NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК: 613.96
Код специальности ВАК: 14.02.01
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕЗАДАПТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ
А.А. Артеменков,
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Артеменков Алексей Александрович - e-mail: [email protected]
На основе оригинальной методики проведено распределение студентов по типам психофизической дезадаптации. Показано, что в состоянии дезадаптации (полной или частичной) находятся от 25 до 35% студентов вуза и от 18 до 43% студентов колледжа. Приводятся данные о факторах риска развития дезадаптивных расстройств. Установлено, что на эмоциональное состояние юношей негативно влияют неудовлетворительные отношения в учебной группе, неполноценное питание, недоступность медицинской помощи и болезни родителей. Факторами риска развития эмоциональной дезадаптации у девушек являются редкий прием пищи, недостаток сведений о будущей профессии, низкий материальный достаток и проблемы со здоровьем. Был сделан вывод об изменении эмоционального состояния студентов, проживающих в разных социально-бытовых условиях.
Ключевые слова: студенты, тип психофизической дезадаптации, дезадаптивное состояние, факторы риска, здоровье.
On the basis of the original distribution of the students techniques conducted on the types of psychophysical exclusion. It is shown that in a state of maladjustment (total or partial) is from 25 to 35% of university students and between 18 and 43% of college students. The data on the risk factors for maladaptive disorders. It was found that the emotional state of young men adversely affect poor relations in the study group, malnutrition, lack of access to medical care and sickness parents. Risk factors for the development of emotional maladjustment girls are a rare food intake, lack of information about their future profession, low material prosperity and health problems. The conclusion to change the emotional state of the students living in different social conditions.
Key words: students, the type of psychophysical maladjustment, maladaptive condition, risk factors and health.
Введение
Дезадаптация представляет собой состояние организма, характеризующееся эмоциональной напряженностью, изменением психофизиологических функций, дезорганизующих деятельность человека. Она ярко выражена у студентов на всех этапах обучения системы среднего и высшего профессионального образования и отличается лишь определенной спецификой проявлений [1].
Ведущими факторами риска развития психологической дезадаптации у студентов являются социальные (интенсивность и многоплановость учебного процесса, напряженные внутрисемейные отношения) и психологические (высокая личностная тревожность, переживание возрастного кризиса) [2].
В качестве основных факторов, препятствующих адаптации студентов к обучению, выделяют: формальные трудности, т. е. трудности, связанные с новой организацией учебного процесса, трудности социального характера (общения, коммуникации, социализации иногородних студентов); дидактические трудности, возникающие при активном освоении новых форм занятий; личностные трудности, обусловленные проблемами эмоциональной сферы [3].
Для решения проблем социальной адаптации необходимо выполнение мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья; обеспечение условий для развития механизмов самопознания, рефлексии; формирование адекватной самооценки; уменьшение тревожности; созда-
ние благоприятного психологического климата в студенческой группе [4].
Социально-психологическая дезадаптация является отклонением от нормы безопасного поведения. Студенты, склонные к алкогольной и наркотической аддикциям, отмечаются большей выраженной дезадаптированностью по сравнению со своими сокурсниками, не склонными к аддик-тивному поведению, а механизмы адаптации у них характеризуются деструктивными процессами [5].
Дается характеристика дезадаптивных состояний с учетом уровней физического здоровья. Проведенная комплексная коррекция дезадаптивных состояний способствовала увеличению количества адаптированных студентов, улучшению психоэмоционального состояния и успеваемости обучающихся [6].
Цель исследования: изучение распределения студентов согласно типам психофизической дезадаптации и выявление социально-гигиенических факторов риска развития дезадаптивных состояний в процессе обучения.
Материал и методы
Исследование включало в себя два этапа. В первом этапе приняли участие 215 студентов (17-18 лет) I курса Череповецкого государственного университета и 215 студентов (16-18 лет) I курса Череповецкого химико-технологического колледжа. На этом этапе проводилось распределение студентов по типам дезадаптации. На втором этапе изучались
▲1
5щ
факторы риска развития дезадаптивных состояний у 200 студентов (100 юношей и 100 девушек) вуза. Средний возраст обследуемых студентов вуза, участвовавших на данном этапе, составил 19,5 года.
В работе использовалась оригинальная авторская методика, позволяющая распределить испытуемых по шести выделенным нами типам психофизической дезадаптации: 1) полностью дезадаптированный (ПД); 2) частично дезадаптированный (ЧД); 3) промежуточный с преобладанием психологической дезадаптации (ПРпс); 4) промежуточный с преобладанием физической дезадаптации (ПРфиз); 5) промежуточный с преобладанием физиологической дезадаптации (ПРфизиол); 6) адаптированный (А) [7]. Выявленные типы дезадаптации легли в основу разработки «Программы для определения типов психофизической дезадаптации у студентов»1, позволяющей быстро определить один из шести типов психофизической дезадаптации у студентов.
Для выявления факторов риска развития дезадаптивных состояний в студенческой социальной среде разработана анкета, включающая в себя 20 основных социально-психологических и медико-биологических факторов, связанных со здоровьем.
Для оценки эмоционального состояния студентов использовались: 1) опросник «нервно-психического напряжения», предложенный Т.А. Немчиным; 2) «шкала субъективного благополучия» (ШСБ), адаптированная к русской выборке М.В. Соколовой; 3) «шкала астенического состояния» (ШАС), адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММР1; 4) «Торонтская алекситимическая шкала» (ТАШ), адаптированная в институте им. В.М. Бехтерева; 5) методика оценки социальной адаптированности (СА); 6) «Шкала ситуативной тревожности» (СТ) Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным; 7) «Шкала нервно-психической устойчивости» (НПУ) (методика «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии).
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Statistika 6.0. Результаты исследования обработаны статистически, с определением средних значений и представлены как средняя арифметическая величина и ошибка средней величины (М±а). Оценка значимости различий групп сравнения проводилась с помощью параметрических и непараметрических методов. Для сопоставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости признака применялся критерий Фишера (ф). Достоверность наблюдаемых различий проверяли с помощью параметрического ^критерия Стьюдента для парных наблюдений при 95%-ом уровне значимости. Различия между выборками считались достоверными при р<0,05.
Результаты исследования
По данным проведенного исследования, на начальном этапе обучения в вузе выявлено 5,8% полностью и частично дезадаптированных юношей. Остальные юноши вуза либо частично адаптированы (19,0%), либо имеют хорошие адаптационные возможности (75,2%).
Среди девушек I курса выявлено 13,6% дезадаптированных. У 21,8% девушек наблюдаются незначительные изме-
нения адаптационных возможностей (т. е. они частично адаптированы), а 64,6% - полностью адаптированы.
У студентов колледжа (юношей и девушек) распределение по типам психофизической дезадаптации показало следующее. По 3,0% юношей относятся к полностью и частично дезадаптированным типам (ПД и ЧД). На долю промежуточного типа психофизической дезадаптации с преобладанием психологической, физической и физиоло-гической дезадаптации приходится соответственно 7,0%; 3,0% и 2,0% юношей (ПРпс, ПРфиз, ПРфизиол). Большинство юношей колледжа (82,0%) относятся к адаптированному типу (А) и имеют нормальное психофизическое состояние.
4,4% девушек колледжа полностью дезадаптированы к условиям среды, а 13,0% - частично дезадаптированы. У 9,6% девушек имеются психологические проблемы на раннем этапе обучения в колледже, поэтому у них выявляется 3-й промежуточный тип психофизической дезадаптации (ПРпс). Физически не подготовлены 8,7% девушек колледжа. У них определяется тип ПРфиз. Физиологическая дезадаптация выявлена у 7,8% девушек (тип ПРфизиол). Чуть более половины девушек (56,5%) хорошо адаптированы к условиям обучения и жизнедеятельности (тип А).
Ранее нами было показано, что социально-бытовые причины образа жизни студентов вносят существенный вклад в развитие дезадаптивных расстройств поведения, которые формируются под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов риска. В связи с этим подробно изучены факторы риска студентов-первокурсников (юношей и девушек), оказывающие влияние на их эмоциональное состояние и резервные возможности психики (таблица 1).
Установлено, что на I курсе у юношей, не получающих достаточную медицинскую помощь, у которых взаимоотношения со студентами в группе плохие, нервно-психическое напряжение выше, чем у юношей, сохраняющих нормальные отношения со своей группой и получающих своевременную медицинскую помощь. На субъективное (эмоциональное) благополучие юношей-первокурсников значительное влияние оказывает неполноценное питание. Юноши, получающие сбалансированный пищевой рацион, набрали 41,4±8,2 балла (2^3 стена), что указывает на умеренный эмоциональный комфорт испытуемых. Они эмоционально устойчивы, уверены в себе, активны и успешно взаимодействуют со сверстниками. Напротив, юноши I курса, имеющие неполноценное питание, набрали 67,9±9,9 балла (4^7 стенов), что свидетельствует о низком уровне выраженности качества самочувствия и его ухудшении.
Лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием. Аналогичным образом на субъективное благополучие влияет неудовлетворительное оказание медицинской помощи.
В ходе работы удалось выявить группу риска по алексити-мии. В нее входят юноши I курса, родители которых страдают заболеваниями, и юноши, имеющие неудовлетворительное состояние здоровья. Средние значения ТАШ у данной группы лиц выше, чем у юношей, родители которых здоровы, и у юношей с хорошим здоровьем.
'Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014615555. Заявка № 2013661091. Дата поступления - 3 декабря 2013 г. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ - 28 мая 2014 г.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ТАБЛИЦА 1.
Факторы риска, влияющие на эмоциональное состояние юношей I курса (п=100; М±m)
Наименование фактора Показатель
и признака НПН, усл. ед. ШСБ, баллы ТАШ, баллы
Питание:
полноценное 37,2+5,9 41,4+8,2 58,5+4,5
неполноценное 41,4+6,1 67,9+9,9 59,8+7,5
(р=0,881) (р=0,653) (р=0,258)
Взаимоотношения в группе:
хорошие 35,3+3,9 45,6+13,3 57,6+6,9
неудовлетворительные 42,6+5,9 59,2+16,7 60,5+4,1
(р=0,389) (р=0,634) (р=0,286)
Болезни родителей:
отсутствуют 38,5+6,8 50,4+16,0 57,0+4,5
имеются заболевания 40,3+4,1 58,3+18,2 65,3+4,0
(р=0,599) (р=0,652) (р=1,000)
Состояние здоровья:
хорошее 38,5+6,8 50,9+18,6 55,8+5,1
неудовлетворительное 40,3+4,1 54,0+14,8 62,3+4,4
(р=0,599) (р=0,628) (р=0,753)
Доступность медицинской помощи:
хорошая 35,8+4,1 44,5+12,4 59,1+6,9
неудовлетворительная 43,4+6,0 63,5+14,8 59,0+4,7
(р=0,392) (р=0,663) (р=0,336)
ТАБЛИЦА 2.
Факторы риска, влияющие на эмоциональное состояние I курса (п=100; М±m)
девушек
Наименование Показатель
фактора ШСБ, ШАС, ТАШ, СА,
и признака баллы баллы баллы баллы
Материальное обеспечение:
хорошее 59,2+21,8 49,9+14,3 62,8+13,3 11,3+2,8
неудовлетворительное 73,5+9,1 50,0+2,8 88,5+9,1* 7,0+4,2
(р=0,643) (р=0,308) (р=1,000) (р=0,310)
Частота приема пищи в течение дня:
3-4 раза 50,2+23,7 47,6+6,8 66,7+14,8 12,9+2,0
1-2 раза 67,6+16,7* 51,6+17,2 71,4+13,6 9,0+3,1*
(р=0,223) (р=0,005) (р=0,750) (р=0,200)
Представление о будущей профессии:
полное 47,6+9,7 47,6+9,7 69,1+13,0 10,9+3,2
неполное 67,3+28,5* 67,3+28,5* 71,3+24,1 11,6+2,8
(р=0,003) (р=0,003) (р=0,104) (р=1,000)
Болезни родителей:
отсутствуют 54,1+14,2 44,3+8,3 65,1+14,0 11,8+2,0
имеются заболевания 63,0+23,7 52,4+15,1 71,3+14,0 9,2+4,4*
(р=0,175) (р=0,114) (р=0,920) (р=0,006)
Состояние здоровья:
хорошее 57,6+20,1 47,6+9,7 68,4+13,9 11,6+2,8
неудовлетворительное 80,3+24,4 67,6+28,3* 77,0+15,7 10,9+3,2
(р=0,502) (р=0,003) (р=0,597) (р=1,000)
Жалобы на здоровье:
отсутствуют 56,1+23,1 45,6+8,0 67,0+11,3 11,0+3,3
имеются 68,1+16,0 58,1+18,7* 74,0+17,9 11,1+2,8
(р=0,300) (р=0,003) (р=0,112) (р=0,704)
У девушек I курса вуза складывается несколько иная совокупность факторов, влияющих на эмоциональное состояние (таблица 2).
Исследования показали, что неудовлетворительное материальное обеспечение способствует нарушению вербализации эмоционального состояния студенток I курса. У них среднее значение по шкале ТАШ составляет 88,5±9,1 балла, что соответствует алекситимическому типу личности и является характерным признаком тяжелой стрессовой ситуации.
Нами установлено, что такой поведенческий фактор, как частота приема пищи, заметно влияет на эмоциональное состояние обучающихся. Результаты тестирования свидетельствуют об умеренном субъективном благополучии девушек, принимающих пищу 1-2 раза в течение учебного дня. Отметим, что этот фактор сказывается и на адаптированно-сти студенток к новым, специфическим условиям среды.
У девушек при 3-4-разовом питании показатель по тесту СА составляет 12,9±2,0 балла, что соответствует нормальной социальной адаптированности, а при 1-2-разовом питании -9,0±3,1 балла, что соответствует социальной дезадаптации.
Согласно полученным данным, неполное представление о будущей профессии негативно влияет на субъективное благополучие студентов и может привести к дезадаптивным расстройствам. У девушек I курса, не вполне осведомленных
0 выбранной профессии и предстоящей деятельности, количество набранных баллов по тесту «ШСБ» на 19,7 единиц (41,3%) больше, чем у девушек, не получивших достаточного представления о выбранной профессии.
Вместе с тем у данной группы лиц по тесту ШАС выявляется слабая астения - психическая и физическая истощаемость с повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением сна и вегетососудистыми расстройствами.
Болезни родителей также влияют на адаптационные способности девушек-первокурсниц. Девушки, чьи родители не страдают заболеваниями, имеют нормальную социальную адаптированность (11,8±2,0 балла), а у девушек, родители которых имеют заболевания, формируется социальная дезадаптация (9,2±4,4 балла) ^=-2,06; р=0,006).
Среди неблагоприятных условий обучения следует выделить такие социально значимые факторы, как «состояние здоровья» и «жалобы на здоровье», повышающие астениза-цию студенток на начальном этапе адаптации к обучению в вузе. Действительно, неудовлетворительное состояние здоровья и жалобы на его ухудшение приводят к развитию слабой астении у студенток, являющейся одним из самых распространенных синдромов при различных заболеваниях.
Как показали исследования, одной из причин ухудшения нервно-психического состояния студентов являются неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. Очевидно, что психоэмоциональное состояние активно влияет на функциональные системы организма студентов и, в свою очередь, характеризует адаптационный резерв.
Таким образом, повышенное эмоциональное реагирование на воздействие факторов учебной среды у юношей
1 курса связано, прежде всего, с отрицательным воздействием неполноценного питания, с напряженными взаимоотношениями со сверстниками, с болезнью родителей, с неудовлетворительным состоянием собственного здоровья и недоступностью медицинской помощи. У девушек I курса низкий социальный статус повышает риск развития алекситимии,
▲1
SSM
1-2-разовый прием пищи в течение дня сказывается на субъективном благополучии. Неполное представление о будущей профессии, неудовлетворительное состояние здоровья и жалобы на него повышают возможность формирования астенических расстройств личности и зависят от психофизиологического состояния организма. Согласно характеру взаимосвязей психоэмоциональных характеристик, подобные изменения свидетельствуют о неоптимальном регулировании эмоциональной сферы студентов.
Из вышесказанного ясно, что факторы риска в разных условиях учебной деятельности играют основную роль в формировании дезадаптивных состояний в адаптационном процессе и существенным образом влияют на компенсаторно-приспособительные и коммуникативные функции эмоций.
Обсуждение
В результате проведенного исследования у студентов вуза и колледжа выявлены разные типы дезадаптации, связанные с изменением психологического, физического и функционального состояний. В общей сложности около 25% юношей и 35% девушек вуза находятся в дезадаптивном состоянии. Аналогичные данные получены А.Б. Холмогоровой на основе разработанной монофакторной психосоциальной модели эмоциональных расстройств. Авторами показано, что 25% студентов-первокурсников находятся в состоянии эмоциональной дезадаптации и испытывают высокий уровень стресса [8].
В то же время, как полагают некоторые исследователи [9], психологические особенности личности молодых людей определяют характер проявляющейся дезадаптации (психовегетативные или невротические компоненты).
В свою очередь, О.Е. Пискун и др. [10] рассматривают в качестве критериев дезадаптации различные варианты психических, в том числе астенических, психосоматических расстройств пограничного уровня, нарушения общения, ухудшение успеваемости, снижение физической работоспособности.
При обобщении имеющихся сведений по изучаемой проблеме становится ясно, что для оценки адаптации к обучению необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности учащихся. У студентов в процессе обучения снижается устойчивость организма к воздействию экстремальных факторов, что в стрессовых ситуациях проявляется в виде снижения функциональных возможностей психоэмоциональной сферы и адаптационного потенциала. Нейрофизиологические механизмы, в том числе уровень тревожности, невротизации и депрессии, определяют в таких состояниях формирование психофизиологических процессов адаптации [11].
Частично наши исследования по выявлению факторов риска развития эмоциональной дезадаптации подтверждают положение о том, что процесс адаптации к обучению сопровождается образованием функциональных связей между нейродинамическими параметрами, личностными характеристиками и показателями вегетативного обеспечения деятельности [12]. Адекватная адаптация учащихся к социальной среде сказывается на состоянии обучающихся, находящихся в более экстремальных условиях, что приводит к включению «механизмов психофизиологической защиты», несущих элементы интеллектуальной и социальной дезадаптации [13].
Выводы
1. Применение методики определения типов дезадаптации позволяет распределить студентов на группы в зависимости от уровня сформированной дезадаптации. Установлено, что среди студентов-первокурсников вуза в дезадаптивном состоянии находятся около 25% юношей и 35% девушек. В колледже дезадаптированы 18% юношей и 43,5% девушек.
2. Определены факторы риска развития дезадаптивных состояний у студентов в процессе обучения. На нервно-психическое напряжение и субъективное благополучие юношей наибольшее воздействие оказывают неудовлетворительные отношения в студенческой группе, недоступность медицинской помощи и неполноценное питание. В группу риска по алекситимии входят лица с неудовлетворительным состоянием здоровья и студенты, родители которых страдают заболеваниями.
3. Факторами риска, снижающими субъективное благополучие девушек, являются редкий (1-2-разовый) прием пищи в течение дня и неполное представление о будущей профессии. Астенизация организма студенток происходит также ввиду недостаточных сведений о дальнейшей профессиональной деятельности и наличия проблем со здоровьем. Алекситимический тип личности испытуемых формируется из-за неудовлетворительного материального обеспечения, а в снижении социальной адаптированности ведущую роль играет недостаточное питание и болезни родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горчакова В.А., Ланда Л.А., Матыцына В.А., Краснова В.В., Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ. Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 5-14.
Gorchakova V.A., Landa L.A., Matycyna V.A., Krasnova V.V., Klimenkova E.N., Holmogorova A.B. Psihologicheskaja dezadaptacija u studentov sistemy srednego i vysshego professional'nogo obrazovanija: sravnitel'nyj analiz. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2013. № 4. S. 5-14.
2. Пестов И.Н., Мутова А.В. Условия успешной социально-психологической адаптации студентов-первокурсников в среднем специальном учебном заведении. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 92-96.
Pestov I.N., Mutova A.V. Uslovija uspeshnoj social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov-pervokursnikov v srednem special'nom uchebnom zavedenii. Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. 2014. № 2 (5). S. 92-96.
3. Цилюгина И.Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения. Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 42-45.
Ciljugina I.B. Trudnosti processa adaptacii studentov-pervokursnikov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovanija i sposoby ih razreshenija. Srednee professional'noe obrazovanie. 2015. № 1. S. 42-45.
4. Меньшов И.В. Особенности социальной адаптации первокурсников СПО в процессе внеучебной деятельности. Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 5 (58). С. 47-52.
Men'shov I.V. Osobennosti social'noj adaptacii pervokursnikov SPO v processe vneuchebnoj dejatel'nosti. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gos. un-ta. Ser. «Pedagogika i psihologija». 2014. № 5 (58). S. 47-52.
5. Гилемханова Э.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям. Казанский пед. журн. 2012. № 3 (93). С. 73-80.
Gilemhanova Je.M. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov, sklonnyh k alkogol'noj i narkoticheskoj addikcijam. Kazanskij ped. zhurn. 2012. № 3 (93). S. 73-80.
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
6. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Коррекция дезадаптации у студентов университета. Новые исследования. 2010. Т. 1. № 22. С. 74-82.
Buslovskaja L.K., Ryzhkova Ju.P. Korrekcija dezadaptacii u studentov universiteta. Novye issledovanija. 2010. T. 1. № 22. S. 74-82.
7. Артеменков А.А. Тип психофизической дезадаптации как критерий доно-зологической диагностики здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 4 (229). С. 38-40.
Artemenkov A.A. Tip psihofizicheskoj dezadaptacii kak kriterij donozologicheskoj diagnostiki zdorov'ja naselenija. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2012. № 4 (229). S. 38-40.
8. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г. Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16-26.
Holmogorova A.B., Garanjan N.G., Evdokimova Ja.G. Moskova M.V. Psihologicheskie faktory jemocional'noj dezadaptacii u studentov. Voprosy psihologii. 2009. № 3. S. 16-26.
9. Алтухин А.В., Жиляев А.Г. Оценка рисков развития дезадаптации у молодых людей, имеющих установку на повышенный уровень самореализации. Вестник Рос. гос. гуманитарного ун-та. 2012. № 15 (95). С. 247-257.
Altuhin A.V., Zhiljaev A.G. Ocenka riskov razvitija dezadaptacii u molodyh ljudej, imejushhih ustanovku na povyshennyj uroven' samorealizacii. Vestnik Ros. gos. gumanitarnogo un-ta. 2012. № 15 (95). S. 247-257.
10. Пискун O.E., Петрова H.H., Bенгерова H.H., Bарзин CA., Чистяков B.A. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья. Bестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 11, Медицина. 2011. № 1. С. 81-91.
Piskun O.E., Petrova N.N., Vengerova N.N., Varzin S.A., Chistjakov V.A. Rezul'taty monitoringa psihofizicheskoj adaptacii studentov k obucheniju i razrabotka kompleksa mer po ohrane ih zdorov'ja. Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Ser. 11, Medicina. 2011. № 1. S. 81-91.
11. Зашихина B.B., Цыганок T.B. Психофизиологические аспекты адаптации студентов вузов. Фундаментальные исследования. 2014. № 2. С. 64-68.
Zashihina V.V., Cyganok T.V. Psihofiziologicheskie aspekty adaptacii studentov vuzov. Fundamental'nye issledovanija. 2014. № 2. S. 64-68.
12. Литвинова H.A., Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова O.B. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности. Bестник Кемеровского гос. ун-та. 2011. № 1 (45). С. 141-147.
Litvinova N.A., Kazin Je.M., Lur'e S.B., Bulatova O.V. Rol' individual'nyh psihofiziologicheskih osobennostej v adaptacii k umstvennoj dejatel'nosti. Vestnik Kemerovskogo gos. un-ta. 2011. № 1 (45). S. 141-147.
13. Копейкин B.O. Социальные и психофизиологические сравнительные характеристики обучающихся в лицее. Bестник психофизиологии. 2013. № 2. С. 21-25.
Kopejkin V.O. Social'nye i psihofiziologicheskie sravnitel'nye harakterístiki obuchajushhihsja v licee. Vestnik psihofiziologii. 2013. № 2. S. 21-25. ma
УДК: 616.895.8-053.2-08:159.923 Код специальности ВАК: 14.01.06, 14.02.03
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОШИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Е.В. Руженская,
ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское"», г. Иваново
Руженская Елена Владимировна - e-mail: [email protected]
В статье рассматривается региональный аспект оказания медицинской помоши и психолого-педагогического сопровождения детям с расстройствами аутистического центра. Представлена официальная статистика по заболеваемости аутизмом по Ивановской области, инфраструктура по возрасту, тяжести расстройств, месту наблюдения детей, основные медицинские мероприятия, а также специфичная областная структура педагогических учреждений для больных аутизмом. Проблемой является то, что положительная активность в реабилитации данной категории детей со стороны обшественных организаций сопровождается их призывами к отказу от посешения психиатра и отказу от направления в государственные коррекционные учреждения. При этом общественные организации не несут ответственности за дальнейшую судьбу ребенка и упущенные им возможности медицинского и педагогического сопровождения. Обший компетентностный подход, объединение усилий государственных учреждений медицинского, социального и педагогического профиля и общественных организаций помогут эффективно оказать помошь детям с аутизмом.
Ключевые слова: аутизм, комплексная помошь, компетентностный подход.
The article deals with the regional dimension of medical care and psycho-pedagogical support of children with autism center. Presents official statistics on the incidence of autism in the Ivanovo region, infrastructure age, the severity of the disorders, the place of observation of children, major medical events, as well as specific regional structure of pedagogical institutions for patients with autism. Problem is that positive activity in rehabilitation of this category of children from public organizations is followed by their appeals to refusal of visit of the psychiatrist and refusal of the direction in the public correctional institutions. At the same time public organizations do not bear responsibility for future of the child and the possibilities of medical and pedagogical maintenance missed by him. General competence-based approach, consolidation of efforts of public institutions of a medical, social and pedagogical profile and public organizations will help to give effectively help to children with autism.
Key words: autism, complex assistance, competence-based approach.