СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37 (4/9)
И. Ю. Малкова, А. П. Фахретдинова
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ
Рассматриваются основные условия и особенности развития гражданственности в системе школьного образования в Европе. Миграция, рост экстремизма, противоречия между мультикультурностью и безопасностью, возросшая опасность терроризма, расширение Евросоюза являются факторами пересмотра отношения к образованию и постановки вопроса об инновационных внедрениях, отвечающих стандартам и запросам современного европейского общества. Постоянное реформирование системы образования обусловлено поиском наиболее оптимальных программ, способствующих построению демократического сообщества активными гражданами.
Ключевые слова: гражданственность, образование, направленное на воспитание демократической гражданственности (ОДГ), система образования, обучение, европейское сообщество.
В течение последних 20 лет система образования Европы претерпевает постоянные преобразования, одна из целей которых - решить проблемы, возникающие перед системой образования. Прежде всего трансформации в европейской системе образования обусловлены изменениями в самом европейском обществе. Реформы в различных областях (социальной, финансовой, демографической, технологической) поднимают вопрос и об инновациях в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Одним из приоритетных направлений обучения стало образование, направленное на воспитание демократической гражданственности. По мнению Дэвида Керра, руководителя одного из долгосрочных проектов Национального фонда исследований образования (Великобритания), повышенный интерес к гражданскому образованию в Европе обусловлен такими разнородными факторами, как дефицит демократии, падение социалистических режимов, рост экстремизма, противоречие между мультикультурностью и безопасностью, экономический спад и нарастающая скорость миграции людей, расширение Евросоюза, а также революция средств связи и создание социальных сетей [1, с. 13].
Гражданское образование в большинстве европейских стран рассматривается в тесной связи с демократическими процессами. Воспитание демократической гражданственности (Education for democratic citizenship) - это различные формы обучения (проведение тренингов, распространение информации, организация практической деятельности), имеющие цель - сформировать у населе-
ния лояльное отношение к разнообразию ценностных приоритетов в обществе, социальную ответственность и активную гражданскую позицию, понимание своих демократических прав, умение реали-зовывать и защищать их [2].
В качестве отправной точки для создания научного мнения о концепции гражданского образования в Европе можно считать 1997 г., в котором Совет Европы запустил проект «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» (фран. L'éducation à la citoyenneté démocratique - ECD, далее - ОДГ). Английское правительство создало консультативную группу по вопросам образования в рамках гражданственности, рекомендации которого приведут к интеграции гражданского образования в систему среднего образования в качестве отдельного предмета.
Далее 2005 г. был объявлен годом гражданственности в образовании в Европе. Этот год запомнился созданием производственных отчетов, статей, книг, разработок по продвижению концепции данного подхода. С тех пор на странице, посвященной ОДГ на веб-сайте Совета Европы, можно прочитать следующее выражение: «Воспитание демократической гражданственности и правам человека (фран. EDC/HRE) является в совокупности практиками и образовательными мероприятиями, направленными на улучшение подготовки молодых людей и взрослых для активного участия в демократической жизни и осуществления своих прав и обязанностей в обществе» [3, с. 216].
Стоит подробно рассмотреть интерпретацию европейскими мыслителями и общественными деятелями концептов гражданственность, граж-
данство и термина образование, направленное на воспитание демократической гражданственности.
Гражданственность, опираясь на исследования ученого Эвридика характеризуется отношениями между государством и гражданином и чаще всего ассоциируется с правами и обязанностями равноправных граждан. Также гражданственность может быть как демократическим, правовым, политическим и/или социальным явлением. В некоторых странах Евросоюза понятие «гражданственность» относится к свободным, независимым и ответственным людям (Португалия, франкоязычное сообщество Бельгии и Болгарии), в других она просто означает «национальность» или «принадлежность к государству» (Австрия, Польша и Словения) [4, с. 55].
В 2000 г. Франсуа Одижьер определил понятия гражданство и образование в духе гражданственности, выделив в качестве определения ключевые компетенции для образования в духе гражданственности в странах европейского сообщества. Ф. Одижьер отметил два типа классификации навыков, которые привлекли внимание основателей ОДГ [5, с. 43].
Первый тип состоит из трех групп компетенций:
- когнитивные навыки: правовые и политические навыки, знания современного мира, компетенции в процессуальной сфере, знание принципов и ценностей прав человека и демократической гражданственности;
- этические навыки, связанные с набором ценностей: способность личности к выстраиванию своих отношений с другими. Эти навыки имеют сильное чувствительное и эмоциональное измерение, которое направлено на чувство принадлежности к определенной группе и на «стратегию самобытности»;
- навыки, связанные с действием, или «социальные навыки»: умение жить с другими и сотрудничать, возможность разрешения конфликтов в соответствии с принципами демократического закона, способность принимать участие в публичных дебатах.
Второй подход выделяет четыре параметра гражданственности:
- политический и правовой аспект, относящийся к правам и обязанностям по отношению к политической системе и закону;
- социальный аспект: отношение к другим, понимание отношений внутри общества;
- экономический аспект: знание о функционировании экономического и профессионального мира;
- культурный параметр: коллективные представления и общие ценности.
В 2003 г. Карен О'Ши, также действующая по мандату от Совета Европы, установила глоссарий терминов, отражающих идеи Совета по ОДГ, которые разделены на три части: основные понятия, процессы, практика и результаты.
Тем самым принципы, по которым ОДГ является учебным процессом, опираются на такие термины, как «активное обучение», «действие», «совместное обучение», «обучение на протяжении всей жизни», «критическое мышление», «рефлексия», «исследование», «созидание (подготовка, обучение)», «оценка» и т. д. Она отмечает, что «одной из первостепенных целей для ОДГ является содействие формированию культуры демократии и прав человека, культуры, которая позволит каждой отдельной личности реализовать себя в коллективном проекте: то есть создание чувства общности. Таким образом, данное чувство общности поможет усилить социальную сплоченность, взаимопонимание и солидарность [6, с. 89].
Проанализировав источники по образованию в области демократической гражданственности (ОДГ), А. Н. Ослер и Х. Старки определили шесть контекстуальных факторов, которые объясняют растущий интерес к ОДГ:
- стойкость несправедливости и неравенства в обществе;
- феномен глобализации и возрастающей миграции населения;
- забота о тенденции к разъединению и незаинтересованности в гражданском деле;
- сдача позиций в сфере молодежной политики;
- повышение антидемократических, расистских или насильственных движений;
- последствия окончания холодной войны и демократических преобразований, в частности в странах Восточной Европы.
Данные исследования основаны на представлениях демократии, концепций европейского гражданства, взаимодополняемости между сообществами и школами для осознания необходимости внедрения гражданственности в образование и, конечно, разработки и введения ОДГ в учебные программы [7, с. 440].
Интересным исследованием представляется сравнительное исследование, проведенное по просьбе Европейской комиссии. В нем выделились три общие проблемные области в 30 странах, предоставивших информацию для проведения эксперимента: образование в духе гражданственности предназначено для развития политической культуры учащихся, умение критически мыслить и выражать свои взгляды, ценности, а также для мотивирования гражданской активности учащихся [4, с. 54]. Исследование перечисляет внутригосударственные подходы в отношении к гражданственности, а также
вариативность их интерпретаций. Изменчивость и эволюция терминологии и различных значений в области образования непосредственно обусловлены конституционным положением страны, ее историей и составом ее общества.
Большинство стран Восточной Европы пересмотрели роль учебных программ и их влияние на развитие демократической культуры. Такая страна, например, как Эстония, с множеством национальных меньшинств, планирует программу интеграции (2000-2007), в которой существует подпрограмма, известная под названием «социальная компетентность», имеющая своей целью «социально адаптировать эстонцев к активной гражданской жизни, а также в развитии гражданского общества Эстонии независимо от их национальности и родного языка» [4, с. 66].
Опираясь на исследования А. В. Беляева, европейские образовательные системы переживают общие трудности. В действительности страны Европейского союза мозаичны в способах организации образовательного процесса, системах финансирования, образования педагогических работников, академических порядков и пр. Однако все они преследуют одни и те же цели: обеспечение общедоступности образования и равенства возможностей в получении образования. Это две фундаментальные цели, которые европейские страны пытаются обеспечить разными способами [8, с. 22].
Также многие исследователи сходятся во мнении о том, что образовательные учреждения перестают быть гарантом и единственным источником получения информации [9, с. 76-77]. Поэтому те образова-
тельные учреждения, которые продолжают существовать в другом временном измерении, выполняя централизующие функции в передаче ценностей и знаний, рискуют остаться далеко позади в отношении новых требований и вызовов, политической и экономической ситуации [10, с. 142-143].
В современном мире возникает необходимость глубоко продумать цели образования, обновить его методы и переформулировать основы своей идентичности. Это все является серьезным вызовом европейскому обществу как в целом, так и отдельным странам в частности [11, с. 65]. Однако школы все же остаются неотъемлемой частью воспитания будущих граждан и поэтому инновационные программы, направленные на интеграцию ОДГ в школьное расписание, обусловлены многими процессами, происходящими в странах Европейского союза [12, с. 12-13].
Подводя итог, стоит отметить, что в странах Европы для модернизирования и поддержки гражданского образования прилагается много усилий. Упор в основном делается на формирование и развитие демократической гражданственности, что привносит существенный вклад в дальнейшее устойчивое демократическое развитие стран европейского сообщества. Аспекты гражданского образования прочно закрепились в государственных программах начального, среднего и высшего образования, которые постоянно трансформируются с учетом изменений на разных ступенях общества.
Рассмотренный опыт европейских стран в области образования заставляет задуматься об особенностях гражданского образования в России.
Список литературы
1. Kerr D., Keating A. and Ireland E. Pupil Assessment in Citizenship Education: Purposes, Practices and Possibilities. Report of a CIDREE Collaborative Project // Pupil Assessment in Citizenship Education. 2009. NFER/CIDREE - National Foundation for Educational Research, Slough, 104 pp.
2. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? / The official website of the Council of Europe. URL: http://www.coe.int/tZdg4/ education/edc/who/whatis_en.asp (accessed 01.11.2015).
3. Feyfant Annie. L'éducation à la citoyenneté. Dossier d'actualité de la VST, 2010. № 57, pp. 212-227.
4. Eurydice K. L'éducation à la citoyenneté à l'école en Europe. Commission européenne, Direction générale de l'éducation et de la culture. Bruxelles, 2005, 90 pp.
5. Audigier François. Concepts de base et compétences clés pour une éducation à la citoyenneté démocratique. Strasbourg: Conseil de l'Europe, Conseil de la coopération culturelle, 2000, 281 pp.
6. O'shea K. Comprendre pour mieux se comprendre: Glossaire des termes de l'éducation à la citoyenneté dé-mocratique. № 29, DGIV/EDU/CIT, Strasbourg: Conseil de l'Europe, 2003, 113 pp.
7. Osler A., Starskey H. Education for democratic citizenship: A review of research, policy and practice. Research Papers in Education, vol. 21, по. 4, 2006, p. 433-466.
8. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 41 с.
9. Суслов А. Б. Развитие гражданского образования: европейский опыт // Образование и наука. 2012. № 9. С. 117-129.
10. Суслов А. Б. Особенности образовательных технологий для гражданского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. № 11. С. 142-148.
11. Луткин С. С. Воспитательное пространство становления молодого лидера // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. № 12. С. 61-65.
12. Сысоева И. М. Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. С. 12-20.
Малкова И. Ю., доктор педагогических наук, доцент. Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. E-mail: omega@psy.tsu.ru
Фахретдинова А. П., аспирант. Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. E-mail: maltsevaal@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 25.12.2015.
I. Y. Malkova, A P. Fakhretdinova THE FEATURES OF CIVIL EDUCATION IN EUROPE
The article deals with the basic conditions and characteristics of the development of civilization in the educational system of Europe. Migration, growth of extremism, conflicts between multiculture and security, increased threat of terrorism, the expansion of the European Union are reviewing factors relating to the education and raising the question of innovative implementations that meet the standards and requirements of a modern European society. Continuous reform of the education system is conditioned by the search for the most appropriate programs to facilitate the construction of a democratic community of active citizens. The aspects of civic education are on all the levels of educational system and they transform with the changes of the European society.
Key words: citizenship, Education for Democratic Citizenship (EDC), the system of education, teaching, the European community.
References
1. Kerr D., Keating A. and Ireland E. Pupil Assessment in Citizenship Education: Purposes, Practices and Possibilities. Report of a CIDREE Collaborative Project // Pupil Assessment in Citizenship Education. 2009. NFER/CIDREE - National Foundation for Educational Research, Slough, 104 pp.
2. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? / The official website of the Council of Europe. URL: http://www.coe.int/tZdg4/ education/edc/who/whatis_en.asp (accessed 01 November 2015).
3. Feyfant Annie. L'éducation à la citoyenneté. Dossier d'actualité de la VST, 2010. No. 57, pp. 212-227.
4. Eurydice K. L'éducation à la citoyenneté à l'école en Europe. Commission européenne, Direction générale de l'éducation et de la culture. Bruxelles, 2005, 90 pp.
5. Audigier François. Concepts de base et compétences clés pour une éducation à la citoyenneté démocratique. Strasbourg: Conseil de l'Europe, Conseil de la coopération culturelle, 2000, 281 pp.
6. O'shea K. Comprendre pour mieux se comprendre: Glossaire des termes de l'éducation à la citoyenneté dé-mocratique, no. 29, DGIV/EDU/ CIT, - Strasbourg: Conseil de l'Europe, 2003, 113 pp.
7. Osler A., Starskey H. Education for democratic citizenship: A review of research, policy and practice. Research Papers in Education, vol. 21, no. 4, 2006, p. 433-466.
8. Belyaev А. V. Sotsial'no-pedagogicheskiye osnovy formirovaniya grazhdanstvennosty uchashcheysya molodezhi: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social-pedagogical bases of formation of students' citizenship. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 1997, 41 p. (in Russian).
9. Suslov А. B. Razvitiye grazhdanskogo obrazovaniya: evropeysky opyt [The development of civic education: European experience]. Obrazovaniye i nauka, 2012, no. 9, pp.117-129 (in Russian).
10. Suslov А. B. Osobennosti obrazovatel'nykh tekhnologiy dlya grazhdanskogo obrazovaniya [Characters of education technologies for citizenship education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 11, pp. 142-148 (in Russian).
11. Lutkin S. S. Vospitatel'noye prostranstvo stanovlenya molodogo lidera [Education space for formation of young leaders]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 12, pp. 61-65 (in Russian).
12. Sysoeva I. M. Sozdaniye tselostnoy pedagogicheskoy systemy sotsial'nogo i grazhdanskogo stanovlenya lichnosty [The creation of an entire pedagogical system for social and citizenship formation of a personality]. Eksperiment i innovatsii v shkole - Experiments and Innovations in School, 2010, no. 2, pp. 12-20 (in Russian).
Malkova I. Y. Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: omega@psy.tsu.ru
Fakhretdinova A. P. Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: maltsevaal@yandex.ru