7. Луткин, С.С. Результаты применения «Методического конструктора урока» в развитии профессиональных компетентностей учителей общеобразовательных школ / С.С. Луткин // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. - 2022. - № 3. - С. 20-29
8. От рождения до школы. Инновационная программа начального образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
9. Поперечная, Л.Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога начальных классов в межаттестационный период / Л.Ю. Поперечная // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 189-191
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
11. Созоров, А.Н. Flash-технологии в образовании / А.Н. Созоров // Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования». - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С. 233-234
12. Соколова, А.В. Из опыта организации учебной практики («научно-исследовательская работа») бакалавров / А.В. Соколова // В книге: Практическая подготовка педагогов: поиск перспектив. Сборник тезисов Национальной научно-практической конференции. - Новокузнецк, 2022. - С. 117-123
13. Соколова, А. В. Особенности организации и проведения производственной практики для студентов профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» / А.В. Соколова // Вопросы педагогики. - 2021. -№ 8. - С. 132-137
14. Хапаева, С.С. Методические рекомендации к электронному изданию «1С: Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет» / С.С. Хапаева, Ю.А. Бревнова. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. - 174 с.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук Соколова Ольга Юрьевна
Государственное автономное образовательное учреждение Московский городской педагогический университет Институт специального образования и психологии (г. Москва)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. В данной статье автором рассматриваются особенности изобразительной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями, возникшими в результате ограниченных возможностей жизнедеятельности различной этиологии и степени выраженности (кроме лиц с признаками одарённости в данной деятельности). Опираясь на исследования в области изобразительной деятельности обучающихся с ООП автор предполагает, что для успешного развития изобразительных навыков у лиц с особыми образовательными потребностями необходимо развивать предпосылки изобразительной деятельности (зрительное восприятие, моторика, ориентировка в микропространстве), которые обеспечивают спонтанное становление и развитие адекватной возрасту графомоторной деятельности, это определяет актуальность проблемы развития изобразительных навыков у лиц с ООП.
Ключевые слова: обучение, особые образовательные потребности, изобразительная деятельность, навыки, социализация, творчество.
Annоtation. In this article, the author examines the features of the visual activity of persons with special educational needs that have arisen as a result of limited opportunities for life of various etiologies and degrees of severity (except for persons with signs of giftedness in this activity). Based on research in the field of visual activity of students with special educational needs, the author suggests that for the successful development of visual skills in people with special educational needs, it is necessary to develop the prerequisites for visual activity (visual perception, motor skills, orientation in microspace), which ensure the spontaneous formation and development of adequate the age of graphomotor activity, this determines the relevance of the problem of developing fine skills in people with special educational needs.
Key words: training, special educational needs, fine arts, skills, socialization, creativity.
Введение. Многие годы в Российской Федерации и на пространстве стран СНГ развиваются инклюзивные процессы. Инклюзивное образование является одним из ключевых условий реализации права на образование лиц с особыми образовательными потребностями. В большинстве образовательных учреждений созданы условия для обучения детей с ООП, а образовательные программы адаптированы к приоритетным направлениям коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Всестороннее развития обучающихся с ООП невозможно без успешной графомоторной деятельности, составляющей которой является изобразительная. Для успешного развития изобразительных навыков у обучающихся с особыми образовательными потребностями важно наличие сформированных и развитых предпосылок изобразительной деятельности (зрительное восприятие, моторика, ориентировка в микропространстве), которые обеспечивают спонтанное становление и развитие адекватной возрасту графомоторной деятельности, поэтому проблема развития изобразительных навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями в настоящее время является актуальной.
Проявление и совершенствование навыков изобразительной деятельности не только обусловливает развитие и совершенствования графомоторных навыков, но и выступают в качестве своеобразной неречевой формы самовыражения.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями помимо основного нарушения часто имеют обусловленные им дефициты в развитии основных психических процессов и двигательных функций, а также испытывают сложности социально-психического характера. Нарушение восприятия окружающей реальности обусловлено в значительной степени искажением связей между чувственными эталонами. Для обучающихся с ООП характерно изменение скорости психического созревания, что выражается в особенностях восприятия, воображения и наглядно-образного мышления; в специфичном развитии моторики, что может выражаться в изменении темпа и точности движений, сложности выполнения тонких, требующих высокого уровня зрительно-моторной координации, или наоборот, простейших движений. Всё перечисленное негативно сказывается на изобразительной деятельности и на развитии в дальнейшем навыков письма.
Изобразительная деятельность несет в себе значительный обучающий и развивающий потенциал, который необходимо использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому одной из важных задач обучения и развития лиц с ООП является помощь в развитии изобразительных навыков, которые так же могут способствовать формированию уверенности в себе, потребности к самореализации, социализации.
Таким образом, проблема развития изобразительных навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями не утрачивает актуальности и определяет необходимость изучения возможностей коррекционной работы по формированию и развитию данных навыков и поиска путей повышения её эффективности.
Актуальность проблемы определила тематику исследования; цель и задачи, решение которых позволит сделать вклад в определение условий эффективного развития изобразительных навыков у обучающихся с особыми образовательными потребностями; методы - теоретические (анализ научной литературы, изучение нормативно-правовых документов), эмпирические (наблюдение за процессом изобразительной деятельности, изучение продукта изобразительной деятельности обучающихся с ООП), педагогические и аналитические (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Изложение основного материала статьи. Вопросы теории и практики художественно-эстетического воспитания ребенка рассматриваются как важнейшее средство формирования всесторонне развитой личности (В.М. Бехтерев, Л.А. Венгер, В.И. Волынской, Е.А. Дубровская, В.С. Кузин, Т.С. Комарова В.Б. Косминская, Б.М. Неменский, М.Ю. Рау, Н.П. Сакулина, О.Ю. Соколова, Н.П. Полякова и др.).
Изобразительные навыки определяются современными исследователями как вид специальных умений, обеспечивающее изобразительную деятельность и художественное творчество [1, С. 5]. Среди них можно выделить основные: предметность как способность передать в изображении характерные черты объекта; технический компонент изобразительной деятельности как инструментальной (орудийной) - темп успешного овладения специальными знаниями, навыками и умениями; выразительность - владение приёмами композиции, графическими и живописными средствами (штрих, линия, пятно, колорит, мазок) [10, C. 12].
Развитие изобразительных навыков представляет собой процесс, направленный на усовершенствование указанных умений, реализуемый посредством выполнения специально подготовленных, организованных, повторяющихся действий [5, C. 25].
Для спонтанного возникновения изобразительной деятельности необходим ряд предпосылок: восприятие, в первую очередь, зрительное, воображение, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, ориентировка в микропространстве. Указанные предпосылки у лиц с особыми образовательными потребностями имеют ряд особенностей, которые могут оказывать негативное влияние на спонтанное формирование навыков изобразительной деятельности, ограничивая и тормозя этот процесс [9, C. 50].
Изобразительная деятельность обучающихся с ООП имеет ряд специфических характеристик: трафаретность, фрагментарность, дефицитарность сюжетов и творческих приёмов, пониженный уровень генерализованности, низкая изобразительность, активность [2, C. 18]. Отметим, что речь идёт о лицах, не демонстрирующих признаков одарённости в области изобразительной деятельности, подход обучению которых должен быть кардинально иным, чем к обучению лиц с дефицитами изобразительной деятельности [7].
Степень сформированности изобразительных навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями может быть определён по нескольким показателям: предметность (сходство изображения с реальным предметом); овладение средствами выразительности (средствами художественного воплощения образа); овладение инструментальной техникой [6, C. 150].
Диагностика изобразительной деятельности обучающихся с сенсорными патологиями и задержкой психического развития различного генеза и степени выраженности, не обладающих очевидными признаками одарённости в области указанной деятельности, выполненная с применением методик Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Н Гуткиной, Л.А Венгера позволили подтвердить предположение о дефицитах в указанном виде деятельности [5, C. 153]:
- Преобладание простых сюжетов, содержащих малое количество изображений с низкой степенью сходства с реальными объектами.
- Изображения объектов характеризуются шаблонностью, отражают усвоенные ранее стереотипы, степень детализации не соответствует возрастным возможностям в сравнении с обучающимися без ООП, рисование по образцу характеризуется низким сходством.
- Масштаб изображения относительно микропространства (лист бумаги) не отражает реального масштаба, изображения локализованы на краю листа или посередине.
- Владение средствами художественной выразительности определяется как слабое: обучающиеся не применяют навыков композиционного построения изображения, имеют ограниченный диапазон приёмов работы кистью, не смешивают краски, не используют различный нажим на графический инструмент, не пользуются штриховкой, линии однообразны: неуверенно штриховые и прерывистые или с равномерным нажимом и ошибками, вызванными соскальзыванием графического инструмента с траектории.
- Выполнение и анализ графем (букв и геометрических форм) сопряжено с трудностями идентификации сходных по форме и различных по окраске изображений.
Результаты диагностики изобразительной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями определили цель педагогической работы - развитие навыков изобразительной деятельности лиц с ООП, которая проводилась по следующим направлениям:
- развитие навыков выполнения предметного изображения (актуализация образов при воспроизведении посредством изображения);
- развитие навыков владениясредствами выразительности (линия, штрих, пятно, цвет, композиция);
- развитие навыков владения техникой изобразительной деятельности как инструментальной;
- развитие графических навыков как условия становления навыков письма.
В качестве дополнительных педагогических условий были предложены следующие:
- создание игровых ситуаций;
- применение нетрадиционных изобразительных техник;
- коллективная и индивидуальная рефлексия по итогам выполненной работы или на её этапах;
- создание ситуации успеха;
- реализация принципа индивидуального подхода.
Эти условия позволяют включить обучающихся с ООП в различные виды изобразительной деятельности, актуализировать их познавательную сферу, коммуникацию, создать в неформальной обстановке положительную мотивацию к занятиям творчеством, повысить самооценку, что способствует более успешной интеграции указанной категории лиц в социум [3], [6, C. 224].
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- обогатить сферу чувственного опыта обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- обучить экспериментальную группу лиц с ООП определять признаки предметов окружающего мира для формирования достоверных образов и соотнесения их со словом;
- восполнить дефициты применения средств художественной выразительности;
- восполнить дефициты владения техническими навыками.
С учётом вышеизложенного была разработана гибкая схема занятий, которые могут быть реализованы в различных образовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности или в системе дополнительного образования.
Данную схему по развитию предпосылок изобразительной деятельности и формированию изобразительных навыков навыков у обучающихся с особыми образовательными потребностями на начальном уровне образования предлагается включить в учебный процесс образовательных организаций основного и дополнительного образования, реализующих адаптированные и основные общеобразовательные программы [8].
Диагностика изобразительной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, выполненная с применением того же диагностического инструментария, что и предыдущее исследование, проведённое до обучения, подтвердило достоверность предположения о том, что систематические специально разработанные с учётом ООП занятия изобразительной деятельностью, проводимые в предложенных условиях способны восполнить дефициты предпосылок изобразительной деятельности и повысить уровень изобразительных навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями, не обладающих признаками одарённости в данной области.
Выводы. Изобразительная деятельность лиц с особыми образовательными потребностями, не обладающих выраженными способностями к художественному творчеству (одарённостью в указанной сфере) имеет дефициты изобразительной деятельности, обусловленные генезом ООП и состоянием предпосылок художественно-графической деятельности.
Реализация систематических специально разработанных с учётом ООП обучающихся занятий изобразительной деятельностью, проводимые в предложенных условиях способны восполнить дефициты предпосылок изобразительной деятельности и повысить уровень изобразительных навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Реализация систематических специально разработанных с учётом ООП занятий изобразительной деятельностью способствует улучшению качества коммуникации, развитию навыков социализации, творческому развитию и повышению самооценки лиц с особыми образовательными потребностями.
Предложенный подход к развитию изобразительных навыков обучающихся с ООП может найти своё применение у учителей-дефектологов, психологов, специалистов, работающих с лицами с особыми образовательными потребностями в на всех уровнях образования в организациях общего и дополнительного образования.
Литература:
1. Бехтерев, В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / В.М. Бехтерев // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипноза. - СПб., 1910. - 50 с.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Рипол Классик, 2010. - 440 с.
3. Дырда, Г.П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 69-70. [Электронный ресурс] -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/ (дата обращения: 23.10.2022)
4. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. - М.: 1994. - 158 с.
5. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.
6. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
7. Олейникова, Е.А. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. [Электронный" ресурс]. -URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/17/osobennosti-razvitiya-voobrazheniya-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 21.10.2022)
8. Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10 [Электронный ресурс]. - URL: http://yarmalysh.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy-dlja/osnovnye-polozhenija-sanpin-2412660-10 (дата обращения: 17.10.2022)
9. Полякова, Н.П. Изучение сформированности чувственного опыта у слепых подростков / Н.П. Полякова, В.И. Трофимова // Дефектология. Институт коррекционной педагогики РАО, OOO "Школьная пресса", Российская академия образования. - 2021. - № 6. - С. 48-56
10. Соколова, О.Ю. Изобразительная деятельность как инструмент социализации детей с умственной отсталостью / О.Ю. Соколова // Проблемы инклюзии детей с интеллектуальными нарушениями в современном образовании: материалы научно-практической онлайн-конференции. Сост.: И.М. Яковлева, О.В. Титова, И.П. Ларина. - Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2022. - С. 11-17
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор Сорокопуд Юнна Валерьевна
АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва);
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); аспирант Сизов Александр Святославович
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Анкваб Марина Фёдоровна
Абхазский государственный университет (г. Сухум)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья раскрывает особенности организации психолого-педагогической работы педагога дополнительного образования. В статье раскрывается роль интеллектуальных игр в развитии школьников. В статье обоснованы особенности различных методологических подходов в интеллектуальном и творческом развитии школьников. В статье делается вывод о том, что игровая деятельность в интеллектуальной игре формирует взаимопроникающие новообразования в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах формирующейся личности. Это является базой всего дальнейшего обучения и продолжения ребенком своего самостоятельного, а не определенного и заданного взрослыми образовательного пути.