Научная статья на тему 'Изменение задач милиции (полиции) Республики Армения в ХХ веке'

Изменение задач милиции (полиции) Республики Армения в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МИЛИЦИИ (ПОЛИЦИИ) АРМЕНИИ / ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ (ПОЛИЦИИ) / ФУНКЦИИ МИЛИЦИИ (ПОЛИЦИИ) / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АРМЕНИИ / APPOINTMENT AND OBJECTIVES OF THE MILITIA (POLICE) OF ARMENIA / THE POWERS OF THE MILITIA (POLICE) / THE FUNCTIONS OF THE MILITIA (POLICE) / LAW ENFORCEMENT IN ARMENIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петросян А. Р.

в настоящей статье автором рассматриваются назначение и задачи милиции (полиции) Республики Армения на различных исторических этапах развития государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение задач милиции (полиции) Республики Армения в ХХ веке»

5 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юстицинформ, 2005, С. 360.

6 В.М. Баранов и А.В. Леонтенков подразделяют правовые акты на четыре разновидности: нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные (акты толкования) и акты реализации прав и обязанностей. Первые три вида они относят к актам-документам, а четвертый — к актам-действиям. «Иначе говоря, в этом последнем значении слово акт охватывает все варианты (использование, исполнение, соблюдение, правоприменение) правомерного поведения субъектов права» (См.: Бара-

нов В.М., Леонтенков А.В. Муниципальные правовые акты в системе источников российского права. — Н. Новгород, 2006. С. 62, 63).

7 Дюрягин И.Я. Право и управление. — М., 1981. С. 58, 59.

8 Решетов Ю.С. Реализация норм советского права. — Казань, 1989. С. 97.

9 Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. — М., 1989. С. 40.

10 Лазарев В.В. Указ. соч. С. 10

11 Там же. С. 30.

12 Матузов Н.И, Малько А.В. Указ. соч. С. 345, 346.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ МИЛИЦИИ (ПОЛИЦИИ) РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ

А.Р. ПЕТРОСЯН,

адъюнкт Академии управления МВД России

Аннотация: в настоящей статье автором рассматриваются назначение и задачи милиции (полиции) Республики Армения на различных исторических этапах развития государства.

Ключевые слова: назначение и задачи милиции (полиции) Армении, полномочия милиции (полиции), функции милиции (полиции), правоохранительная деятельность в Армении.

The Summary. in this article the author discusses the purpose and the objectives of the militia (police) of the Republic of Armenia at different historical stages of development.

Key words: appointment and objectives of the militia (police) of Armenia, the powers of the militia (police), the functions of the militia (police), law enforcement in Armenia.

На разных этапах истории Армении в ХХ в., в зависимости от особенностей того или иного периода, по-разному определились назначение и задачи милиции (полиции).

Говоря о назначении и задачах полиции Армении в разные периоды ее истории, прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению тех обстоятельств, которые обусловили соответствующее отношение к формированию задач милиции (полиции).

В ХХ столетии условно можно выделить четыре этапа развития полиции:

Ф 1918—1920 гг. — Министерство внутренних дел Первой Республики Армения; $ 1920—1991 гг. — Министерство внутренних дел Советской Социалистической Республики Армения;

1991—2001 гг. — Министерство внутренних дел Республики Армения (Третья Республика); $ с 2001 г. по настоящее время — Полиция Республики Армения.

После распада Закавказской Республики Армянский Национальный Совет, на основе тех полномочий, которыми его наделил армянский народ, 28 мая

1918 г. провозгласил независимость Армянской Республики как самостоятельного демократического государства1.

После обретения независимости было создано Министерство внутренних дел Первого Государства Армения в ее новейшей истории. Для становления МВД Республики Армения имелась определенная историческая предпосылка в виде созданной еще 8 мая 1915 г. полиции в губернии Ван.

В этот период Ван был разделен на пять полицейских участков, каждый из которых имел своего начальника полиции. В городе Ван было 12 конных и 60 пеших полицейских. Во всех уездах также были организованы полицейские силы и назначены начальники полиции. Общее число полицейских в уездах достигало 400 человек. Но этого количества было недостаточно, чтобы обеспечить безопасность населения. В составе ванской полиции служили армяне, ассирийцы и езиды. 25 июня 1915 г. были приняты общие полицейские правила губернии Вана.

К сожалению, ванское губернаторство просуществовало всего 70 дней. Однако опыт ванского армянского губернаторства был использован Арамом Ма-

нукяном, когда в конце 1917 г. он возглавил Ереванский Армянский Национальный Совет, а с 24 июля 1918 г. стал министром внутренних дел Республики Армения2.

На основе общих полицейски правил, используемых в губернии Вана, 17 апреля 1917 г. временное правительство Армении приняло временный закон о милиции, который с некоторыми уточнениями был принят Парламентом Армении 21 апреля 1920 г.3 Согласно этому закону милиция — это исполнителный орган государственной власти в городах и провинциях и находится под прямым руководством местных городских и провинциальных властей4.

В законе отдельный раздел был посвящен задачам милиции и ее полномочиям (раздел Г).

Согласно ст. 18 данного закона «милиция обеспечивает общественный порядок и безопасность и охраняет всех и каждого от насилия, оскорбления, и своенравий». Согласно ст. 19 закона, для обеспечения общественного порядка и безопасности на милицию возлагались следующие задачи:

® принимать меры в случае нарушения порядка, закона и обязательных решений;

® вовремя извещать население о распоряжениях государственных и общественных властей и исходящих от них обращениях и информации; ® обеспечивать гражданские права и свободы; ® обеспечивать и поддерживать органы государственной и общественной власти при выполнении ими своих обязанностей;

выдавать свидетельства личности, а также все виды сертификатов, предусмотренные законом, в том числе и свидетельство о бедности;

вести перепись местного населения, если такая перепись предусмотрена;

составлять акты и протоколы об обстоятельствах по несчастным случаям и насильственным действиям, а также иным нарушениям прав граждан. Указанные акты и протоколы должны включать в себя данные того лица, кто их составлял, засвидетельствование самого проишествия, подписи лица, составлявшего акт, и свидетелей, если таковые присуство-вали во время его составления;

® охранять порядок в общественных местах, исправность дорог, мостов, улиц, площадей и контролировать движение по ним;

в случае пожаров, наводнений и других чрезвычайных происшествий обеспечивать безопасность и порядок и помогать в несчастных случаях;

в случае общественных бедствий и несчастных случаев требовать помощи и сотрудничества от граждан.

На данном этапе функции и полномочия МВД были весьма широки: кроме названных основных функций к компетенции МВД относились также сфера связи и коммуникации, железнодорожная и школьная си-

стемы, которые только в дальнейшем отделились от органов МВД5. На милицию возлагалось выполнение значительно более широких функций: защита границ в тылу армии, борьба с диверсионными группами, разоружение восставших турконаселенных территорий, предотвращение межнациональных конфликтов и др., несмотря на то что в органах МВД мало кто имел специальное образование и был профессионально подготовлен.

После установления советской власти на территории Армении в истории армянской милиции наступило новое время, были выдвинуты новые задачи и цели.

В рабоче-крестьянском уставе, принятом в 1920 г., задачи милиции не были четко определены6. Достаточно полное раскрытие главных задач милиции Армении советского периода произошло значительно позже, с принятием решениея Совета Министров Армянской ССР от 4 марта 1974 г. № 106 «Об утверждении устава Министерства Внутренних Дел Армянской ССР»7.

Этим решением были определены следующие задачи армянской милиции:

# обеспечение общественного порядка, своевременное предупреждение и предотвращение преступлений, их быстрое и полное раскрытие и расследование, способствование устранению причин, порождающих преступления и иные антиобщественные действия;

исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к работе, правильного исполнения законов и уважения правил социалистического общежития;

организация обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах сельского хозяйства;

обеспечение безопасности движения в городах и других населенных пунктах и на автомобильных дорогах;

осуществление ленинских принципов подбора, выдвижения и распределения кадров, обеспечение должностной, военной и политической подготовки органов внутренних дел и дисциплины на высшем уровне;

широкое использование научных и технических достижений и положительного опыта в обеспечении общественного порядка, борьбе с преступностью и в других сферах деятельности министерства;

# улучшение жилищных и культуро-бытовых условий персонала подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы министерства.

Как видно из приведенного текста, задачи милиции советского периода отличались от задач Милиции Первой Республики тем, что они были больше приближены к правоохранительному назначению и не вторгались в сферу задач других министерств и ведомств.

Нельзя не отметить, что решение № 106 1974 г. носило закрытый характер, предназначалось для внутриведомственного использования и было опубликовано лишь спустя 14 лет, в 1988 г.8

Незадолго до обретения Арменией независимости, 20 марта 1991 г. был принят закон «О советской милиции СССР», согласно ст. 2 которого на советскую милицию возлагались обязанности по:

обеспечению личной безопасности граждан, общественной безопасности и охране общественного порядка;

предупреждению преступлений и других правонарушений;

быстрому и полному раскрытию преступлений; ® защите собственности от противоправных посягательств;

оказанию социальной и правовой помощи населению;

исполнению уголовных наказаний и административных взысканий.

Закон запрещал привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе был вмешиваться в деятельность милиции9.

После обретения независимости Республики Армения около 10 лет деятельность полиции регулировалась правовыми актами, которые были приняты во времена СССР и не соответствовали современным требованиям.

Проект закона «О Полиции» был принят 16 апреля 2001 г. Национальным Собранием РА, а 17 июня того же года был ратифицирован Президентом РА. С принятием этого закона в истории полиции Республики Армения начинается новый этап.

В ст. 2 данного закона перечислены задачи полиции: ® обеспечение безопасности личности в случаях, установленных настоящим Законом;

предупреждение, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

® выявление и раскрытие преступлений; предварительное расследование по уголовным делам;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом; равная защита всех видов собственности.

В отличие от основных задач устава, принятого в 1974 г., здесь задачи полиции сформулированы более конкретно и четко, исходя из ее правоохранительного назначения. Это было обусловлено тем, что из структуры полиции Уголовно-исполнительное управление было переведено в Министерство юстиции, а Противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Ар-

мения — в Управление чрезвычайных ситуаций при Правительстве Республики Армения. Кроме того, в перечень задач не были включены вопросы, которые имеют организационный характер и относятся к задачам руководства полиции, а именно: осуществление подбора, выдвижения и распределения кадров, обеспечение должностной, военной и политической подготовки органов внутренних дел и дисциплины на высшем уровне, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий персонала подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы министерства.

Кроме того, армянский закон впервые выстроил иерархию охраняемых полицией ценностей по принципу «личность — общество — государство», отказавшись, тем самым, на законодательном уровне от традиционной для Союза ССР этатизированной ориентации органов внутренних дел и определил приоритетность задач.

В статье перечень задач носит исчерпывающий характер, поскольку во второй части данной статьи указывается, что иные задачи могут быть возложены на полицию только Законом «О Полиции» как единственным источником права, который может изменять или дополнять настоящий перечень задач.

Таким образом, при рассмотрении динамики изменения содержания задач ОВД — милиции — полиции в Армении в разные периоды последнего столетия его истории обнаружена достаточно четко выраженная тенденция развития: с одной стороны, определения этих задач с учетом, главным образом, их правоохранительного характера, с другой, — стремления к более четким формулировкам задач полиции, приведения их содержания в соответствие с подлинным обьек-тивным назначением в демократическом правовом государстве.

1 См.: Бархударян В.Б. Армянская История. — Ереван: Луйс, 1994. С. 231—232.

2 См.: Саакаян Р. Организация службы полиции и ее деятельность во время губернии Вана. // Банбер архивов Армении. № 2. 2003. С. 153—161.

3 Национальный архив Республики Армения. Ф. 201. Ц. 1. Г. 54.

4 Временный закон о милиции. Ст. 1.

5 См.: История армянской полиции // Еженедельник «02». № 15(682). — 2004. 16 апреля.

6 Национальный архив Республики Армения. Ф. 116. Ц. 1. Г. 3. С. 24—39.

7 Сборник законов Армянской ССР. Т 7. — Ереван, 1988. С. 453.

8 См.: Кочарян О.И. Закон о Полиции Республики Армения (прояснения). — Ереван, 2002. С. 18.

9 Законы о милиции /полиции/ Союза ССР, РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Литовской Республики, ССР Молдова. Академия МВД СССР, Отдел научной информации. — М., 1991. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.