Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 120-126.
История историографии
УДК 930.1
ББК 63.1
О. В. Богомазова
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ И «ИСТОРИЯ ПАМЯТИ»:
КРАТКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ), соглашение № 14-33-01353.
С начала 2000-х гг. российская историческая наука активно использует зарубежный опыт из области теории исторической памяти. Эта тенденция проявляется и в исследованиях, посвященных истории исторической науки. Именно в рамках отечественной историографии начинается рефлексия по поводу категориального аппарата «истории памяти», истоков и источников корпоративной памяти университариев и факторов трансформации мемориальных образов.
Ключевые слова: коммеморативные практики; корпоративная память; историография; «места памяти»; история памяти; memory studies.
Методологическая ситуация последнего десятилетия, сложившаяся в области гуманитарных дисциплин, отражает одновременно стремление преодоления явлений кризиса постмодерна и междисциплинарный диалог. Историческая наука, находясь в центре рефлексий по этому вопросу, отреагировала активным обновлением предмета и способов исторического познания1 и расширением предметного поля историогра-фии2. Актуальными стали поиски новых подходов к изучению историографической среды и практик в научной субкультуре историков XIX-XX столетий3. По мнению Л. П. Репиной, в русле нового направления исторической критики главным предметом анализа должны становиться «не только результаты профессиональной деятельности и методы исторического познания, но профессиональная культура», «культура творчества» в целом, отражающая качественные перемены «в творческой и коммуникативной практике (формах общения) историков»4. Под-
1 См., например: Репина Л. П. История исторического знания...; Савельева И. М., Полетаев А. В. О пользе и вреде презентизма...; Репина Л. П. «Новая историческая наука».
2 См.: Бычков С. В., Корзун В. П. Введение в историографию.; Репина Л. П. Историческая культура как предмет исследования... ; Алеврас Н. Н. Предмет историографии: версии современной науки...
3 Основные разрабатываемые направления ярко представлены в научных сборниках «Мир историка: историографический сборник» и «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории».
4 Репина Л. П. Историко-историографическое исследова-
ние. С. 32.
тверждение этим словам можно найти в одном из новых направлений отечественных исторических исследований, обращенном к теории памяти (memory studies) и коммеморативным практикам в историко-научной среде. В контексте практик научных коммемораций нередко отражаются специфические аспекты развития профессиональной культуры историков. Этим объясняется растущий интерес историографии к проблематике памяти и коммеморативных практик. Один из основоположников теории исторической памяти, Я. Ассман, заявил, что тема памяти превращается в новую парадигму науки о культуре. Ему вторит О. Г. Эксле, говоря уже конкретно об исторической науке5.
Основными понятиями, которыми оперируют исследователи, являются коммеморация, коммеморативные практики, «места памяти». Определенную сложность представляет тот момент, что эти категории, уже прочно вошедшие в обиход конкретно-исторических исследований6, практически не получили четких и общепринятых определений в системе компетенций от-
5 См.: Ассман Я. Культурная память. М., 2004; Эксле Отто Герхард. «История памяти» - новая парадигма исторической науки.
6 См., например: Данилевский И. Н. Александр Невский: парадоксы исторической памяти // О пользе и вреде историзма в историографии // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания / отв. ред. Л. П. Репина. М., 2005; Васильева Е. Роль практик коммеморации в процессах организации социального пространства современного искусства // Власть. 2009. № 6 и др.
ечественной методологии истории. Плюрализм существующих мнений относительно указанных дефиниций - свидетельство их активного осмысления отечественной историографией.
В проблемном поле отечественной историографии проблематика памяти обозначается как отдельное явление с начала 2000-х гг. Одним из ведущих направлений становится изучение проблематики памяти и коммеморации в области истории университетов, институциональной истории исторической науки. В теоретическом плане тема университетских или корпоративных коммемораций стала предметом изучения Е. А. Вишленковой, А. А. Сальниковой и С. Ю. Малышевой1. В одной из статей Е. А. Вишленковой, посвященной коммеморатив-ным традициям университетской среды XIX в., доказывается востребованность мемориальных и юбилейных практик в университетской среде как одного из важнейших способов самоидентификации разных поколений научного сообщества2.
М. П. Мохначева, касаясь в своей статье темы университетских традиций проведения научных конференций и чтений, посвященных юбилейным и памятным датам, высказывает мнение, что коммеморативная сторона научной жизни вполне достойна освещения в отдельном исследовании3. В качестве примеров она приводит ряд заседаний, посвященных памяти известных историков в послевоенное время4.
Юбилейные коммеморации как культурные практики самоидентификации в научном сообществе вызвали интерес у В. П. Корзун и Д. М. Коле-ватова. Персональный ряд историков XIX в. они предложили воспринимать как «фигуры памяти», стоящие в центре самопознания науки. Заметное место в этом ряду занимает В. О. Ключевский и посвященные ему «тексты памяти»5.
Коммеморативный аспект представлен в статье И. М. Савельевой «"Уроки истории" ученой корпорации», где поставлен вопрос об «истоках академической памяти». Автор статьи делает акцент на основных типах социальных групп -носителей памяти, и рассматривает, какими способами эти группы формируют корпоративную память внутри университетской среды. В связи с этим И. М. Савельева анализирует значение уст-
1 Вишленкова Е., Малышева С., Сальникова А. История университета как история памяти корпорации? С. 271-310.
2 См.: Вишленкова Е. А. Мемориальная культура российского университета XIX века... С. 81-94.
3 Мохначева М. П. Источники по истории становления. С. 30.
4 Там же. С. 27-28.
5 См.: Корзун В. П., Колеватов Д. М. Мемориальные и юби-
лейные события. С. 197-200.
ных и письменных источников, а также визуальных памятников в складывании корпоративной университетской коммеморации6.
Социальные функции мемориальных практик в среде российской науки в эмиграции (19201930-е гг.) изучают М. В. Ковалев и В. Ю. Волошина. В статье М. В. Ковалева рассмотрен феномен празднования исторических дат и формы его практического воплощения. Они выступают как выражение идеи особой культурной миссии русской эмиграции и рассматриваются как одна из характерных «особенностей коллективного сознания русской эмигрантской среды»7. В. Ю. Волошина в одной из глав своей монографии, посвященной представителям науки «русского зарубежья», затрагивает важнейшую для эмигрантской культуры тему - юбилейные события8. Автор делает заключение о том, что мемориальные даты, которые предлагают сами представители интеллектуального сообщества, актуализируют образы значимых в данной ситуации личностей и событий. В некоторых случаях это приводит к мифологизации или излишней идеологической нагрузке исторических образов9. В целом выводы двух рассмотренных работ звучат в унисон, обозначая высокую социокультурную значимость юбилейных дат для среды русской научной эмиграции.
Т. А. Сидорякина, описывает мемориальные практики представителей научного сообщества историков дореволюционного периода и после 1917 г. Ею делается вывод о том, что панихида и похороны известных историков соответствовали как канонам православной церкви, так и традициям, присущим профессиональной университетской среде. Автор освещает особенности «похоронных» традиций до и после революции, отмечая их видоизменение: упрощение панихиды и, в целом, упадок церемонии10.
Одним из устоявшихся исследовательских направлений в отечественной истории исторической науки выступает реконструкция образа историка. В свете рассматриваемой тенденции движения историографии в сторону проблематики корпоративной памяти этот объект стал рассматриваться как одно из воплощений «мест памяти». Данный подход направлен на выявление
6 Савельева И. М. «Уроки истории» ученой корпорации... С. 63-80.
7 Ковалев М. В. Исторические праздники русской эмиграции. С. 119-138.
8 Волошина В. Ю. Ученый в эмиграции.
9 Например, отсюда берет начало «культ» А. С. Пушкина в среде эмигрантов, и появляются идеи наподобие «Пушкин -наше все».
10 См.: Сидорякина Т. А. Жизнь после смерти: мемориальные практики. С. 95-109.
особенностей восприятия образа ученого и памяти
0 нем в меняющейся со временем социокультурной среде, неизменно влияющей на характеристику рассматриваемого мнемонического феномена1. Согласно закономерностям развития коммуникативной памяти, исторический контекст, выдвигая на первый план те или иные научные и социальные ценности и стереотипы, способен актуализировать память об историке или же, напротив, создавать «антивоспоминания» и способствовать ее деконструкции2. В рамках диагностируемого в современном обществе феномена «мемориального бума», ключевые элементы которого сгенерированы, как правило, в политических кругах, происходит весьма избирательное выдвижение исторических образов как объектов мемориальных торжеств3. Именно они и становятся наиболее актуальными в современной культуре.
Одной из важнейших академических традиций являются защиты диссертационных исследований. Н. Н. Алеврас, изучая проблемы диссертационной культуры и практик защит диссертаций в России второй половины XIX в., выходит к проблеме коммемораций4. В методологическом арсенале ее статьи используется понятие 'долгой памяти', предполагающей изменение отношения научного сообщества в разные периоды развития исторической науки к диссертационным трудам историков прошлого. Н. Н. Алеврас предлагает рассматривать в данном ракурсе «посмертную судьбу» идей, изложенных в диссертациях, соединяя проблемное поле интеллектуальной истории и истории памяти.
В перечисленных исследованиях тематика памяти представлена как многомерный феномен, изучаемый с позиций историографии. Развитие интереса к коммеморативным практикам в историографии прошло от простого использования и публикации архивных материалов, имеющих мемориальный характер, рефлексии о погребальных традициях, «поминальных» и юбилейных практиках научной среды до теоретических рассуждений о корпоративной и культурной памяти.
1 См., например: Макарова Н. И. Опыт деконструкции историографического образа ученого. С. 169-180; Богомазова О. В. Память о В. О. Ключевском. С. 137-143; Богомазова О. В. Мемориальные традиции сообщества историков. С. 170-172.
2 См.: Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти. С. 87. См. также: Высокова В. В. Память как исторический феномен. С. 320-321.
3 Рассуждения на тему современного «мемориального бума» см.: Кузнецов А., Маслов А. Диктатура юбилеев. С. 514516, 532-542.
4 Алеврас Н. Н. Диссертационная история ученого... С. 220-
222, 233-236.
Изучение феномена коммеморативных практик в социокультурной и научной среде на теоретическом уровне проходит в рамках осмысления таких проблем, как научная коммуникация («сети общения»), преемственность в исторической науке, университетские юбилейные традиции, образы корпоративных и культурных героев и их социальная роль. Это, в свою очередь, приводит исследовательские поиски к рассмотрению более широких фундаментальных историографических проблем: какие изменения претерпевает память об историке и его научном наследии в связи с объективными процессами смены поколений и школ в научном сообществе, трансформацией дискурсивных практик историков и научных парадигм; к изучению форм проявления, актуализации и деконструкции образов памяти («места памяти», «гений места») как культурных доминант.
Представленный краткий историографический обзор позволяет говорить о том, что, существующие на сегодняшний день работы демонстрируют нарастающий в течение последнего десятилетия интерес историографии к «парадигме памяти», сопровождающийся разнообразием исследовательских подходов при ее изучении. Наблюдаемый рост потенциала отечественной исторической науки в различных аспектах memory studies подтверждает «прогноз» И. В. Нарского: «обострение внимания к индивидуальным возможностям и особенностям памяти вслед за социологией и социальной психологией ожидает и историографию»5.
Список литературы
1. Алеврас, Н. Н. Диссертационная история ученого как событие интеллектуальной биографии российских историков XIX века / Н. Н. Алеврас // Диалог со временем: альм. интеллектуал. истории. - 2015. - Вып. 50. - С. 218-241.
2. Алеврас, Н. Н. Предмет историографии: версии современной науки / Н. Н. Алеврас // Imagines mundi: альм. исслед. всеобщей истории. XVI-XX вв. - Екатеринбург, 2010.
3. Ассман, Я. Культурная память / Я. Ассман. - М., 2004.
4. Богомазова, О. В. Мемориальные традиции сообщества историков: увековечивание памяти о В. О. Ключевском в первой трети XX в. / О. В. Богомазова // Историческое прошлое и образы истории: материалы междунар. науч. конф. в честь 95-летия гуманитар. образования в Сарат. гос. ун-те им. Н. Г. Чернышевского / под ред.
5 Нарский И. В. Фотокарточка на память... С. 329.
Л. Н. Черновой. - Саратов, 2013. - С. 165-172.
5. Богомазова, О. В. Память о В. О. Ключевском в геокультурном пространстве Москвы на рубеже XIX-XX вв. / О. В. Богомазова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2001. - Вып. 44, № 9 (224). -С.137-143.
6. Бычков, С. В. Введение в историографию отечественной истории ХХ века / С. В. Бычков,
B. П. Корзун. - Омск, 2001.
7. Вишленкова, Е. История университета как история памяти корпорации? / Е. Вишленкова,
C. Малышева, А. Сальникова // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. Тема года 2004: Археология памяти империи и нации. - 2004.- № 3.- С. 271-310.
8. Вишленкова, Е. А. Мемориальная культура российского университета XIX века / Е. А. Виш-ленкова // Мир историка: историограф. сб. / под ред. В. П. Корзун, С. П. Бычкова. - Омск, 2011. -Вып. 7. - С. 81-94.
9. Волошина, В. Ю. Ученый в эмиграции: проблемы социальной адаптации ученых-эмигрантов сквозь призму «персональной истории»: монография / В. Ю. Волошина. - Омск, 2010.
10. Высокова, В. В. Память как исторический феномен / В. В. Высокова // Изв. Урал. гос. унта. - Сер. 2. Гуманитар. науки. - 2008. - Вып. 16, № 59. - С. 320-321.
11. Зерубавель, Я. Динамика коллективной памяти / Я. Зерубавель // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. Тема года 2004: Археология памяти империи и нации. - 2004. -№ 3. - С. 76-77.
12. Ковалев, М. В. Исторические праздники русской эмиграции как способ сохранения коллективной культурной памяти / М. В. Ковалев // Диалог со временем: альм. интеллектуал. истории. - М., 2008. - 25/2. - С. 119-138.
13. Корзун, В. П. Мемориальные и юбилейные события в жизни научного сообщества как культурные практики самоидентификации / В. П. Кор-зун, Д. М. Колеватов // Культура и интеллигенция России: (Инновационные практики, образы города, юбилейные события. Историческая память горожан): материалы VII Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посв. 35-летию основания ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 20-22 окт. 2009 г.). - Омск, 2009. - С. 197-200.
14. Кузнецов, А. Диктатура юбилеев. Мемориальный бум как признак иной повседневности / А. Кузнецов, А. Маслов // Исторические исследования в России - III. Пятнадцать лет спустя /
под ред. Г. Бордюгова. - М., 2011. - С. 514-516, 532-542.
15. Макарова, Н. И. Опыт деконструкции историографического образа ученого: В. И. Григорович / Н. И. Макарова // Мир историка: историограф. сб. / под ред. В. П. Корзун, А. В. Якуба. -Омск, 2007. - Вып. 3. - С. 169-180.
16. Мохначева, М. П. Источники по истории становления и развития историографии в МГИ-АИ - ИАИ РГГУ. Статья первая / М. П. Мохначе-ва // Вестн. РГГУ. - М., 2009. - № 4. - С. 30.
17. Нарский, И. В. Фотокарточка на память: (Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-историо-графи-ческий роман)) / И. В. Нарский. - Челябинск, 2008.- С. 329.
18. Репина, Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история / Л. П. Репина. - Изд. 2-е., испр. и доп. - М., 2009.
19. Репина, Л. П. Историко-историографиче-ское исследование в контексте современной интеллектуальной культуры / Л. П. Репина // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII-XXI веков: сб. ст. / под ред. Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришиной, Ю. В. Красновой. - Челябинск, 2011. - С. 32.
20. Репина, Л. П. Историческая культура как предмет исследования / Л. П. Репина // История и память: историческая культура Европы до начала нового времени / под ред. Л. П. Репиной. - М., 2006.
21. Репина, Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. - М., 2004.
22. Савельева, И. М. «Уроки истории» ученой корпорации / И. М. Савельева // Мир историка: историограф. сб. / под ред. В. П. Корзун, С. П. Бычкова. - Омск, 2011. - Вып. 7. - С. 63-80.
23. Савельева, И. М. О пользе и вреде пре-зентизма в историографии / И. М. Савельева, А. В. Полетаев // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания / отв. ред. Л. П. Репина. - М., 2005.
24. Сидорякина, Т. А. Жизнь после смерти: мемориальные практики в повседневной жизни научного сообщества историков первой трети XX в. / Т. А. Сидорякина // Мир историка: историограф. сб. / под ред. В. П. Корзун, С. П. Бычкова. - Омск, 2011. - Вып. 7. - С. 95-109.
25. Эксле, О. Г. «История памяти» - новая парадигма исторической науки / О. Г. Эксле // Историческая наука сегодня. Теории, методы, перспективы / под ред. Л. П. Репиной. - М., 2011.
Сведения об авторе
Богомазова Ольга Викторовна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета. olga-bogomazova@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 120-126.
PROBLEM FIELD OF HISTORIOGRAPHY AND "HISTORY OF MEMORY": A BRIEF OVERVIEW OF MODERN RESEARCH DIRECTIONS
The study was performed with financial support of Russian humanitarian scientific Fund (RGNF), agreement No. 14-33-01353
O. V. Bogomazova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of Russia and Foreign Countries, Chelyabinsk State University. olga-bogomazova@mail.ru
Since the early 2000s the Russian historical science actively uses international experience of the theory of historical memory. This trend is manifested in studies on the history of historical science. It is through the national historiography begins reflection on the categorical apparatus "history of memory", the origins and sources of corporate memory and the factors of transformation of the memorial images.
Keywords: commemorative practices; historiography; "places of memory"; history of memory; memory studies.
References
1. Alevras N. N. Dissertacionnaja istorija uchenogo kak sobytie intellektual'noj biografii rossijskih isto-rikov XIX veka [Dissertation history of a scholar as an event of intellectual biography of the 19 th century Russian historians]. Dialog so vremenem. Al'manah in-tellektual'noj istorii [Dialogue with time. Almanac of Intellectual History], 2015, no. 50, pp. 218-241. (In Russ.).
2. Alevras N. N. Predmet istoriografii: versii sovremennoj nauki [The subject of historiography: version modern science]. Imagines mundi: al'manah issledovanij vseobshhej istorii. XVI-XXvv. [Imagines mundi: journal of research of General history. XVI-XX centuries]. Ekaterinburg, 2010. (In Russ.).
3. Assman Ja. Kul'turnajapamjat' [Cultural memory]. Moscow, 2004. (In Russ.).
4. Bogomazova O. V. Memorial'nye tradicii soobshhestva istorikov: uvekovechivanie pamjati o V. O. Kljuchevskom v pervoj treti XX v. [Memorial tradition of the community of historians: to perpetuate the memory of V. O. Klyuchevsky in the first third of XX century]. Istoricheskoe proshloe i obrazy istorii: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii v chest' 95-letija gumanitarnogo obrazovanija v Saratovs-kom gosudarstvennom universitete imeni N. G. Chernyshevskogo /pod red. L. N. Chernovoj [The Historical past and images of history: proceedings of the international scientific conference dedicated to the 95th anniversary of the humanitarian education at Saratov state University named after N. G. Chernyshevsky / ed. by L. N. Rough.]. Saratov, 2013. Pp. 165-172. (In Russ.).
5. Bogomazova O. V. Pamjat' o V. O. Kljuchevskom v geokul'turnom prostranstve Moskvy na rubezhe XIX-XX vv. [The memory of V. O. Klyuchevsky in geo-cultural region of Moscow at the turn of XIX-XX centuries]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2011, vol. 44, no. 9 (224), pp. 137-143. (In Russ.).
6. Bychkov S. V., Korzun V. P. Vvedenie v istoriografiju otechestvennoj istorii XXveka [Introduction to the historiography of Russian history of the twentieth century]. Omsk, 2001. (In Russ.).
7. Vishlenkova E., Malysheva S., Sal'nikova A. Istorija universiteta kak istorija pamjati korporacii? [History of the University as the history of the memory of the Corporation?]. Ab Imperio. Issledovanijapo novoj imperskoj istorii i nacionalizmu v postsovetskomprostranstve. Tema goda 2004: Arheologijapamjati imperii i nacii [Ab Imperio. Studies of new Imperial history and nationalism in post-Soviet space. The theme for the year 2004: the Archaeology of memory of the Empire and the nation], 2004, no 3, pp. 271-310. (In Russ.).
8. Vishlenkova E. A. Memorial'naja kul'tura rossijskogo universiteta XIX veka [Memorial culture of the Russian University of the XIX century]. Mir istorika: istoriograficheskij sbornik /pod. red. V. P. Korzun, S. P. Bychkova [The World of the historian: historiographical collection / under. edited by V. P. Korzun, S. P. Bychkova], vol. 7. Omsk, 2011. Pp. 81-94. (In Russ.).
9. Voloshina V. Ju. Uchenyj v jemigracii: problemy social'noj adaptacii uchenyh-jemigrantov skvoz' prizmu «personal'noj istorii»: monografija [Scientist in exile: the problem of social adaptation of scientists-emigrants through the prism of "personal history": monograph]. Omsk, 2010. (In Russ.).
10. Vysokova V. V. Pamjat' kak istoricheskij fenomen [Memory as a historical phenomenon]. Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki [Proceedings of the Ural state University. 2. Humanities], 2008, vol. 16, no. 59, pp. 320-321. (In Russ.).
11. Zerubavel' Ja. Dinamika kollektivnoj pamjati [Dynamics of collective memory]. Ab Imperio. Issle-dovanija po novoj imperskoj istorii i nacionalizmu v postsovetskom prostranstve. Tema goda 2004: Arhe-ologija pamjati imperii i nacii [Ab Imperio. Studies in new Imperial history and nationalism in post-Soviet space. The theme for the year 2004: the Archaeology of memory of the Empire and the nation], 2004, no. 3, pp. 76-77. (in Russ.).
12. Kovalev M. V. Istoricheskie prazdniki russkojjemigracii kak sposob sohranenija kollektivnoj kul'turnoj pamjati [Historical celebrations of the Russian emigration as a way of preserving collective cultural memory]. Dialog so vremenem. Al'manah intellektual'noj istorii [Dialog with Time. Almanac of intellectual history], 2008, no. 25/2, pp. 119-138. (in Russ.).
13. Korzun V. P., Kolevatov D. M. Memorial'nye i jubilejnye sobytija v zhizni nauchnogo soobshhestva kak kul'turnye praktiki samoidentifikacii [Memorial and commemorative events in the life of the scientific community as a cultural practice of self-identification]. Kul'tura i intelligencija Rossii: Innovacionnyepraktiki, obrazy goroda, jubilejnye sobytija. Istoricheskajapamjat'gorozhan. Materialy VII Vserossijskojnauch-noj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 35-letiju osnovanija OmGU im. F. M. Dos-toevskogo (Omsk, 20-22 oktjabrja 2009 g.) [Culture and in-telligence Russia: Innovative practices, images of the city, jubilee event occurred. The historical memory of the townspeople. Materials of VII all-Russian scientific conference with international participation, dedicated to the 35th anniversary of Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky (Omsk, 20-22 October 2009)]. Omsk, 2009. Pp. 197-200. (in Russ.).
14. Kuznecov A., Maslov A. Diktatura jubileev. Memorial'nyj bum kak priznak inoj povsednevnosti [Dictatorship anniversaries. Memorial boom as a sign of particular daily life]. Istoricheskie issledovanija v Rossii - III. Pjatnadcat' let spus-tja /pod. red. G. Bordjugova [Historical research in Russia III. Fifteen years later / edited by G. Bordyugova]. Moscow, 2011. Pp. 514-516, 532-542. (In Russ.).
15. Makarova N. I. Opyt dekonstrukcii istoriograficheskogo obraza uchenogo: V. I. Grigorovich [The experience of deconstruction of the historiographical image of the scientist: V. I. Grigorovich]. Mir istorika: istoriograficheskij sbornik /pod red. V. P. Korzun, A. V. Jakuba [The World of the historian: historiographical collection / under edited by V. P. Korzun, A. V. Yakuba], vol. 3. Omsk, 2007. Pp. 169-180. (In Russ.).
16. Mohnacheva M. P. Istochniki po istorii stanovlenija i razvitija istoriografii v MGIAI - IAI RGGU. Stat'ja pervaja [Sources on the history of formation and development of historiography in MGIAI - IAI RGGU. Article first]. Vestnik RGGU [Vestnik RGGU], 2009, no. 4, p. 30. (In Russ.).
17. Narskij I. V. Fotokartochka napamjat': Semejnye istorii, fotograficheskieposlanija i sovetskoe detstvo (Avtobio-istorio-graficheskij roman) [Photograph: family history, photographic-slania and Soviet childhood (Autobio-historio-graphic novel)]. Cheljabinsk, 2008. P. 329. (In Russ.).
18. Repina L. P. «Novaja istoricheskaja nauka» i social'naja istorija ["New historical science" and social history]. Moscow, 2009. (In Russ.).
19. Repina L. P. Istoriko-istoriograficheskoe issledovanie v kontekste sovremennoj intellektual'noj kul'tury [Historical-historiographical research in the context of modern intellectual culture]. Istorija i isto-riki v prostranstve nacional'noj i mirovoj kul'tury XVIII-XXIvekov: sbornikstatej/pod red. N. N. Alevras, N. V. Grishinoj, Ju. V. Krasnovoj [History and historians in the space of national and world culture of the XVIII-XXI centuries: collection of articles / ed. N. Alevras, N. Grishina, Yu. Krasnova]. Cheljabinsk, 2011. Pp. 32. (In Russ.).
20. Repina L. P. Istoricheskaja kul'tura kak predmet issledovanija [Historical culture as a subject of study]. Istorija ipamjat': istoricheskaja kul'tura Evropy do nachala novogo vremeni /pod redakciejL. P. Repinoj [Historical culture as a subject of study of the History and memory: historical culture of Europe before the new times / ed. by L. P. Re-pins ]. Moscow, 2006. (In Russ.).
21. Repina L. P. Istorija istoricheskogo znanija: Posobie dlja vuzov [The History of historical knowledge: a Manual for high schools]. Moscow, 2004. (In Russ.).
22. Savel'eva I. M. «Uroki istorii» uchenoj korporacii ["Lessons of history" scientific Corporation]. Mir istorika: istoriograficheskij sb. /pod red. V. P. Korzun, S. P. Bychkova [The World of the historian: histo-riogracific collected / edited by V. P. Korzun, S. P. Bychkova], vol. 7. Omsk, 2011. Pp. 63-80. (In Russ.).
23. Savel'eva I. M., Poletaev A. V. O pol'ze i vrede prezentizma v istoriografii [About the benefits and dangers of presentism in historiography]. «Cep' vremen»: problemy istoricheskogo soznanija / otv. red. L. P. Repina ["Chain times": the problem of historical consciousness / ed. by L. P. Repina]. Moscow, 2005. (In Russ.).
24. Sidorjakina T. A. Zhizn' posle smerti: memorial'nye praktiki v povsednevnoj zhizni nauchnogo soob-shhestva istorikov pervoj treti XX v. [Life after death: memorial practices in the daily life of the academic community of historians of the first third of the XX century]. Mir istorika: istoriograficheskij sbornik/pod red. V. P. Korzun, S. P. Bychkova [The World of the historian: history iograficheskii collection / under edited by V. P. Korzun, S. P. Bychkova], vol. 7. Omsk, 2011. Pp. 95-109. (In Russ.).
25. Jeksle O. G. «Istorija pamjati» - novaja paradigma istoricheskoj nauki ["History of memory" - a new paradigm of historical science]. Istoricheskaja nauka segodnja. Teorii, metody, perspektivy /pod red. L. P. Repinoj [The Histiry science today. Theory, methods, prospects / ed. by L. P. Repina]. Moscow, 2011. (In Russ.).