ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ
НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ТРУДОЛЮБИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Г.Н. КАМЕНЕВА, Н.Ф. ШЛЯХТА
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников на основе целостно-функционального подхода, который дает возможность наиболее детально изучить индивидуально-типические особенности трудолюбия в зависимости от родительских отношений.
Задача данной работы заключается в изучении психологической структуры трудолюбия как базового свойства личности, а также в анализе влияния родительского отношения матери на его формирование у старших школьников. В исследовании было использовано две методики.
Для измерения индивидуальных особенностей трудолюбия старшеклассников был использован бланковый тест, разработанный А.И. Крупно-вым [2, 3]. Данный тест позволяет диагностировать различные аспекты трудолюбия в целостной системе мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих, которая включает в себя следующие компоненты: установочно-целевой (общественно-значимые и личностно-значи-мые цели), когнитивный (осмысленность и осведомленность), мотивацион-ный (социоцентричность и эгоцентричность), продуктивный (предметная и субъектная сферы), регуляторный (интернальность и экстернальность), эмоциональный (стеничность и астеничность) и динамический (энергичность и аэнергичность), рефлексивно-оценочный (операциональные и эмоционально-личностные трудности). Таким образом, каждый из компонентов трудолюбия содержит по две переменные, учет которых позволяет дать качественную и количественную характеристику трудолюбия.
Вторая методика - «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР), автор И.М. Марковская [4]. Данный опросник имеет две формы - для родителей и для детей, что позволяет выявить не только оценку со стороны матери, но и обозначить видение детско-родительского взаимодействия со стороны детей. В опроснике ВРР для подростков и родителей представлены следующие
шкалы: нетребовательность - требовательность; мягкость - строгость; автономность - контроль; эмоциональная дистанция - близость; отвержение -принятие; отсутствие сотрудничества - сотрудничество; несогласие - согласие; непоследовательность - последовательность; авторитетность родителя; удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем).
В исследовании принимали участие 110 пар: матери и их дети-школьники в возрасте 14-17 лет.
В данной работе был проведен количественный и качественный анализ индивидуальных различий в проявлениях трудолюбия по шкалам: нетребовательность - требовательность, мягкость - строгость, отвержение - принятие, непоследовательность - последовательность.
По шкале «нетребовательность - требовательность» были выделены две группы испытуемых (см. табл. 1). Первая группа - дети, матери которых отличаются высокой требовательностью (если мать чего-то требует от ребенка, то обязательно добивается этого; дома у ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей; матери приходится заставлять подростка делать то, чего он не хочет); вторая - это дети, чьи матери не требовательные (мать не ожидает от своего ребенка высокого уровня ответственности; ребенок редко делает с первого раза то, о чем просит его мать). Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.
Таблица 1
Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия у детей требовательных и нетребовательных матерей
Переменные 1-я группа 2-я группа ^критерий Р
Общественно-значимые цели 33,97 30,76 -2,01 0,05
Личностно-значимые цели 37,40 32,70 -3,60 0.01
Социоцентричность 31,34 29,36 -1,13 0,26
Эгоцентричность 32,86 30,27 -1,36 0,18
Осмысленность 39,17 35,73 -2,47 0,02
Осведомленность 25,37 16,48 -3,33 0,01
Предметность 36,23 32,30 -2,36 0.02
Субъектность 34,74 33,09 -0,88 0,38
Энергичность 28,43 22,00 -2,55 0,01
Аэнергичность 16,20 15,09 -0,48 0,63
Стеничность 33,23 28,00 -3,14 0,01
Астеничность 24,97 21,03 -1,53 0,13
Интернальность 30,20 28,85 -0,77 0,44
Экстернальность 21,77 17,03 -2,10 0.04
Операциональные трудности 21,89 17,64 -1,62 0,11
Личностные трудности 22,23 19,09 -1,15 0,25
Примечание: значимые факторы выделены. Статистическая значимость (р < 0,05).
Прежде всего, следует отметить, что как требовательность, так и нетребовательность матерей не особо отразились: на мотивации детей (социоцен-тричность и эгоценхричность); на результатах в решении личных проблем ребенка (субъектно-личностная сфера); на однотипности приемов и способов осуществления трудолюбия (аэнергичность); на астенической окраске эмоциональных переживаний; на доминировании внутреннего локуса регуляции трудолюбия (интернальность); на операциональных и личностных трудностях в достижении трудолюбия. Стоит обратить внимание на то, что значения выше перечисленных составляющих трудолюбия у первой и второй группы, хотя и не значительны, но все-таки различаются. Так, у детей, матери которых отличаются высокой требовательностью, эти показатели выше, чем у детей нетребовательных матерей.
Значимые отличия между группами обнаружены по установочно-целе-вым признакам в реализации трудолюбия. Так, у детей требовательных матерей в большей степени, чем у детей нетребовательных, выражены, как общественно-значимые, так и личностно-значимые цели.
Также существенные различия между группами обнаруживаются в когнитивном компоненте трудолюбия (осведомленности и осмысленности). Глубина и точность когнитивных значений играет важную роль в становлении трудолюбия старших школьников при условии высокой требовательности матери.
У детей требовательных матерей в большей степени, чем у детей нетребовательных, выражена предметно-деятельностная сфера, что обеспечивает проявление трудолюбия в предметных видах деятельности.
Дети требовательных родителей характеризуются также выраженностью энергичности, стеничности и экстернальности в регуляции трудолюбия.
Следовательно, первая группа испытуемых - дети требовательных матерей, характеризуется, с одной стороны выраженностью общественных, личностно-значимых целей, повышенной осмысленностью и осведомленностью, высокой результативностью в предметных видах деятельности. С другой - постоянством в проявлении трудолюбия (повышенной энергичностью), доминированием положительных эмоций (стеничностью), активностью внешнего локуса регуляции трудолюбия (экстернальностью).
С качественной стороны группу детей требовательных родителей характеризуют направленность целей на достижение общественного признания; стремление быть уважаемым человеком; получение знаний, умений и другого опыта. А также они нацелены на поддержание активной деятельности; достижение материального благополучия; обретение самостоятельности; совершенствование себя и своих способностей. Под трудолюбием они понимают старательность и аккуратность в работе и делах; проявление возможности полезного приложения своих сил; необходимое условие утверждения себя в жизни; свойство личности, которое задается с рождения. Их трудолюбие способствует успешному изучению учебных предметов, улучшению психологического климата в коллективе, осознанию своей нужности
людям, общественному признанию и одобрению. Они характеризуются тем, что без лишних проволочек приступают к намеченной работе, постоянно ощущают в себе потребность что-то делать, работают с полной отдачей своих сил, всегда находятся в делах и в работе. Учащиеся чаще переживают чувство гордости от хорошо выполненного дела, радостные ожидания от возможности получить положительную оценку за работу, состояние приятного волнения при выполнении ответственного дела. Они склонны считать, что успех в деле больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от трудолюбия; неудачи в делах обычно бывают оттого, что подводят друтие люди.
Что касается второй группы детей нетребовательных родителей, то она характеризуется слабой выраженностью указанных выше переменных.
Группа детей, у которых нетребовательные родители, достаточно рациональна в выборе общественных целей и сводит их до минимума. Они больше, чем дети требовательных матерей, ориентируются на личностно-значимые цели, связанные с удовлетворением своих планов и желаний, с устройством семейной жизни, достижением материального благополучия. Испытуемые данной группы в равной степени ориентированы, как на осмысленность, так и на осведомленность. Данная группа детей недостаточно использует свое трудолюбие в деятельности, в изучении учебных предметов, для улучшения психологического климата в группе. Они не всегда быстро и умело выполняют задание, но не способны работать с полной отдачей своих сил. Они реже испытывают радость и удовлетворение от самого процесса работы, состояние приятного волнения при выполнении ответственного дела, положительные эмоции при возможности выполнения нужного, но трудного дела. Большинство из них не всегда могут отвлекаться от начатого дела на посторонние занятия. Им не нужен толчок для выполнения различных видов деятельности. Они считают, что успех в деле больше зависит от их трудолюбия, чем от удачного стечения обстоятельств.
По шкале «Непоследовательность - последовательность» также выделилось две группы испытуемых (см. табл. 2). Первая группа - это дети, чьи матери отличаются последовательностью и постоянством в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении поощрений и наказаний и т. д. Вторая группа - это дети, чьи матери непоследовательны в своих действиях (разрешают делать то, что еще недавно запрещали, не могут предсказать свое поведение по отношению к ребенку; наказывают ребенка за такие поступки, которые совершают сами; иногда и упрекают, и хвалят ребенка, в сущности, за одно и то же и т. п.). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
Как последовательность, так и непоследовательность матерей не действуют на: общественно-значимые и личностно-значимые цели детей; побуждения на себя (эгоцентричность); глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении ребенка (осмысленность, осведомленность); ребенка в
Таблица 2
Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия у детей последовательных и непоследовательных матерей
Переменные 1-я группа 2-я группа ^критерий Р
Общественно-значимые цели 32,06 30,84 -0,71 0,48
Личностно-значимые цели 35,69 35,77 0,06 0,95
Социоцентричность 29,03 32,23 2,10 0,04-
Эгоцентричность 30,09 30,68 0,29 0,77
Осмысленность 37,60 39,23 1,37 0,18
Осведомленность 18,00 18,74 0,26 0,79
Предметность 32,40 35,32 1,90 0.05 .
Субъектность 33,83 34,94 0,62 0,54
Энергичность 25,91 24,94 -0,36 0,72
Аэнергичность 12,54 17,03 1,96 ' 0,05
Стеничность 28,89 29,45 0,27 0,79
Астеничность 21,57 22,61 0,41 0,68
Интернальность 30,29 30,48 0,13 0,90
Экстернальность 17,94 20,13 0,91 0,37
Операциональные трудности 14,46 22,29 3,11 0.01
Личностные трудности 18,86 22,55 1,32 0,19
Примечание: значимые факторы выделены. Статистическая значимость (р < < 0,05).
соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в субъ-ектно-коммуникативной сфере; эмоционально-личностные трудности в реализации трудолюбия. Так же выраженности факторов по шкале «непоследовательность - последовательность» не обнаружено в инструментально-динамических составляющих (энергичность, стеничность - астеничность, интер-нальность - экстернальность), которые обеспечивают процессуальную сторону трудолюбия. Но все-таки показатели вышеперечисленных составляющих трудолюбия у первой и второй группы старшеклассников незначительно различаются. Так, у детей, матери которых отличаются последовательностью, значения выше только в общественно-значимых целях и в энергичности, определяющей меру интенсивности и вариативности в проявлении трудолюбия, а значения остальных переменных трудолюбия ниже, чем у детей непоследовательных матерей.
Значимые отличия между группами обнаружены в переменных социо-центрической мотивации, предметной сфере продуктивного компонента, агармонической переменной динамического компонента (аэнергичность), а также по операциональным трудностям в осуществлении трудолюбия.
Так, испытуемые второй группы - дети непоследовательных родителей характеризуются выраженностью социоцентричности, предметности, аэнер-
гичности и операциональных трудностей, в отличие от испытуемых первой группы - детей последовательных матерей.
С качественной стороны группу старшеклассников непоследовательных родителей характеризуют стремления избежать осуждения со стороны товарищей по учебе. Их трудолюбие чаще всего побуждается заботой о благе окружающих и близких людей; стремлением внести свой вклад в достижение общей цели; заинтересованностью самим процессом работы. Их трудолюбие чаще всего способствовало успеху в различных видах деятельности, углубленному освоению знаний, умений. Они часто позволяют себе отойти от дел и полениться. Проявление трудолюбия таких детей зависит только от них самих, и никакие неблагоприятные условия и жизненные обстоятельства этому помешать не могут, а только самые хорошие намерения могут остаться нереализованными от неумения мобилизовать себя.
Группа испытуемых последовательных родителей недостаточно используют свое трудолюбие на работе, учебе и в быту; они чаще не испытывают желание быть зачинщиком различных дел; не желают помочь другим людям. Их трудолюбие редко способствует успешному изучению учебных предметов, улучшению психологического климата в коллективе. Они не всегда откладывают на потом намеченную работу. Только чувство ответственности и долга стимулирует проявление их трудолюбия и многим людям успех данной группы старшеклассников кажется удачей или везением, а на самом деле он является результатом трудолюбия.
По шкале «мягкость - строгость» также выделилось две группы испытуемых (см. табл. 3). По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. Первая группа - это старшие школьники строгих матерей. Они всегда наказывают своих детей за плохие поступки, им иногда даже приходится применять к детям физические наказания. Вторая группа -это дети «мягких» матерей. Такие матери очень редко ругают своих детей и чаще прощают их за все поступки.
Стоит отметить, что как мягкость, так и строгость родителя не отразились на установочно-целевом компоненте трудолюбия (как на личностно-значимых, так и на общественно-значимых); на социоцентричности; на когнитивном (осмысленность и осведомленность), продуктивном (предметно-деятельностная и субъектная сфера) компонентах. Также значимых показателей не выявлено регуляторно-динамических составляющих трудолюбия, а именно в динамическом, эмоциональном, регуляторном компонентах.
Однако в аэнергичности можно отметить тенденцию к проявлению трудолюбия старшеклассников. Так, у детей строгих родителей (первая группа) показатели аэнергичности выше, чем у детей «мягких» матерей (вторая группа). Дети строгих матерей, делая что-нибудь, всегда ограничивают себя рамками «от и до»; часто избегают объемной работы; выполняют работу только по принуждению. Дети «мягких» родителей обычно быстро и умело выполняют любое задание и без лишних проволочек приступают к намеченной работе.
Таблица 3
Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия у детей строгих и «мягких» матерей
Переменные 1-я группа 2-я группа ^критерий Р
Общественно-значимые цели 31,78 30,60 -0,65 0,52
Личностно-значимые цели 36,27 34,80 -0,98 0,33
Социоцентричность 28,86 30,50 0,94 0,35
Эгоцентричность 32,89 28,90 -2,33 0.02
Осмысленность 38,27 36,17 -1,53 0,13
Осведомленность 19,68 18,80 -0,32 0,75
Предметность 34,00 32,87 -0,65 0,52
Субъектность 34,78 34,33 -0,26 0,80
Энергичность 23,51 25,70 0,81 0,42
Аэнергичность 18,41 14,23 -1,71 0,09
Стеничность 30,05 29,50 -0,27 0,78
Астеничность 21,54 22,03 0,18 0,86
Интернальность 30,30 27,80 -1,41 0,16
Экстернальность 20,76 16,97 -1,59 0,12
Операциональные трудности 20,54 14,73 -2,45 6,02
Личностные трудности 21,46 15,53 -2,25 ' 0,03
Примечание: значимые факторы выделены. Статистическая значимость (р < <0,05).
Значимые различия в психологических проявлениях трудолюбия по шкале «мягкость - строгость» обнаружены в показателях эгоцентричности и в трудностях осуществления трудолюбия (как операциональных, так и в личностных). Причем показатели детей строгих родителей выше, чем показатели детей «мягких» родителей.
С качественной стороны трудолюбие детей первой группы чаще всего побуждается намерением получить в жизни какие-то преимущества, стремлением реализовать свои личные планы в жизни, намерением достичь некоторого превосходства над другими людьми, нежели трудолюбие старшеклассников второй группы. Но стоит отметить, что дети строгих матерей в большей степени, чем дети «мягких» родителей с трудом начинают любое дело, сосредоточиваются на работе. Они чувствуют себя неловко и скованно, если необходимо обратиться к кому-либо за помощью для завершения начатых дел; но в то же время они боятся взяться за очередное дело из-за того, что не сумеют хорошо выполнить его, а излишняя тревожность мешает им в реализации намеченных дел.
По шкале «отвержение - принятие» выделилось две группы испытуемых (см. табл. 4). В первую группу вошли дети, родители которых принимают, понимают, приветствуют поведение своих детей. Во вторую группу -
дети, отвергаемые родителями. Такие родители думают, что их ребенок ничего не добьется в жизни, они не разделяют увлечения своих детей, часто их критикуют. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
Таблица 4
Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия детей, принимаемых и отвергаемых матерью
Переменные 1-я группа 2-я группа ^критерий Р
Общественно-значимые цели 33,06 30,56 -1,47 0,15
Личностно-значимые цели 35,61 34,50 -0,75 0,46
Социоцентричность 32,36 30,24 -1,31 0,19
Эгоцентричность 28,81 32,38 1,87 0,07
Осмысленность 38,17 36,88 -0,95 0,35
Осведомленность 17,92 20,76 1Д2 0,27
Предметность 34,56 32,53 -1,23 0,22
Субъектность 34,61 32,91 -0,87 0,39
Энергичность 25,50 23,03 -0,89 0,38
Аэнергичность 12,69 20,15 3,44 " 0,01
Стеничность 30,00 28,24 -0,94 0,35
Астеничность 23,39 23,24 -0,06 0,95
Интернальность 30,42 28,68 -1,07 0,29
Экстернальность 16,00 22,00 2,74 0,01
Операциональные трудности 15,47 23,41 3,54 0,01
Личностные трудности 17,75 24,06 2,74 0,01
Примечание: значимые факторы выделены. Статистическая значимость (р < < 0,05).
Следует отметить, что как принятие, так и отвержение матерями своих детей не отразились: на общественно-значимых и личностно-значимых целях, на социоцентрической мотивации детей, как на глубину, так и на точность когнитивных значений в поведении подростков (осмысленность и осведомленность), на предметную и субъектную сферы трудолюбия, на энергичности, на стенической и астенической окраске эмоциональных переживаний; на доминировании внутреннего локуса регуляции трудолюбия (интернальность).
Значимые отличия между группами обнаружены по агармоническим переменным мотивационного, динамического и регуляторного компонентов, а также как в операциональных, так и в личностных трудностях. Причем показатели вышеперечисленных компонентов у детей, принимаемых родителями (первая группа) ниже, чем у детей, отвергаемых родителями (вторая группа).
С качественной стороны трудолюбие первой группы испытуемых побуждается личными интересами и потребностями, желанием зарекомендовать себя в кругу единомышленников с лучшей стороны, намерением о возможной выгоде и собственном благополучии. Они часто откладывают на потом намеченную работу, выполняют работу только по принуждению, им нужен какой-то толчок для выполнения различных видов деятельности. Они выполняют работу только тогда, когда она контролируется и только в благоприятных для этого условиях. Старшеклассники раздражаются и нервничают, когда в течение длительного времени необходимо выполнять однообразные задания; смущаются, если их занятие привлекает внимание окружающих; они не уверены в том, что смогут успешно довести начатое дело до конца; часто сомневаются в том, что дело будет завершено в срок. В то же время они испытывают затруднение при определении очередного дела, не владеют достаточным набором трудовых навыков и умений, чрезмерная регламентация препятствует проявлению их трудолюбия.
Итак, проведенный анализ показал, что на индивидуальные различия в проявлениях трудолюбия старших школьников прежде всего оказали влияние рассмотренные нами стили отношения матери, а именно нетребовательность и требовательность, мягкость и строгость, отвержение и принятие ребенка, непоследовательность и последовательность. Другие же (автономность и контроль, эмоциональная дистанция и близость, отсутствие сотрудничества и сотрудничество, несогласие и согласие, авторитетность матери, удовлетворенность отношениями с ребенком) не оказали особого влияния на формирование трудолюбия старшеклассников.
В рассмотренных выше шкалах не отразились агармонические переменные когнитивного (субьектность), эмоционального (астеничность) компонентов, а также гармоническая переменная регуляторного (интернальность) компонента. Это говорит о том, что продуктивность, астеническая окраска эмоциональных переживаний и внешний локус регуляции трудолюбия старшеклассников не зависят от нетребовательности/требовательности, от мягкости/строгости, от отвержения/принятия, от непоследовательности/последовательности матери.
Наиболее явно данные шкалы значимо отразились в регуляторно-динамических составляющих трудолюбия школьников. Так, операциональные трудности в реализации трудолюбия возникают в основном, когда матери отличаются непоследовательностью, строгостью и отвергают ребенка; и не возникают, когда мать последовательна, «мягка» и принимает своего ребенка. Личностные трудности наиболее выявились у детей, отвергаемых строгими родителями; и не выявились у подростков, принимаемых «мягких» матерей. У подростков чаще проявляется аэнергичность тогда, когда мать непоследовательна и отвергает ребенка; и не проявляется при последовательности и принятии матерью ребенка,
В мотивационно-смысловых составляющих можно отметить, что предметная сфера продуктивного компонента чаще проявляется у детей, чьи матери отличаются требовательность; и не проявляется у детей нетребовательных родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каменева Г.Н. Основные подходы к изучению трудолюбия II Психолого-педагоги-ческие аспекты формирования и развития личности: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых (22 апреля 2004 г.) -М.: Изд-во РУДН, 2004, с. 184-185.
2. Крупное А.И. Системная структура черт личности И Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2002 г.: В 2-х ч. Ч. П. - М.: РУДН, МАНПО, 2002, с. 3-5.
3. Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. - М., 1995, с. 5-12.
4. Марковская ИМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. -
150 с.
THE INFLUENCE OF THE PARENTAL ATTITUDE OF MOTHER ON INDIVIDUAL DISTINCTIONS IN THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF DILIGENCE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN
G.N. KAMENEVA, N.F. SHLYAKHTA
The Chair of Social and Differential Psychology
Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The results of the research of the psychological structure of diligence of the senior schoolchildren are considered on the basis of the holistic-functional approach which enables to study in detail the individually-typical features of diligence depending on parental attitudes.