МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
8. Ввод в компьютер информации с помощью оператора read (читать) и вывод из него результатов обработки информации при помощи оператора write (записывать).
9. Запись команды ветвления в Паскале с помощью английских слов if (если), then (тогда) и else (иначе).
10. Представление команды выбора варианта в Паскале при помощи английских слов case (случай), of (из), else (иначе) и end (конец).
11. Организация команды цикла с параметром в Паскале с использованием английских слов for (для), to (до) и do (выполнять).
12. Оформление команды цикла с предусловием языка Паскаль посредством английских слов while (пока) и do (выполнять).
13. Составление команды цикла с постусловием языка Паскаль с помощью английских слов repeat (повторять) и until (до тех пор пока).
14. Описание массива или таблицы различных данных в языке программирования Паскаль при помощи английского слова array (множество).
15. Представление переменной строкового типа в языке Паскаль посредством английского слова string (строка).
Дидактический опыт показывает, что изучение старшеклассниками средней общеобразовательной школы основ языка программирования высокого уровня с использованием ранее ими освоенных английских слов проходит в высоком темпе и с хорошими академическими результатами освоения основного раздела информатики.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектируемая и реализуемая на уровне языка программирования Паскаль междисциплинарная связь английского языка и информатики служит основой для повышения уровня интеллектуального потенциала старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
© Каримов М.Ф., Юсупова А.И., 2018
УДК 376
С.Н. Малышева, инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
М.П. Лобач-Хомутова, воспитатель ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
О.Б.Мальцева педагог дополнительного образования ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Аннотация
В статье говорится о формировании навыков и умений дошкольников с ОВЗ и видах помощи при
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
обучении художественному творчеству. Предлагаются разработанные игры для детей, имеющих отклонения в развитии.
Ключевые слова
Мелкая моторика, художественное и декоративно-прикладное творчество, навыки и умения детей, реабилитация.
Навыки и умения, в художественном творчестве детей с ограниченными возможностями, имеют двигательный характер. Обучение будет успешным лишь в том случае, если учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка.
Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями мелкой моторики рук. Движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами: кисти, карандаши, восковые мелки, фломастеры, трафареты, шаблоны, линейки, ножницы, стеки.
Рука ребенка начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. При норме развития у ребенка в три года руки достигают значительного развития, но не всегда движения целенаправлены, точны, подчиняются задаче деятельности. У детей с ограниченными возможностями очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.
Детское художественное творчество — процесс сознательного создания детьми нового продукта деятельности, в ходе которого реализуется их художественный потенциал. Развивается изобразительный, познавательный, эмоциональный и социальный опыт ребенка.
В художественной деятельности развиваются движения пальцев, связанные с процессом изображения. Важно не просто развитие мелкой моторики, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Советские ученые В.И.Киреенко, А.Г.Ковалев, Н.П.Сакулина подчеркивают необходимость развития глаз и рук, координированности их действия. Уже в младшем возрасте, с двух лет, необходимо включать в процесс рисования обе руки, предлагая действовать то одной, то другой рукой, начиная с более сохранной в движениях: нетрадиционное рисование экспериментрование (растирание пальчиками крошки цветного мела, рисование пальчиковыми красками, поролоном, печатками, штампами, мятой бумагой, ватной палочкой, цветным песком и крупами, пластилином, раскрашивание силуэтных картинок.
Маленькие дети еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать пластилин, сдавить его ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей необходимо учить самому осуществлению движения, его качествам: силе, длительности, направленности. Если ребенок не может держать карандаш, то предлагаются варианты: держатель, цветные мелки, большие восковые карандаши, тренажеры.
Движение руки при рисовании, лепке, аппликации, квиллинге, шитье, связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. Регуляция движения через двигательные ощущения возможна, если сформировано представление о движении. Ребенок начинает приобретать опыт движения уже в процессе игры, обследования предмета.
В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося действия при выполнении заданий под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений. Ни один из технических навыков после его отработки не может быть применен бессознательно, так как процесс декоративно-прикладного творчества носит осмысленный характер.
Детское творчество проходит несколько этапов, каждый из которых имеет определенные стадии, раскрывающие особенности овладения художественными эталонами.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
Стадия зрительной рефлексии. Ребенок учится фиксировать взгляд на отдельных, более ярких цветах. Малыш уже способен зрительно выделять три цвета: красный, синий и желтый, постепенно количество цветов и оттенков увеличивается.
Стадия удержания инструмента. Ребенок пытается удержать инструмент: карандаш, восковой мелок, фломастер, кисть, штамп, спонжик, валик, ножницы, пластиковую иглу для шитья. У него появляется возможность осуществить предметные действия с инструментом и материалом.
Стадия знакомства с материалом. Ребенок знакомится с материалами, что приводит к целевому их использованию. Он наносит пятна краской на поверхность бумаги, размазывает ее руками, исследуя свойства и качества бумаги, делает первые аппликации. На данной стадии деятельности ребенок действует спонтанно.
Стадия экспериментирования. Ребенок активно экспериментирует, он обращает внимание на следы, оставляемые инструментом на поверхности, повторяет движения. Основным достижением является потребность ребенка самостоятельно открывать новые стороны прикладной деятельности.
Стадия преобразования продукта деятельности (рисунок, поделка) и возникающего чувства цвета и формы. Ребенок рисует каракули, наносит пятна краски на лист бумаги и с помощью взрослого превращает их в образ. В пятилетнем возрасте ребенок может держать ножницы, вырезать несложные предметы, правильно отмерять нить, вдевать нитку в иголку, делать первые стежки и завязывать узелок.
Стадия выделения образа. Ребенок старается выделить самые яркие для него признаки в предметах, а потом уже с помощью взрослого обращает внимание на целостность образа.
Виды помощи при обучении детей
• Разграниченный объем помощи — стремление ускорить процесс формирования у детей более точных представлений об объектах и способах их получения. Ребенок изображает или изготовляет поделку поэтапно и совместно с взрослым, вплоть до использования в прямом контакте (рука ребенка в руке взрослого). Далее поэтапное выполнение по подражанию, с использованием словесной помощи взрослого. В индивидуальных случаях — совместное творчество, при конкретной словесной и практической помощи взрослого. При более самостоятельной работе детей — преобладание индивидуальной работы по подражанию, в сложных заданиях будет поэтапное выполнение после наблюдения, анализа, демонстрации, изготовление по памяти и по представлению, на основе воображения.
• Использование приема совместных поэтапных действий. Идет процесс усвоения детьми технических навыков работы с разными материалами и инструментами. Дети учатся сравнивать части и соединять их в единое целое, достигать относительного сходства с натурой.
• Завершение работы (дорисовывание, завершение лепки, аппликации, поделки). Например, детям предлагается к изображенному снеговику дорисовать пластилином элементы одежды: шарфик, варежки, шапка. При выполнении квиллинга приклеить детали: носик, пуговки, снежинки. В декоративном шитье этот метод обучения используется для усвоения детьми способа ритмического построения узора, равновесия в декоративной композиции.
На занятиях используются следующие игровые приемы:
• обыгрывание предметов, игрушек прикладного творчества
Дети эмоционально реагируют на появление игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: приветствие сказочного героя, узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть (погладить); изобразить движения (полет птицы, поклевали зернышки, имитация движений с игрушкой). У детей есть любимые игры, игрушки, персонажи. Замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации с народной игрушкой, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей. Традиционная русская народная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Также детям с ограниченными возможностями предлагается на занятиях прикладного творчества самостоятельно изготовить игрушку.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
кукла «Рождественский Ангел»
кукла «Подорожница»
обыграть изобразительный материал с применением нетрадиционной техники рисования.
рисование пластилином
рисование ватной палочкой
рисование восковыми мелками + акварель
Изобразительный материал (краски, мелки, восковые карандаши, цветная бумага, картон, цветной песок, пластилин) позволяет в доступной игровой форме сделать творческий процесс более интересным. Для ярких рисунков пальцами можно использовать специальные «пальчиковые краски». При этом с кисточками и карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать - «бегать по дорожке», «кататься с горки», . Интересными получаются узоры на пластилине, когда малыш вдавливая камушки, пуговки, фасолины, при этом проявляя фантазию, сделает собственное панно. Для игры можно взять кусочек поролона и рисовать отпечатками. Рельефный трафарет и восковой мелок также помогут юному художнику, изображение проявляется на бумаге и картинка как в сказке оживает.
• применение русских народных сказок, фольклора: потешки, стишки, загадки, песенки.
Дети любят русские народные сказки. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие -ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка и свои творческие эмоции они воплощают в бумаге.
1AJ
объемный квиллинг«Куклы»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070
Занятия творчеством позволяют улучшить художественные способности детей с ограниченными возможностями, закрепить его навыки и умения. Формирование способностей к прикладной деятельности ценно, так как в процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, развитию личности, самостоятельности, активности и трудолюбию. Список использованной литературы
1. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Москва, 2014.
2. Рау М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. -М., 2014.
© Малышева С. Н., Лобач-Хомутова М.П., Мальцева О.Б., 2018
УДК: 378.4
Т.В.Попова
К.ф.-м.н., доц., Московский государственный технический
университет им. Н.Э.Баумана Бородько В.Н.
К.ф.-м.н., доц., Московский технологический университет
(МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ) МещеряковГ.Я.
к. т. н., доц., Московский технологический университет
(МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФИЗИКУ ОТ СЕДОЙ ДРЕВНОСТИ ДО ХVI СТОЛЕТИЯ.
1.АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД.
Аннотация
Данная статья является первой из серии «Исторический взгляд на физику» и описывает развитие науки в античный период. Изложенные сведения предназначены для преподавателей профильных дисциплин в технических университетах с целью формирования общекультурных компетенций будущих инженеров.
Ключевые слова Физика, материя, законы физики, античный период, Аристотель.
Физика (от греч. «природа») - это наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира, а поэтому ее законы лежат в основе всего естествознания.[1]
Поскольку природа непрерывно видоизменяется, то постепенное накопление знаний о ее трансформации начинается еще в седой древности. В дальнейшем систематизация полученных сведений спровоцировала появление самобытной и всеобъемлющей физической науки.
В процессе зарождения и становления физики можно условно выделить три периода: античный, средневековый и Возрождение.
В античный период, когда реальные представления человека об окружающем его мире были весьма ограниченны и виртуальны, он был не в состоянии объяснить многие явления природы. Поэтому изначальные теоретические воззрения homosapiens носили преимущественно религиозный (политеистический) и мифологический характер.
Однако постепенно приходят и первые успехи: появляется физическая величина, которую научились довольно точно измерять - длина, к которой несколько позже прибавился угол. Эталоном времени служили