ИЗУЧАЯ ГРАЖДАНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПРОЕКТЭКЛИПС
О. Бомбарделли
Развитие современных демократических обществ требует участия в жизни общества всех граждан, которые должны быть деятельными, ответственными и компетентными. Демократия - это новая форма правления в истории, в которой граждане должны учиться жить и вносить в ее развитие свой вклад. Очень часто люди лишь поверхностно знают о текущих событиях и не всегда осознают свою собственную ответственность в усовершенствовании демократии; проще ругать ее за ограниченность существующих форм.
Все школьные системы предполагают обучение гражданственности, но достигаемый результат не всегда достаточно эффективен (ICCS 2009 - Международное исследование гражданского образования); подобная задача стоит не только перед школами - семья и социально-политическая атмосфера также играют важную роль в формировании гражданственности. Проект ЭКЛИПС (ECLIPSE - Обучение европейской гражданственности в программе среднего образования), проводившийся в 2011-2014 гг., был направлен на усовершенствование обучения европейской гражданственности в школе в ходе учебной деятельности. Проект Комениус (названный в честь Яна Амоса Коменского) был выбран и частично финансирован Программой непрерывного обучения Европейского Союза (EACEA - Агентство по образованию, аудиовизуальной и культурной продукции). Обучение гражданственности предполагает, что студенты развивают свои навыки, научаются управлять информацией и участвовать в общественной жизни, интерпретировать СМИ, развивать критическое мышление и строить независимые суждения по гражданско-политической тематике.
У проекта «Консортиум» есть шесть партнеров: Трентский университет (Италия), Ольга Бомбарделли; Университет Ла Лагуна (Испания), Лидия Сантана Вега; Колледж Сейнт Джон Скул в Мальборо (Великобритания), Керри Саундерс, Патрик Хезлвуд; Лиссабонский университет (Португалия), Мария Элена Салема; Университет Вильгельма Лейбница (Ганновер, Германия), Дирк Ланг, Дорин Хагет; Национальная школа политических наук и государственного управления (Румыния), Ирина Стэнчунджелу, Чезар Бирзя. Задача проекта - развивать этические, экономические, социальные, политические и культурные аспекты гражданственности, придавая особое значение тесной взаимосвязи между странами и народами в современном мире. Проект включает обучение управлять новейшей информацией, развитие многосторонних навыков, в частности: (а) умение учиться и предпринимательские навыки, (б) раннее развитие ключевых компетенций (ЕС 2006) с акцентом на активное обучении, (в) самостоятельное планирование студентами своей образовательной деятельности.
ЭКЛИПС направлен на повышение качества непрерывного обучения и на развитие гражданских компетенций, призванных минимизировать недемократическое поведение в обществе. Для этого предполагается использовать инновационные подходы в педагогике как на уровне ежедневной школьной
195
практики, так и на уровне общеевропейского обмена. Партнеры проекта ЭКЛИПС проанализировали подходы разных стран, сравнивая их и выбирая наиболее эффективные решения. Они спланировали и провели в жизнь стратегии, объединяющие школу с повседневной жизнью учеников, поощряющие их активное обучение, самостоятельность и ответственность, для чего, в частности, использовалось неформальное обучение. Участники проекта и учителя использовали инновационные материалы в школьной практике и для подготовки учителей. Они вместе обеспечивали обучение гражданственности для всех учеников, обучая их сотрудничать с их сверстниками в других странах, рассказывая им о последствиях высокого и низкого уровня гражданской ответственности у граждан. Партнеры ЭКЛИПСа пришли к консенсусу о том, что в действительности значит «гражданственность» для демократического общества, и о том, как должно быть структурировано обучение гражданственности для того, чтобы развивать ответственную и компетентную гражданскую позицию. Проект Консортиум адаптировал концепцию гражданской компетенции, принятую институтами ЕС, добавив в нее некоторые новые аспекты (такие, как понимание, поведение и планирование). Концепция ЕС гласит: «Гражданская компетенция - это сложное сочетание различных результатов обучения, которые необходимы человеку, чтобы стать активным гражданином. Это комбинация знаний, навыков, взглядов и ценностей, которые позволяют человеку успешно действовать в гражданском обществе, представительной демократии и повседневной жизни на основе демократических ценностей» (ЕС 2006). В проекте ЭКЛИПС понятие гражданственности понимается шире, чем просто права и обязанности, хотя они и занимают центральное место. Гражданственность в ЭКЛИПСЕ также рассматривается как желание людей брать на себя ответственность за сообщество и его функционирование на нескольких социальных и географических уровнях.
Европейские модули гражданственности и Портфолио учеников. Участники проекта ЭКЛИПС разработали семь образовательных модулей европейской гражданственности для учеников 8-й ступени. При этом используется междисциплинарный подход (Bombardelli, 2012), который должны применять учителя разных предметов, и прежде всего преподаватели родного и иностранных языков, истории, географии, экономики и права, визуального обучения, гражданского образования (носящего разные названия в странах ЕС).
В программу среднего образования входят такие темы, как: «Права и ответственность человека», «Социальная идентификация (на уровне места, страны, Европы и всего мира) и культурное разнообразие», «Европейский союз в повседневной жизни», «Европейская гражданственность», «История процесса общеевропейского сотрудничества и основные европейские институты». А также такие темы, как «Устойчивое развитие», «Уважение к общему благу», Работа в группе и участие в жизни сообщества». Предлагаемые материалы учителя могут использовать по-разному: вводя их в преподавание своих предметов и используя их в школьной жизни в целом. Для оценки результатов обучения в проекте ЭКЛИПС используют качественные и количественные подходы. Сбор информации проводится разными средствами мониторинга, такими как «Тест на знания учеников», «Анкета ученика и портфолио». Портфолио помогает выявить компетенции, развивающиеся постепенно в ходе Программы обучения европейской гражданственности, помогает
196
задумываться о собственной гражданской и европейской идентичности, быть в курсе своих прав и обязанностей.
В портфолио ЭКЛИПС есть шесть разделов: (1) политическая культура, включающая следующие подразделы: «Я знаю мои права и обязанности», «Я осознаю социальное и культурное разнообразие», «Я активно участвую в демократической жизни»; (2) знакомство с европейской гражданственностью с подразделом «Я понимаю права и обязанности европейских граждан»; (3)активное обучение и самостоятельное планирование с подразделами «Я умею самостоятельно регулировать и планировать свою деятельность»; «Я умею организовывать и планировать свое время»; (4) навыки и ценности, необходимые для совместного существования с подразделами: «Я умею общаться, высказывать свое мнение и дискутировать», «Я могу понимать и уважать других, и я не приемлю дискриминации», «Я умею предотвращать конфликты и улаживать их без насилия», «Я понимаю важность самоуважения, самостоятельности и ответственности», «Я умею принимать конструктивную критику»; (5) участие в социальной жизни с подразделом: «Я участвую в спортивных командах, гражданских ассоциациях и ассоциациях солидарности», имеющие целью еще в школе привить ученикам демократические навыки; (6) инициатива и предпринимательство со следующими подразделами: «Я демонстрирую инициативность и самостоятельность», «Я умею сотрудничать в команде», «Я думаю о своей будущей работе или о дальнейшей учебе». Глядя на эти разделы, легко увидеть элементы, входящие в понятие «гражданская компетенция».
ЭКЛИПС ставит своей целью научить учеников делать обоснованный и мотивированный выбор и вносить свою лепту в развитие активной демократии; положительный эффект на учителей и студентов ожидается увидеть в умении использовать разные источники информации, в развитии критического мышления и навыков ответственного сотрудничества. Обучение гражданственности в этом проекте поощряет критическое мышление в противопоставление некритической приверженности определенным моделям. Оно никогда не использует внушение, вместо этого оно призвано научить учеников, которые завтра станут гражданами, находить информацию, принимать осознанные, обоснованные и последовательные решения. ЭКЛИПС в своей работе следует «принципу полемичности» (Beutelsbach Consensus, 1977) и помогает ученикам добывать информацию и рассуждать о спорных вопросах, используя последовательную аргументацию. Учебные материалы проекта ЭКЛИПС не должны быть единственными источниками по гражданственности в школе, и, разумеется, они не содержат всю возможную информацию в области гражданственности. Предполагается, что у учеников 8-й ступени уже была возможность получить базовую информацию из гражданской и экономической сферы (например, в чем состоит концепция государства, каково современное положение дел), которая упоминалась на разных предметах (география, история, искусство и т. д.) и во время разного рода школьной деятельности.
Студенты должны иметь возможность понимать процесс и результаты принятия решений, соответствующих демократическим нормам, влиять на эти решения, а также уметь цивилизованно и компетентно участвовать в общественной жизни.
197
Список литературы
1. Beutelsbach Consensus http://www.lpb-bw.de/beutelsbacher-konsens.html Das Konsensproblem in der politischen Bildung (El problema del consenso en la formacion polltica), editado por Siegfried Schiele y Herbert Schneider, Stuttgart 1977 (Traduccion al espanol: Ute Schammann y Raul Konsensproblem in der politischen Bildung, Stuttgart 1977).
2. Bombardelli O. (Ed.). (2012). L'Europa e gli europei a scuola, La Scuola, Brescia.
3. Recommendation 2006/962/EC of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning [Official Journal L 394 of 30.12.2006].
4. http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2006:394:0010:0018:en:PDF
5. Eurydice (2012). Citizenship Education in Europe, 2012, http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/139EN.pdf
6. Kerr D., Sturman L., Schulz W., & Burge B. (2010). ICCS 2009 European report: Civic knowledge, attitudes, and engagement among lower-secondary students in 24 European countries. Amsterdam: IEA (International Association for the Evaluation.
Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»
198