ISSN2687-0770 BULŒnNOFHKœR EDUCinONAL ИБПШШШ. NOBIH CAUCASU5EE(30N. SDaALSŒtfCE 2022. No t
Научная статья УДК 930.2
doi: 10.18522/26S7-0770-2022-1-S2-SS
МЕМОРИАЛЬНАЯ ПАЛШТЬ В ЛИЦАХ: ГЕРОИ ФРОНТОВИКИ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ
Мария Александровна Царина1,3
1 Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте, Ялта, Республика Крым, Россия : Ялтинский историко-литературный музей, Ялта, Республика Крым, Россия mari .tsarma @mail .ru
Аннотация. Актуальность. Рассматриваются мемуары нз фондов Ялтинского нсторнко-литер а турн ого музея, а именно фронтовые письма времён Великой Отечественной войны героев-фронтовиков Большой Ялты, в контексте таких отраслей современного исторического н гуманитарного знания., как мнкроистория н история повседневности. Демонстрируется междисциплинарная связь в изучении мемориальной (исторической) памяти и мнкроисторин на конкретных примерах в виде представленных личных документов — фронтовых писем времён Великой Отечественной войны.
Цель работы - на основе полученной информации нз фронтовых писем, хранящихся в фондах Ялтинского нсторнко-лнтературного музея, показать их важность в развитии мнкро-нсторнн как современной н актуальной исторической дисциплины.
Задачи — рассмотреть н проанализировать информацию, содержащуюся в фронтовых письмах, демонстрирующую нх теоретическую н практическую значимость для исторической науки как дополнительных источников информации по Великой Отечественно войне; обозначить важность данной информации для гуманитарных дисциплин «мнкронсторня» и <:шсторнл повседневности».
Методология. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, аналогия н обобщение.
Результаты. Разработка данной проблемы докалывает перспективность таких современных направлений, как мнкронсторня и история повседневности, в изучении истории как науки, помогает увидеть новые возможности в изучении «истории повседневности» на основе конкретных персоналий времён Великой Отечественной войны. Так, исследование фрон-товых-пнсем, написанных героями Великой Отечественной войны, помогает нам взглянуть на некоторые исторические факты с иной стороны, тем самым изучив предмет более детально н объемно. В том числе полученные исторические данные и детали являются особым дополнением в истории освобождения Крыма от фашистских захватчиков.
Вывод. Таким образом, фронговые-письма являются ценнейшим научным источником информации, демонстрирующим нам важные детали в контексте таких дисциплин, как «мнкронсторня» и «история повседневности». Так, личная история героя-фронтовика становится существенным дополнением в изучении нсторнн освобождённого города (Ялты) н в целом показывает новые перспективные направления в изучении «истории повседневности» с другой стороны, а именно на конкретных исторических личностях, которые были активными участниками значимых событий. В научный оборот введены новые документы из фондов Ялтинского историко-литературного музея. Задаётся новое направление в междисциплинарном (комплексном) и многостороннем изучении мемориальной памяти в русле таких гуманитарных дисциплин, как «мнкроистория» н «история повседневности».
© Царннд М.А., 2022
ISSN 263 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Ш УХЕ._2022. №_[
ISSN2687-0770 ВиШТВ,т OF HIGHER EDUCAUONALINSIITUnONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1
Ключевые слова-. Ялтинский историко -лихературный музеи, Великая Отечественная война, мемуары, воспоминания, память, историческая память, микронсторня, история повседневности. мемориальная память, коллективная память, культурная память, национальная память
Для цитирования: Царит MA. Me мор нальн ал память в лицах: пгрон-фронтовнки Большой Ялты !! Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 1 С. В2-88.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Original article
MEMORY STUDIES EN FACES: HEROES VETERANS OF BIG YALTA
Мяг1а A. Tsarina1':
1 Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vemadsky Crimean Federal University in Yalta, Yalta, Republic of Crimea, Russia : Yalta Historic and Literature Museum, Yalta, Republic of Crimea, Russia man .tsarma @mail .ru
Abstract. Relevance. The article considers memoirs from of the funds of the Yalta Historical and Literary Museum, namely, letters from the front during the Great Patriotic War of the heroes of the front-line Big Yalta, in the context of such branches of modern histoncal and humanitarian knowledge as microhistory and history of everyday hfe. The interdisciplinary connection in the study of memorial (historical) memory and microhistory is demonstrated using specific examples ш the form of submitted personal documents, namely, front-line letters from the times of the Great Patriotic War.
The putpose of the work is to show their importance in the development of microhistory as a discipline on the basis of the information received from the front letters stored in the funds of the Yalta Museum of History and Literature.
Objectives: to consider and analyze the information contained in the front letters, thereby demonstrating their theoretical and practical significance for historical science as additional sources of information on the Great Patriotic War. To indicate the importance of this information for such humanitarian disciplines as ' "Microhistory " and "'History of everyday life".
Methodology, hi the process of working on the study, the following research methods were used: analysis, synthesis, analogy and generalization.
Results. The development of this problem proves the promise of such modem trends as micro-history and history of everyday life in the study of history as a science. This "«так helps to see new opportunities and study the history of everyday life on the basis of specific personalities during the Great Patriotic War. So: the study of front-line letters written by the heroes of the Great Patnotic War helps us to look at some historical facts from a different perspective, thereby studying the subject in more detail and volume. In particular, the obtained historical data and details are a special addition to the history of the liberation of Crimea from the fascist invaders.
Conclusion. Thus, letters from the front are a valuable scientific source of information, showing us important details in the context of such disciplines as '"Microhistory" and "History of everyday life". The personal history7 of a front-line hero becomes a significant addition to the study of the history of the liberated city (Yalta) and, in general, shows new promising directions in the study of the history of everyday life on the other hand, namely, on specific historical personalities who were active participants in significant events. In this study, we directly introduce new documents into scientific circulation, namely the presented memoirs of the heroes - front-line soldiers of Big Yalta, from the funds of the Yalta Histoncal and Literary Museum. This scientific research sets a new direction
Ш2687-0770 BULLETIN OF HKttR EDUCiHONAL ВБПШШШ. NORTH CAUCASU5EE(30N. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l
ш the inte rdi sc iplimry (complex) and multilateral study of memorial memory in the mainstream of such hiimamtiinan disciplines as "Microhistory" and "'History of everyday life".
Keywords'. Yalta Historical and Literary Museum, Great Patriotic War, memoirs, memories, memory, histoncal memory, microhistory, history of everyday hfe, memorial memory, collective memory, cultural memory, national memory
For citation: Tsarina M. A. Memory Studies in Faces: Heroes-Veterans of Big Yalta. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2Q22;(1):82-88. (In Russ.).
This is an open access a)iicle distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Введение
Мемориальная (историческая) память тесно связана с различными научными дисциплинами и имеет междисциплинарный характер. Изучая личные документы героев-фронтовиков Большой Ялты в контексте микроисторнн, следует обозначить период возникновения такого направления, как история повседневности.
Рассматривая историографию зарождения н развития микроисторнн и истории повседневности как научных дисциплин, следует отметить начало XX в., когда многие исследователи стали активно заниматься изучением данной проблематики. В основу концепции вышеобозначенных направлений леглн научные положения ученых прошлого. Среди них И. Хёйзинга (школа «Анналов»), который заложил историческую линию в этих направлениях: свой вклад в изучении этой проблемы внесли н французские ученые М Блок и Л. Февр.
М. Вебер, Г. Знммель, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, У. Томас. Ф. Знанецкнй. А. Шюц, Н Элн-ас, в свою очередь, проложили социологическую линию в изучении данных направлений, а философской стороной и проблемой занялись Э. Гуссерль, К. Левн-Стросс: М. Фуко, н др.
Таким образом, сегодня, в эпоху постмодернистского интереса к языку и к образам «другого», их идеи оказались востребованы.
Методология
В качестве источников использовались документы времён Великой Отечественной войны:, а именно мемуары героев-фронтовиков Большой Ялты из фондов Ялтинского нсторн-ко-лигературного музея. Методологическим основанием данной работы явились принципы объективности, историзма, детерминизма, конкретности, альтернативности, системности.
Результаты и их обсуждение
В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранятся уникальные документы и предметы времён Великой Отечественной войны. В группе хранения «документы» и «фо-нодокументы» к концу 2020 г. насчитывалось 10 797 единиц хранения. Это уникальные письма, открытки, почтовые конверты, грамоты и т.д. Сюда же относятся и фонодокумен-ты, содержащие .звуковую информацию. Все они являются ценнейшими источниками информации, помогающими нам восстановить историческую правду и многие недостающие детали, касающиеся важных событий прошлого.
В фондах музея хранятся уникальные личные документы (письма), предметы и свидетельства участников Великой Отечественной войны, героев-фронтовиков Большой Ялты: фронтовые письма и награды Васильева Александра Мефодьевича (17.11.1911—17.05.1986), который участвовал в освобождении Севастополя в 1944 г., и Говорова Ивана Павловича, принимавшего участие в освобождении Ялты в апреле 1944 г. Эти источники отражают исторические события прошлого в контексте личной истории её непосредственных участников.
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. № J
ШИТ2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUC,iTIQNÄL ИБПШШШ. NORTH CAUCASUS REGION SOCIAL SCIENCE. 2022. Na. 1
Сегодня вопрос о субъективности в исторической науке является одной из самых актуальных проблем гуманитарных дисциплин. Так, изучение мнкронсторни в контексте исторической, мемориальной памяти (шешогу studies) может быть полезно для более глубокого анализа событий прошлого.
Мнкронстория - направление, которое исследует историю через жизнь определенной личности в некий исторический период (в контексте войны, революции илн иной кризисной жизненной ситуации). Связь мнкронсторни (история повседневности) с мемориальной памятью очевидна. Предметом изучения истории повседневности является реальность, которая интерпретируется личностью особым образом, прн этом имея определенную субъективную значимость и далее вписываясь уже в контекст цельного жизненного мира.
Цель мнкронсторни - комплексное и многостороннее исследование этой реальности, жизненного мира конкретных людей, прннадзежащнх к абсолютно разным социальным группам, сюда же входит изучение их эмоциональных реакций и поведения на различные внешние события.
Фронтовые письма времён Великой Отечественной войны выступают в роли особых документов военных лет. Они не просто отражают события прошлого, не только хранят память о тех днях, но и передают те чувства, которые испытывал человек, переживая данные события. Письма с фронта имели огромное значение для тех, кто их ждал, вселяли надежду, что писавший жив. В них отражены не только исторические факты и события, но и они содержат творческие произведения собственного сочинения (художественная литература), стихотворения, признания, слова, полные любвн к своим близким, и мечты о послевоенном счастье. Письма с фронта помогают нам задуматься о прошлом, сделать правильные выводы и научиться ценить то, что так дорого нашему сердцу.
В фондах музея хранятся памятные письма с фронта, написанные когда-то рукой Васильева Александра Мефодьевнча - солдата-фронтовика, жителя Ялты. Они были переданы музею его дочкой Марианной Знмовейской. до того бережно хранившей их как дорогую реликвию, бесценную не только для семьи, но и для новых поколений. Письма отражают особую семейную атмосферу, веру и надежду на лучшее будущее. Из рассказа дочери нам стали известны: некоторые биографические данные из его жизни.
Васильев Александр Мефодьевнч родился в Ленинграде. На фронт ушел в самом начале войны. Поезд с беженцами, среди которых были жена и дочь, немцы разбомбили. Марианне было года четыре, но на всю жизнь она запомнила, как они с матерью выпрыгнули из поезда в пшеницу. Потом добрались до Челябинска. Мать устроилась на работу в эвакуационный госпиталь, размещенный в поезде, следовавшем за боевыми частями. Таким образом в сентябре 1945 г. семья Васильева оказалась в Крыму и обосновалась в Ялте.
Александр Мефодьевнч служил в разведке, побывал в различных городах Советского Союза н Европы, в 1944 г. участвовал в освобождении Севастополя. Был награжден медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией}). После окончания Великой Отечественной войны жил со своей семьей в Ялте.
Кроме писем, М. Знмовейская передала музею награды своего отца. Теперь эти ценные исторические свидетельства хранятся в фондах музея.
Всего насчитывается тринадцать предметов. Сюда входят медали юбилейные, знаки нагрудные, две фотографии из семейного архива М.А. Знмовейской. На одной фотографии изображена семья Васильевых, на второй - жена Александра Мефодьевнча — Валентина Никнфоровна.
В одном из четырех писем, переданных музею, отец пишет о военной службе (25.04.1944 г.); второе адресовано дочери Марианне (29.07.1944 г.); в третьем он предается довоенным воспоминаниям (20.03.1944 г.); и последнее — нз Бахчисарая (1944 г.).
В письме от 20.03.1944 г. Александр Мефодьевнч сообщает, что не все письма доходяг до него, жизнь не изменилась, думает о скорой встрече с семьей. Передаёт привет всем. Просит поцеловать за него дочь Марианну [1].
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Hl ЖЕ_2022. № I
ISSN2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCAUOliAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Na. 1
В письме от 25.04.1944 г. он сообщает, что уже получил три письма ранее, но ответить сразу не мог, так как нет времени, много работы. Передает привет всем своим знакомым и очень хочегг хоть одним глазком посмотреть на жену и дочь. Спрашивает, выучила ли дочь алфавит, обращается к ней с нежностью, дает добрые отцовские советы [2].
В письме от 29.07.1944 г. Александр пишет о своём самочувствии, что 24 июля получил сразу 10 писем. Рассказывает, что рядом с ним много людей из Ленинградской области. Передаёт привет своим знакомым. Просит жену писать чаще, особенно о Марианне, очень скучает по семье, хочет увидеться и услышать голоса дорогих ему людей [3].
Простой человек, солдат-фронтовик в письмах не скрывает чувства, которые испытывает к своим близким, к тем, с кем его разлучила война. Но и в трудной и опасной ситуации он способен стойко переносить все лишения ради победы и готов заплатить за нее любую цену.
В контексте мнкроисторнн мы воссоздаём атмосферу' того времени, понимаем на ментальном, психологическом уровне то, что испытывал человек, побывавший в смертельной опасности, понимаем образ его мыслей и состояние в момент написания письма. Это не просто комплексное изучение исторических событий и их интерпретация, это - более объемное и целостное восприятие прошлого в призме рефлексии той личности, которая н продемонстрировала нам необходимый чувственно-эмоциональный порыв в данном письме, на основе чего и сделаны соответствующие выводы.
Фронтовые письма и предметы имеют документально-историческое значение и представляют собой отражение событий Великой Отечественной войны на судьбах простых людей. Благодаря данным предметам сохраняется память о семье Васильевых, члены н потомки которых в послевоенное время являются жителями г. Ялты.
В фондах музея хранится ещё одни важный личный документ: это записка-обращение Ивана Павловича Говорова, помощника начальника штаба 244-го отдельного танкового полка. 30 мая 1943 г. он писал: «Товарищ? Еслн я лёг под пулей и снарядом врага, то помни: в моей груди жестокая месть к врагу за убитого брата, за без вести пропавшего младшего брата, за свои раны н изуродованную голову, за мать, за отца, и за погибших в Севастополе лучших монх друзей. Я мстил. Ходил в добровольцы в бон под Армавиром, рвался давно на передовую, но меня не пускали. Теперь я рядовой солдат, со званием офицера, и иду с вами вместе. Кровь за кровь, а жизнь как хороша и красива. Жизнь как я её люблю. Но лучше умереть, защищая свободу> чем быть рабом?» [4].
Мы видим истинный пример храбрости, отваги, жертвенности, непоколебимой волн. Глубокое уважение к ценности человеческой жизни являлось основополагающим для советского офицера.
Иван Павлович Говоров родился б октября 1909 г. в местечке на руднике бывшей Азовской угольной компании в Области войска Донского, в семье рабочего угольной промышленности. В 1929—1932 гт он - курсант военного учнлнща. В 1938 г. экстерном закончил техникум проводной связи. В 1932—1947 гг. служил в Советской армии, был помощником начальника штаба 244-го отдельного танкового полка, принимавшего участие в освобождении Ялты в апреле 1944 г. С 1944 по 1946 г. находился в действующих частях Советской армии. Участвовал в освобождении Польши. Германии. Двое его братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Сам Иван Павлович 29 октября 1941 г.. находясь в Крыму, был ранен в обе руки. 9 ноября 1941 г. в Севастополе был тяжело контужен с повреждением черепа. 19 нюня 1943 г. получил легкое осколочное ранение в глаз и в руку на Кубани (Голубая линия). После войны работал корреспондентом газеты, инспектором, литературным работником руководил различными кружками. В 1956-1958 гт. был заведующим Домом пионеров, а потом руководителем театра кукол [5, б].
Иван Павлович Говоров награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени: медалями за оборону Одессы, Севастополя, Кавказа, за взятие Кенигсберга [5, б]. Говоров - не просто человек, обладающий высокими морально-нравственными
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Ш УКИ._2022. №1
ISSN2687-0770 BUUttmOFBKttR EDUCmONáL ВСПТШКШ. NORIH CAUCASUS REGION SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1
принципами, честью и отвагой, он истинный воин и герой, который вопреки всему был готов пожертвовать своей жизнью, спасая и защищая друпнх
Итак, перед нами истории двух доблестных воинов. Об их подвигах, истинной мужественности. самоотверженности и чести поведали нам их личные документы, фронтовые письма, которые хранятся в фондах Ялтинского нсторнко-лнтературного музея.
Выводы
Уникальные документы времён Великой Отечественной войны, которые хранятся в фондах музея, помогают воссоздать события прошлого в контексте таких современных гуманитарных дисциплин н направлений, как «мнкронсторня» и «история повседневности». Предметы н документы эпохи Великой Отечественной войны требуют к себе более пристального внимания, так как введение в научный оборот новых источников — это первостепенная задача любого исследователя.
На основан™ проведённого нами исследования мы можем сделать определенные выводы. Так, представленные выше образы героев-фронтовиков отражают тог уникальный психологический контекст н дискурс, в котором находилось общество времён Великой Отечественной войны. Представленные мемуары героев-фронтовиков Большой Ялты, из фондов Ялтинского нсторнко-лнтературного музея, дают нам новый импульс в комплексном и многостороннем изучении исторической памяти в русле таких гуманитарных дисциплин, как «(мнкронсторня» и «история повседневности».
Список источника в
1. Фонды МБУК «(Ялтинский историко-литературный музей». Письмо из семейного архива !3н-мовейской М.А. от Васильева А.М. Ермолаевой В.Н. о довоенных воспоминаниях 20.03.1944 г. СССР.КП 91090 Д-7115.
2. Фонды МБУК «(Ялтинский нсторнко-лнгературнын музей». Письмо нз семейного архива Зн-мовейской МА. от Васильева А.М Ермолаевой В.Н. о военной службе. 25.04.1944 г. СССР. КП 9108S Д-7113.
3. Фонды МБУК «(Ялтинский нсторнко-лнгературнын музей». Письмо нз семейного архива !3н-мовейской М.А. от Васильева А.М. Ермолаевой В Н., зд>есованное дочери Марнанне. 29.07.1944 г. СССР.КП 91089 Д-7114.
4. Фонды МБУК «Ялтинский нсторнко-лнтерагурный музей». Запнска-ойращенне Говорова И.П г Краснодар. 30.05.1943 г КП <55 78/4 Д-524.
5. Фонды МБУК «Ялтинский нсгорнко-лнгературный музей» Автобиография Говорова И.П. 16.12.1948 г КП 6578/5 Д-525.
6. Фонды МБУК «Ялтинский историко-литературный музей». Личный листок по учёту кадров Говорова КП. 26.12 1950 г. КП 6577/Д-520.
Refiere пс es
1. Funds MBZJK "Yalta Histórical and Literary Museum". Letter fiara the family archive of M A Zimffveyskaya frciu AM. Vasüiev to V.N. Ermolaeva about рге-war тешет íes. 20tii IvLucli 1944. USSK KP 91090. File 7115. (IhRuss.).
2. Funds MBZJK "Yalta Histórical and Literary Museum". Letter fiom tüe family archive of M A Zimffveyskaya fiom AM. Vasiliev to VJN. Enuolaeva about müitary semee. 25th April 1944. USSK KP 91088 File 7113. (In Rnss).
3. Funds MBZJK "Yalta Histórica1 and Literary Museum". Letter fiom tüe family archive of M A Zmaoveyskaya fiom A.M Vasiliev to V.N. Ermobeva addressed to daughter Малаше. 29th July 1944. USSK KP 91089. File 7114. (IhRuss.).
4. Funds MBUK "Yalta Historicai and Literaiy Museum ". Note-appeal of IP. Govorov Krasnodar. 30th May 1943. KP 6578/4. File 524. (In Rnss).
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHOXAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Not
5. Fiifids MBUK "Yalta Historical and Literary Museum". Autobiography of LP. Govorov 16 th December 194S. KP 6578/5. File 525. (In Riiss ).
6. Funds MBUK "Yalta Historical and Literary Museum". Personal sheet of personnel records IJP. Govorov. 26th December 1950. KP 6577. File 520. (hi Russ)
Информация об велюре
M. Царина - магистр истории, младший научный сотрудник отдела истории, Ялтинский историко-литературный музей; аспирант кафедры истории и философии, Гуманитарно-педагогическая академия
Information about the author
M. A. Tsarina - Master ofHistory, Junior Researcher of the Department of History, Yalta Historic and Literature Aiuseum; Post-Graduate Student of the Department of History and Philosophy, Humanities and Education Science Academy.
Статья поступила б редакцию 26.10.2021; одобрена после репетирования 16.12.20(21: принята к публикации 17.03.2022. The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 26.12.2021; accepted for publication 17.03.2022._