ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ РИСКА
В. А. КАБАЧКОВ, А.Э. БУРОВ, Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Аннотация
В работе поставлены следующие задачи: выявить индивидуально-типологические различия в функционировании профессионально важных качеств у студентов группы риска; установить взаимосвязь между факторами дезадаптации и профессиональными компетенциями будущих специалистов с целью их последующей коррекции в процессе прикладной физической подготовки.
Испытуемые: 60 студентов Астраханского государственного технического университета, разделенных на две группы: группу риска (п = 26) и группу так называемых благополучных (п = 34). По результатам тестирования психофизического состояния были выявлены достоверные различия в пользу благополучных по большинству показателей. У дезадаптированных юношей отмечено достоверно большее количество запаздывающих реакций. Факторы, характеризующие личностную дезадаптацию, достоверно коррелируют с тестами, определяющими уровень психофизической готовности к будущей профессии. Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что формирование и совершенствование профессиональных компетенций способствуют коррекции факторов дезадаптации будущих
специалистов.
Abstract
In work the following problems are put: to reveal individual - typological distinctions in functioning the professional - important qualities at students of risk group; to establish interrelation between disadaptation factors and professional компетенциями the future experts with the purpose of their subsequent correction during applied physical preparation. Examinees: 60 students of the Astrakhan state technical university divided into two groups: risk group (n=26) and group, so-called safe (n=34). By results of testing a psychophysical condition, authentic distinctions for the benefit of safe parameters on the majority have been revealed. In disadapted young men a lot of late reactions is marked authentically. The factors describing personal disadaptation, authentically correlate with the tests determining a level of psychophysical readiness for the future trade.
Thus, the analysis of the received data testifies that formation and perfection professional компетенций promote correction of factors disadaptation the future experts.
Ключевые слова: подростки, дезадаптация, коррекция, группа риска, профессиональное образование.
В связи с реформированием системы образования и сменой образовательной парадигмы проблема социальных деформаций будущих специалистов на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Выбор рискованного поведения стал одной из составляющих стиля жизни современной молодежи. Нестандартность молодежных форм поведенческих рисков характеризует психологическую дезадаптацию, связываемую с половозрастными и индивидуальными особенностями молодого человека, его реакциями на стресс и беспомощностью перед вновь возникающими проблемами, встающими перед ним в семье и учебном заведении. «По сути дела, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию человека. К ним могут относиться различные акцентуации характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения ... подсознательные
комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность» [1].
Так, потребление наркотиков стало неотъемлемым и значительным элементом молодежной культуры и отдыха, что позволяет говорить о появлении новой социокультурной нормы. За последние годы наркомания среди старших школьников и студентов увеличилась в 6-8 раз. Регулярно употребляют наркотики 10% всех российских подростков в возрасте от 8 до 14 лет. Опросы учащихся в возрасте 15-20 лет (половина - девушки) показали, что 52,8% достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2% хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8% - токсические вещества. Данные, полученные в результате исследования, позволяют заключить, что среди вузовской молодежи наркоманией охвачено в той или иной мере 30-35%, а по отдельным регионам и вузам цифра еще более удручающая [2]. Таким образом, не может не тревожить процесс деградации значительной
(ШВ$)
части тех, кто мог бы составить в будущем образованную и квалифицированную элиту государства.
Тем не менее в современном культурном и нравственном обществе не может и не должно быть ненужных людей, отвергаемых в качестве неполноценных. Каждому нужно найти место, где его способности и возможности были бы оптимально реализованы.
В связи с этим осуществляемая реформа высшего профессионального образования должна представлять собой научно обоснованную долговременную программу совершенствования подготовки квалифицированных кадров. Одним из ключевых требований подготовки специалиста является четко выраженная профессиональная направленность учебного процесса на формирование у студентов навыков, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности. И огромная роль в решении данной задачи принадлежит физической культуре, а именно - профессионально-прикладной подготовке (ППФП).
Исследованиями последних лет [3, 4] выявлена взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности, определяющих профессиональную пригодность, и факторов риска, влияющих на формирование психофизической готовности к профессии будущих специалистов.
Учитывая актуальность данной проблемы для высшего профессионального образования, мы поставили перед нашим исследованием следующие задачи:
1) выявить индивидуально-типологические различия в функционировании профессионально важных качеств у студентов группы риска;
2) установить взаимосвязь между факторами дезадаптации и профессиональными компетенциями будущих специалистов с целью их последующей коррекции в процессе прикладной физической подготовки.
На начальном этапе исследования были проанкетированы 60 студентов I курса, обучающихся на механическом факультете Астраханского государственного технического университета. При определении групп риска нами использовалась модифицированная анкета, предложенная М.И. Рожковым, позволяющая выявить социальные деформации по показателям агрессивности, семейного неблагополучия, недоверия к людям, заниженной самооценки, а также типы акцентуаций, характерные для данных проявлений. Полученные данные подтверждены повторным анкетированием родителей и кураторов учебных групп по методике Ахенбаха.
Результаты анкетирования свидетельствуют о наличии различных форм социальных деформаций у 43,3% респондентов по одному или нескольким показателям. Факторный анализ различных проявлений делинквентности у студентов первых курсов, отнесенных к группе риска, показывает, что деструктивные семейные отношения характерны в среднем для 23,1% опрошенных, 46,2% проявляют повышенную агрессивность, 57,7% выражают абсолютное недоверие людям, а 30,8% первокурсников имеют заниженную самооценку.
Среди типов акцентуаций, выявленных у дезадаптированных студентов, гипертимный тип характерен для 34,6% молодых людей, истероидный и эмоционально-лабильный типы - для 42,9%, шизоидный тип - для 19,2% респондентов.
Полученные данные позволили нам сформировать для дальнейшего исследования две группы испытуемых: группу риска (п=26) и группу так называемых благополучных (п=34) студентов.
Большинство исследователей в области профилактики молодежных девиаций отмечают, что молодые люди, имеющие личностную предрасположенность к девиантным формам поведения, характеризуются худшими показателями функционирования различных систем организма [5, 6]. Так, по результатам тестирования психофизического состояния двух групп испытуемых были выявлены достоверные различия в пользу благополучных по показателям выносливости (Р<0,05), пространственной, силовой и временной дифференцировке мышечных усилий (Р<0,01), двигательной координации (Р<0,05), ситуативной и личностной тревожности (Р<0,01), а также ригидности и структуры темперамента (темп и социальный темп), что свидетельствует о наличии у студентов группы риска индивидуальных особенностей, определяющих их личностную дезадаптацию.
Анализ специальной литературы помог выявить особенности труда и критерии, которые предъявляются к профессиональной пригодности специалистов данного профиля, т.е. их профессионально важные качества. Это послужило основой для составления обобщенной профес-сиограммы специальностей механического блока.
На основе данной профессиограммы нами была составлена тестовая программа для изучения психофизических компонентов профессионально важных качеств студентов, обучающихся на специальностях механического направления. Тестовая программа включает в себя батарею тестов, позволяющих изучить профессиональные компетенции будущих инженеров-механиков, а именно: координационные способности, работоспособность, специальные виды выносливости, быстроту двигательной реакции, функцию оперативной памяти, избирательность внимания и мышления. Результаты представлены в таблице.
Анализ полученных результатов свидетельствует, что студенты группы риска значительно уступают своим сверстникам из группы благополучных по большинству показателей профессионально важных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Однако достоверные межгрупповые различия получены только по тесту Мюнстерберга, оценивающего функции избирательности внимания и помехоустойчивости. Количество допущенных ошибок при выполнении данного теста у студентов группы риска достоверно выше (Р<0,05).
При оценке психомоторных функций (реакция на движущийся объект) будущих специалистов, проводимой с помощью электросекундомера, нами регистрировалось
(шШ>
количество точных, преждевременных и запаздывающих реакций (см. рисунок).
Полученные данные показывают, что в балансе нервных процессов в обеих группах испытуемых преобладает реакция возбуждения, соответственно 61,5% - в группе риска и 82,3% - в группе благополучных студентов. Однако у дезадаптированных юношей отмечено достоверно большее количество запаздывающих реакций (34,6%), что, на наш взгляд, является возрастной индивидуально-типологической характеристикой личностной предрасположенности к аддиктивному поведению.
Для определения взаимосвязи между факторами дезадаптации и профессиональными компетенциями будущих специалистов мы применили корреляционный анализ. Данные были обработаны с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel 2003.
Из полученных нами данных следует, что факторы, характеризующие личностную дезадаптацию, достоверно коррелируют с тестами, определяющими уровень психофизической готовности к будущей профессии. Так, общая выносливость имеет достоверную корреляционную зависимость с тестами, оценивающими профессионально важные координационные способности (г = 0,39), статическую выносливость (г = 0,42), реакцию на движущийся объект (г = - 0,31), оперативную память по количеству правильно выполненных заданий (г = 0,47) и допущенных ошибок (г = - 0,42). Достоверно более высокий физиологический показатель быстроты восстановления пульса
у студентов группы риска имеет сильную корреляционную связь со статической выносливостью (г = 0,72) и быстротой двигательныгх реакций (г = 0,27). Пространственная и временная дифференцировка мышечных усилий зависит от развития специальных координационных качеств (г = 0,33 и 0,27) и функции избирательности внимания по тесту Мюнстерберга, соответственно г = 0,29 и г = 0,37, а силовая дифференцировка сопряжена со статической и динамической выносливостью (г = 0,50 и г = 0,27). 5%-ный уровень значимости корреляционной связи также выявлен у дезадаптированных студентов между проявлениями ситуативной и личностной тревожности и быстротой двигательной реакции (г = - 0,42), статической и динамической выносливостью (г = - 0,29 и г = - 0,28), оперативной памятью (г = - 0,37). Ригидность достоверно коррелирует с проявлениями координационных навыков (г = - 0,40), оперативной памятью (г = 0,27) и избирательностью внимания (г = - 0,37). Такие характеристики структуры темперамента, как «темп» и «социальный темп», взаимосвязаны со статической и динамической выносливостью (г = 0,27 и г = 0,63), быстротой двигательной реакции (г = 0,38), а также с функцией внимания (г = 0,41 и г = - 0,51).
Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что формирование и совершенствование профессиональных компетенций способствуют коррекции факторов дезадаптации будущих специалистов.
Показатели профессионально важных качеств студентов I курса механического факультета
№ п/п Показатели Благополучные (n=34) Группа риска (n=26) Р
X ± m
1. Сила рук и спины
Передвижение прыжками на руках (с) 11,6 ± 0,3 12,2 ± 0,7 >0,05
2. Общая выносливость, бег 3000 м (мин) 14,82 ± 0,3 15,58 ± 0,2 <0,05
3. Статическая выносливость мышц рук и спины и брюшного пресса
Удержание груза 10 кг (с) 40,6 ± 2,2 42,6 ± 1,9 >0,05
Держание угла 90° в висе (с) 3,95 ± 0,8 2,56 ± 0,9 >0,05
4. Динамическая выносливость мышц спины и брюшного пресса
Поднимание туловища в сед за 1 мин 27,3 ± 1,0 25,0 ± 1,7 >0,05
5. Быстрота реакции на движущийся объект
Вариант 1 Средняя ошибка реакции (см) 6,44 ± 0,7 7,13 ± 0,7 >0,05
Вариант 2 Средняя ошибка реакции (млс) 1,15 ± 0,15 1,01 ± 0,09 >0,05
6. Тест «Оперативная память» (максимальное число сумм — 40)
Кол-во правильно найденных сумм 34,5 ± 0,8 33,7 ± 1,2 >0,05
Кол-во допущенных ошибок 3,58 ± 0,5 3,43 ± 0,4 >0,05
7. Тест Мюнстерберга (избирательность внимания и помехоустойчивость)
Кол-во правильно найденных слов 23,1 ± 0,8 21,2 ± 1,1 >0,05
Кол-во допущенных ошибок 0,46 ± 0,1 0,94 ± 0,2 <0,05
преждевременные запаздывающие точные
Я группа риска 61,5 34,6 3,8
□ благополучные 82,3 11,8 5,9
Типы реакций на движущийся объект, характеризующих баланс нервных процессов, проявленные студентами I курса механического факультета, %
В целом результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:
1. Основными факторами дезадаптации студентов являются: деструкция семейных отношений, агрессивность, заниженная самооценка, недоверие к людям, тревожность, акцентуации характера.
2. Студенты группы социального риска обладают индивидуально-типологическими особенностями в функционировании профессионально важных функций, что затрудняет и значительно замедляет их профессиональное становление.
3. Факторы, способствующие развитию различных форм девиаций в молодежной среде, достоверно взаимосвязаны с формированием и совершенствованием профессиональных компетенций будущих специалистов, обучающихся на специальностях механического направления.
4. Систематические занятия физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности будут способствовать коррекции дезадаптирующих факторов и формированию профессионально важных качеств, навыков и умений, определяющих профессиональную пригодность специалистов данного профиля.
Литература
1. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 139.
2. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - С. 204.
3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - СПб.: Речь, 2002. - С. 27-28.
4. Батаршев A.B., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007. - С. 5-6.
5. Родионов A.B., Родионов В.А. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними: Методическое пособие. - М.: АНО «Премьер», 2003. - С. 67-68.
6. Жуков М.Н., Кабачков В.А., Куренцов В.А., Тюлень-ков С.Ю. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта: Методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - С. 11-13.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.