Научная статья на тему 'Изменения в законодательстве в отношении финансового обеспечения образовательных учреждений'

Изменения в законодательстве в отношении финансового обеспечения образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акчурина Г. Р.

В данной статье рассматривается специфика и особенности деятельности образовательных учреждений в условиях глобального дефицита бюджета; основные подзаконные акты и основы законодательной деятельности в системе образования; развитие бюджетной сети; нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности и особенности реализации государственного задания в системе образования и бюджетную систему РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в законодательстве в отношении финансового обеспечения образовательных учреждений»

- оценки результатов научных проектов;

- планирования портфеля научных проектов;

- распределения ресурсов в научных проектах;

- стимулирования исполнителей научных проектов;

- оперативного управления научными проектами [1].

Список литературы:

1. Новиков Д.А., Суханов А.Л. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах. - М.: Институт управления образованием РАО, 2005. - 80 с.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Акчурина Г.Р.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В данной статье рассматривается специфика и особенности деятельности образовательных учреждений в условиях глобального дефицита бюджета; основные подзаконные акты и основы законодательной деятельности в системе образования; развитие бюджетной сети; нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности и особенности реализации государственного задания в системе образования и бюджетную систему РФ.

Ключевые слова бюджет, образовательная деятельность, образовательные учреждения, система образования, бюджетная система РФ.

Осуществляя экономические реформы в образовании, следует говорить о том, что этот процесс задерживается, и хотя сделан кардинальный переход от социалистической экономики к капиталистическим тенденциям, однако, данный процесс несовершенен и имеет свои недостатки. Система оказания образовательных муниципальных услуг населению, не полностью отвечает всем необходимым современным требованиям. Необходимо учитывать специфику и особенности деятельности образовательных учреждений в условиях глобального дефицита бюджета, который «разрывается» на разные стороны, закрывая пробелы в самых различных направлениях развития. В данном случае можно говорить и о демографическом кризисе, о котором в последнее время много говорится, когда количество выпускников катастрофи-

* Аспирант кафедры Финансов.

чески падает, сокращается набор в средние учебные профессиональные заведения, высшие учебные заведения и т.д. Также сюда относятся темпы развития основных отраслей экономики, которые замедлены и отстают от темпов развития западных стран в глобальном масштабе. Возникает в связи с этим вопрос о частном финансировании образования, которое на данный момент не каждый может себе позволить. Вливание частных инвестиций является реальной альтернативой бюджетному финансированию, происходит расширение зоны влияния благодаря этому, поэтому этот вопрос актуален и поиски источников внебюджетного финансирования должны производиться очень активно.

Проанализировав основные тенденции развития образования и подзаконных актов, основных законодательных основ в системе образования, следует сказать, что реформа и принятие законов в России происходит без всеобъемлющей и основательной подготовки всей необходимой документации. Основная масса образовательных учреждений в РФ функционирует в условиях неясности основных возникающих вопросов, без конкретной детализации по каждому вопросу и в связи с этим происходит замедление практической реализации основной массы решений. Необходим подробный и проработанный по существу в деталях механизм осуществления основных положений законов. Дмитрием Медведевым в Послании Президента Федеральному собранию Правительства РФ на 2010 год, говорилось об основных направлениях антикризисных действий, направленных на оптимизацию бюджетных расходов, о стимулировании качества государственных услуг, также, включая в себя и образовательные услуги. Сюда также относится реформирование бюджетной сети, реализация основных показателей бюджетной эффективности деятельности любых учреждений, в том числе, и образовательных. В связи с этим принят также Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [1]. В его рамках вносится множество изменений и дополнений в ряд кодексов и действующие законы федерального уровня. В Гражданском Кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» пришли к единому понятию и представлению о том, что учреждения делятся на подвиды - казенные, бюджетные и автономные. Они делятся по такому принципу:

- Казенные учреждения - получают средства из бюджета путем утвержденной смете со стороны учредителя и оно не вправе осуществлять долевое участи в деятельности других учреждений, в том числе и образовательных, организаций, приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги и получать доход, дивиденды, проценты по ним.

- Бюджетные учреждения - получают средства в виде субсидий из бюджета на выполнение конкретного муниципального задания.

- Автономные учреждения - получают средства - как доход - в самостоятельное распоряжение и они имеют право их использовать по собственному усмотрению в рамках целей, для которого созданы сами учреждения. Осуществление указанной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам. Учредитель устанавливает задание для автономного учреждения, которое выполняется бесплатно, платно или частично платно. Из бюджета поступают соответствующие субсидии для обеспечения данных заданий. Также автономное учреждение получило права открывать счета в кредитных организациях и пользоваться ими.

В Федеральном Законе № 83-ФЗ определен список казенных учреждений, но в нем не предусматривается перечень гражданских образовательных учреждений. Поэтому на данный момент можно говорить лишь о бюджетном или автономном образовательном учреждении. По инициативе или с согласия государственного или муниципального учреждения принимается решение о создании автономного учреждения через изменение типа соответствующего муниципального или государственного учреждения. Оно должно оказываться в рамках конституционных прав и свобод граждан, в том числе, можно говорить о таком праве, которое зафиксировано в Конституции РФ [2] -о праве получения бесплатного образования. Переходным периодом, в который должны быть осуществлены данные перемены, назван период с 1 января 2011 по 1 июля 2012 гг. В этот период Правительство Российской Федерации, все органы государственной власти федерального значения и на региональном уровне, органы местного самоуправления должны принять и подготовить соответствующие документы и нормативно-правовые акты. Органы управления образованием должны осуществлять надзор в данной сфере в отношении принимаемых и принятых нормативных правовых актов для эффективной и грамотной реализации Федерального закона № 89-ФЗ. Следует зафиксировать тот факт, что в данном законе, законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» термин «финансирование» сменился на термин «финансовое обеспечение», что говорит о том, что бюджетное финансирование отходит на второй план и приобретает совершенно другое значение. Можно говорить не о формальности данного изменения, а о новом значении данного понятия, которое стало означать финансовые потоки и финансовое обеспечение образовательных учреждений из множества других дополнительных источников, кроме бюджета (включая бюджет и внебюджет), переходя в своем качестве на признание роли частных инвестиций и их активное привлечение в образовательный процесс. Поэтому каждое образовательное учреждение было «озадачено» тем, чтобы изучать различные законодательные нормы и подзаконные акты, которые регулируют процесс получения и реализации

внебюджета, чтобы в рамках закона обеспечить себе вполне достойное существование. Правительство РФ сосредоточилось в связи с принятием федерального закона №-83-ФЗ на глобальном сокращении бюджетного финансирования, в том числе и в системе образования. В связи с этим частное финансирование приобретает все более глобальную роль с развитием системы образования. Закон «Об образовании» перенес сильные изменения в связи с этим. Подпункт 11 ст. 29 говорит о том, что «к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится установление нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности». Это означает, что разработка соответствующих проектов постановлений Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ, детально рассматривают понятие «государственного задания на образовательную деятельность», порядок разработки и утверждения теории и практики государственного задания, основу расчета его основных показателей. Данные изменения вводятся и в отношении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в Российской Федерации.

Согласно статье 33 в переходный период «федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств, с целью возмещения расходов по содержанию имущества. Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение с учетом положений настоящего пункта осуществляет операции с указанными средствами в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета указанного учреждения для учета операций с указанными средствами. Для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа «Доходы от приносящей доходы дея-

тельности» и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов, причем, коды указанных группы и подгрупп доходов бюджетов, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации:

- доходы от собственности по приносящей доходы деятельности.

- рыночные продажи товаров и услуг.

- безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности.

- целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Статья 30 говорит о том, что «не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств».

Таким образом, можно говорить о том, что происходит расширение границ финансового обеспечения образования за счет ухода от полноты государственных дотаций и бюджетирования, и переходу к частному инвестированию и более широкому использованию внебюджетных средств. Данный процесс актуализируется «сверху вниз» и влечет за собой глобальные изменения всей системы финансирования образования. Он позволяет самостоятельно зарабатывать образовательным учреждениям и не зависеть от выделенных средств бюджета, будучи ограниченными им. Данный процесс сопровождается более широкими полномочиями и правами, а также обязанностями со стороны образовательных учреждений, что дает им большую свободу, которая, однако, подразумевает под собой, некоторый повышенный уровень ответственности, как перед отдельно взятой личностью, так и государством. По нашему мнению, процесс изменения системы финансового обеспечения не закончен, он находится в продолжительном и актуальном поиске, несет с собой одновременно, с одной стороны - как незащищенность, так и с другой стороны - свободу. Обязательства по исполнению бюджета сменяются обязательствами по отношению к поставленным и заявленным целям, которые необходимо обязательно выполнить.

Список литературы:

1. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146194.

2. http://www.constitution.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.