- организаторскую: состоит в создании условий стимулирования деятельности учащихся;
- обучающую: заключается в организации теоретических и практических занятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков;
- прогностическую: заключается во
внедрении педагогически целесообразных здоровьесберегающих технологий в систему обучения, которые обеспечат предполагаемый результат.
Эффективность рекреативной технологии формирования КЗС зависит от оценки престижности здорового образа жизни в среде молодежи, как залога успеха в будущей профессии. Осознание необходимости переосмысления ценностного отношения к жизни и здоровью обеспечивает готовность к совершенствованию. Большое значение имеет подготовка педагога-организатора: он должен уметь воздействовать не только словом, но и личным примером, своим отношением. Педагог должен быть «образцом культуры здоровьесбережения»: от организации личной жизнедеятельности, направленной на ЗС,
профилактику переутомления через строгое соблюдение режима труда и отдыха, учета динамики умственной и физической работоспособности, учета возрастных особенностей и познавательных интересов молодежи до создания благоприятного микроклимата в коллективе, включая в учебный процесс различные виды гимнастики и релаксационных пауз.
1. Амосова Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
2. Бескровная О.В., Иванников С.В. Формирование культуры здоровьесбережения молодежи допризывного возраста. Тамбов, 2009.
3. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий. Тамбов, 2004.
4. Карасева Т.В., Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., 2001.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М., 2003.
Поступила в редакцию 22.01.2012.
УДК 376.02
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
С.Д. Антонюк, А.С. Стрекалов
Antonyuk S.D., Strekalov A.S. Development of motor and cognitive abilities at children of the age of 5-7 with mental retardation based on the conjugate influence. The article contains the contents of author’s methodology of development and correction of motor and cognitive abilities among children of senior pre-school age with mental deficiency based on the conjugate influence. It is analyzed experimental data confirming the effectiveness of the proposed techniques.
Key words: children with mental deficiency, motor and cognitive abilities, conjugate influence, correctional and development activities.
Дети с умственной отсталостью в большинстве стран мира составляют одну из наиболее многочисленных групп с ограниченными возможностями здоровья, поэтому оказание современной коррекционно-развивающей помощи этим детям на всех возрастных этапах онтогенеза является важным направлением специальной психологии, специальной педагогики и, в частности, адаптивной физической культуры.
В настоящее время разработка научнометодических оснований обучения двига-
тельным действиям и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями является одним из наиболее перспективных направлений адаптивной физической культуры.
При этом одна из тенденций современного адаптивного физического воспитания связана с ориентацией на более обстоятельный анализ и коррекцию как моторных, так и познавательных способностей проблемного ребенка с целью повышения эффективности его обучения и передачей ребенку социаль-
ного опыта, соответствующего уровню его развития.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются и развиваются двигательные навыки и физические качества, необходимые для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций, интеллектуальных и познавательных способностей ребенка.
Адаптивная физическая культура и спорт являются мощным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых дошкольников. В работах С.Д. Антонюка, С.П. Евсеева, А.А. Дмитриева и Л.В. Шапко-вой обосновано, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях способствует более активному формированию двигательных, в том числе и познавательных способностей, физическому развитию детей с ограниченными возможностями и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии [1, 2, 3, 5].
Основным средством адаптивной физической культуры являются физические упражнения, с помощью которых достигается направленное воздействие на занимающегося и решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п.; они развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств социального развития человека.
Эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка с ограниченными возможностями определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями
самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательными возможностями, ограниченными дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью; в-третьих, внешними условиями, психологическим климатом в процессе выполнения физических упражнений, гигиенической обеспеченностью мест занятий, личным эмоциональным комфортом занимающихся [4].
Однако для решения проблемы развития ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью недостаточно одного лишь физического воздействия, необходимо влияние и воздействие на его познавательную сферу с целью развития умственных и творческих способностей в целом. Как утверждают современные исследования, способности (физические и психические) не проявляются в действии изолированно друг от друга и должны рассматриваться во взаимосвязи как система, имеющая определенную структуру. Но, к сожалению, работы этих ученых касаются особенностей развития здоровых дошкольников, в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные особенностям сопряженного развития двигательных и познавательных способностей детей дошкольного возраста с проблемами в состоянии здоровья [6].
Под способностями понимаются психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии считать способности как прижизненно складывающиеся психические свойства индивида [8].
Анализируя понятие «способность», не следует понимать способности как врожденные возможности индивидуума, потому что способности являются «индивидуальнопсихологическими особенностями человека», а эти последние, по самому существу дела, не могут быть врожденными.
В работах Б.П. Теплова, Б.П. Зинченко подчеркивается, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Из чего справедливо следует утверждение психологов, что способность есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие [8].
Анализ литературы показал, что изучение динамики развития двигательных способностей детей с умственной отсталостью началось со школьной возрастной категории. По результатам наших исследований особенностей двигательной сферы детей дошкольного возраста с умственной отсталостью можно видеть, что показатели координационных способностей детей с общим психическим недоразвитием 5-7 лет отстают от результатов своих обычных сверстников в 4,30 (на 330,44%) раз; статическая силы ведущей кисти - в 2,15 (на 114,89%); скоростносиловые способности - в 1,36 (на 36,37%); статическая выносливость - в 3,58 (на 258,38%); динамическая выносливость -в 1,69 (на 214,84%); скоростные способности - в 1,32 (на 31,51%); гибкость - в 3,15 (на 214,84%) раз [3].
Разноплановые исследования доказывают, что для мыслительной деятельности умственно отсталых детей (различных возрастных групп) свойственно отставание в темпе развития и качественное своеобразие протекания мыслительных процессов. Авторы особенно выделяют, что развитие мышления без специального (коррекционного) обучения у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью незначительные [4, 5, 7].
Е.А. Стребелева определяют дошкольный возраст для детей с нарушениями интеллекта как начало развития перцептивного действия. Так, исследователи считают пятый год жизни «переломным в развитии умственно отсталого ребенка», так как именно в этом
возрасте формируется выбор предметов по образцу: по форме, цвету, величине и т.п. Таким образом, исследователи отмечают, что перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов [7].
В ходе предварительных исследований было установлено, что в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью, на физкультурных занятиях следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, элементы данстерапии, элементы ритмопластики, элементы психогимнастики, различные формы релаксации. По нашему мнению, для детей с умственной отсталостью можно рекомендовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания, направленные на развитие двигательных способностей и задачи формирования познавательных способностей других разделов программы воспитания и обучения в коррекционном детском саду (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).
В содержание методики сопряженного развития двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) входили следующие виды занятий.
Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность).
Для стимуляции развития двигательных функций важное значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов, в частности зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, упражнения с опорой на поверхности различной фактуры), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, упражнения с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в различных температурных режимах воздуха, в воде).
Тестирование кондиционных физических способностей включало: скоростные,
скоростно-силовые, силовые способности и гибкость. Тестирование выносливости детей дошкольного возраста с умственной отсталостью показало, что данная категория детей малоспособна решать двигательную задачу продолжительное время в связи с отсутствием желания преодолевать даже посильные трудности. В результате чего, по нашему мнению, тестовый результат выносливости не способен к отражению истинного показателя этого физического качества у данной категории детей.
При сравнении результатов тестирования статической и динамической координации оказалось, что различия между двумя физическими качествами детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью являются статистически значимым.
При дальнейшей обработке полученных результатов, нам виделось целесообразным сравнить полученные результаты двигательных способностей (координационные и кондиционные способности, мелкую моторику) мальчиков с девочками и проследить возрастную динамику двигательных способностей детей этой категории. Так, при сравнении результатов двигательных способностей мальчиков и девочек 5-7 лет с умственной отсталостью, мы получили статистически не значимые результаты ф > 0.05).
Выявление количественных показателей познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью складывалось из тестирования памяти, воображения, внимания, восприятия, наглядно-образного мышления, практической ориентировки и конструктивных способностей указанной группы детей.
Реализуя основную задачу нашего исследования - оптимизацию коррекционноразвивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью по настоящей методике, мы распределили исследуемую совокупность детей на однородные в некотором смысле группы по уровню их развития двигательных и познавательных способностей. Исходными критериями группировки изучаемой совокупности детей явились результаты констатирующего эксперимента. Нами были выделены координационные, скоростные способности, как косвенные показатели работоспособности
нервной системы; мелкая моторика, которая неразрывно связана с развитием речи ребенка; наглядно-образное мышление, практическое примеривание, зрительная ориентировка, которые Е.А. Стребелева рассматривает в качестве важных показателей развития познавательных действий умственно отсталых детей.
При качественной характеристике мы использовали признаки для выделения подгрупп, полученные в констатирующем эксперименте мелкой моторики, наглядно-образного мышления, координационных способностей и восприятия, а критерием стала качественная характеристика среднего балла каждой группы.
Полученные показатели формирующего педагогического эксперимента, существенным образом отражают эффективность применения экспериментальной методики. Анализ результатов тестирования показывает, что целенаправленное педагогическое воздействие посредством адаптивной двигательной рекреации способствует более результативному приросту практически всех двигательных качеств, кроме гибкости. По нашему мнению, это объясняется следующим: во-первых, особенностью предлагаемой методики, где преимущественным средством коррекционно-воспитательного воздействия выступают подвижные игры, требующие активной двигательной и умственной активности, а, во-вторых, особенностью динамики гибкости в дошкольном возрасте.
Наименьший результат дети опытных групп показали в тестах, которые требовали способности целостного осмысления («Найди лишнее», «Найди время года», «Найди и назови, что изменилось», «Найди пару карточки», «Сложи картинку») и задачи на воображение, требующие от ребенка способности высказывать свою точку зрения об увиденном («На что похожи фигуры», «Что держит в руках ребенок»).
Лучше дети опытных групп показали себя в тестированиях, где объект изыскания словесно выделялся взрослым из всей совокупности признаков задания («Запомни предмет», «Запомни цвета», «Сгруппируй по цвету», «Сгруппируй по форме», «Соедини линией одинаковые предметы»). Так, наиболее высокую динамику результатов дошко-
льники как экспериментальной, так и контрольной группы показали в тестированиях, характеризующих восприятие и конструктивные способности.
Анализ экспериментальных данных, полученных после проведения опытно-экспериментальной работы, выявил улучшение показателей большинства двигательных способностей старших дошкольников с умственной отсталостью обеих групп, что объясняется естественным биологическим развитием детей и целенаправленным педагогическим процессом. Однако при сравнении результатов экспериментальной и контрольной группы наблюдаются существенные различия.
Таким образом, успешному сопряженному развитию двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры способствуют следующие организационно-методические условия:
- инвариантные условия: ранняя диагностика уровня развития исследуемых способностей; однородность формирования группы детей с учетом уровня развития их двигательных и познавательных способностей; развитие мотивации к занятиям физическими упражнениями; исключение стрессовых ситуаций и формирование положительного эмоционального фона деятельности;
- вариативные условия: адекватный подбор средств адаптивной физической культуры, направленных на решение задач коррекционно-развивающего процесса; учет умственной и психо-эмоциональной напряженности деятельности; гибкий график проведения коррекционно-развивающих занятий; обеспечение постоянного медикопедагогического контроля.
Педагогический эксперимент подтвердил эффективное влияние предложенной методики на сопряженное развитие двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с умственной отсталостью. Установлено, что 100% детей экспериментальной группы смогли повысить оценку своего результата тестирования, характеризующего статическую координацию, 92% - динамическую координацию, 75% - скоростные и скоростносиловые способности, 41% - мелкую мотори-
ку. В то время, как дети контрольной группы показали низкую динамику: 24 и 25% - статической и динамической координации, 16 и 25% - скоростных и скоростно-силовых способностей, 33% - мелкой моторики.
Познавательные способности детей экспериментальной группы также имеют более высокие результаты. Для 100% детей экспериментальной группы характерно повышение результата тестирования образной кратковременной памяти, для 67% - объема внимания, для 92% - восприятия информации, для 83% - подражающей деятельности; для 42% - наглядно-действенного мышления.
В результате проведенного педагогического эксперимента доказано положительное влияние предложенной нами методики на сопряженное развитие двигательных и познавательных способностей детей 5-7 лет с умственной отсталостью. Наиболее высокая корреляционная взаимосвязь прослеживается между изучаемыми способностями для мелкой моторики и координационными способностями. Однако, сравнивая результаты корреляционного анализа констатирующего и формирующего эксперимента, наблюдается усиление взаимосвязи в экспериментальной группе: для скоростных способностей -практического примеривания с г = 0,610 до г = 0,848; силой - конструктивными способностями с г = 0,509 до г = 0,610; скоростными способностями - восприятием с г = 0,771 до г = 0,946; скоростными способностями - образной кратковременной памятью с г = 0,545 до г = 0,701; координационными способностями - вниманием с г = 0,661 до г = 0,792. Для контрольной группы изменения взаимосвязей значительно ниже: координационными способностями - вниманием с г = 0,661 до г = 0,739; скоростными способностями - восприятием с г = 771 до г = 0,849; силой - конструктивными способностями с г = 0,418 до г = 0,485; скоростными способностями - кратковременной образной памятью с г = 0,545 до г = 0,609. Это свидетельствует о том, что предложенная нами методика сопряженного развития двигательных и познавательных способностей оказывает положительное влияние на эти процессы.
1. Антонюк С.Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психи-
ческого развития // Адаптивная физическая культура. 2001. № 3. С. 22-23.
2. Антонюк С.Д., Хватова М.В., Макарова Л.Н. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии // Адаптивная физическая культура. 2004. № 4. С. 11-13.
3. Антонюк С.Д., Астахов Д.Н., Стрекалов А.С. Реализация игровых методик в работе с деть-ми-инвалидами при индивидуальной и малогрупповой форме организации оздоровительно-коррекционных занятий // Культура физическая и здоровье. 2010. № 3. С. 73-74.
4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М., 2002.
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М., 2009.
6. Самыличев А.С., Олейник В.М. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 6. С. 31-35.
7. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2002.
8. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 129-139.
Поступила в редакцию 15.03.2012.
УДК 376.02
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И познавательной деятельности ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
С.Д. Антонюк, М.В. Князев
Antonyuk S.D., Knyazev M.V. Formation of motor and cognitive activities of children of middle school age with mental deficiency in the course of integrated physical activities. The article considers features of formation of motor and cognitive activity of children of 12-14 years old with mental deficiency in the context of their further socialization. It is presented results of the experimental work which has been carried out with the use of playing techniques with elements of sports games in the course of integrated physical activities.
Key words: children with mental deficiency, formation of motor and cognitive activity, game orientation, health-improving and correctional work, integrated physical activities.
Среди всех детей-инвалидов в России доля детей с проблемами интеллектуального развития составляет около 14%. Иными словами, каждый седьмой ребенок-инвалид имеет диагноз «умственная отсталость». По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования МО РФ, из 600 тыс. общего количества учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов 60% составляют дети с умственной отсталостью.
Понятие «умственно отсталый ребенок» охватывает разнообразный по составу контингент детского населения, отличительной особенностью которого является наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Нарушение интеллекта в большинстве случаев сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно двигательная деятельность осуществляет ту связь с окружающим миром, которая лежит в основе развития познавательных процессов [1].
Учащиеся среднего школьного возраста (12-14 лет) с умственной отсталостью находятся на предпубертатном и пубертатном этапах развития, именно в этом возрасте происходит активное развитие их двигательных и познавательных способностей. Имеющие место нарушения двигательной сферы у детей с умственной отсталостью школьного возраста препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но также сказывается на развитии познавательной деятельности и процессе социализации личности данной категории детей [2, 3, 5].
В связи с этим необходимо целенаправленное взаимосвязанное формирование двигательной и познавательной деятельности детей 12-14 лет с умственной отсталостью, что будет способствовать их дальнейшей социальной интеграции в общество.
В теории и практике адаптивной физической культуры в последние годы идет интен-