ПОРТФОЛИО
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
О. Бомбарделли
Цель данного доклада состоит в описании и анализе учительского портфолио, связанного с преподаванием прав и обязанностей гражданина. В ней вкратце описывается опыт обучения студентов университета Тренто (Италия) в 2010-2012 гг.
В недавних исследованиях (см. международное исследование 2010 г. в области преподавания прав и обязанностей гражданина, проведённое Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений, IEA), нацеленных на способы подготовки молодёжи ряда стран к выполнению своей гражданской роли в XXI в., продемонстрированы показатели в этой области. Ещё в 1999 г. Международная ассоциация по оценке образовательных достижений провела исследование преподавания прав и обязанностей гражданина (CIVEd) и выяснила, что учителя не чувствуют себя подготовленными к таким урокам. В отчёте комиссии Евросоюза по образованию «Эвридика» за 2005 г. отмечается, что во многих странах в профессиональную подготовку учителей не входит курс прав и обязанностей гражданина (Eurydice, 2005, с. 2). Резолюция Европейского парламента по повышению качества образования учителей, принятая в 2008 г., призывает сделать образование в области прав и обязанностей гражданина обязательным предметом и при подготовке учителей, и в школах, чтобы учителя и ученики имели необходимые знания по правам и обязанностям граждан страны и Евросоюза и могли проанализировать и критически оценить актуальные политические и социальные ситуации и процессы (ст. 23 резолюции Европейского парламента от 23/09/2008). В любом случае «приказами изменить укоренившиеся привычки людей невозможно; сделать это могут только они сами, когда действительно захотят и почувствуют в этом значительную потребность» (Amado и Ambrose 2001 с. xviii), особенно в таких областях, как изучение прав и обязанностей гражданина, где до сих пор существует разрыв между политикой и её реализацией.
Портфолио может поддержать оценку по «более мягким» областям, таким как эмоциональный аспект работы учителем, а также содержание учебного процесса и критическое мышление или образование в области прав и обязанностей гражданина, и создать мотивацию для усовершенствования. Shulman определяет рабочее портфолио учителя как «структурированную документальную историю ряда направленных или контролируемых действий по обучению, подкреплённую образцами студенческих портфолио и полностью осознаваемых только через рефлексивное письмо, обдумывание и беседу» (Shulman 1998, с. 37). В данном докладе портфолио рассматривается как инструмент профессионального развития, а не как средство оценки или сертификации. Основная цель данного портфолио состоит в том, чтобы усилить желание будущих и действующих учителей и их преподавателей задумываться о собственном поведении для профессионального роста и чувствовать себя способными руководить учениками при обучении их правам и обязанностям гражданина.
245
В данном докладе также предлагаются небольшие дополнения к ранее опубликованному. В конце представлена подборка документов, подтверждающая наши теоретические положения. В портфолио входят примеры работы, планы со стратегиями, ресурсами и резюме полученного опыта. Использование портфолио и обратная связь с обучаемыми обеспечивает приобретение требуемой компетенции. Принимается следующее определение понятия компетентности, предложенное в европейском проекте Tuning («Настройка»): «Компетентность представляет собой динамичное сочетание когнитивных и метакогнитивных умений, знаний и понимания, межличностных, интеллектуальных и практических навыков и этических ценностей. Воспитание такой компетентности является целью всех образовательных программ, построенных на знаниях и понятиях, разрабатываемых в течение многих веков и унаследованных нами. Компетентность развивается во всех составляющих курса и оценивается на различных этапах программы» (Wagenaar 2008).
Преподавание прав и обязанностей гражданина. В преподавании прав и обязанностей гражданина различаются познавательные и установочные компоненты и поведенческие аспекты (Bombardelli, 1993). Они связаны со знаниями и концептуальным пониманием, интересами, умениями и компетентностью, ценностями и убеждениями студентов. В рекомендации Европейского парламента и Совета по ключевой компетенции в области непрерывного образования, изданной в 2006 г., социальная и гражданская компетентность определяется следующим образом: «В неё входит личная, межличностная и межкультурная компетентность, охватывающая все формы поведения, позволяющая людям эффективно и конструктивно участвовать в социальной и профессиональной жизни, и особенно ориентироваться во всё более расслаивающемся обществе, а при необходимости разрешать конфликты. Гражданская компетентность позволяет принимать участие во всех сторонах гражданской жизни, так как знакомит с социальными и политическими концепциями и структурами и воспитывает приверженность к активному и демократическому участию». Термин «права и обязанности гражданина» может относиться к знанию и реализации прав и обязанностей, начиная с социокультурного и кончая политическим и экономическим измерениями, тесно связанными между собой. В портфолио представлены следующие аспекты учительской профессии: (a) знание студентов, общества, самого себя, значение роли учителей, цели образования и школ; (б) дисциплинарные и междисциплинарные навыки; (в) навыки межличностного общения и сотрудничества;
(г) организаторские и преподавательские способности; (д) профессиональное развитие, сосредоточение навыков и ценностей на получении всестороннего образования в области прав и обязанностей гражданина.
Различные аспекты образования в области прав и обязанностей гражданина входят во все предметы и всю школьную жизнь. Исследовательские программы могут подчеркнуть глобальную взаимозависимость, усилить информированность и восприимчивость к «мировым проблемам», поддержать соблюдение прав и обязанностей гражданина. Учить правам и обязанностям гражданина в школе, изучать соответствующие документы и развивать критическое мышление, не впадая в нравоучительность, трудно. Гражданским об-
246
разованием нельзя пренебрегать в образовательной политике, разработанной для начального обучения и обучения на производстве.
Учительское портфолио по обучению правам и обязанностям гражданина. При создании портфолио будущие и действующие учителя размышляют над умениями и знаниями, необходимыми для преподавания, проверяют свою компетентность и ценности, свою способность поддержать студентов в выстраивании личного плана развития учеников, развивают навыки самооценки. Рассмотрим несколько примеров.
(а) В раздел «Знание студентов, общества, самого себя, значение роли учителей, цели образования и школ» входят следующие пункты: «Мне известно, какие трудности испытывает в глобальном мире общество знаний»; «Я понимаю значение обучения правам и обязанностям гражданина в школе»; «Я думаю о значительной роли учителей, целях образования и школ в долгосрочной перспективе»; «Я думаю о собственной социальной и гражданской позиции и о позициях моих учеников»; «Я осознаю свою открытость трансграничному сотрудничеству»; «Я глубоко осознаю свои педагогические убеждения и систему ценностей в области образования, многообразия и национально-культурной специфики, социальной интеграции этнических, гендерных, инвалидных, религиозных, языковых и многих других групп населения, полного соблюдения прав человека, в том числе равенства как основы демократии, понимания различий между системами ценностей и работы над ведением межкультурного и межрелигиозного диалога в целях социальной интеграции» и др.
(б) В отношении «дисциплинарных и междисциплинарных знаний» в портфолио записано: знакомство с преподаваемой дисциплиной (политология, история, экономика, право и т. д.); знания о сообществе, живущем вокруг школы; осведомлённость о текущем положении дел в собственном регионе (стране) и за границей; знание и понимание исторических, социокультурных и идеологических контекстов. Для этого необходимо знание официальных регулятивных документов и учебных планов, изданных национальными министерствами и местными властями, информация о рекомендациях ведущих международных организаций, таких как ЮНЕСКО, Совет Европы и т. д. Для продвижения принципов и достижения целей ответственного исполнения роли гражданина важно обращать внимание на лучшие исследования по преподаванию гражданских тем и оказанию помощи учениками в развитии гражданских навыков, в основе которых лежат концепции демократии, правосудия, равенства и гражданских прав.
(в) Что касается этого пункта, характеризующего «навыки межличностного общения и сотрудничества», то в портфолио присутствуют следующие темы: «личные отношения и отношения, возникающие в ходе образовательного процесса; динамика общения, социальный и учебный климат в классе, в школе, нормы молчаливого согласия, дисциплина, правила поведения, сочувствие; включённость коллег (работа в команде), директора школы, родителей, обязательство по предотвращению конфликтов и насилия в школе и др.
(г) В разделе «организаторские и преподавательские способности» предусмотрен процесс разработки учебного плана, когда каждый студент вносит пункты, заставляющие подумать о том: на каком уровне он (она) умеет
247
разрабатывать стратегии обучения и создавать образовательную среду, использовать открытые формы образования, ориентированные на проект и ученика; как использовать и создавать новые учебные материалы, технологии, мультимедийные средства; знает ли он (она) наиболее эффективные методы учебной работы студентов; верит ли он (она) в каждого ребёнка и поддерживает его в решении учебных проблем. Они думают о том, насколько он или она умеет руководить учениками в приобретении навыков, необходимых бдительному и ответственному гражданину в развитии ответственности, солидарности, чувства справедливости, чувства принадлежности к своей местности, стране, Европе и миру, в готовности участвовать в демократическом принятии решений, а также в демонстрации понимания и уважения к общим ценностям, необходимым для единства сообщества. Для этого необходимо критическое и творческое осмысление и конструктивное участие в школьной жизни (например, дебаты, студенческий совет) и в деятельности сообщества, а также гражданская деятельность, поддержка социального многообразия, единства и устойчивого развития, готовность уважать ценности других, участие в голосовании. Для этого необходимо подумать о том, как автор портфолио может использовать стратегии для успешного управления классом и т. д. Педагоги-практиканты оценивают, как они умеют справляться с такими ситуациями, когда они дают студенческим группам различные параллельные задания, насколько они умеют приспосабливать стратегии и материалы к соответствующим потребностям студентов, выстраивать связи, создавая партнёрство с действующими лицами социальной среды. Они анализируют свои способности оценивать навыки, контролировать свой прогресс, принимать советы по конкретным процессам и устанавливать обратную связь в новых формах.
(д) В контексте «профессионального развития» присутствуют следующие пункты: «Я уверен в имеющейся у меня на данный момент компетентности, сложившейся в результате полученного образования и педагогической практики.»; «Я умею анализировать свой педагогический опыт и имею собственный педагогический стиль.»; «Я отслеживаю решения в школьной сфере и вношу свой вклад в разработку школьной политики»; «Я участвую в общественных дебатах по образовательным темам и являюсь активным членом профессиональной педагогической ассоциации и т. д.»; «Я проявляю интерес к возможностям дополнительного и непрерывного образования»; «Я знаю, что учитель является образцом для подражания и соблюдаю профессиональную этику». Конечно, данный перечень пунктов портфолио не является исчерпывающим. Он зависит от учебной ситуации авторов на пути к достижению целей преподавания прав и обязанностей гражданина и профессионального роста.
Таким образом, в данном докладе утверждается, что учитель (и учитель-практикант, и преподаватель учителей и т. д.) должен знать о своей компетентности, ценностях и убеждениях, особенно в такой деликатной сфере, как образование в области прав и обязанностей гражданина. Хороший портфолио является инструментом, помогающим авторам в развитии или изменении своего профессионального роста. Он полезен, если состоит их результатов самоанализа, добровольно проведённого авторами. С его
248
помощью на смену пассивному ожиданию внешнего суждения приходит более высокий уровень наблюдения, метамышление и самокритика. В обучение учителей в области преподавания прав и обязанностей гражданина входят проблемы социальной справедливости, компетентность в которых позволяет личности эффективно и конструктивно участвовать в социальной и профессиональной жизни, узнавать об этических и политических проблемах и разбираться в них. Учительское портфолио можно считать предпосылкой к развитию преподавания прав и обязанностей гражданина в школе.
Список литературы
1. Amado G., Ambrose A. The transitional approach to change - London Karnac, 2001.
2. Bombardelli O. Educazione civico - politica nella scuola di una societa democratica. -La Scuola, Brescia, 1993.
3. European Parliament Resolution on improving the quality of teacher education 23/09/2008 URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P6-TA-2008-0422&language=EN
4. Abs H.J., Veldhuis R. Indicators on Active Citizenship for Democracy. Paper by order of the Council of Europe for the CRELL-Network on Active Citizenship for Democracy at the European Commission's Joint Research Center Ispra. - Italy, 2006. P. 4-5.
5. International Civic and Citizenship Education Study (ICCS 2009)
URL: http://www.eduserver.de/innovationsportal/zeigen_e.html?seite=4653
6. Council of Europe, Recommendation 1849 (2008) for the promotion of a culture of democracy and human rights through teacher education,
URL: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ta08/EREC1849.htm
7. European Parliament. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962/EC), December 2006.
URL: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc42_en.htm .
8. Eurydice Citizenship education at school in Europe, 2005.
9. International Association for the Evaluation of Educational Achievement, Cived Civic Education Study. URL: http://www.iea.nl/cived.html#c382.
10. Shulman L. S. Teacher Portfolio a theoretical activity. in With Portfolio in Hand. 1998.
11. Validating the new teacher professionalism. ed. N.Lyons 23-38. - New York and London: Teachers College Press.
12. Wagenaar R. Learning Outcomes a Fair Way to Measure, Performance in Higher Education: the TUNING Approach, IMHE 2008, OECD's Higher Education Management and Policy Journal, 2008.
249