Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА» БАКАЛАВРОВ'

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА» БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЗАДАНИЯ / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Анжела Владимировна

Целью статьи «Из опыта организации учебной практики «Технологическая практика» бакалавров» является описание опыта организации и проведения одного из видов учебной практики «Технологической практики» бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. В статье обосновывается значимость организации и проведения данного вида практики в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Для разработки заданий практики было проанализировано содержание конкурсных заданий Чемпионата молодых профессионалов - WORLD SKIILS RUSSIA. Автор в статье использует ключевые понятия и предоставляет аргументированное их содержание. Для определения сущности заданий технологической практики обращается к опыту организации и проведения Чемпионата молодых профессионалов - WORLD SKIILS RUSSIA. Описаны содержание семи заданий технологической практики с указанием форм отчетности. Даны методические рекомендации по выполнению всех видов заданий для студентов, которые способствуют развитию их компетентности в сфере профессиональной деятельности педагога. Таким образом, в выводах, автор указывает, что реализации целей и задач учебной практики «Технологической практики» позволяет сформировать следующие умения: организация с детьми совместной и индивидуальной работы, учитывая особенности детей с ОВЗ, разработка средства обучения, планирование и проектирование деятельности с использованием созданного средства обучения. Все это объясняет необходимость осуществления учебной практики «Технологической практики», 2 в условиях которой происходит развитие профессиональной компетентности в сфере проектирования и организации профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Анжела Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING EDUCATIONAL PRACTICE "TECHNOLOGICAL PRACTICE" OF BACHELOR

The purpose of the article «From the experience of organizing educational practice «Technological practice» for bachelors» is to describe the experience of organizing and conducting one of the types of educational practice «Technological practice» for bachelors in the direction 44.03.02 Psychological and pedagogical education. The article substantiates the importance of organizing and conducting this type of practice in the system of professional training of bachelors in the direction 44.03.02 Psychological and pedagogical education. To develop practice tasks, the content of the competitive tasks of the Championship of Young Professionals - WORLD SKIILS RUSSIA was analyzed. The author in the article uses key concepts and provides their reasoned content. To determine the essence of the tasks of technological practice, he refers to the experience of organizing and holding the Championship of Young Professionals - WORLD SKIILS RUSSIA. The content of seven tasks of technological practice is described with indication of reporting forms. Guidelines are given for the implementation of all types of tasks for students, which contribute to the development of their competence in the field of professional activity of a teacher. Thus, in the conclusions, the author points out that the implementation of the goals and objectives of the educational practice «Technological Practice» allows you to form the following skills: organizing joint and individual work with children, taking into account the characteristics of children with disabilities, developing a learning tool, planning and designing activities using the created means of education. All this explains the need for the implementation of the educational practice «Technological Practice», in the conditions of which the development of professional competence in the field of design and organization of professional activities in the conditions of a general educational organization takes place.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА» БАКАЛАВРОВ»

С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №7. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-professionalnomu-fizkultumo-sportivnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 13.10.2022)

6. Шерин, В.С. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту / В.С. Шерин // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - №347. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-kompetentnosti-upravlencheskoy-deyatelnosti-spetsialista-po-fizicheskoy-kulture-i-sportu (дата обращения: 13.10.2022)

Педагогика

УДК 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Соколова Анжела Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА» БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Целью статьи «Из опыта организации учебной практики «Технологическая практика» бакалавров» является описание опыта организации и проведения одного из видов учебной практики «Технологической практики» бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. В статье обосновывается значимость организации и проведения данного вида практики в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Для разработки заданий практики было проанализировано содержание конкурсных заданий Чемпионата молодых профессионалов - WORLD SKIILS RUSSIA. Автор в статье использует ключевые понятия и предоставляет аргументированное их содержание. Для определения сущности заданий технологической практики обращается к опыту организации и проведения Чемпионата молодых профессионалов - WORLD SKIILS RUSSIA. Описаны содержание семи заданий технологической практики с указанием форм отчетности. Даны методические рекомендации по выполнению всех видов заданий для студентов, которые способствуют развитию их компетентности в сфере профессиональной деятельности педагога. Таким образом, в выводах, автор указывает, что реализации целей и задач учебной практики «Технологической практики» позволяет сформировать следующие умения: организация с детьми совместной и индивидуальной работы, учитывая особенности детей с ОВЗ, разработка средства обучения, планирование и проектирование деятельности с использованием созданного средства обучения. Все это объясняет необходимость осуществления учебной практики «Технологической практики», 2 в условиях которой происходит развитие профессиональной компетентности в сфере проектирования и организации профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации.

Ключевые слова: учебная практика, технологическая практика, задания, бакалавр.

Annotation. The purpose of the article «From the experience of organizing educational practice «Technological practice» for bachelors» is to describe the experience of organizing and conducting one of the types of educational practice «Technological practice» for bachelors in the direction 44.03.02 Psychological and pedagogical education. The article substantiates the importance of organizing and conducting this type of practice in the system of professional training of bachelors in the direction 44.03.02 Psychological and pedagogical education. To develop practice tasks, the content of the competitive tasks of the Championship of Young Professionals - WORLD SKIILS RUSSIA was analyzed. The author in the article uses key concepts and provides their reasoned content. To determine the essence of the tasks of technological practice, he refers to the experience of organizing and holding the Championship of Young Professionals - WORLD SKIILS RUSSIA. The content of seven tasks of technological practice is described with indication of reporting forms. Guidelines are given for the implementation of all types of tasks for students, which contribute to the development of their competence in the field of professional activity of a teacher. Thus, in the conclusions, the author points out that the implementation of the goals and objectives of the educational practice «Technological Practice» allows you to form the following skills: organizing joint and individual work with children, taking into account the characteristics of children with disabilities, developing a learning tool, planning and designing activities using the created means of education. All this explains the need for the implementation of the educational practice «Technological Practice», in the conditions of which the development of professional competence in the field of design and organization of professional activities in the conditions of a general educational organization takes place.

Key words: educational practice, technological practice, assignments, bachelor.

Введение. С 2018 года ФГОС ВО (направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование -бакалавриат) изменил подход к организации образовательного процесса в высшем психолого-педагогическом образовании, произошло изменение количества практик, в сторону их увеличения. В связи с этим в рабочем учебном плане было запланировано 10 видов практик (40 недель), которые были разделены на учебную и производственную практику. Введение в учебные планы разных видов практик обусловило необходимость разработки их содержания. Поэтому в данной статье представляется содержание заданий учебной практики «Технологическая практика».

Изложение основного материала статьи. Учебная практика «Технологическая практика» нацелена на развитие профессиональной компетентности в сфере проектирования и организации профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации [13, С. 133]. И решает следующие задачи: развивает умение организовать совместную и индивидуальную деятельность с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ; развивает следующие умения: разработка средства обучения для реализации профессиональной деятельности; планирование и проектирование образовательной деятельности обучающихся в условиях заданного средства обучения.

Содержание учебной практики «Технологическая практика» представлено семью заданиями:

Первое задание направлено на выполнение работы по созданию индивидуального сайта-портфолио педагога с помощью платформы Google сайты, а также деятельность по размещению информационных материалов на сайте-портфолио. Скриншоты личных страниц сайта и режим доступа к сайту становятся отчетной формой для выполненного первого задания.

Вторая задача предполагает построение индивидуальной траектории профессионального и личностного развития. Согласно второй задаче выработанная индивидуальная траектория профессионального и личностного развития становится формой отчетности.

Третья задача предполагает необходимость разработки и проведения мастер-класса для учителей по селф-менеджменту. Отчетной формой по третьему заданию является разработанная технологическая карта мастер-класса для учителей по селф-менеджменту.

Четвертое задание направлено на работу по проектированию и изготовлению дидактических средств, которые возможно использовать для организации деятельности обучающихся на уроках по пяти учебным предметам, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Отчетная форма в данном случае представляет собой разработанное дидактическое средство (необходимо предоставить описание и фото) и рекомендации по его использованию по одному из предметов.

Пятое задание включает в себя разработку и проведение уроков с использованием разработанных дидактических средств, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по пяти учебным предметам. Формой отчетности выступает технологическая карта и самоанализ урока с использованием разработанных дидактических средств по одному из пяти образовательных предметов.

Шестое задание предполагает проектирование и реализацию трех мероприятий, предполагающих духовно-нравственное развитие детей. Форма отчетности в данном случае является технологическая карта и проведенный самоанализ одного из мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие детей.

Седьмое задание направлено на проведение профориентационного мероприятия, предполагающего информирование педагогов или обучающихся общеобразовательной организации об особенностях обучения и направлениях подготовки, переподготовки, курсов повышения квалификации в филиале РГППУ в г. Нижнем Тагиле. Форма отчетности представляет собой технологическую карту профориентационного мероприятия с учителями или педагогами общеобразовательной организации.

Для выполнения первого задания, которое предполагает создание индивидуального сайта-портфолио педагога студентам рекомендуется воспользоваться платформой Google сайты.

Рекомендуется создать следующие страницы сайта: общие сведения о педагоге (Ф.И.О., e-mail, образование, стаж педагогической работы, должность, квалификация, название образовательной организации), повышение квалификации, достижения (награды, грамоты и благодарственные письма), публикации, родителям, педагогам, новости, а также страницы с выполненными заданиями.

Для каждой страницы нужно выбрать макет и наполнить страницу контентом, сделать переходы между страницами с помощью кнопок навигации: далее, назад, домой, новости; просмотреть созданный сайт в режиме просмотра и опубликовать сайт.

Выполнение второго задания предполагает составление индивидуальной траектории профессионального и личностного развития. Разработка индивидуальной траектории профессионального и личностного развития является одним из важнейших средств профессионального саморазвития педагогов, представляющим собой «целенаправленно разрабатываемую дифференцированную образовательную программу профессионального развития» [3; 9].

Создание индивидуальной программы подготовки педагогов следует обратить внимание на необходимость изучения психолого-педагогической и методической литературы; важность разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса и создание собственной методической системы; обоснованность в выборе или создании диагностических инструментов; необходимость участия в реализации программы развития и в системе методической работы; периодическое обучение на курсах повышения квалификации; систематическое участие в мастер-классах, конференциях, форумах того направления, которое выбирает педагог для своего развития, обязательное участие в работе творческих групп; важность проведения индивидуальной научно-исследовательской и экспериментальной работы; систематическое обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, отчеты, мастер-классы и др.) [1].

Для составления индивидуальной траектории профессионально-личностного развития студентам рекомендуется следовать следующей схеме: определить задачи; конкретные методы, действия и временные рамки по решению поставленных задач; показатели для оценивания и планируемый результат профессионально-личностного развития; письменно оформить результаты построения индивидуальной траектории профессионально-личностного развития, заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Индивидуальная траектория профессионально-личностного развития

Название этапа Задача Методы Конкрет- Времен- Показатели для Результат

для ные ные оценивания

решения действия рамки (профес-

задачи сиональные умения и качества)

Диагностика:

компетентность мышления

(познания);

компетентность

взаимодействия с другими

людьми;

компететнтность

взаимодействия с собой.

Программирование

Рефлексия

Для выполнения третьего задания требуется организовать и провести мастер-класса по селф-менеджменту для педагогов. По мнению М.М. Поташника активной и творческой формой самореализации педагога выступает мастер-класс, который организуется для передачи опыта педагога-мастера слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Основным принципом мастер-класса выступает следующее утверждение: «Я знаю, как это делать. Я научу вас» [5; 6].

При разработке мастер-класса студентам предлагается следующий порядок действий:

1. Подготовить мастер-класс по развитию профессионального умения или профессионального качества в соответствии с построенной траекторией профессионально-личностного развития: определить цель и задачи мастер-класса; определить содержание и форму проведения мастер-класса; подготовить материалы и оборудование, составить технологическую карту мастер-класса по селф-менеджменту.

Технологическая карта мастер-класса по селф-менеджменту для педагогов, должна содержать следующую информацию: дата проведения; Ф.И.О. педагога; полное названием ОО; категория слушателей; тема, цель, оборудование, материалы, дидактические средства и оформляется в виде таблицы 2.

Таблица 2

Технологическая карта мастер-класса по селф-менеджменту для педагогов

Этапы Задачи этапа Методы, приемы, формы взаимодействия Деятельность педагога Деятельность участников Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

2. Провести мастер-класса по развитию профессионального умения или профессионального качества, учитывая положения в разработанной траектории профессионально-личностного развития. Проведение мастер-класса предполагает демонстрацию умения организовать, провести и осуществить рефлексивный анализ.

Для проведения самоанализа проведенного мастер-класса необходимо ответить на следующие вопросы: насколько оправдан был выбор темы, какова степень подготовки и участия педагогов в его подготовке; какова взаимосвязь между содержанием и ходом мастер-класса с его методическим обоснованием и подбором материала, выдержана ли композиция, продуктивно ли использовались техника и визуализация, имелись ли приемы эмоционального воздействия, как часто участники становились более активный и др.; к каким выводам пришли? Завершается раздел пожеланиями и предложениями по методике и организации мастер-класса для педагогов, а также списком использованной литературы, который использовался при разработке мастер-класса с указанием выходных данных.

Выполнения четвертого задания предполагает проектирование и изготовление дидактических средств для уроков по пяти образовательным предметам, в том числе для детей с ОВЗ.

Под дидактическим средством понимается предметная поддержка образовательного процесса (демонстрационный и раздаточный материал). Дидактические средства представляют собой разнообразные материалы и орудия образовательного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально достигаются поставленные цели образования. Выбор дидактических средств определяется задачами образовательной деятельности; содержанием материала; применяемыми методами; особенностями педагога и детей [2; 4; 11; 14]. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе [7, С. 21].

Технология создания дидактического средства включает следующие этапы: выбрать программу начального образования («Школа России», «Начальная школа 21 века», «Гармония», «Школа 2100» и т.д.); выбрать возрастную категорию и содержательный раздел по определённому образовательному предмету; выбрать тему урока и определить примерное содержание темы; определить необходимость использования дидактического средства; разработать дидактическое средство.

Технология описания рекомендации по использованию дидактического средства включает: название дидактического средства, его фотографию; аргументированное доказательство необходимости использования дидактического средства; цель и место использования в структуре урока по определенному образовательному предмету; методы и приемы использования и инструкция по использованию разработанного дидактического средства; планируемые результаты использования разработанного дидактического средства [8, С. 125].

Содержание пятого задания предполагает проектирование и реализацию уроков по пяти образовательным предметам с использованием разработанных дидактических средств, в том числе для детей с ОВЗ.

Технологическая карта урока, должна содержать следующую информацию: дата проведения, Ф.И.О. педагога; полное названием ОО, название предмета, программы, характеристика класса в т.ч. детей с ОВЗ, тема, цель, предварительная работа, оборудование, материалы, дидактические средства и оформляется в виде таблицы 3.

Таблица 3

Технологическая карта урока

Этапы Задачи этапа Методы, приемы, формы взаимодействия Деятельность педагога Деятельность воспитанников Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Рекомендуемая схема самоанализа урока по одному из пяти образовательных предметов с использованием разработанного дидактического средства должна включать следующие компоненты: анализ цели, структуры, содержания, методики проведения, работы и поведения детей, общие выводы и предложения.

Выполнение шестого задания предполагает проектирование мероприятия по духовно-нравственному развитию детей.

«Духовно-нравственное развитие детей осуществляется на основе российских традиционных ценностей за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей» [10, С. 56].

Технологическая карта мероприятия по духовно-нравственному развитию детей, должна содержать следующую информацию: дата проведения, Ф.И.О. педагога; полное названием ОО, характеристика класса в т.ч. детей с ОВЗ, тема, цель, предварительная работа, оборудование, материалы, дидактические средства и оформляется в виде таблицы 4.

Таблица 4

Технологическая карта мероприятия по духовно-нравственному развитию детей

Этапы Задачи этапа Методы, приемы, формы взаимодействия Деятельность педагога Деятельность воспитанников Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Рекомендуемая схема самоанализа мероприятия по духовно-нравственному развитию детей включает следующие пункты: анализ цели, структуры, содержания, методики проведения, работы и поведения детей, общие выводы и предложения.

Выполнение седьмого задания предполагает осуществление профориентационной деятельности с обучающимися или педагогами образовательной организации.

Начать подготовку к профориентации рекомендуется с изучения и анализа информации, располагающейся на сайте филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле, студентам необходимо пройти во вкладку «Дополнительное образование», раздел «Повышение квалификации», «Профессиональная переподготовка» (КПК и ПП ФППО). Режим доступа: https://www.ntspi.ru/additional_education/ [13, С. 121]. После изучения материалов рекомендуется составить план-конспект профориентационного мероприятия. Завершается выполнение задания осуществлением самоанализа проведенного профориентационного мероприятия.

Технологическая карта профориентационного мероприятия, должна содержать следующую информацию: дата проведения, Ф.И.О. педагога; полное названием ОО, категория слушателей, тема, цель, предварительная работа, оборудование, материалы, дидактические средства и оформляется в виде таблицы 5.

Таблица 5

Технологическая карта профориентационного мероприятия

Этапы Задачи этапа Методы, приемы, формы взаимодействия Деятельность педагога Деятельность участников профориентационного мероприятия Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

При выполнении самоанализа проведенного профориентационного мероприятия рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты: насколько оправдан был выбор темы, какова степень подготовки и участия педагогов в его подготовке; какова взаимосвязь между содержанием и ходом профориентационного мероприятия с его методическим обоснованием и подбором материала, выдержана ли композиция, продуктивно ли использовались техника и визуализация, имелись ли приемы эмоционального воздействия, как часто участники становились более активный и др.; к каким выводам пришли? Завершается раздел пожеланиями и предложениями по методике и организации мастер-класса для педагогов, а также списком использованной литературы, который использовался при разработке мастер-класса с указанием выходных данных.

Выводы. Таким образом, предложенные нами виды индивидуальных заданий технологической практики направлены на формирование готовности бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование к профессиональной деятельности. Выполнение данных видов заданий предполагает в частности развивать у студентов умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; разрабатывать обучающее средство для осуществления профессиональной деятельности; умения планировать, проектировать образовательную деятельность воспитанников в условиях заданного средства обучения и развития.

Литература:

1. Бектурова, З.К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации / З.К. Бектурова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 360-361

2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы национальный стандарт российской федерации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196

3. Даутова, О.Б. Инновации и образование / О.Б. Даутова, С.В. Христофоров. - СПб.: Питер, 2003. - 154 с.

4. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651

5. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф.Зеер, А.М. Павлова. -М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

7. Луткин, С.С. Результаты применения «Методического конструктора урока» в развитии профессиональных компетентностей учителей общеобразовательных школ / С.С. Луткин // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. - 2022. - № 3. - С. 20-29

8. От рождения до школы. Инновационная программа начального образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.

9. Поперечная, Л.Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога начальных классов в межаттестационный период / Л.Ю. Поперечная // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 189-191

10. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Созоров, А.Н. Flash-технологии в образовании / А.Н. Созоров // Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования». - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С. 233-234

12. Соколова, А.В. Из опыта организации учебной практики («научно-исследовательская работа») бакалавров / А.В. Соколова // В книге: Практическая подготовка педагогов: поиск перспектив. Сборник тезисов Национальной научно-практической конференции. - Новокузнецк, 2022. - С. 117-123

13. Соколова, А. В. Особенности организации и проведения производственной практики для студентов профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» / А.В. Соколова // Вопросы педагогики. - 2021. -№ 8. - С. 132-137

14. Хапаева, С.С. Методические рекомендации к электронному изданию «1С: Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет» / С.С. Хапаева, Ю.А. Бревнова. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. - 174 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук Соколова Ольга Юрьевна

Государственное автономное образовательное учреждение Московский городской педагогический университет Институт специального образования и психологии (г. Москва)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются особенности изобразительной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями, возникшими в результате ограниченных возможностей жизнедеятельности различной этиологии и степени выраженности (кроме лиц с признаками одарённости в данной деятельности). Опираясь на исследования в области изобразительной деятельности обучающихся с ООП автор предполагает, что для успешного развития изобразительных навыков у лиц с особыми образовательными потребностями необходимо развивать предпосылки изобразительной деятельности (зрительное восприятие, моторика, ориентировка в микропространстве), которые обеспечивают спонтанное становление и развитие адекватной возрасту графомоторной деятельности, это определяет актуальность проблемы развития изобразительных навыков у лиц с ООП.

Ключевые слова: обучение, особые образовательные потребности, изобразительная деятельность, навыки, социализация, творчество.

Annоtation. In this article, the author examines the features of the visual activity of persons with special educational needs that have arisen as a result of limited opportunities for life of various etiologies and degrees of severity (except for persons with signs of giftedness in this activity). Based on research in the field of visual activity of students with special educational needs, the author suggests that for the successful development of visual skills in people with special educational needs, it is necessary to develop the prerequisites for visual activity (visual perception, motor skills, orientation in microspace), which ensure the spontaneous formation and development of adequate the age of graphomotor activity, this determines the relevance of the problem of developing fine skills in people with special educational needs.

Key words: training, special educational needs, fine arts, skills, socialization, creativity.

Введение. Многие годы в Российской Федерации и на пространстве стран СНГ развиваются инклюзивные процессы. Инклюзивное образование является одним из ключевых условий реализации права на образование лиц с особыми образовательными потребностями. В большинстве образовательных учреждений созданы условия для обучения детей с ООП, а образовательные программы адаптированы к приоритетным направлениям коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Всестороннее развития обучающихся с ООП невозможно без успешной графомоторной деятельности, составляющей которой является изобразительная. Для успешного развития изобразительных навыков у обучающихся с особыми образовательными потребностями важно наличие сформированных и развитых предпосылок изобразительной деятельности (зрительное восприятие, моторика, ориентировка в микропространстве), которые обеспечивают спонтанное становление и развитие адекватной возрасту графомоторной деятельности, поэтому проблема развития изобразительных навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями в настоящее время является актуальной.

Проявление и совершенствование навыков изобразительной деятельности не только обусловливает развитие и совершенствования графомоторных навыков, но и выступают в качестве своеобразной неречевой формы самовыражения.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями помимо основного нарушения часто имеют обусловленные им дефициты в развитии основных психических процессов и двигательных функций, а также испытывают сложности социально-психического характера. Нарушение восприятия окружающей реальности обусловлено в значительной степени искажением связей между чувственными эталонами. Для обучающихся с ООП характерно изменение скорости психического созревания, что выражается в особенностях восприятия, воображения и наглядно-образного мышления; в специфичном развитии моторики, что может выражаться в изменении темпа и точности движений, сложности выполнения тонких, требующих высокого уровня зрительно-моторной координации, или наоборот, простейших движений. Всё перечисленное негативно сказывается на изобразительной деятельности и на развитии в дальнейшем навыков письма.

Изобразительная деятельность несет в себе значительный обучающий и развивающий потенциал, который необходимо использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому одной из важных задач обучения и развития лиц с ООП является помощь в развитии изобразительных навыков, которые так же могут способствовать формированию уверенности в себе, потребности к самореализации, социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.