ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ГРУППЕ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
А.Э. БУРОВ, ВНИИФК
Аннотация
Коррекция различных форм дезадаптации студентов в период их профессионального обучения является важной проблемой современной высшей школы. В работе на студентах I курса, обучающихся на специальностях, связанных с информационными технологиями, апробирована методика выявления групп риска. Определены особенности функционирования психофизиологических реакций, являющихся основой формирования профессиональных компетенций в профессиях данного направления. Исследованы показатели силы нервной системы, подвижности нервных процессов, функций памяти, внимания и мышления будущих программистов, относящихся
к группе риска.
Abstract
One of the important problems of contemporary high school is correcting of disadaptation of the students in the couise of the professional study. The first year students, taking the couise of information technologies, were tested upon the methodology, to reveal the groups of risk. It determined the peculiarities of psychological reaction which are the base of professional competence of those luggage in the professions of this trend.
The indexes of the nervous system, flexibility of nervous processes, functions of memory, attention and mentality of future programmers, related to the group of risk were investigated.
Ключевые слова: социальные деформации молодежи, профессионально-ориентированная физическая культура, психофизиологические компоненты профессиональной готовности.
Сегодня молодежь России, как и старшее поколение, испытывает неудовлетворенность и дискомфорт, является средоточием конфликтов, свойственных современному российскому обществу. В трансформирующемся обществе нарушается функционирование социальных структур, и роль достигаемого статуса возрастает. Одним из основных критериев достижения высокого положения в обществе становится качественное высокопрофессиональное образование [4].
Жизненные цели молодежи и средства их достижения, поведенческие стратегии в период получения профессионального образования являются важными факторами ее социальной активности и в то же время индикатором перемен, происходящих в обществе. Поэтому сущностной характеристикой молодого поколения становится постепенное включение в общественное производство и общественную жизнедеятельность, что влечет за собой состояние переходности, неопределенности, маргинальность социального положения. Далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности студенческой жизни, выбрать верные приоритеты, почувствовать себя частью огромного студенческого социума, сохранить свою индивидуальность и востребованность, вести здоровый образ жизни. Это приводит к обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, таких, как деструкция семейных отношений, безнадзорность, правонарушения, алкоголизм и наркомания, распространение тяжелых психических депрессий и т.д. [5].
Как показали исследования последних лет [1], наличие факторов риска максимально затрудняет развитие профессионально важных качеств, навыков
и умений в процессе обучения и негативно сказывается на профессиональном становлении будущего специалиста. Это, в свою очередь, влияет на успешность будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим появляется необходимость смягчения отрицательных влияний дезадаптирующих факторов, нормализации адаптационных механизмов и активизации процессов развития профессиональных компетенций у студентов, относящихся к группе социального риска, в период их обучения. И ведущая роль в решении этой актуальной задачи высшей школы отводится профессионально-ориентированной физической культуре, направленной на формирование полноценной и всесторонне развитой личности, включенной в процесс по овладению и преобразованию в конкретной профессиональной деятельности [2].
В контексте вышеизложенного, в рамках данного исследования, с целью выявления различных форм социальных деформаций по апробированной нами методике М.И. Рожкова [8] были проанкетированы 50 студентов I курса, обучающихся по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», занимающихся физической культурой.
Анкетирование показало, что более 52% (26 чел.) респондентов имеют различные проявления психосоциальных дезадаптаций. Так, 65,4% молодых людей проявляют агрессию в межличностных отношениях, 50% характеризуются неадекватной самооценкой, 23,1% первокурсников имеют проблемы в общении с родителями, а 53,8% студентов выражают абсолютное недоверие к людям. На основании полученных результатов для дальнейших исследований были
(mkh
сформированы две группы испытуемых: контрольная (п = 24) и экспериментальная (п = 26), так называемая группа риска.
Большинство ученых [6, 9] считает, что из многих факторов, определяющих пригодность к будущей профессии инженера-программиста, особенности функционирования психофизиологических функций являются основными. Однако ряд исследователей также отмечает, что молодые люди, имеющие личностную предрасположенность к девиантным формам поведения, характеризуются худшими показателями психомоторных и психофизиологических свойств [3, 7].
Для изучения психофизиологических компонентов профессиональной пригодности студентов, обучающихся по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», мы использовали методики, позволяющие изучить силу нервной системы, подвижность нервных процессов, функции памяти, внимания и мышления.
Исследование особенностей психофизиологических функций личности испытуемых проводилось с помощью теппинг-теста, позволяющего изучить силу нервной системы, ее подвижность и уравновешенность, что характеризует их локальную работоспособность (см. рисунок).
Результаты тестирования (расстановка точек правой и левой рукой) показали, что суммарный показатель по пяти квадратам у испытуемых группы риска как для правой, так и для левой руки ниже аналогичного показателя в группе благополучных студентов.
Сравнительный анализ работоспособности правой руки свидетельствует, что в обеих группах испытуемых результаты недостоверно снижаются ко второй серии в среднем на 10,6% у благополучных и 14,1% -в группе риска. Однако показатели благополучных студентов начиная со второй серии значительно стабильнее, а в третьей серии достоверно (Р<0,05) превосходят показатели группы риска. В дальнейшем уровень работоспособности снижается к завершению последней серии в обеих группах соответственно на 15,2% -в первой группе и на 17,4% - во второй группе испы-
35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -
правая рука
туемых (см. рисунок).
Анализ результатов тестирования для левой руки также показывает существенное снижение работоспособности к завершению последней серии в среднем на 16,8 и 26,7%. Максимальный уровень работоспособности зафиксирован в начале тестирования в обеих группах, причем результаты группы риска выше, но эти различия недостоверны (Р>0,05). Начиная со второй серии наступает стабилизация, но в последней серии в группе риска отмечается снижение результатов, а в группе благополучных - незначительное повышение работоспособности, что свидетельствует о более высокой мобилизации (см. рисунок). Сравнение показателей в группах выявило, что результаты, показанные левой рукой благополучными студентами во второй, третьей и последней серии, достоверно (Р<0,05) превосходят результаты студентов группы риска.
Данные, полученные при проведении теппинг-тес-та, свидетельствуют, что для большинства испытуемых во всех группах характерна высокая разность показателей между первой и второй серией, а в группе риска эта разность достоверна (Р<0,05), и это позволяет говорить (согласно методике оценки теста) о неудовлетворительном состоянии нервной системы, а именно ее подвижности. Существенный разброс показателей начиная со второй серии также показывает на плохую уравновешенность нервной системы. Более высокие суммарные показатели всех серий для обеих рук у благополучных студентов говорят о превосходстве их силы нервной системы по сравнению с аналогичными показателями студентов группы риска, а значит, о лучшей локальной работоспособности.
Изучение психического компонента профессионально важных качеств будущего специалиста проводилось с использованием батареи психологических тестов, позволяющих исследовать функции распределения внимания (тест отыскания чисел), сосредоточенности внимания (тест Анфимова), переключения внимания (корректурная проба Ландольта) и оперативного мышления. Результаты исследования представлены в таблице.
1 2 ■— группа риска
4 5
благополучные
35
30
25
20
15
10
5
0
левая рука
1 2 — группа риска
4 5
благополучные
Рис. 1. Показатели локальной работоспособности студентов I курса по результатам теппинг-теста
т
Показатели профессионально важных психофизиологических качеств студентов I курса специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
№ п/п Показатели Благополучные (п = 24) Группа риска (п = 26) Р
X ± m
1. Тест отыскания чисел (распределение внимания)
1 квадрат 1,16 ± 0,10 1,59 ± 0,11 <0,01
2 квадрат 1,31 ± 0,14 1,65 ± 0,15 >0,05
Затраченное время 3 квадрат 1,16 ± 0,18 1,30 ± 0,09 >0,05
4 квадрат 1,21 ± 0,13 1,58 ± 0,12 <0,05
5 квадрат 1,25 ± 0,13 1,72 ± 0,10 <0,01
6 квадрат 1,05 ± 0,19 1,30 ± 0,22 >0,05
Эффективность работы (ЭР) 1,19 ± 0,15 1,52 ± 0,13 >0,05
Степень врабатываемости (ВР) 0,97 ± 0,005 1,05 ± 0,007 <0,01
Психическая устойчивость (ПУ) 0,88 ± 0,01 0,86 ± 0,03 >0,05
2. Тест Анфимова (сосредоточенность внимания)
Кол-во просмотренных сочетаний 1 6,2 ± 0,6 1 4,2 ± 0,6 <0,05
Допущенные ошибки 0,3 ± 0,05 0,1 ± 0,06 >0,05
Скорость просмотра (Сп) 7,9 ± 0,4 7,7 ± 0,3 >0,05
Коэффициент правильности работы (Кп) 0,60 ± 0,02 0,54 ± 0,03 <0,05
Коэффициент эффективности работы (Кэ) 8,5 ± 0,4 8,2 ± 0,3 >0,05
3. Тест на переключение внимания (корректурная проба Ландольта)
1 мин 13,2 ± 0,7 12,7 ± 0,4 >0,05
2 мин 19,4 ± 0,3 18,5 ± 0,7 >0,05
Продуктивность работы 3 мин 20,9 ± 0,7 20,0 ± 1,2 >0,05
4 мин 9,1 ± 0,6 7,8 ± 0,4 >0,05
Общее кол-во просмотренных знаков 63,2 ± 1,2 58,9 ± 1,4 <0,05
Кол-во допущенных ошибок 0,4 ± 0,05 1,05 ± 0,2 <0,01
4. Тест на оперативное мышление (мин)
Общее время выполнения задания 32,37 ± 2,3 37,94 ± 3,4 >0,05
Как видно из таблицы, по тесту, характеризующему функцию распределения внимания, достоверные различия (Р<0,01) между двумя группами испытуемых получены по показателю степени врабатываемос-ти (ВР). Коэффициенты эффективности работы (ЭР) и психической устойчивости достоверных отличий не дали, однако по эффективности работы студенты группы благополучных значительно превосходят своих сверстников из группы риска. Недостоверность полученных данных можно объяснить высокой для этого показателя средней ошибкой вследствие большого разброса результатов внутри выборки. Особо следует обратить внимание на значительно лучшие серийные результаты группы благополучных. Затраченное ими время на отыскание чисел достоверно ниже, чем группой риска в первом, четвертом и пятом квадрате (Р<0,01; 0,05). Максимальное время, затраченное на выполнение задания в обеих группах испытуемых, приходится на 2-й квадрат. К третьей серии эффективность работы в группах увеличивается и в дальнейшем в группе благополучных стабилизируется к завершению всех серий, а в группе риска ухудшается, что характеризует худшую способность к распределению вни-
мания. Результаты по отысканию чисел в 1-м квадрате в группе риска также достоверно ниже (Р<0,01), что и определяет достоверно более высокую степень враба-тываемости испытуемых из группы благополучных (Р<0,01).
По тесту Анфимова достоверные различия в пользу группы благополучных получены по показателям общего количества просмотренных сочетаний букв и коэффициенту правильности работы (Р<0,05), что указывает на более высокую сосредоточенность внимания.
По пробе Ландольта исследование продуктивности работы от минуты к минуте достоверных различий не выявило (Р>0,05), однако количество допущенных при этом ошибок достоверно выше в группе риска (Р<0,01). Также благополучные студенты достоверно опередили сверстников из группы риска по общему количеству просмотренных знаков (Р<0,05). Это позволяет говорить об их лучшей способности к переключению внимания и высокой зрительно-двигательной подвижности нервных процессов.
Тест на оперативное мышление достоверных различий между двумя группами испытуемых не выявил, хотя показатели группы риска значительно ниже.
(тк$)
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Основными факторами дезадаптации студентов являются: деструкция семейных отношений (23,1%), агрессивность (65,4%), заниженная самооценка (50%), недоверие к людям (53,8%), тревожность, акцентуация характера.
2. Студенты, имеющие предрасположенность к различным девиациям, обладают худшими особенностями функционирования психофизиологических и психиче-
ских свойств, являющихся основой формирования профессионально важных качеств для обучающихся на технических специальностях.
3. Систематические занятия физическими упражнениями профессионально прикладной направленности будут способствовать коррекции дезадаптирующих факторов и формированию профессионально важных психофизиологических и психических качеств, определяющих профессиональную пригодность специалистов данного профиля.
Литература
1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007. - С. 5-6.
2. Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. - 10 с.
3. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс +, 2005. - 40 с.
4. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 330-331.
5. Психология подростка: трудный возраст от 11 до 18 лет: Учебник / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. -С. 297-300.
6. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности: Монография. - М.: Физическая культура, 2006. - 36 с.
7. Родионов А.В., Родионов В.А. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними: Методическое пособие. - М.: АНО «Премьер», 2003. - С. 67-68.
8. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - С. 105-114.
9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2007 - С. 288-292.
т