ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
© Пузакова Е.Я.*
Детский сад «Жаворонок», г. Абакан
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Ключевые слова: нетрадиционная техника рисования; изобразительная деятельность; дети дошкольного возраста.
Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году, а в наше время пальчиковое рисование приобрело особой популярности [6]. На выставках, в музеях, галереях мы можем увидеть картины, нарисованные при помощи только пальцев рук. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
На первом году работы с детьми я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие по изобразительной деятельности. Некоторые из них не хотели даже покидать игровую, чтобы пойти со мной на занятия и приходилось их уговаривать. А другие, придя и узнав, для чего они пришли, просто-напросто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети бояться рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ни чего не получается. Отсюда и паника. А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще не умелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Я задумывалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать возможную литературу
20
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
по обучению детей изобразительной деятельности: А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»; Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»; И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.»; К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» [3]. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стал журнал «Дошкольное воспитание», в котором воспитатели из далекого от нас сибиряков региона России, делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду.
Мною был разработан проект «Пальцевая живопись».
Цель проекта - создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи: развивать воображение и творческие возможности детей; обогащать и расширять художественный опыт детей; побуждать ребенка экспериментировать; способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства; развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля [5].
И что вы думаете? Наши «трусишки», которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды на занятия и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» мой ответ: «Рисовать» - поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой этого занятия был «Разноцветный дождь». И единственный страх, который остался у детей исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх - испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было ни какой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса «левши» не
Современные педагогические технологии
21
осталось и следа! Именно у «леворуких» детей раньше других проявлялся интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами, и кисточками.
В будущем для расширения проекта, хотелось бы познакомить родителей (законных представителей) с нетрадиционными формами рисования. Все мы в детстве рисовали: кто - то в альбомах, кто - то мелом на асфальте, кто - то на обоях или линолеуме. А кто-то продолжает рисовать и сейчас.
Для ребенка нетрадиционные способы рисования - это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности и дома. Для этого стоит привлечь родителей для привлечения внимания к ценности изобразительного творчества детей [4].
Особенность этих занятий будет в том, что взрослый своим примером, увлеченностью должен заинтересовать ребенка. А затем уже на фоне появившегося интереса развивать и совершенствовать навыки рисования.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы Т. С., Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - С. 68-75.
3. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -128 с.
4. Комарова Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. - С. 44-50.
5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
6. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Издательский центр академия, 2011. - 213 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Ткаченко Е.В.*
Детский сад № 11 комбинированного вида, г. Белгород
Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а