Научная статья на тему 'Изучение индивидуальных различий в психологических проявлениях трудолюбия старших школьников'

Изучение индивидуальных различий в психологических проявлениях трудолюбия старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каменева Г. Н.

В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying Individual Distinctions in Psychological Manifestations of Diligence of Senior Schoolchildren

The article considers the results of the research of the psychological structure of diligence of the senior schoolchildren carried out in the vein of A.I. Krupnov's system-functional approach.

Текст научной работы на тему «Изучение индивидуальных различий в психологических проявлениях трудолюбия старших школьников»

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ТРУДОЛЮБИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Г.Н. Каменева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.

В современной психологии изучение трудолюбия актуально как с точки зрения теории, так и практики. Трудолюбие представляет собой базовое свойство личности, которое формируется с детства, но в старшем школьном возрасте оно имеет огромное значение для самоопределения, раскрытия способностей человека в будущей трудовой деятельности.

Данное исследование было проведено в русле системно-функционального подхода анализа свойств личности А.И. Крупнова. В рамках данного подхода трудолюбие как свойство личности понимается как целостное, системное образование мотивационно-смысловых и инструментально-динамических характеристик.

Основная цель работы заключалась в раскрытии количественных и качественных различий в психологических проявлениях трудолюбия у старших школьников. В результате исследования были выделены две группы испытуемых с высокими и низкими значениями инструментально-гармонических переменных трудолюбия, т.е. трудолюбивые и менее трудолюбивые старшие школьники.

Исследование проводилось на базе ГОУ «Соленозаймищенская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением предметов сельскохозяйственного профиля» Астраханской области. В исследовании приняли участие 56 школьников 8—11 классов в возрасте от 14 до 17 лет.

Сравнительный анализ средних значений показателей трудолюбия трудолюбивых и менее трудолюбивых старших школьников показал, что они значимо отличаются друг от друга (рис.).

Трудолюбивые старшие школьники, в отличие от менее трудолюбивых, характеризуются большей выраженностью установочно-целевого, когнитивного, мотивационного, продуктивного компонентов, а также энергичности — интенсивности и постоянстве трудолюбия, стеничности эмоциональных переживаний и интернальности (активности саморегуляции изучаемого свойства). У менее трудолюбивых школьников в большей мере выражена аэнергичность, что говорит о непостоянстве проявления трудолюбия.

-Трудолюбивее 1 Менее твудогюбмвые 1

Рис. Диаграмма средних значений переменных трудолюбия у различных групп испытуемых

С качественной стороны трудолюбивые испытуемые характеризуются как направленностью общественно значимых целей: их трудолюбие направлено на получение знаний, умений и другого опыта, на стремление быть уважаемым человеком, на обретение надежных и верных друзей, на оптимизацию и результативность учебной деятельности, на достижение общественного признания в группе; так и личностно значимых целей: удовлетворение своих планов и желаний у учащихся в большей степени связано с самосовершенствованием и развитием своих способностей, стремлением быть нужным человеком, поддержанием активной деятельности.

Их трудолюбие чаще всего побуждается как стремлением быть трудолюбивыми в учебе и в быту, заинтересованностью самим процессом учебной деятельности, заботой о благе окружающих и близких людей (социоцентричность), так и стремлением реализовать свои личные планы в жизни, личные интересы и потребности, намерением получить в жизни какие-то преимущества, стремлением улучшить материальное положение семьи, желанием зарекомендовать себя в кругу сверстников с лучшей стороны, намерением о возможной выгоде и собственном благополучии, а также достижением некоторого превосходства над другими людьми (эгоцентричность).

Для трудолюбивых старших школьников трудолюбие — это прежде всего необходимое условие самоутверждения, старательность и аккуратность в делах, тяга к активной жизни и деятельности, наклонности человека делать полезные и нужные дела (осмысленность), но в то же время это черта характера, которая зависит от темперамента и которую нельзя изменить, врожденная особенность личности (осведомленность).

Трудолюбие таких школьников чаще всего способствует успеху в различных видах деятельности, осознанию своей полезности, развитию творческого отношения к выполняемому делу, улучшению психологического климата в коллективе (предметность); а также укреплению чувства уверенности в себе, развитию любознательности, организованности и настойчивости (субъектность).

Они всегда работают с полной отдачей, постоянно заняты делом, а в ситуациях вынужденного ожидания всегда находят себе какие-нибудь занятия (энергичность), иногда ограничивая себя рамками «от и до» (аэнергичность).

Испытуемые данной группы переживают радость в случае удачного выполнения предпринятого дела, состояние приятного волнения при выполнении ответственного дела, радостные ожидания от возможности получить положительную оценку за работу (стеничность). Для астенических эмоций трудолюбивых школьников характерно: чувство разочарования при выявлении неспособности выполнить взятые на себя обязательства, чувство огорчения, гнев и раздражение при малейших неудачах.

Трудолюбивые школьники считают, что проявление трудолюбия зависит только от них самих, их успех является результатом трудолюбия, хотя многие люди считают это просто удачей или везением. Трудолюбие — это стремление находить различные пути выполнения задания, а чувство ответственности и долга всегда стимулирует проявление трудолюбия. Однако у этих школьников трудолюбие часто сдерживается тем, что оно не всегда оценивается людьми по достоинству (регуляторные признаки).

Трудолюбивые школьники отмечают, что чувствуют себя неловко и скованно, если необходимо обратиться к кому-либо за помощью для завершения начатых дел, а отсутствие должной заинтересованности со стороны окружающих затрудняет проявление их трудолюбия. Трудолюбию старших школьников мешает раздражение при выполнении однообразных заданий в течение длительного времени. Они отмечают, что не всегда справляются со своими отрицательными эмоциями.

У менее трудолюбивых старших школьников когнитивно-смысловые характеристики выражены в меньшей степени, чем у трудолюбивых. Так, общественные и личностные цели связаны с оптимизацией и результативностью учебной деятельности, приобретением знаний, стремлением быть уважаемым человеком, обретением друзей, удовлетворением своих жизненных планов, стремлением быть нужным человеком, поддержанием активной деятельности, достижением материального благополучия, самосовершенствованием и развитием своих способностей.

У них слабо выражена тяга к активной жизнедеятельности, к возможности полезного приложения своих сил как для окружающих, так и для себя. Также менее трудолюбивые старшие школьники считают, что трудолюбие — это необходимое условие успешности любого дела, которое зависит от старательности и аккуратности в делах.

Трудолюбие таких школьников, хотя и в меньшей степени, чем трудолюбивых, способствует развитию творческого отношения к выполняемому делу, задатков и способностей, улучшению психологического климата в группе, личного

благополучия, успеху в различных видах деятельности, формированию самостоятельности в поступках и действиях, что укрепляет их уверенность.

Однако стоит отметить, что в отличие от трудолюбивых у менее трудолюбивых испытуемых в инструментально-динамическом аспекте наиболее ярко выражена переменная аэнергичности, т.е. малое проявление динамических признаков. Школьники данной группы часто позволяют себе отложить дела и бездельничать, им нужен какой-то толчок для выполнения различных видов деятельности, делая что-нибудь, они всегда ограничивают себя рамками «от и до», часто откладывают на потом намеченную работу.

Среди стенических признаков трудолюбия у менее трудолюбивых школьников наиболее значимыми оказались: радостное настроение в случае удачного выполнения предпринятого дела, радостные ожидания от возможности получить положительную оценку за работу. Астенические переживания менее трудолюбивых школьников связаны в первую очередь с ощущением тоски, если дел, которым они занимаются, не приносит сразу видимого результата; с апатией и упадком сил, когда что-то не получается из задуманного.

Менее трудолюбивые школьники также замечают, что проявление трудолюбия зависит только от него самого и это стремление находит различные пути выполнения задания. Вместе с тем они отмечают, что легко отвлекаются от начатого дела на посторонние занятия.

Они с трудом начинают дело, а потом оно выполняется как бы само собой, также испытывают затруднение при определении очередного дела, не владеют достаточным набором трудовых навыков и умений.

Менее трудолюбивые школьники свои неудачи относят за счет личностных трудностей. Трудности этих школьников связаны с тем, что они также раздражаются и нервничают, когда в течение длительного времени необходимо выполнять однообразные задания.

Таким образом, в проявлениях трудолюбия трудолюбивых и менее трудолюбивых старших школьников можно зафиксировать как общие признаки, так и значительные индивидуально-психологические различия. Они выступают как в количественных показателях, так и в качественных характеристиках.

Общее у двух групп испытуемых наблюдается в социоцентрических признаках: трудолюбие старших школьников чаще побуждается заботой о благе окружающих и близких людей, желанием им помочь; в признаках осведомленности, трудолюбие школьники понимают как черту характера, которая зависит от темперамента и которую нельзя изменить.

При этом наибольшие различия выступают в инструментально-динамическом аспекте (гармонических переменных — энергичность, стеничность, ин-тернальность), т.е. в приемах, способах, формах, саморегуляции и реализации трудолюбия и в мотивационно-смысловом блоке (общественно значимые цели, предметность и субъектность). Различия ярче всего проявляются в общественно значимых целях (трудолюбие трудолюбивых школьников нацелено на достижение общественного признания в группе, в отличие от менее трудолюбивых). Трудолюбие трудолюбивых школьников, чаще всего способствует успеху

в различных видах деятельности, развитию творческого отношения к выполняемому делу и т.д. (предметная сфера), укреплению чувства уверенности в себе, развитию любознательности, организованности, настойчивости (субъектная сфера), чем менее трудолюбивых.

Значение показателя аэнергичности у менее трудолюбивых школьников выше, чем у трудолюбивых старших школьников, что свидетельствует о непостоянстве в проявлениях трудолюбия.

Описанные в данной статье результаты исследования подтверждают основную идею системно-функционального подхода к качественному изучению трудолюбия и возможности его детальной коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Каменева Г.Н. К вопросу психологического строения трудолюбия у старших школьников // Природопользование в аграрных регионах России. — М.: Современные тетради, 2006.

[2] Каменева Г.Н. Основные подходы к изучению трудолюбия. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности // Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых (22 апреля 2004 г.) — М.: Изд-во РУДН, 2004. — С. 184—185.

[3] Каменева Г.Н., Ведерникова Ю.Н. Трудолюбие как свойство личности // Взаимодействие НИУ и социума в решении задач АПК. — М.: Современные тетради, 2007. — С. 212— 215.

[4] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. Материалы Международной научно-практической конференции, 26— 27 апреля 2002 г. Ч. II. — М.: Российский университет дружбы народов, Международная академия наук педагогического образования, 2002. — С .3—5.

[5] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. — 2006. — № 1 (3). — С. 63—73.

[6] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. — М., 1995.

[7] Рим Алави. Психологическое строение трудолюбия и его влияние на успешность учебной деятельности студента: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1995.

STUDYING INDIVIDUAL DISTINCTIONS IN PSYCHOLOGICAL MANIFESTATIONS OF DILIGENCE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

G.N. Kameneva

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers the results of the research of the psychological structure of diligence of the senior schoolchildren carried out in the vein of A.I. Krupnov’s system-functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.