Научная статья на тему 'Особенности финансирования российского образования в плане бюджетных расходов'

Особенности финансирования российского образования в плане бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ / ВНЕБЮДЖЕТ / ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОЦЕНКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акчурина Г. Р.

В данной статье рассматриваются модели управления бюджетными ресурсами, система оценки бюджетных расходов, основные виды эффективности; описываются основные факторы повышения внебюджетного состава в общем объеме финансирования; возможность реализовывать право на бесплатное образование; причины появления негосударственных образовательных учреждений в системе образования; внедрение новаций в традиционную систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования российского образования в плане бюджетных расходов»

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЛАНЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

© Акчурина Г.Р.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В данной статье рассматриваются модели управления бюджетными ресурсами, система оценки бюджетных расходов, основные виды эффективности; описываются основные факторы повышения внебюджетного состава в общем объеме финансирования; возможность реализо-вывать право на бесплатное образование; причины появления негосударственных образовательных учреждений в системе образования; внедрение новаций в традиционную систему образования.

Ключевые слова закон об образовании, конституция РФ, модели управления, бюджет, бюджетные ресурсы, внебюджет, объем финансирования, оценка бюджетных расходов, право на образование, традиционная система образования, новации в системе образования.

Существует комплекс целевых программ в сфере образования, которые получают финансирование из федерального бюджета. Федеральные целевые программы формируются для выполнения конкретных задач и целей с задействованием функций многих ведомств и министерств. В данном случае программа становится организационной формой, которая обеспечивает горизонтальную координацию деятельности.

Рассмотрим систему оценки эффективности бюджетных расходов в системе образования. В данном случае необходимо сосредоточиться на рассмотрении нескольких видов эффективности:

- Экономичность - как соотношение расходов бюджета и ресурсов образования.

- Экономическая эффективность - соотношение прямых результатов к используемым ресурсам.

- Социальная эффективность - соотношение получаемых конечных результатов к прямым результатам.

- Социально-экономическая эффективность - соотнесение общественного эффекта образования к используемым ресурсам.

Существуют модели управления бюджетными ресурсами, которые основаны на затратном и результативном подходах [2]. Наиболее распространенным подходом являлась до последнего времени затратная модель финансового управления. Сущность данной модели заключается в том, что у бюд-

* Аспирант кафедры Финансов.

жетополучателей отсутствует самостоятельность в принятии решений расходования финансовых средств. Оценка эффективности данного процесса сложна, поскольку отсутствуют установленные законодательно конечные результаты деятельности как достигнутые. Данная модель приводит ко многим негативным последствиям, поскольку самым высоким слоям управления принадлежит полнота ответственности за выработку и реализацию грамотных финансовых решений, однако они не оказываются способными адекватно манипулировать поступающей информацией и реагировать грамотно на нее. Процесс принятия решений носит затяжной характер, а решения могут оказываться в результате этого, уже не актуальными. Также происходит снижение уровня ответственности у нижнего звена государственного управления и инициатива «обрубается». Интерес к экономии средств и эффективное использование локальных ресурсов зачастую отсутствует. Статус и уровень заработной платы определяется количеством подчиненных, стажем, исполняемым объемом, что не является прямым показателем эффективности относительно получаемых конечных результатов. Отсутствует внутренняя рационализация для увеличения / уменьшения расходов на содержание за выполнение единицы работ. Основные результаты деятельности оказываются менее важными и стоящими на втором месте после соблюдения финансовой дисциплины. Многие зарубежные страны перешли на систему бюджетирования по результатам (бюджет, ориентированный на результат). Ориентация при данном подходе концентрируется на конечных результатах, определяются ключевые показатели, которых необходимо достигнуть - и под них выделяются средства. Неэффективными расходами признаются расходы, которые не приводят к заданным результатам. Результативность и эффективность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе общего образования оценивается по доле неэффективных расходов в системе общего объема бюджета субъекта РФ на общее образование. Нормативные документы, касающиеся порядка расчета данного объема - основаны на утвержденном Постановлением Правительства РФ в 2009 г. По Указу Президента РФ от 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» субъекты федерации должны отчитываться о произведенных расходах согласно бюджету [3]. Основным показателем неэффективных расходов является превышение доли непедагогического персонала образовательных учреждений.

Можно выделить два основных фактора, которые способствуют увеличению внебюджетной составляющей в общем объеме финансирования. Уменьшение бюджетных ассигнований на образование означает потребность в реализации внебюджетной деятельности - как фактор «выживания» в новых социокультурных условиях. Наличие платежеспособной части населения, которая готова получать дополнительные образовательные услуги. Согласно

Федерального закона «Об образовании» [4] согласно п. 5 ст. 42, пп. 1, 2 ст. 45, п. 3 ст. 47 - государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право осуществлять реализацию продукции, работ и услуг. Ими оказываются платные и дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов для совершенствования и грамотной реализации образовательного процесса. Письмом Госкомвуза России от 21 июля 1995 г. № 52-М «Об организации платных услуг» определен примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг в качестве основного источника внебюджетных поступлений. Согласно п. 8 ст. 41 и п. 5 ст. 42 Федерального закона «Об образовании» могут получать от спонсоров, дарителей, учредителей и работодателей денежные средства, в том числе, и за проведение образовательной деятельности. По каждому источнику внебюджетных средств формируется собственная смета расходов и доходов по установленным статьям расходов.

Конституция РФ гарантирует гражданам России бесплатность получения на конкурсной основе определенного уровня образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [5]. Права на образование, которое имеет каждый и возможность его реализовать - это достаточно разные вещи в современных социокультурных условиях, когда можно говорить о таком понятии, как общедоступность образования, поскольку понятия «право на образование» и «общедоступность» не являются взаимозаменяемыми. Государство не ставит перед собой цели в обеспечении доступности образования каждому члену российского общества. Субъектами отношений в сфере образования России являются органы исполнительной власти в сфере образования, распорядители бюджетных средств, учреждения по подготовке и переподготовке преподавательских кадров, то есть получатели бюджетных и внебюджетных средств, за счет которых происходит финансирование образовательного процесса; общественные организации, координационные советы, которые осуществляют контроль за подготовкой и распределением кадров, работодатели и физические лица, финансирующие образовательный процесс, поддержку бюджетных и автономных образовательных учреждений путем осуществления добровольных пожертвований.

В связи с этим необходимо говорить о заинтересованности государства в предоставлении обществу услуг в сфере профессионального образования, и оказывается важным, чтобы бюджетное финансирование данной сферы покрывало потребность общества в поддержании баланса трудовых сил. В современных условия российские образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, организационно направлены получение различного рода общественных благ в образовательной среде. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6], некоммерческой организацией является организация, которая как результат не хочет получать прибыль в результате осуществления профес-

сиональной деятельности и не распределяет ее между участниками организации процесса. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей, направленных на достижение и реализацию общественных благ. Учреждения входят в группу некоммерческих организаций. В литературе учреждение определяется как производство материальных и культурных благ, удовлетворение потребностям общества и личности. Таким образом, учреждение означает «юридическое лицо социальной сферы». Учреждения в качестве субъектов, разделяются на административно-политические и социально-культурные учреждения, поэтому образовательные учреждения, выполняя социально-культурные функции, представляя образовательные услуги, являются образовательными учреждениями. Закон «Об образовании» выделяет в системе образовательных учреждений профессиональные учреждения, определяя средние учебные заведения как профессиональные образовательные учреждения соответствующего уровня [1]. Уровень профессионального образования базируется на специфике профессиональных образовательных программ. П. 3 ст. 12 закона РФ «Об образовании» [7] говорит о том, что образовательные учреждения могут иметь государственную, частную, муниципальную, общественную или религиозную организационно-правовую форму. Негосударственные образовательные учреждения в России дополняют государственную систему высшего образования, реализуя специфику реализации личностно-ориентированных моделей обучения. Опишем причины появления негосударственных образовательных учреждений в системе образования:

- Запрос определенных социальных групп населения - для создания определенных социально-образовательных структур - которые выражают и обслуживают их интересы.

- Отсутствие механизмов гибкости и быстроты реакции на запрос со стороны государственных образовательных структур.

- Массовость движения к «новому образованию» педагогов, которые не реализовали себя в рамках государственной системы образования.

- Дифференциация общества и рост запросов различных групп населения на образовательные услуги, которые удовлетворяют их потребности.

- Перегруженность и «забитость» российских образовательных учреждений.

Негосударственные образовательные учреждения создаются, в основном, на основе запроса со стороны потребителей и относятся к виду публичных социальных услуг. В условиях рыночной экономики многие негосударственные учреждения пользуются государственной поддержкой, получаемые ими финансовые средства обозначаются как субсидии федерального правительства. Дополнительным источником финансирования частных об-

разовательных учреждений являются негосударственные субсидии, такие как, средства организаций, благотворительные фонды, финансовые средства отдельных лиц или организаций-грантодателей. Государственные образовательные учреждения в сфере профессионального образования активно осуществляют образовательную деятельность в рамках бюджета, тем не менее, однако, активно зарабатывая собственные средства путем оказания платных образовательных услуг, внедрения и реализации разного рода инновационной деятельности, внедрения новаций и подготовки кадров через договора для частных коммерческих организаций. В современных условиях государственный бюджет покрывает лишь самые необходимые потребности, такие как, расходы на стипендию, заработную плату, канцелярские товары, не обеспечивая, однако, расходы на ремонт, восполнение износа основных фондов. Поэтому необходимо говорить о назревшей необходимости внедрения новаций в традиционный порядок и структуру финансирования образования:

1. Недостаток бюджетных средств.

2. Различные темпы роста национального продукта, населения и стоимости единицы образовательной услуги / образования.

3. Региональная дифференциация.

Говоря о проблемах рыночного финансирования образования, можно говорить о следующих направлениях развития и оптимизации данного процесса:

- Подготовка специалистов строго «под заказ» со стороны конечных потребителей услуг, которая осуществляется с помощью финансовых средств частных лиц и организаций, позволяя выбирать формат и форму образования, нормы длительности и состава специальностей, практик обучения.

- Полное акционирование, позже - полная приватизация образовательного учреждения - с целью последующего предоставления обучающимся образовательных услуг полностью на платной основе.

- Изменение границ между государственными и частными учебными заведениями путем применения и реализации «образовательных ваучеров», что означает применение государственных средств для оплаты обучения абитуриентов, оплата финансовых средств полностью лежит на государстве, а выбор и его право принадлежит частным лицам.

Существует проблема оплаты стоимости самими обучающимися для современной России, которая характеризуется пониженным уровнем жизни для большинства населения. Поэтому важно, проводя реформы в образовании и его структуре, учитывать и рассматривать различные варианты ценообразования. Поэтому следует говорить о том, что за государством должна сохраняться важная роль в финансировании профессионального образования. Государство получает вполне законное право формировать структуру и качество подготовки профессиональных работников-специалистов. Серти-

фикация и аккредитация учебных заведений означает и подтверждает право заниматься образовательной деятельностью, например, на платной основе. Однако, система выделения финансовых средств в виде «образовательных ваучеров» должна иметь более жесткий регламент и процедуры, подвергаться более строгому контролю и регулированию. При определении структуры профессионального образования должно учитываться мнение работодателей для соблюдения баланса рабочей силы на рынке труда, поскольку они являются конечными потребителями персонала, получившего образовательную услугу в образовательном учреждении. Союзы предпринимателей и организации крупного и мелкого бизнеса должны стать партнерами государства на постоянной основе. Необходимо привлекать бизнес, как к спонсорским программам, так и к управлению образовательными учреждениями. Таким образом, можно говорить о системе образовательных учреждений двух уровней, которые различаются уровнем финансовой зависимости-независимости от органов, обладающих властными полномочиями, разработанной системой финансирования деятельности государственными / муниципальными образовательными учреждениями и автономными заведениями. Автономные образовательные учреждения значительно отличаются по механизму финансово-хозяйственной деятельности от государственных. Следует, в данном случае, говорить о более гибких формах бюджетного финансирования по результату, финансовой прозрачности, более свободному режиму финансово-экономической деятельности за пределами исполнения бюджета, ограничении ответственности собственников данных процессов, системы организации и управления имущественным комплексом, который приобретался путем реализации собственных средств, расширенные, вследствие этого, имущественные права. Таким образом, бюджетные учреждения охватываются еще и новой организационной формой, которая подразумевает под собой переход от управления затратами к управлению результатами, что приводит к более эффективному распоряжению бюджетными средствами. Однако, на данный момент не существует законодательно закрепленных актов и норм, регламентов финансирования подобных форм учреждений, поэтому вопрос о смене статуса образовательного учреждения в данный момент тормозится. Вопрос о новых формах собственности и его решение обеспечит поток финансирования образовательному учреждению, а социуму -приток новых высококвалифицированных и профессиональных специалистов. Таким образом, мы рассмотрели основные направления государственного финансирования образовательной сферы; дали оценку эффективности бюджетных расходов, ориентированных на результат; раскрыли дополнительные источники финансирования и структуру финансирования.

Список литературы:

1. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: учебник. - М.: Издательство Проспект; ТК Велби, 2004. - 480 с.

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/22813; http://dic.academic.ru.

3. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136553.

4. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii.

5. http://www.constitution.ru.

6. http://www.consultant.ru/popular/nekomerz.

7. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ

© Алимирзоева М.Г.*, Джафарова З.К.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

В статье рассматривается роль региональных налогов, их социально-экономическая сущность. Рассматриваются собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов.

Ключевые слова бюджет, доходы бюджетов, налоги, дотации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ.

В современных условиях все в большей степени региональные органы призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территории.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулировании этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сферы их использования расширяются.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов [1].

К собственным доходам региональных бюджетов относятся доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

* Доцент кафедры «Налоги и денежное обращение», кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры «Налоги и денежное обращение», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.