Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
УДК 808. 51:821.512.154 https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/96
ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА РЕЧИ - ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К БУДУЩЕМУ ДИПЛОМАТУ
©Дамилова Н. А., ORCID: 0000-0001-6017-860X, Ошский государственный
университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Закирова Б. А., ORCID: 0000-0001-5186-3568, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Баатырбекова Э. О., ORCID: 0000-0003-0338-7274, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
STUDYING THE ART OF SPEECH IS ONE OF THE BASIC REQUIREMENTS
FOR A FUTURE DIPLOMAT
©Damilova N., ORCID: 0000-0001-6017-860X, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Zakirova B., ORCID: 0000-0001-5186-3568, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Baatyrbekova Е., ORCID: 0000-0003-0338-7274, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Каждый студент, обучающийся для того, чтобы стать современным, разносторонним, творчески способным, патриотичным, профессиональным специалистом, прежде всего должен освоить свою специальность, развить профессионально-речевой компонент, освоить культуры речи, речевого этикета, овладеть приемами обучения красноречию, то есть анализируется потребность в формировании речевой деятельности, и отмечается, что чем бы ни был занят человек в своей жизни, какой бы профессией он ни был есть, ему нужно общаться с другими, обмениваться мнениями, общаться с другими и это необходимость. Анализ техники дипломатии и роли изучения языка как необходимость для становления образованным специалистом в соответствии с современными требованиями. Требования при обучении искусству речи и овладение ораторским искусством студентов, обучающихся в сфере международных отношений. Отмечается, что искусство красноречия, овладение культурой речи, искусством слова, умением продуктивно использовать его по своей специальности, обучение ораторскому искусству имеет большую роль в проявлении профессионализма в соответствии с потребностями времени, в овладении другие языки и специальные навыки. На примере ораторов кыргызского народа объясняется то, что будущим послам отводится особая роль в отношениях и деятельности государства, а их всестороннее красноречие и красноречие будут способствовать решению многих проблем.
Abstract. Each student studying in order to become a modern, versatile, creative, patriotic, professional specialist, first of all, must master his specialty, develop a professional speech component, master the culture of speech, speech etiquette, master the techniques of teaching eloquence, that is, the need is analyzed in the formation of speech activity, and it is noted that no matter what a person is doing in his life, no matter what profession he is, he needs to communicate with others, exchange opinions, communicate with others and this is a necessity. Analysis of the technique of diplomacy and the role of language learning as a necessity for becoming an educated specialist in accordance with modern requirements. Requirements for teaching the art of speech and
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
mastery of oratory by students studying in the field of international relations. It is noted that the art of eloquence, mastering the culture of speech, the art of the word, the ability to use it productively in one's specialty, teaching oratory has a big role in showing professionalism in accordance with the needs of the time, in mastering other languages and special skills. In other words, on the example of the Kyrgyz people speakers, it is explained that future ambassadors have a special role in government relations and activities, and their comprehensive eloquence will contribute to solving many problems.
Ключевые слова: ораторское искусство, риторика, красноречие, международные отношения, последовательность, культура речи, ораторское искусство.
Keywords: oratory, rhetoric, eloquence, international relations, consistency, speech culture.
Изучение культуры речи зародилось в Древней Греции. Бурный рост ораторского искусства в это время был вызван формированием его практически-теоретических черт. Первые теоретические и практические аспекты культуры речи были созданы Аристотелем. Он говорил: «Речь есть раздражитель, столь же необходимый, как воздух и вода, в человеческой деятельности и жизни. Без него человеческая жизнь ничтожна, бессмысленна, безвкусна» [1].
С этой точки зрения «риторика, красноречие — очень необходимое искусство и умение для дальнейшего развития человека. «Ученый С. Закиров отмечает, что риторика как самостоятельная наука отличается своей интересностью, необходимостью, сложностью, многогранностью».
В настоящее время, если говорить о самом ответственном процессе для студентов высших учебных заведений, то можно остановиться на нескольких случаях. Иными словами, мы считаем, что требованием общества является то, чтобы каждый студент, получающий образование, вырос настоящим патриотом своей Родины, профессиональным специалистом, развитым во всех отношениях, творческим, способным, соответствующим требованиям. времени.
При выполнении этой задачи мы согласны с мнением исследователей о том, что они, прежде всего, должны осваивать свои специальности, развивать профессионально-речевой компонент, овладевать культурой речи, речевым этикетом, практиковать красноречивые ораторские приемы, т.е. формировать речь. «Каждый человек должен уметь профессионально точно, кратко и красочно излагать свои мысли. Это же относится не только к профессиональной (деловой) речи, но и к повседневной (бытовой) речи» [2]. Поэтому, чем бы человек ни был занят в своей жизни, какой бы ни была его профессия, ему необходимо общаться с окружающими, обмениваться мнениями, взаимодействовать с окружающими. Это необходимость.
Правильная и артистичная речь, умение убеждать других людей в своей точке зрения и ее истинности, умение вмешиваться в спорные вопросы — показатели высокой образованности и культуры. Конечно, мы принимаем вышеупомянутые способности как естественные врожденные.
Мы учимся этому из средств массовой информации, которые широко используются в повседневной жизни, из построения взаимоотношений, изучая и познавая различные науки. Причина в том, что врожденной способности и нормального способа обращения друг с другом недостаточно для красноречия, особенно в результате возникновения самостоятельно
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
созданной науки риторики. Риторика как наука имеет двухтысячелетнюю историю, а искусство ораторского искусства, впервые появившееся в Древней Греции, постепенно распространилось по всему миру и стало основой традиционного европейского традиционного образования.
И у кыргызов особое место занимало придание смысла словам, умение бережно относиться к словам, художественно-пословичная речь как формировавшаяся с древнейших времен форма культуры. Современный период подтверждает, что умение красноречиво и артистично говорить необходимо для каждой специальности [3].
Практика показывает, что студенты, изучающие международные отношения - будущие дипломаты, не должны ограничивать себя изучением и изучением таких дисциплин, как экономика, политология, международное право, мировая экономика, дипломатическая служба, философия, психология. Давно подтверждено в мировой практике, что помимо изучения предметов, относящихся к специальности, высокий уровень владения родным языком, владение искусством речи [4], использование в речи богатств родного языка является одним из основных требований к поступающим. будущий дипломат. Особенностью является их постоянное присутствие среди народа, ведение переговоров между государствами, непосредственное участие в них, иными словами, они являются зеркалом, прославляющим развитие, самобытность, нравы и культуру нации, государства. Поэтому одним из требований к будущим дипломатам является владение искусством говорить на родном языке.
В частности, студенты, обучающиеся в сфере международных отношений, должны практиковать культуру речи, красноречие, словарные приемы, обогащать словарный запас и совершенствовать разговорные способности. Ведь грамотно построенная речь является не только показателем образованности человека, но и свидетельствует о том, что он является образованным и способным специалистом в своей профессии. Профессиональные достижения и успехи юристов, маркетологов, экономистов, менеджеров, особенно представителей специальности международных отношений, напрямую связаны с их знанием речи и высоким уровнем речевой активности.
С этой точки зрения особое значение для дипломатов имеет обучение красноречию, красноречию, культуре речи. К гражданам, выбравшим эту профессию, предъявляются достаточно серьезные требования. Например: помимо таких требований, как опрятность, вежливость, коммуникабельность, сообразительность, стабильность, трудолюбие, инициативность, аккуратность, ораторское мастерство, главное место занимает умение привлекать людей. Поэтому для того, чтобы будущие дипломаты стали настоящими профессионалами в соответствии с этими требованиями, необходимо иметь высокий уровень знания родного языка, овладеть искусством речи, знать обычаи нации.
Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова в качестве основных требований к будущему дипломату в международной практике отмечают следующие случаи:
- необходимо владеть родным языком, без которого сегодня невозможно ничего добиться;
- во-вторых, знание дополнительных языков;
- в-третьих, наличие таких личных качеств, как коммуникабельность и ответственность;
- в-четвертых, красноречие, умение выступать публично [5].
Поэтому, с учетом вышеизложенных требований, для будущего дипломата необходим высокий уровень владения родным языком, овладение лексикой и искусством речи, умение сочетать специальные знания с высоким нравственным воспитанием через обычаи и традиции своего народа. необходимы для профессиональной карьеры будущего специалиста,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
отметим, что это основа подъема. Великий афинский мыслитель Демосфен заметил это еще в древности и сказал в своих философских размышлениях: «У послов не будет ни военных кораблей, ни тяжелой артиллерии, ни замков. Их боевое оружие — хорошие слова и привлекательные возможности.
Поэтому дипломатия — это искусство мирного разрешения международных споров. Дипломатия — это техника и навык, которые влияют на международные отношения и подчиняются определенным правилам и традициям. Ч. X. Вильднер в своей книге «Техника дипломатии» пишет следующее: «Дипломатический стиль должен отличаться прежде всего своей простотой и понятностью; уметь выбирать классическую форму простоты для каждого предмета, единственно подходящую для данного состояния речи».
Одним из профессиональных требований к дипломатам является дальновидность, красноречие, умение быстро завоевать доверие собеседника, убедить его, найти общее понимание и т. д. великие мыслители подтверждают это своими благородными мыслями.
Мы знаем из истории, что кыргызы заметили, что послы одного народа являются доверенными лицами другого народа и государства, и заметили, что их красноречие играет большую роль в примирении народов и племен. Например: в истории написано много историй, генеалогий, рассказов и легенд о господине Тилекмате, вышедшем из озера.
Оказывается, мысли и деятельность Тилекмат Аке оставили след во время конфликтов между группами, родами, племенами и народами в Северном Кыргызстане. То, что он говорил и делал, было лекарством, которого нельзя было найти среди конкурирующих кланов, племен, манапов, султанов и ханов. Он принес суверенную безопасность, торжественное направление, праведный путь и победу своему месту жительства, стране и народу.
Тилекмат аке, бегло говорящий, был прирожденным послом. Он досконально знал, как начать разговор, с кем и каково будет содержание разговора. В отличие от других кыргызских послов, он строго соблюдал народные традиции и обычаи. Слово «Отец Слова - Желание», наверное, не зря говорят в народе (из книги «Улуу Кыргыз Кокуху»).
Кроме того, Кадыр Аке, Мойт Аке, Сарт Аке, Карга Аке, вошедшие в историю как мастера речи, остановили многие состязания силой речи. Великий талант, который примиряет людей. Подробно рассказать об их мудрости невозможно. Старцы - святые, способные анализировать и взвешивать ситуацию и предвидеть грядущее. Он занимал значительное место в истории кыргызов как великий человек, примиряющий, умиротворяющий, красноречивый в его уста и великий человек с великой репутацией [5].
Великий мыслитель Жусуп Баласагын также видел, что послам отводится особая роль в отношениях и деятельности государства, и размышлял о том, что их всесторонность, красноречие, красноречие будут способствовать решению многих проблем, и высказывал свои философские выводы:
Пусть посол будет самым толковым,
Пусть он будет красноречивым, знающим, ловким.
Он знает слово от и до,
Пусть прерванная работа продолжится рукой посланника [6].
Кыргызский народ издревле был народом слова, слово уважал, слово уважал, каждому слову придавал значение. Силой слова объединились враждующие народы и вложили в ножны простертые мечи. Мы замечаем чудесность слова, когда читаем эпические романы, стихи и прозу, начиная с проповедей, поговорок, пословиц и загадок. Выучить эти слова и передать их будущим поколениям - обязанность представителей сегодняшнего поколения.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
А для будущих дипломатов, избравших специальность международных отношений, владеющих лексикой родного языка, овладевающих секретами искусства речи, передающихся от отца к ребенку, практикующих красноречие (ораторское искусство), красноречие, формирование профессиональной личности, продвижение по профессиональной лестнице, становясь современным специалистом, мы завершаем нашу статью выводами о том, что это будет первый этап овладения его секретами.
Список литературы:
1. Ашырбаев Т., Айтмамбетов А. Культура речи. Бишкек, 2004.
2. Александров Д. Н. Риторика. М.: Флинта: Наука, 2002. 624 с.
3. Капалбаев О. Э. Учебное пособие по курсу риторики. Бишкек, 2013. 68 с.
4. Дамилова Н., Баатырбекова Э., Закирова Б. Жанровые особенности мемориальных произведений // Бюллетень науки и практики. 2022. №6. C. 803-807. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/34
5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.
6. Баласагын Ж., Козубеков Т. Кут алчу билим. Фрунзе: Кыргызстан, 1988.
References:
1. Ashyrbaev, T., & Aitmambetov, A. (2004). Kul'tura rechi. Bishkek. (in Kyrgyz).
2. Aleksandrov, D. N. (2002). Ritorika. Moscow. (in Russian).
3. Kapalbaev, O. E. (2013). Uchebnoe posobie po kursu ritoriki. Bishkek. (in Kyrgyz).
4. Damilova, N., Baatyrbekova, Е., & Zakirova, B. (2022). Memorial Works Genre Features. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 803-807. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/34
5. Vvedenskaya, L. A., & Pavlova, L. G. (2000). Delovaya ritorika. Rostov-on-Don. (in Russian).
6. Balasagyn, Zh., & Kozubekov, T. (1988). Kut alchu bilim. Frunze. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 19.05.2023 г. 26.05.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Дамилова Н. А., Закирова Б. А., Баатырбекова Э. О. Изучение искусства речи - одно из основных требований к будущему дипломату // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №6. С. 744-748. https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/96
Cite as (APA):
Damilova, N., Zakirova, B., & Baatyrbekova, Е. (2023). Studying the Art of Speech is One of the Basic Requirements for a Future Diplomat. Bulletin of Science and Practice, 9(6), 744-748. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/96
® I