384с.
3. Плотников А.С. Ситуационный подход в современном образовании // Педагогика. - 2015. - №6. - С. 4652.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. / Е. Н. Соловова. - М. : Аст Астраль, 2009. - 238 с.
5. Филонов Г. Н. Научно-методические основания развития междисциплинарных исследований. // Педагогика. - 2016. -№1. - С. 51-54.
6. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. / Э.П. Шубин. -М.: -«Просвещение», 1972. - 350с.
© Бочкарёва Т. В., 2016 г.
УДК 37.0
О.Е. Бурова
начальник отдела молодёжной политики и социальной работы ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕФИНИЦИЙ «ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ»
Аннотация
В статье даётся описание сущности и структуры интерсубъективной позиции личности.