МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.М.Игнатьева
учитель английского языка гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики и методики изучения старшеклассниками особенностей словесного моделирования действительности на занятиях по русскому языку и другим предметам в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Словесное моделирование действительности, русский язык.
Разновидностями информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности выделяются словесное, графическое и математическое моделирование фрагментов реальности [1].
Учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений фрагментов действительности производится учащимися средней общеобразовательной школы при изучении ими естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин в последовательности, состоящей из таких этапов - элементов, как постановка учебной задачи, построение словесной модели, разработка и исполнение словесного алгоритма, анализ результатов и словесная формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
На исходном этапе постановки задачи по школьным дисциплинам учащиеся под руководством учителя, четко словесно выражая мысль, выделяют известное и намечают пути поиска искомого на основе определенных данных условия задачи. При постановке учебной задачи по всем школьным предметам в речи учащихся преобладают вопросительные предложения, в которых языковыми средствами выражается стремление начинающего субъекта познания или преобразования узнать или делать новое для себя.
Построение модели решения учебной задачи начинается со словесного описания объекта познания или преобразования с выделением его основных свойств и признаков, изучение которых позволит учащимся для себя узнать новое относительно рассматриваемого фрагмента действительности. При построении под руководством учителя модели решения учебной задачи учащиеся используют повествовательные предложения, в которых заключено достоверное или частично достоверное сообщение об изучаемом объекте, процессе или явлении природной, технической или социальной действительности. Для построения школьниками достоверной модели решения учебной задачи им необходимо привлечь ранее усвоенные знания о рассматриваемых фрагментах действительности.
Разработка алгоритма решения учебной задачи требует от учащихся отличных знаний и умений составления побудительных предложений, выражающих волеизъявление субъекта учебной деятельности в виде приказа, призыва или приглашения к совместному действию, последователь которых описывает способ решения задачи или достижения намеченной цели.
В настоящее время все словесные алгоритмы решения учебных задач средней общеобразовательной школы могут быть точно и красиво оформлены с помощью текстовых редакторов или текстовых процессоров персональных компьютеров, имеющихся в учебном заведении или дома у учащихся [3].
Исполнение действий или команд словесных алгоритмов решения учебных задач по естественно-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
математическим, общетехническим или социально-гуманитарным дисциплинам осуществляется школьниками классическим с авторучкой и бумагой или компьютерным способами [4].
Анализ результатов решения учебной задачи и словесную формулировку соответствующих выводов никто и ничто автоматически не сможет за учащихся средней общеобразовательной школы осуществить. Здесь помощниками учащихся выступают учитель предметной дисциплины, элементарная логика и основанный на практике здравый смысл.
Дидактический опыт, накопленный нами в ряде средних общеобразовательных школ Уральского региона в течение последних тридцати лет, показывает благотворное влияние проектирования и реализации учебного словесного моделирования фрагментов действительности на успешное изучение учащимися естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин [5].
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что освоение школьниками особенностей словесного моделирования фрагментов действительности способствует повышению качества среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: Актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 118 - 120.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф., Шарафисламов А.А. Освоение информационного моделирования объектов, процессов и явлений технологии в средней общеобразовательной школе // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Проблемы развития науки и образования: теория и практика». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 29 - 30.
5. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Игнатьева Г.М., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Карамова д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНЫХ-ЖЕНЩИН ПО МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ
Аннотация
Выделены элементы методики ознакомления старшеклассников средней общеобразовательной школы