ниепт
научно-методический электронный журнал
Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15170. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15170.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15162
УДК 336.1
Гуртовая Наталия Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры страхования, финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]
Лаврентьева Лариса Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры страхования, финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]
Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России
Аннотация. Государственный бюджет является важной экономической категорией и поэтому способен определять как формы организации государственных финансов, так и направления целевого использования средств, формируя доходы и расходы в соответствии с интересами государства на уровне всей страны и на уровне ее отдельных граждан.
Ключевые слова: система государственных финансов, государственный бюджет, доходы и расходы государства, структура бюджета.
Раздел: (04) экономика.
Целью статистики государственного бюджета является определение характеристик показателей государственного бюджета и эффективности фискальной политики государства.
Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде он представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
Актуальность заявленной темы обусловлена большим теоретическим и практическим значением государственного бюджета во всех сферах жизни общества любого государства и Российской Федерации в том числе.
Кроме того, государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Благодаря государственному бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на важнейших участках экономического и социального развития.
Будучи самостоятельной экономической категорией, государственный бюджет способен определять не только формы и способы организации государственных финансов, но и направления целевого использования средств в соответствии с интересами граждан и страны в целом.
Целью статистики государственного бюджета является определение характеристик показателей государственного бюджета и эффективности фискальной политики государства. Среди основных задач статистики государственного бюджета можно выделить следующие:
- характеристика структуры и отношения доходной и расходной частей;
- анализ профицита и дефицита бюджета;
о
Huern
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15170. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15170.htm. - ISSN 2304-120X.
- изучение взаимосвязи доходной части государственного бюджета и важнейших макроэкономических показателей;
- возможное прогнозирование доходной и расходной частей государственного бюджета.
Проект государственного бюджета составляется правительством Российской Федерации и далее утверждается высшим законодательным органом нашей страны -Государственной думой Федерального Собрания РФ. На момент истечения финансового года правительство России обязано произвести отчет об исполнении государственного бюджета.
При составлении проекта государственного бюджета на следующий финансовый год требуются следующие документы:
- прогноз социально-экономического развития государства на очередной финансовый год;
- главные направления бюджетной и налоговой политики государства на очередной финансовый год;
- прогноз сводного финансового баланса государства на очередной финансовый год.
При составлении проекта государственного бюджета также необходимо принимать во внимание исходные макроэкономические показатели, а именно:
- уровень ВВП на очередной финансовый год;
- темп роста ВВП в очередном финансовом году;
- уровень инфляции (соотношение показателей декабря очередного финансового года и декабря текущего года).
Статистика государственного бюджета учитывает все уровни бюджетной системы: консолидированный и федеральный бюджеты, бюджеты субъектов РФ и местный бюджет. Однако структура бюджета любого уровня одинакова и представляет собой свод доходов и расходов.
Г осударственный бюджет формируется за счет нескольких источников. Во-первых, налоговые источники. Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовой сбор) являются главным источником доходов государственного бюджета. Их доля в доходной части консолидированного бюджета составляет около 85-90% [1].
Во-вторых, источником доходов являются неналоговые поступления, которые включают доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от продажи государственного имущества, доходы от использования государственного имущества, штрафные санкции, возмещение ущерба и прочее. К прочим доходам, как правило, относятся невозвратные платежи, полученные от других государств или международных организаций [2].
Рассматривая федеральный бюджет Российской Федерации как главный бюджет страны, стоит отметить доходы, которые его формируют. К ним относятся нефтегазовые и не нефтегазовые доходы. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти [3].
Федеральный бюджет на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. ориентирован на снижение зависимости бюджета РФ от изменения мировых цен на энергоресурсы. Предполагается, что в период с 2014 по 2016 г. будут увеличиваться объёмы не нефтегазовых доходов бюджета. На 2014 г. поступления в бюджет за счёт нефтегазовых доходов запланированы в сумме 6 трлн 528,1 млрд рублей (8,9% к ВВП) [4]. По сравнению с 2013 г., нефтегазовые доходы в федеральный бюджет сократились
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15170. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15170.htm. - ISSN 2304-120X.
(в 2013 г. они составляли порядка 6 трлн 534 млрд рублей). Что касается не нефтегазовых доходов федерального бюджета России, то запланировано, что на 2014 г. они составят 7 трлн 042,4 млрд рублей (9,6% к ВВП) [5].
Таким образом, рассмотрев доходную часть государственного бюджета Российской Федерации, перейдем к рассмотрению ее расходной части. Она представляет собой экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению [6].
Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. И, как правило, расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Приоритетное место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: здравоохранение, образование, социальные пособия, стипендии и пенсии, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. Доля социальной статьи в государственном бюджете составляет около 40-50%. Таким образом, реализуется конституционное положение о Российской Федерации как социальном государстве, а также проявляется главное направление бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Расходы по социальным статьям призваны не только смягчать дифференциацию социальных групп, с неизбежностью возникающую при рыночном хозяйстве, но и обеспечивать хозяйство страны квалифицированными трудовыми ресурсами.
Доля затрат на хозяйственные нужды (капиталовложения, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы по государственным программам) в государственном бюджете составляет порядка 10-20%. Бюджетные затраты на хозяйственные нужды обычно включают в себя субсидии сельскому хозяйству.
Заметное место в системе бюджетных расходов занимают расходы на вооружение и оборону, материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (около 10-20%), а также административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, судов и прокуратуры (5-10%). Помимо своего непосредственного функционального предназначения, расходы данного типа оказывают и заметное воздействие на структуру платежеспособного спроса.
Не стоит забывать и о расходах по внутреннему государственному долгу (до 78%). Они служат конъюнктурным целям бюджетного регулирования. Досрочное погашение части долга, кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, затраты на совершенствование инфраструктуры часто в долгосрочном плане служат средством более динамичного и сбалансированного развития хозяйства страны.
При сравнительном анализе статей расходов государственного бюджета Российской Федерации за 2013 и 2014 гг. (см. таблицу) [7] было выявлено сокращение доли социальной статьи на 10,76%. Также существует сокращение расходов государственного бюджета в сфере образования (-6,26%), здравоохранения (-6,67%), жилищнокоммунального хозяйства (-30,71%). Наряду с этим наблюдается увеличение средств, направленных на обеспечение национальной обороны (+12,91%), на развитие национальной экономики (+30,11%), на общегосударственные нужды (+9,96%). Таким образом, в 2014 г. расходы государственного бюджета прежде всего направлены не на социальную сферу жизни страны, а на обеспечение ее безопасности, укрепление экономических основ государства.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15170. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15170.htm. - ISSN 2304-120X.
Сравнительная характеристика статей расходования государственного бюджета за предшествующие годы
Статья расходования средств 2013 (млрд руб.) 2014 (млрд руб.) Абсолютный прирост (млрд руб.) Относительный прирост (убыль), %
Всего 13 387 13 960 - 573
Социальная политика 3 960 3 534 - 426 - 10,76
Национальная оборона (включая закрытые расходы) 2 099 2 370 + 271 + 12,91
Национальная экономика 1 664 2 165 + 501 + 30,11
Национальная безопасность и правоохранительная отрасль 1 487 1 459 - 28 - 1,88
Общегосударственные расходы 833 916 + 83 + 9,96
Образование 607 569 - 38 - 6,26
Здравоохранение 495 462 - 33 - 6,67
Обслуживание государственного долга 452 453 + 1 + 0,22
Жилищно-коммунальное хозяйство 140 97 - 43 - 30,71
Культура, кинематография 98 97 - 1 - 1,02
Физкультура и спорт 54 80 + 26 + 48,15
Средства массовой информации 72 69 - 3 - 4, 17
Охрана окружающей среды 25 55 + 30 + 120,00
Для произведения анализа следует отметить, что в соответствии с экономическими характеристиками выделяют текущие расходы и капитальные затраты. К текущим расходам относятся расходы на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы и фонды социального страхования, другие трансфертные платежи. К капитальным относятся расходы на строительство крупных объектов, приобретение основного капитала, увеличение товарно-материальных запасов, нематериальных активов и т. п. Говоря о расходной и доходной частях государственного бюджета, не было использовано такое понятие, как «государственный долг». Он представляет собой сумму всех долговых обязательств государства, образовавшихся в результате финансирования дефицита государственного бюджета за предшествующие годы, путем государственных займов. Увеличение государственного долга, если оно приобретает значительные размеры, оказывает существенное воздействие на экономику государства. На основе этого можно сделать выводы относительно динамических изменений государственного бюджета.
Для более ясного понимания динамики развития государственного бюджета Российской Федерации необходимо подробнее рассмотреть экономические показатели за некоторый период времени, а именно за 2013-2015 гг. Россия обречена оставаться «сырьевой колонией» и рынком сбыта для глобальных ТНК до тех пор, пока правительство осознанно и целенаправленно на 25-60% (с учётом инфляции) урезает расходы на ключевые направления социально-экономической политики. И прежде всего те, которые связаны с развитием научно-технического и производственного потенциала, возрождением обрабатывающей промышленности и модернизацией изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры.
Анализ структуры расходов федерального бюджета на 2015 г. [8] характеризуется сокращением финансирования здравоохранения на 26,9% (с 494,3 до 3б1 млрд рублей), ЖКХ - на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд), физической культуры и спорта - на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд), СМИ - на 27,9% (с 70,4 до 50,7 млрд). Также более чем на 5,45% сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд рублей).
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15170. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15170.htm. - ISSN 2304-120X.
Незначительный прирост государственных затрат предполагается по статьям культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (+6,1%). Однако в силу небольшого объёма средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд рублей соответственно в 2013 г.), эти расходы не в состоянии решить проблему упадка культуры, снижения грамотности населения и ужасной экологической ситуации.
Подводя итог, стоит еще раз отметить сущность государственного бюджета. Он представляет собой смету доходов и расходов государства, составленную на определенный период времени и содержащую указания на источники поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Важнейшими элементами государственного бюджета Российской Федерации являются расходная и доходная части. Бюджетные расходы могут представлять собой средства регулирования государственной политики в том случае, если их действенность находится в зависимости от некоторых показателей. К ним относятся: относительные размеры расходуемых сумм (их доли в ВВП), структуры этих расходов, эффективность использования каждой единицы расходуемых средств.
Стоит отметить, что, рассматривая расходную часть бюджета как механизм регулирования экономики страны, стоит учитывать гораздо большее значение доходной части государственного бюджета. Основной статьей доходной части являются налоговые поступления. В большинстве случаев величина той суммы, формирующейся за счет налоговых поступлений, влияет на важную проблему любого государства - проблему сбалансированности бюджета государства.
В статистике государственных финансов имеются показатели, при расчете которых можно проследить сопоставление доходной и расходной частей государственного бюджета страны. Такие показатели формируются на основе следующих принципов бюджетной системы:
- принцип сбалансированности бюджета. Предполагает соответствие объема расходной части, предусмотренной государственным бюджетом, суммарному объему доходной части бюджета страны;
- принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Необходимо покрытие всей расходной части государственного бюджета общей суммой всех доходов страны.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главное звено которого - государственный бюджет. В этом и заключается основная роль государственного бюджета - осуществление экономического и социального регулирования с целью повышения темпов роста экономики страны и создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности для населения.
Ссылки на источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
2. Бакалавр экономики: учебник Т. 2 / под ред. В. И. Видяпина. - М.: Триада, 2010. - 1050 с.
3. Курс экономической теории: учеб. / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - К.: АСА, 2005. - 832 с.
4. Министерство Финансов Российской Федерации. - URL: http://www.minfin.ru/ru/.
5. Там же.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15170. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15170.htm. - ISSN 2304-120X.
6. Финансовая аналитика: проблемы и решения: научно-практический и информационно-аналитический сборник / учредитель ООО «Информационный центр “Финансы и кредит”»; изд. ООО «Финан-спресс»; ред. совет: Д. В. Баландин и др.; гл. ред. Ю. А. Кузнецов. - М.: Финансы и кредит, 2015. -№ 1(235). - 68 с.
7. URL: http://www.minfin.ru/ru/
8. Там же.
Natalia Gurtovaya,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Insurance, Finance and Credit, Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin, Nizhny Novgorod [email protected] Larisa Lavrentieva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Insurance, Finance and Credit, Nizhny
Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin, Nizhny Novgorod
Modern state of statistical analysis of public finances in Russia
Abstract. State budget is an important economic category and therefore it is able to detect both forms of organization of public finances and direction of the use of funds, creating income and expenses in accordance with the interests of the state as at national level and at level of its individual citizens.
Key words: public finance of state budget, revenues and expenditures, budget structure.
References
1. Bjudzhetnyjkodeks RossijskojFederaciiot31.07.1998 № 145-FZ (sizm. idop., vstup. vsilu s 01.03.2015) Federal'nogo zakona ot 02.12.2013 № 349-FZ (red. ot 02.04.2014) “O federal'nom bjudzhete na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov” (in Russian).
2. Vidjapin, V. I. (ed.) (2010) Bakalavr jekonomiki: uchebnik T. 2, Triada, Moscow, 1050 p. (in Russian).
3. Chepurin, M. N. & Kiseleva, E. A. (eds.) (2005) Kurs jekonomicheskoj teorii: ucheb., izd. 5-e, ispr., dop. i pererab, ASA, K., 832 p. (in Russian).
4. Ministerstvo Finansov Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.minfin.ru/ru/ (in Russian)..
5. Ibid.
6. Kuznecov, A. (ed.) (2015) Finansovaja analitika: problemy i reshenija: nauchno-prakticheskij i infor-macionno-analiticheskij sbornik, Finansy i kredit, № 1(235), Moscow, 68 p. (in Russian).
7. Available at: http://www.minfin.ru/ru/
8. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 27.05.15 Получена положительная рецензия 27.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 27.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В., 2015
ISSN 2304-120Х
in in
9 772304 1 20 1 59II
www.e-koncept.ru
6