Научная статья на тему 'Изобразительные и выразительные средства кинофотоискусства'

Изобразительные и выразительные средства кинофотоискусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1635
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
искусство / живопись / кино / кадр / композиция / киноосвещение

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — К С. Хидирова

В данной статье раскрывается искусство фотография в творческого процесса в кинематографии и художественных видах. А также уделяется особое внимание таким аспектам, где немаловажное значение игра света и тени в создании художественного образа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительные и выразительные средства кинофотоискусства»

Изобразительные и выразительные средства кинофотоискусства

К.С.Хидирова, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана

Аннотация - В данной статье раскрывается искусство фотография в творческого процесса в кинематографии и художественных видах. А также уделяется особое внимание таким аспектам, где немаловажное значение игра света и тени в создании художественного образа.

Ключевые слова - искусство, живопись, кино, кадр, композиция, киноосвещение.

Каждый вид искусства имеет свой специфический язык, технические приемы, свои изобразительно - выразительные средства. В фотоискусстве, как и в других областях художественного творчества, нет и не может быт раз и навсегда установленных правил, рецептов, которые безошибочна обеспечивают получение качественных результатов. Нельзя овладеть фотомастерством, прочитав только одну книгу о фотосъемке. Каждому а специалисту -фотографу важно на собственных работах понять и практически освоить всю совокупность технических приемов, научиться разумно, пользоваться имеющимися средствами.

Основой успеха должна стать не случайность, а настойчивые творческие поиски, самая высокая требовательность к своим работам. Основа кинемтографа и телевидения это - фотография.

В переводе с греческого языка слово «фотография» означает светопись.

Фотография - это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные свето-чуствительные материалы. Ещё в 350 году до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в стване образует на пртивоположной стене изображение предматов находящихся на улице перед окнам.

Одно из наиболее ранних описаний КАМЕРЫ-ОБСКУРЫ принадлежит известному Итальянскому художнику ученому Леонардо да Винчи.

Позже эффект КАМЕРЫ - ОБСКУРЫ был использован в ряде конструкции переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали павильонные фотокамеры. В 1568 году венецианец Д.Барбаро впервые дал подробное описание камеры -обскуры с плоско - выпуклой линзой, позволяющей увеличить, действующие отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствование оптической системы камеры - обскуры принадлежит известному немецкому астроному И.Кеплеру. В 1611 г. Им была создана оптическая система, состоящая из вогнутой и выпуклой линзы, позволившая увеличить угол поля зрения камеры - обскуры.

Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т.Веджвуда, Г.Деви, француз Жозеф Нисефор Ньепс, художник Луи Жак Манде Дагер и английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот, Д.Гершел.

Соовщение о новом изобретение было сделано 1839 году известным физиком и астрономом Араго на заседаний Парижской академии наук и академии, изящных искусств. 7 января 1839 года юбилейной датой - днем изобретения фотографии.

Ньепс получил первые обнадёживающие результаты Дагер заключил с Ньпсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением. Дагер насточиво продолжая начатое дело и в 1837 году открыл надежный способ получения скрытого изображения. Дагер впервые в мире получил фотоснимок спавнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Этот

снимок Дагер передал потом, хранителю музея в Лувре.

После изобретения фотографии первые художественные фотоснимки появилось, вскоре после её рождения. Фотография заняла прочное место в духовной культуре современного человека. Фотография нашла применение в науке и технике, в сфере прикладных форм, используется в рекламе, дизайне, многих других отрослях. Мы рассматриваем фотографию как явление культуры и средство воспитания художественного, эстетического вкуса, используем её огромные информационные возможности как непременного свидетеля всего важного и значительного, что совершается в мире. Фотография становится средством создания художественных произведений, и сейчас выступает как одно из признанных современных технических искусств наряду с кинематографом и телевидением. [1. 58 ст.]

Чрезвычайно важно, над каким материалом велась работа, как автор -фотограф отбирал то, вошло в кадр, под каким угол зрения его рассматривал. Таким образом, в фотографии ничто не мешает созданию художественного образа. Фотография входит в мир искусства в мировой эстетике. Фотоискусство моложе фотографии, но не намного. Уже в 1843 год английский художник Дэвид Октавус работая над фотографическим портретом перестал ограничиваться достижением элементарного сходства полученного изображения с оригиналом. Его портретные снимки, не потерявшие своего художественного значения - это живописные фотопортреты, в которых переданы характеры, внутренний мир изобаженных людей.

Английский другой Фотограф - Джулия Камерон (1815-1879), снимки которой убедительно показывали что она в портретной фотографии ставила перед собой задачи истинно художественные. Техника фотографии и ее искусство развивались рядом подгоняя друг друга. Возникла расширенная интеграция искусств - традиционных и новых. В диалектическом их взаимодействии, взаимопроникновении творческая

Фотография нашла свое полноправное, достойное место. Имена мастеров разных стран, которые с блеском украшали историю мировой светописи - фотографии.

Фотография только осознавала себя искусством и еше не имела собственных традиции, творчество первых фотографов -художников находило опору в законах живописи. Развитие фотоискусства, позже теоретики назвали «картинной фотографией». Направление это живо и сегодня оно развивается, приобретая новые черты современности, и объединяет такие жанры, как станковый павильонный портрет, натюрморт, классический пейзаж. Многие из этих произведений стали классикой фотоискусства. [2. 125 ст.]

Умению не копировать а изображать фотохудожники учились у живописи. Фотография тогда не имела собственных традиции, только искала свои изобразительные средства. Примеры живописи прокладывали ей дорогу к достижению художественности. И на творчестве Фотохудожников не редко сказывались прямые влияние живописи, ее импрессионистическое направление.

Имена мастеров разных стран которые укрощают историю мировой светописи несут людям радость общения с миром, истинное наслаждения от встречи с прекрасным. И таким образом фотография становилась самостоятельной областью творчества. Выкристаллизовывались её главные специфические черты - документальность, острая публистичность. Позднее крупнейший русский ученый К.А.Темирязев, широко использовал фотографию в своей научной деятельности. И таким образом фотография начало развиваться с другими искусствами и в мировой эстетике он стал как вид искусства. Естественно, фотография привело к расширению и углублению восприятия мира, к расширению и углублению эстетических критериев вообще.

Творческими оказались слова французского художника Поля Деларома, сказанное им в год изобретения светописи - «Она окажет великие услуги искусствам... »

Живописцы, скульпторы, графики, кинематографисты разных школ и направлений ползовались, пользуются и еще будут пользоваться выразительными средствами фотоязыка.

Уместно вспомнить Сергея Львовича Левицкого (1819-1898) мастера Российской, Европейской портретной фотографии. Имя Сергея Львовича - яркий символ периода расцвета ранней портретной фотографии в России. Он стал первым русским фотографом, который предложил использовать для портретной съемки в павильоне электрические освещение т.е. художественное освещение. С.Л.Левицкий внёс неоценимый вклад в икониграфию деятелей культуры, развите отечественной художественной и научной фотографии.

Первые его работы - пейзажные фотографии из путешествия по Кавказу - были признаны лучшими и удостоены награды на выставке в Париже. В Париже С.Левицкий изучает фотографию, общается с учеными, слушает лекции. В те годы С.Левицкий сделал портрет Дагера, признанный самым лучшим. Фотограф не переставал искать новые возможности дагеротипии и применять их в своей творческой деятельности. «В соединение двух светов, - писал Левицкий -мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи выработывается не из борьбы двух светов, а напротив, в художественном разумном их сочетании». А.О.Карелин (1837-1906) окончил Академию художеств. Тонкий художник, добивается исключительно интересных построении своих групповых портретов и в частности, разрабатывает совершенно новые для того времени принципы глубинных, многоплановых композиции. Активным элементом его фотоснимков становится светотень, и одним из первых он широко использует в них разнообразные эффекты освещения. А.О.Карелин работает над совершенствованием фотографичекой оптики. Яркую страницу в истории развития фотографии вписывает С.А.Лобовиков (1870-1941). Связанный с русской прогрессивной общественностью, по идейной направленности

творчества близкий к художникам -передвижникам. Историки и теоретики высоко оценивают вклад в расширение рамок фотоискусства американского фотографа Альфреда Стиглица и М.П.Дмитриева считающимся основоположником публицистического фоторепортажа в Росии. Фотохудожники стали искать самые разнообразные пути и средства, чтобы уйти от прямой фиксации натуры. Умению не копиравать, а изображать композиционную выразительность фотохудожники стали искать самые разнообразные пути и средства, чтобы уйти от прямой фиксации натуры. Умению не копировать, а изображать композиционную выразительность фотохудожники учились у живописи. Исходя из высказывании известных кинокритиков-историков кино влияние живописи на кинемтограф огромно, здесь хотелось остановиться выразительных, изобразительных средствах кинемтографа.

Кинескоп (от греческого «кинетос» -движущийся и «спокопио» - смотреть) -оптический прибор для показа движущихся картинок, изобретен Томасом Эдисоном в 1888 году. Смотреть фильм мог один человек через специальный окуляр. Кинематограф братьев Люмьер использовал тот же тип пленки 35 мм с перфорацией и аналогичный протяжный механизм. Луи и Огюст Люмьеры являются одним из изобретателей кинематографа, пионеры французского кинопроизводства и кинорежиссуры. В 1894 году Луи Люмьер увидел «кинетоскоп» Эдисона и заинтересовался проблемой световой проекции «движущихся фотографии». В этой работе ему помогал брат Огюст Люмьер. Аппарат, изобретенный братьями Люмьер, был запатаентован в 1895 году и получил название «кинематографа». 28 декабрь 1895 году в Париже состоялся первый сеанс кинематографа братьев Люмьер. Короткие фильмы уже содержали элементы будущего:

1. «Прибытие поезда»

2. «Политый поливальщик» кинотрюки

3. «Разрушение стены»

4. «Выход с завода»

5. «Завтрак младенца»

Среди кинокартин братьев Люмьер были натурные съёмки, жанровые сцены, хроника, репортаж, фильмы о путешествиях. Огромный успех «живой фотографии» обеспечил кинемтографу быстрое распространение по всему миру.

Интерес к кино был так велик, что энтузиасты руского кино В.Сашин, и К.Федецкий сняли несколько короткометражных картин. Сюжеты этих фильмов были главным образом приключенческими, комедийными. К ним относятся фильмы Жоржа Мельса (Франция), близкие цирковой феерии. В своих фильмах Мельсе использовал многократные экспозиции, комбинированные съемки. Жорж Мельес был подлинным создателем кинематографического спектакля.

Оригинальность Мельеса проявлятся позже, 1897 год, когда он приступает к съемке кинотрюков выделяет огромное состояние на постройку стдуии в своем поместье в Монтрёе, у заставы Парижа. Талант Мельеса проявился в систематическом использовании в кино многих выразительных средств театра: сценария, актёров, костюмов, грима, декорации специфические требования немого кино побудили Мельеса искать новые принципы актерской игры. Он предъявлял большие требования к жесту. Чем к мимике. Мимика и жестикуляция персонажей в фильмах Мельеса следуют театральным законам. В своем творчестве Мельес снял около 4000 фильмов. Отец мирового кино Девид Уорк Гриффит сказал «Я всем обязан Люмьеру и Мельесу». Благодаря творчеству Жоржа Мельса кинематограф в мировой эстетике вошел как вид искусства. Фильмы Жоржа Мельеса:

1. «Замок дьявола» 1888 год (первый фильм)

2. «Золушка» 1899 год

3. «Красная шапочка» 1901 год

4. «Синяя Борода» 1901 год

5. «Коронация Эдуарда VII» 1902 год

6. «Путешествие через невозможное» 1904 год

Кино - искусство зрелищное, пластичес-

кое, и изображение является одним из главных компонентов в воплощении идейно-художественных задач. Специфика этого вида искусства предполагает особое значение профессии кинооператора. В этом постоянно развивающемся искусстве все возрастает ролъ кинооператора - сотворца сценариста и режиссёра, интерпретатора и соучастника их творческого замысла. Средства зрительной пластики светом т.е. художественным освещением, движением, колоритом - кинооператор создает на экране кино и телевидения пластический образ, эмоциональный и философском ряде цельностный, своеобразный мир со своими героями, средой, настроением, то есть то, что и делает фильм произведением искусства. Поиски пластической, зрительный выразительности начались еще в эпоху немого кино, в те годы кинематограф только - только осознавал себя, свои возможности, нащупывал будущие пути. [3. 29 ст.]

Глубоко понять природу кинооператорского творчества можно лишь осознав ту эволюцию которую она перетерпело на протяжении многолетия. Кинооператоры все вместе и каждый в отдельности - осваивали возможности выразительного кинематографического освещения, искали пути приближения киноизображения к живой реальности, находили новые средства в передаче световоздушной среды трехмерного пространство, открывали способы раскрепостить камеру, сделать ее инструментом динамичным и подвижным, стол же послушным художнику, как кисть живописца. Киноосвещение как специфическая техника киноизображения возникла еще в начальный период развития кинематографа. По учению выдающегося голландского художника Рембрандта «Пиши светлое на темном, темное на светлом», Это в живописи даёт объём фактуру, оживляет живописную картину, Историческая система рисующего света в кино имела своим началом, так называемый «рембрандтовский свет», который ввел в практику киноосвещение русский кинооператор Александр Левицкий, Техника «рембрандтовского

света» состояла в том, что фигуры персонажей освещались более ярко, а второй план и фон приглушённо, Появилась возможность светотенью выявить объёмно-пластические формы лица и фигуры. Осветительные приборы стали основным орудием художественного освещения в искусстве кинооператора.

Известные мастера кинематографа А.Левицкий, Э.Тиссе, А.Головня, А.Москвин разработали систему киноосвещений в кинооператорском искусстве. Кинооператор всеми средствами, которыми он владеет, и в первую очередь, киноосвещение должен организовать внимание зрителя на главном содержании сцены, создавать непрерывность восприятия демонстрируемого действия. Киноосвещение в кадре всегда распределяется неравномерно, часто в виде пятен, с резкими, мягко переходящими светотеневыми участками. Перед зрителем фильма выступает не сам актёр, а его экранный образ, выразительность, которого зависит не только от актёрского исполнения, но от режиссёрского и киноизобразителного кинооператорского оформления,

Выдающийся итальянский кинорежиссер Федерико Феллини утверждал и что замысел кинофильма может возникнуть как световое пятно, что фильм пишется светом, обрисовывая объемные формы фактуры действующих лиц, стиль выражается светом. «Свет в кино это идеология чувства...». [3. 38 ст.]

Световыми лучами кинооператор обрисовывает объемные формы фигуры действующих лиц, выявляет их пластические качества, определяет тональность изображения фильма в целом.

Кинооператор игрового фильма - подлинный художник в самом широком понимании этого слова, мастер кинематографического портрета, пейзажа и интерьера. Кинооператор должен обладать ярко выраженной творческой индивидуальностью, своим оригинальным киноизобразительным стилем и манерой производственной работы. Коллективная работа режиссёра, оператора и художника требует особых творческих

взаимоотношений. Киноосвещение в искусстве кинооператора не потеряла своего значения в создании фильма и стала важнейшим средством киноизобразительных задач.

Анализ вклада лучших кинооператоров дает возможность наглядно увидеть, как тесно связаны их поиски с сегодняшним днем.

Эстетика изобразительного решения фильма меняется, обогащается новыми выразительными средствами. Как и прежде, все нити - технологические и творческие -сходятся в руках кинооператора. Он остается «последней инстанцией» между замыслом и его воплощением на экране кино и телевидения.

Левицкий Александр Андреевич (23.11.1885-1965) российский кинооператор. Занимался художественной фотографией. В кино 1910 года. Он снял много фильмы, главным образом экранизации, классики и исторические: «1812 год», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Крейцерова соната» (1914г), «Война и мир», «Отцы и дети» и «Портрет Дориана Грея» (1915г). А.Левицкий - показал себя оригинальным художником, тонко чувствующим стиль литературной основы и реалистические традиции изобразительного искусства. [4. 98 ст.]

Грегг Толанд всемирно известный Американский кинооператор. Он занимался художественной фотографией. Среди лучших фильмов «Тупик» 1937 год, «Грозовой перевал» 1939 год. Премия Американской академии («Оскар»), «Гражданин Кейн» 1941 год. Фильмы снятых Г.Толандом, портретные характеристики индивидуализированы, изобразительные акценты точно оттеняют эмоциональное звучание кадра. Г.Толанд один из крупнейших операторов мирового кино, внёс большой вклад в развитие реалистического операторского искусства.

Один из основателей мировой киношколы всемирно известный кинооператор Анатолий Дмитриевич Головня по - настоящему открывает для себя мир живописи. Он знакомился в подлинниках с выдающимися

произведениями, хранящимися в художественных музеях Москвы и Ленинграда (Питера). Ленинград куда он приезжал для выбора натуры и съемок, становился праздником, радостным и удивительным. Белые ночи, величественные дворцы, ажурные мосты. Подумать только, по этой Невской мостовой ходил Александр Сергеевич Пушкин, по этой набережной гулял Александр Блок. Русский музей становился для него школой художественного воспитания. Разные течение живописи всегда влияло на изобразительную культуры кинематографа.

В западной живописи А.Головне нравились также французкие импрессионисты и художники - пейзажисты английской школы. Здесь он сходился со своим сверстником и другом ленинградским кинооператором Андреем Москвиным. Оба они высоко ценили воздушную перспективу и любили задымленность, туманы в кадре. Головня и Москвин хорошо знали влияния живописи на кинематограф. Первые записи закономерностей линейной и воздушной перспективы мы встретим у выдающегося художника, века Возрождения Леонардо да Винчи. В XVII веке Меризи да Караваджо, является реформатором европейской живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьярскуро» - резкое противопоставление света и тени, то есть контраст освешения. Караваджо оказал большое влияние на реалистическое течение во многих художественных школах. Он в своих живописных работах обращал большое внимание на свет и тень, на мощные контрасты (на освещение), выразительность фактуры изображения, пластичность объемов, насыщенности колорита и драматургический эффект изображения. Работая над фильмом режиссёры С.Эйзенштейн, В.Пудовкин и операторы Э.Тиссэ, А.Головня, не раз обращаются к живописным полотнам выдающихся европейских художников. Безусловно, киноживопись

режиссёра В.Пудовкина, оператора

A.Головня, режиссёра С.Эйзенштейна и кинооператора Э.Тиссэ означали шаг вперед в развитии школы кинооператорского мастерства. Кинооператор, снимая фильм, создает на киноэкране изобразительный образ в киноживописной композиции.

Работая над созданием фильма, режиссёр

B.Пудовкин и оператор А.Головня, не раз обращаются к живописным полотнам выдающегося голландского художника Рембрандта. «...Мы хотели, пишет оператор А.Головня, - научиться у великого мастера пониманию и умению, тончайшими световыми нюансанми передать объём, фактуру, выявить форму предмета на экране и вводить свет в сюжет, в тему картины». Снимая фильм «Иван Грозный», режиссёр

C.Эйзенштейн и оператор фильма А.Москвин учился у великого Рембрандта искусству светотени, уметь передать свет обём, фактуру, вводить свет (освещение) в сюжет картины.

В этих кадрах светотень и ракурс у оператора А.Москвина был самым важным эффектом освещения в искусстве кинооператора. Найденные оператором А.Москвиным киноизобразительные

средства в фильме «Иван Грозный» вошли в качестве ценнейшего вклада в сокровищницу операторского мастерства в мировой кинемтографии.

Кинооператорское искусство принадлежит к тем областям художественного творчества, без которых не может существовть кинеметограф.

Литература

[1] В.Нильсон, Изобразительное построение фильма, Кинофотоиздание, 1936

[2] А.Д.Головня, Мастерство кинооператора, Москва, Искусство, 1965

[3] Р.Н.Ильин, Мастерство оператора кино и телевидения

[4] А.Б.Махов, Караваджо и молодая гвардия, 2011

[5] С.Эзенштейн, Избрвнное сочинение, в 6 томах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.