УДК 159. 9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ СТУДЕНТОВ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Г. А. Шурухина*, Т. А. Кадынцева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа 450077, ул. Чернышевского, 25а.
Тел. +7 (347) 285 87 47.
*Email: [email protected]
В статье представлены и проанализированы результаты сравнительного исследования инициативности и трудолюбия студентов рабочих специальностей в рамках системно-функциональной модели А. И. Крупнова. В реализации инициативности и трудолюбия выявлены как сходства, так и различия, которые проявляются в степени выраженности переменных и способах их организации.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, инициативность, трудолюбие,
студенты.
Вступившие в активную фазу новые социально-экономические преобразования, вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, модернизация российского образования делают очевидной проблему повышения профессиональной подготовки специалистов. Это обстоятельство ориентирует внимание педагогов-исследователей на поиск и выявление путей и средств стимулирования, в т.ч., таких интегративных характеристик, как инициативность и трудолюбие, которые служат показателем эффективного профессионального развития, характеризуют стремление личности к активной, созидательной деятельности. Инициативность и трудолюбие обеспечивают реализацию потенциала личности, служат внутренним условием организации жизнедеятельности человека, регулятором нравственных ценностей. Инициативность и трудолюбие формируются еще в детстве, но в юношеском возрасте инициативность и трудолюбие имеют большое значение для самоопределения личности.
Цель нашего исследования: изучение особенностей реализации инициативности и трудолюбия у студентов рабочих специальностей.
Мы предположили, что в психологической структуре инициативности и трудолюбия студентов рабочих специальностей имеются как сходство, так и различие, которые проявляются в степени выраженности их переменных и способах их организации. Исследование проводилось на базе Уфимского государственного бюджетного учреждения начального профессионального образования профессиональный лицей №13 среди учащихся второго курса в возрасте 16—17 лет, в количестве 100 человек.
Инициативность и трудолюбие мы рассматривали в рамках системно-функциональной концепции изучения черт личности и индивидуальности, разработанной А. И. Крупновым, которая базируется на теоретических положениях о единстве динамического, содержательного и результативного аспектов психической деятельности [1—3], неразрывности личностных и индивидуальных образо-
ваний субъекта [4—5], о системной природе отношений личности [6—7] и др. Говоря о чертах характера как о «функциональных системах», А. И. Крупнов каждую черту рассматривает как «инструментально-смысловую систему психологических признаков, обеспечивающих готовность субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом» [8, с. 39].
Согласно восьмикомпонентной модели анализа свойств личности, любая черта личности включает в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, эмоциональный, динамический, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Каждый компонент, в свою очередь, содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать его более содержательно [9].
Установочно-целевой компонент фиксирует конкретные цели, установки и намерения по реализации изучаемой черты с учетом их направленности и подразделяется на общественно значимые и личностно значимые цели. Мотивационный компонент включает в себя переменные социоцентрич-ность (социально-общественная направленность мотивации и доминирование альтруистических побуждений) и эгоцентричность (большей направленности личностных побуждений). Когнитивный компонент состоит из переменных осмысленность (оценивается на основании способности субъекта дать точное определение изучаемой черте личности) и осведомленность (оценивается по наполнению суждениями общего характера или указаниями на частные, несущественные признаки и их врожденность). Продуктивный компонент составляют переменные предметность и субъектность, которые характеризуются по сфере ее приложения в предметной деятельности и в субъектно-личност-ной сфере. Динамический компонент включает в себя переменные энергичность (силу и постоянное стремление к реализации изучаемого свойства личности) и аэнергичность, проявляющуюся в неустойчивости и шаблонности проявления инициативного и трудового поведения. В эмоциональном
компоненте стеничность понимается как совокупность эмоций и чувств, сопровождающих реализацию инициативности и трудолюбия, а астенич-ность подразумевается как комплекс отрицательных эмоций и чувств, тормозящих проявление инициативности и трудолюбия. Регуляторный компонент определяется по активности или пассивности саморегуляции изучаемой черты личности: интер-нальная (внутренний локус контроля) и экстер-нальная (внешний локус контроля). Рефлексивно-оценочный компонент оценивается по выполнению функции сличения исходных намерений, реального результата и трудностей в ходе их реализации, т.е. предоставляет возможность определить природу трудностей в реализации изучаемого свойства личности. Переменная операциональные трудности говорит о внешних причинах, которые в той или иной степени затрудняют проявление инициативности и трудолюбия, переменная личностные трудности указывает на внутренние проблемы (неуверенность, робость, отсутствие должного внимания со стороны, недостаток сил и воли и т. д.).
Инициативность в рамках данного подхода понимается как системное свойство личности, которое включает мотивационно-смысловые и регу-ляторно-динамические компоненты, обеспечивающие постоянство стремлений и состояние готовности к процессу инициации [8]. Изучением инициативности занимались В. А. Алексеева (2011);
A. С. Жарикова (2011), Н. В. Тучак (1993); И. А. Новикова, Г. А. Шурухина (2013) и др. Так,
B. А. Алексеевой выделены по четыре фактора реализации инициативности старшими школьниками и студентами инструментально-гармонический, агармонический, установочно-целевой, когнитивно-продуктивный (старшеклассники) и агар-монический, когнитивно-продуктивный, уста-новочно-целевой и эмоционально-стеничный (студенты), три из которых являются общими как для старшеклассников, так и для студентов [6]. А. С. Жариковой получены специфические соотношения переменных инициативности с показателями креативности, которые имеют возрастные особенности. Выявлено, что с возрастом связь переменных инициативности распространяется на все большее количество показателей креативности: увеличивается соотношение переменных инициативности с оригинальностью креативности, также наблюдается тенденция к увеличению связей с показателем беглости. Автором выделены качественные особенности проявления инициативы у групп с высоким и низким уровнем креативности, наиболее яркие различия между группами с разным уровнем креативности наблюдаются в динамическом компоненте. Доказано, что в группах с разным уровнем креативности с возрастом изменяется не только выраженность переменных, но и происходит смена
приоритетов, изменяются признаки, определяющие данные переменных [10].
Н. В. Тучаком были выделены четыре типа реализации инициативного поведения предпринимателей: эргостенический; когнитивно-стени-ческий; адаптивно-смысловой; когнитивно-аэр-гический. Обнаружено, что различные типы реализации инициативности имеют прямые соотношения с показателями успешности предпринимательской деятельности [11].
И. А. Новиковой и Г. А. Шурухиной выделены типы реализации инициативности старшими школьниками и студентами по шестнадцати переменным: инструментально-агармонический, избирательно-смысловой, слабо мотивированный и инструментально-смысловой, причем инстру-ментально-агармонический и избирательно-смысловой являются общими. Авторами даны подробные характеристики каждого типа, что позволило разработать эффективные программы по гармонизации и развитию инициативности с учетом особенностей представителей каждого типа [12].
Трудолюбие в русле системно-функционального подхода понимается как системное свойство личности, которое включает мотивационно-смы-словые и регуляторно-динамические компоненты и является ярко выраженным позитивным отношением личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющимся на поведенческом уровне, а с другой - на определенном этапе личностного развития формирующимся как одна из стержневых черт личности [13]. Г. Н. Каменева изучала стили взаимоотношения матери и ребенка в становлении трудолюбия старшеклассника. В результате проведенного анализа было выявлено, что индивидуальные различия в проявлении трудолюбия старших школьников имеют место в регуля-торно-динамической подсистеме и связаны со стилями отношения матери к ребенку: нетребовательность и требовательность, отвержение и принятие, непоследовательность и последовательность. Выявлено наибольшее количество корреляционных связей между трудолюбием и названными выше стилями отношения матери к ребенку [13]. Рим Алави Мульхи в своем исследовании выделила три группы студентов по уровню развития у них динамических признаков трудолюбия: активно-трудолюбивый, избирательно-трудолюбивый и ситуативно-трудолюбивый, каждому из которых дана качественная психологическая характеристика [14]. Ю. Н. Анисимовой дана качественная характеристика специфики проявления трудолюбия юношей и девушек, найдены сходство и различие в реализации трудолюбия [4].
Нами было проведено сравнение средних значений переменных инициативности и трудолюбия студентов рабочих специальностей (табл.).
Таблица
Сравнение средних значений переменных инициативности и трудолюбия
Переменные Инициативно сть Трудолюбие Дос-ные различия (р)
Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.
Общест-но значимые цели 35.90 4.69 33.58 5.35 0.01
Личостно значимые цели 38.07 5.57 37.58 5.46 0.69
Социоцентричность 33.67 5.88 33.58 4.42 0.84
Эгоцентричность 34.18 5.51 36.70 5.06 0.01
Осмысленность 33.05 5.16 36.92 4.86 0.00
Осведомленность 27.72 5.96 24.43 6.65 0.01
Предметность 34.43 6.04 34.45 5.84 0.87
Субъектность 36.13 6.08 36.22 5.93 0.83
Энергичность 31.82 5.95 31.72 6.03 0.82
Аэнергичность 26.13 5.26 26.65 5.12 0.46
Стеничность 34.38 4.64 34.52 5.70 0.11
Астеничность 27.45 5.12 29.30 6.30 0.50
Интернальность 33.95 4.21 33.50 4.47 0.02
Экстернальность 29.17 4.61 27.23 4.33 0.33
Операционал. трудности 27.52 5.31 26.63 4.89 0.96
Личностные трудности 27.53 4.58 27.38 4.72 0.74
Примечание. Все показатели в таблице округлены до сотых, зн
Анализируя полученные результаты, мы можем констатировать, что большинство значимых различий наблюдается по переменным мотиваци-онно-смысловой подсистемы, ведущей стратегией которой является выбор субъектом доминирующих смыслов. Получены значимые различия по следующим переменным: показатели переменной общественно значимые цели инициативности превышает значения данной переменной трудолюбия, иными словами инициативность студентов в большей степени, чем трудолюбие нацелена на достижение общественного признания в группе, стремление быть уважаемым человеком, успешность в учебной деятельности, получение знаний и другого опыта, т.е. наблюдается социализация целей, направленных на реализацию инициативности. Показатели переменной эгоцентричность трудолюбия выше переменной показателей аналогичной переменной инициативности, т.е. мотивация трудолюбия содержит личный, эгоцентрический характер и чаще, по сравнению с инициативностью, побуждается намерением получить от жизни какие-то преимущества, личными интересами и потребностями, намерением о возможной выгоде и собственном благополучии, иными словами, целеполагание трудолюбия лич-ностно обусловлено. Обе переменные когнитивного компонента имеют статистически достоверные различия. Показатели переменной осмысленность трудолюбия выше показателей переменной осмысленность инициативности. Студенты понимают
различия на уровне не ниже р<0.05 выделены жирным шрифтом.
трудолюбие как старательность и аккуратность в работе и делах, тягу к активной жизни и деятельности, важное качество, которое можно и нужно развивать. Они глубже и точнее понимают когнитивные значения трудолюбия и их роль в поведении субъекта. Значения переменной осведомленность инициативности выше значений переменной осведомленность трудолюбия. Т.е. инициативность студентами понимается как черта характера, передающаяся по наследству, врожденное свойство личности, черту, которую сложно развить и усовершенствовать. Здесь наиболее выражен масштаб понимания данной черты личности.
В регуляторно-динамической подсистеме, обеспечивающей процессуальную сторону реализации свойств личности, выявлены значимые различия по переменной интернальность. Показатели переменной интернальность инициативности выше показателей переменной интернальность трудолюбия. Т.е., студенты склонны считать, что внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив, успешное проявление инициативности зависит от уверенности в себе. Имеют место тенденции по переменной стеничность эмоционального компонента (трудолюбие) и переменной экстернальность регуляторного компонента (инициативность), что означает переживание положительных эмоций ярче выражается в чувстве гордости от хорошо выполненного дела, радости и удовлетворения от самого процесса работы, ра-
достного настроения в случае удачного выполнения предпринятого дела. В то же время студенты склонны в большей степени, считать, что инициативность всегда зависит от личных возможностей человека, внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив, успешное проявление инициативности зависит от уверенности в себе. Анализ половых различий в проявлении инициативности и трудолюбия у студентов рабочих специальностей выявил статистически значимые различия по переменной интернальность инициативности. Показатели переменной интернальность у девушек превышают показатели аналогичной переменной у юношей, т.е. девушки при проявлении инициативности больше, чем юноши склонны считать, что люди, не сумевшие реализовать инициативу, должны винить в этом только самого себя, стремление к творчеству составляет основу для различных начинаний. Иными словами, придерживаются внутреннего локуса контроля, т.е. в большей степени ориентируются на себя, на свои внутренние установки. Юноши, в свою очередь, ориентированы на правила и установки извне, внешний локус контроля. Значимых различий при проявлении трудолюбия у девушек и юношей не выявлено.
Таким образом, большинство значимых различий реализации инициативности и трудолюбия наблюдается по переменным мотивационно-смы-словой подсистемы (общественно значимые цели, эгоцентричность, осмысленность, осведомленность), в регуляторно-динамической подсистеме значимые различия имеет переменная интерналь-ность. Половые различия выявлены только в реализации инициативности, переменная интерналь-ность. Полученные результаты подтверждают гипотезу о сходстве и различии в психологической структуре инициативности и трудолюбия студен-
тов рабочих специальностей, проявляющиеся в степени выраженности переменных и способах их организации.
По результатам исследования были разработаны программы, направленные на гармонизацию и развитие инициативности и трудолюбия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Небылицын В. Д. Психофизиология исследования индивидуальных различий. М.: Наука. 1976. 336 с.
2. Алексеева В. В. Психологические особенноси инициативности старших школьников и студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: РУДН, 2011. 22 с.
3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1997. 191 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. Т. 2. С. 13-179.
5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 324 с.
6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 300 с.
7. Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988.
8. Крупнов А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М., 1990. С. 31-38.
9. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. №1 (3). С. 63-73.
10. Жарикова А. С. Соотношение инициативности и креативности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: РУДН, 2011. 22 с.
11. Тучак Н. В. Психологическая структура и типы реализации инициативности предпринимателя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 20 с.
12. Новикова И. А., Шурухина Г. А. Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников и студентов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. 203 с.
13. Каменева Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М.: РУДН, 2005. 18 с.
14. Рим Алави Мульхи. Психологическое строение трудолюбия и его влияние на успешность учебной деятельности студента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 18 с.
Поступила в редакцию 03.03.2015 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1
297
COMPARATIVE ANALYSIS OF QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF INITIATIVE AND AMBITIOUSNESS OF STUDENTS OF WORKING SPECIALTIES
© G. A. Shurukhina*, T. A. Kadyntseva
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University 25a Chernyshevsky St., 450077 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 285 87 47.
*Email: [email protected]
Initiative and hard work are the indicators of effective professional development; they ensure the realization of the potential of the individual, serve as an internal condition of organization of human life and as a controller of moral values. The study of the peculiarities of the implementation of the initiative and diligence of the students of working specialties was conducted within the framework of systemic-functional concept of studying personality traits and individuality developed by A. I. Krupnov. It is concluded on the results of the study that the most significant differences in implementation of initiative and diligence is observed by variables of motivational-semantic subsystem (socially significant goals, self-centeredness, meaningfulness, awareness). In regulatory-dynamic subsystem, variable of internality has significant differences, which supports the hypothesis that similarities and differences in the psychological structure of initiative and hard work of students working specialties are manifested in the severity of variables and ways of organizing them.
Keywords: system-functional approach, initiative, ambitiousness, students, socially significant goals, self-centeredness, meaningfulness, awareness, internality.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Nebylitsyn V D. Psikhofiziologiya issledovaniya individual'nykh razlichii [Psychophysiology studies of individual differences]. Moscow: Nauka. 1976.
2. Alekseeva V V. Psikhologicheskie osobennosi initsiativnosti starshikh shkol'nikov i studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow: RUDN, 2011.
3. Rubinshtein S. L. Chelovek i mir [Man and world]. Moscow: Pedagogika, 1997.
4. Anan'ev B. G. Izbrannye psikhologicheskie trudy: V 2-kh t. [Selected psychological works: in 2 volumes]. Moscow, 1980. Vol. 2. Pp. 13-179.
5. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka, 1984.
6. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow: Mysl', 1991.
7. Bodalev A. A. Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. Moscow, 1988.
8. Krupnov A. I. Student na poroge XXI veka. Moscow, 1990. Pp. 31-38.
9. Krupnov A. I. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. 2006. No. 1 (3). Pp. 63-73.
10. Zharikova A. S. Sootnoshenie initsiativnosti i kreativnosti lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow: RUDN, 2011.
11. Tuchak N. V Psikhologicheskaya struktura i tipy realizatsii initsiativnosti predprinimatelya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow, 1993.
12. Novikova I. A., Shurukhina G. A. Individual'no-tipicheskie osobennosti proyavleniya i garmonizatsii initsiativnosti starshikh shkol'nikov i studentov [Individual-typical features of the manifestation and the harmonization of the initiative of senior pupils and students]. Ufa: RITs BashGU, 2013.
13. Kameneva G. N. Trudolyubie starshikh shkol'nikov i rol' det-sko-roditel'skikh otnoshenii v ego stanovlenii: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. Moscow: RUDN, 2005.
14. Rim Alavi Mul'khi. Psikhologicheskoe stroenie trudolyubiya i ego vliyanie na uspeshnost' uchebnoi deyatel'nosti studenta: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow, 1995.
Received 03.03.2015.