• На вопрос «Как ты относишься к людям, которые нарушают правили и нормы?» 20 человек (80%) ответили отрицательно, а 5 человек (20%) ответили «никак».
• Вопрос «Что нужно делать с людьми, которые неправильно себя ведут?» вызвал интерес у детей и множество ответов. Самые распространенные были: «сажать в тюрьму, наказать» - 15 человек (60%), 7 человек (28%) - «отнимать то, что они любят», 3 человека (12%) - «поговорить и научить».
• На вопрос «Какое правило ты бы предложил людям?» 12 человек (48%) ответили «Уважать друг друга», 7 человек (28%) - «Дружить», 6 человек (24%) ответили «не знаю».
Таким образом, мы видим, что представление о нормах у детей сформированы поверхностно. Многие дети не понимают смысла и значения слова «совесть» и «норма поведения». Можно говорить о недостаточном уровне развития нравственных представлений у младших школьников и необходимости формировать их в условиях учебно- образовательного процесса. Как известно, именно младший школьный возраст считается сензитивным для формирования нравственности, поэтому важно грамотно построить процесс нравственного воспитания подрастающего поколения. Список использованной литературы
1. Зотова О. И. Направленность личности и социальная регуляция поведения / О.И. Зотова // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2010.С. 30-33.
2. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Издательство «АРКТИ», 2015. 62 с.
3. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. - 2011. - №1. С. 46 - 50.
4. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2012, №6. С. 3-6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
© Дурнева Т.В., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.Г.Валиахметова учитель татарского языка лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация
Выделена дидактическая возможность рассмотрения учащимися средних общеобразовательных школ общего и отличительного естественных русского, английского, татарского языков и искусственных языков программирования для повышения качества образования обучающихся.
Ключевые слова
Естественный язык, искусственный язык, общее и отличительное в языках. Имеющая определенную структуру, выполняющая функцию формирования, передачи и хранения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_
информации в познании действительности и общении людей знаковая система представляет собой язык естественного или искусственного происхождения [1].
Естественные языки, возникшие с элементами стохастичности десятки тысяч лет назад и продолжающиеся развиваться до сих пор в процессе совместной деятельности и общения людей графические и звуковые знаковые системы, в настоящее время изучаются в средних общеобразовательных школах. К таким системно - структурно - функциональным естественным образованиям со стохастическими составляющими относятся русский, английский, татарский и другие языки народов, живущих на земном шаре.
Учителя выделенных выше естественных разговорных языков вместе с учащимися средних общеобразовательных школ рассматривают на соответствующих занятиях нижеследующие особенности русского, английского и татарского языков: 1) большинство слов указанных естественных языков имеют не одно, а несколько значений, иногда сильно различающихся; 2) имеются в этих языках слова с неясным и неточным содержанием; 3) значения некоторых слов рассматриваемых языков в высокой степени зависят от их окружения или контекста; 4) слова с разным звучанием, но с одинаковым смыслом - синонимы, слова с разным смыслом, но с одинаковым звучанием - омонимы являются распространенным явлением в данных естественных языках; 5) почти для каждого правила употребления слова в выделенном естественном языке имеется собственное исключение.
Искусственные языки, созданные определенной группой творческих людей в течение относительно короткого времени для точной передачи специальной информации, в современных средних общеобразовательных школах изучаются учащимися при освоении ими естественно - математических и общетехнических дисциплин.
Объектный [2] и символический [3] искусственные языки науки широко используются при создании и изучении математики, физики, химии и биологии, искусственные языки программирования низкого и высокого уровней являются эффективным средством теоретической, прикладной и школьной информатики
[4].
Нотные знаки искусственного языка представления музыки используются и композиторами, создающими новое произведение, и школьниками, осваивающими известное музыкальное сочинение.
Учителя естественно-математических, общетехнических дисциплин и музыки в средних общеобразовательных школ на своих занятиях перед учащимися выделяют следующие характерные особенности искусственных языков познания и преобразования действительности: 1) однозначная определенность словаря всех искусственных языков; 2) понятность всех слов искусственного языка для людей его использующих; 3) точность правил образования выражений искусственного языка; 4) результативность правил придания значений словам искусственного языка; 5) массовость применения правил искусственного языка для описания подобных объектов, процессов и явлений.
Элементы и естественного и искусственного языков используются в учебном и научном познании и преобразовании людьми действительности с помощью информационного моделирования объектов, процессов и явлений, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [5].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение в средней общеобразовательной школе естественных и искусственных языков является необходимым условием интеллектуального и творческого развития учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Изучение истории языков программирования в педвузе // Педагогическая информатика. -2008. - № 1. - С. 48 - 51.
2. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.
3. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский
химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
© Каримов М.Ф., Валиахметова Г.Г., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
А.В.Сайпанов учитель истории лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ
Аннотация
Оценено дидактическое значение исторической составляющей естественно - математических дисциплин средних общеобразовательных школ, необходимой для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.
Ключевые слова История, математика, физика, химия, междисциплинарная связь.
Знание каждым школьником о том, что любая учебная или научная дисциплина создана благодаря творческой деятельности ученых, является источником его познавательного интереса к истории естественно - математической, общетехнической или социально - гуманитарной науки и междисциплинарной связи.
На основе данного эпистемологического и дидактического факта рассмотрим ряд основных элементов исторической составляющей естественно - математических дисциплин средних общеобразовательных школ [1].
После первого древнегреческого ученого Фалеса Милетского (ок. 625 - ок. 547 до н.э.), доказавшего ряд теорем геометрии и установившего некоторые положения естествознания [2], выдающуюся роль в развитии античной математики сыграл великий представитель эллинской культуры философ и математик, известный всем своей теоремой из геометрии прямоугольного треугольника, Пифагор (ок. 580 - ок. 500 до н.э.).
В научной школе Пифагора процветала числовая мистика. Приняв количественные соотношения за сущность всех вещей и оторвав их от материальной действительности, пифагорейцы пришли к идеализму. Пифагор учил, что мерой всех вещей являются числа и соотношения между ними. По мнению Пифагора, даже такие далеко не математические понятия, как «дружба», «справедливость», «радость» и т. д., находят объяснение в числовых зависимостях, для которых они являются только образами или копиями. Числам пифагорейцами явно приписывались мистические свойства.
Среди выдающихся физиков, внесших значительный вклад в развитие теоретических представлений химии [3], выделяется французский математик и физик Андре Мари Ампер (1775-1836), в честь которого названа единица измерения силы электрического тока, имеющий именные закон (параллельные проводники с электрическими токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в