Непрерывное образование
и профессиональное становление специалиста
А. В. Ракитский
(Санкт-Петербург)
Использование возможностей образовательного процесса
в военных вузах для патриотического воспитания
курсантов
В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания курсантов военных учебных заведений на основе системного подхода. Сделан вывод, что основой совершенствования патриотического воспитания должны стать развитие преподавательского состава, совершенствование методической базы патриотического воспитания и улучшение морального климата в курсантских коллективах.
Президент России В. В. Путин высказал мнение о том, что в России национальной идеей может быть только патриотизм [10]. Он подчеркнул, что идеалы патриотизма в стране «настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы» [11]. Никакая другая идея в России в настоящее время не может быть возведенной в статус «национальной идеи». Идея патриотизма не разделяет людей, она не связана ни с какой идеологией - ни религиозной, ни светской. Идея патриотизма связана «с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной» [10].
Для военнослужащих, в том числе и для курсантов военных учебных заведений, идея патриотизма имеет особое значение. Суть военной службы выражена в крылатой фразе из старого фильма: «Есть такая профессия - Родину защищать», а защита Родины и есть практическое воплощение патриотизма. Собственно, вся военная служба, как и служба в любых силовых структурах, и состоит в служении Отечеству, то есть это практический патриотизм.
Россия в этом отношении не представляет исключения, аналогичный подход применя-
ется и всегда применялся во всех армиях мира во все времена, все великие культуры культивировали представление о трусости как о позоре, воспитывая в солдатах храбрость и любовь к Родине. Особенно известен в этом отношении старый японский кодекс чести самураев, который требовал от струсившего на поле боя просто совершить самоубийство. Но не только в Японии, во всех странах во все времена в успешных армиях императив выполнения долга перед Родиной был выше страха смерти. В Древнем Риме говорили: «Dulce et decorum est pro patria morí (счастлива и благородна смерть за Родину]», средневековых европейских рыцарей воспитывали на принципе «fais се que doit, advienne que pourra (делай, что должен, и будь что будет]», в древнейшем русском литературном произведении «Слово о полку Игореве»: «И рече Игорь к дружине своей: Братие и дружи-но! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти...» (Лучше погибнуть, чем в плен сдаться].
Но в мирной жизни патриотизм должен быть просто разумным выбором любого сознательного человека. Разумные люди не идут на преступления, на дурные поступки и нарушения этических правил, потому что в итоге такое разрушительное поведение идет во вред всему обществу, во вред стране. Разум-
ные люди выбирают созидательное поведение, формируют благоприятную среду в социуме, тем самым улучшают условия жизни всей страны, всех своих соотечественников, и это является формой практического патриотизма в мирной жизни.
Военные учебные заведения формируют мировоззрение курсантов, будущих защитников Родины, и потому в военном учебном заведении работа по патриотическому воспитанию курсантов должна входить в число приоритетных направлений деятельности. Не вызывает сомнений, что такая работа требует системного подхода и грамотного управления. В современной литературе существует множество классификационных схем функционального состава управления [4, 6, 7, 8]. Наиболее обоснованной в деле патриотического воспитания курсантов представляется подход к схеме управления, разработанный В. А. Якуниным [13], который предполагает и включает следующие стадии: определение целей, формирование информационной базы обучения, принятие решения, организация исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, коррекции. Эта система технологии управления может быть применима к различным практическим задачам, одной из которых и является управление патриотическим воспитанием курсантов военных учебных заведений. Все указанные составные элементы управления образуют единую функциональную систему деятельности, связанную как с обучением и воспитанием, так и с регулированием процесса патриотического воспитания курсантов.
Длительный опыт работы военных учебных заведений говорит о том, что формирование социально значимых качеств у курсантов, в том числе и патриотическое воспитание, происходит в значительной степени в стенах этих заведений. Общепринятая в современной педагогической науке парадигма предполагает системную структуру педагогических явлений, в том числе и системную работу по патриотическому воспитанию курсантов. Поскольку педагогический процесс в военном вузе представляет собой совместную деятельность педагогов и курсантов, в ходе которой развивается непрерывный поиск наиболее эффективных способов решения учебно-воспитательных задач, оптимизация и упорядочение данного процесса предполагают осуществление специальных воз-
действий.
Прежде всего, требуется учитывать тот факт, что курсантский коллектив представляет собой определенное сообщество, и потому жизнь и деятельность каждого члена этого сообщества имеет социальный характер. Формы социального поведения курсантов в различных ситуациях существования коллектива разнообразны. При этом социальное поведение человека определяет прежде всего его адаптированность к условиям среды [7]. Включение человека в систему отношений внутри курсантского коллектива существенно влияет на базовые психические проявления его личности. Впервые оказавшись в курсантском сообществе, многие юноши испытывают определенные трудности в адаптации в нем. Человек, имеющий личные проблемы, обладает ограниченным потенциалом по развитию и проявлению социально значимых качеств, поэтому для развития уровня патриотического воспитания курсантов следует обеспечить эффективную адаптацию курсантов в военном коллективе, в том числе и принятие традиций. Поведение курсантов в простой обстановке и в напряженных условиях отличается, истинные межличностные отношения, чувства и социально значимые качества, в том числе и уровень патриотического воспитания, проявляются прежде всего в сложных условиях.
Управление патриотическим воспитанием курсантов в очень значительной степени определяется условиями учебной работы. Определение причин, сдерживающих уровень патриотического воспитания, помогает обосновать практические меры, способствующие повышению эффективности управления этим процессом. К таким мерам относятся: учет при подборе преподавателей их потенциала для развития патриотических качеств курсантов; материальное и методическое обеспечение педагогической деятельности; поддержание здорового морально-психологического климата в курсантских коллективах; стимулирование общего развития курсантов.
Одним из главных моментов в решении данного вопроса являются подбор, обучение и расстановка преподавателей. Практика свидетельствует, что сложившаяся система подбора и расстановки преподавателей в целом соответствует предъявляемым к ней требованиям, но в то же время можно отметить ряд недостаточно учитываемых деталей. В связи
с этим руководству военных учебных заведений следует обращать больше внимания при подборе преподавательского состава на изучение индивидуальных педагогических возможностей кандидата на должность, не упуская при этом и анализ потенциала этого человека в деле патриотического воспитания курсантов. Эта сторона практической педагогической деятельности имеет самостоятельное значение, независимо от специальности преподавателя.
Авторитетом у курсантов пользуются преподаватели, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, достаточный педагогический опыт и чувство разумной справедливости в своих требованиях к ним. Курсанты нередко проявляют подражательство и копируют поведение авторитетных личностей, такая некоторая несамостоятельность курсантов является предсказуемой и свойственна молодым людям в процессе формирования собственной личности.
На реализацию возможностей преподавателей существенное влияние оказывает наличие необходимого времени для воспитательной работы. Однако преподаватели не всегда имеют возможность качественно подготовиться к занятиям, продумать способы реализации своих планов по патриотическому воспитанию курсантов. Причины этого, как правило, кроются в превышении норм профессиональной нагрузки.
Создание оптимальных условий для эффективного управления патриотическим воспитанием предполагает всестороннее методическое обеспечение этой деятельности. Большинство активно работающих преподавателей создают свои собственные обширные базы учебных и методических пособий, ведут поиск информации в специальной литературе и в интернете по интересующим их вопросам, систематизируют и обобщают свой опыт по различным вопросам, которые представляют для них научный и учебный интерес. Вместе с тем постоянно растущие объемы доступной информации усложняют процесс её фильтрации и выявление действительно ценных и интересных находок среди потоков не представляющих ценности текстов. Успешно решить данную проблему можно, если целенаправленно систематизировать в учебно-методических отделах вузов накапливаемый дидактический материал, оцифровывать информацию, создавать электронные
базы данных, вести доступную в интернете картотеку накопленных материалов. Однако пока такие доступные базы данных не созданы, отсутствие постоянных налаженных межвузовских связей и разобщенность педагогов ограничивают возможности использования методического опыта по патриотическому воспитанию курсантов, накопленного в других коллективах. Для решения этой задачи можно использовать рекомендации, высказанные еще А. А. Балаховским [1] и Г. А. Шабановым [12], предлагавшими начать работу по формированию единого методического комплекса. Такой комплекс может охватывать все компоненты методических средств по патриотическому воспитанию курсантов, имеющихся в каждом конкретном учебном заведении. Центром формирования единого методического комплекса является учебно-методический отдел учебного заведения; важная роль при решении задач патриотического воспитания принадлежит музеям истории училища, батальона, дивизии, роты и т.д., в создание которых можно задействовать самих курсантов. В качестве перспективного направления патриотического воспитания курсантов следует обозначить работу по созданию унифицированной методической системы военных вузов России, которая будет базой совместного поиска путей развития работы по патриотическому воспитанию курсантов всех военных учебных заведений. Естественно, для обмена материалами и распространения ценной информации в современных условиях обязательно следует использовать возможности информационно-коммуникативных технологий.
Важным условием, способствующим патриотическому воспитанию курсантов, является поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе. В коллективах курсантов иногда отмечается агрессивность, направленная вовнутрь группы, противопоставление личности коллективу. Выбравшие асоциальный стиль поведения курсанты вызывают осуждение у других членов группы, нередко и раскол в группе. Именно акцент на патриотическое воспитание способствует изменению стилей общения и внутренней культуры курсантской группы, именно этот акцент - в значительной мере с опорой на традиции, нормы и ценности микросреды - оказывает позитивное влияние на построение эффективного взаимодействия.
Задачей педагогов при этом является внедрение в курсантские традиции и неформальные ценности представлений о приоритете образа личности с патриотическими взглядами. Результаты опроса преподавателей военных образовательных организаций подтверждают, что ориентация в процессе воспитания на образ истинного патриота эффективно действует на воспитание духовно-нравственных устоев курсантов и чувства патриотизма (76% опрошенных педагогов военных вузов отмечают это, более 60% преподавателей используют различные приемы внедрения образа патриота в воспитательной деятельности, 58% опрошенных подчеркивают значи-
мость семейных ценностей, особенно если в семье есть военнослужащие или имеющие отношение к защите Родины].
Сложность экономического и политического положения страны, особенно в настоящее время, требует от военной педагогики постоянного поиска новых методов воспитательной работы с курсантской молодежью. Задача сформировать здоровую моральную атмосферу в курсантских коллективах, основанную на патриотическом воспитании курсантов, должна быть приоритетной в деятельности руководства и преподавательского состава военных учебных заведений.
Литература
1. Балаховский А. А. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: дис. ... д-ра философ. наук. - М., 1989. - 379 с.
2. Барабанщиков А. В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф. и др. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973.
3. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. - М.: Просвещение, 1988. - 269 с.
4. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - М., 1980. - 368 с.
5. Куликов Л. М. Резервы повышения практической выучки курсантов: Научно-методический сборник. - № 23. - М.: ГУВУЗ МО СССР, 1995. - С. 23-28.
6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.
- Т. 1. - М., 1980. - С. 303-324.
7. Ломов Б. Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 295 с.
8. Марков М. Т. Теория социального управления : пер. с болг. -М. : Прогресс, 1978. - 447 с.
9. Путин нашел связь между простотой и ответственностью за Родину рассказал о силе российского патриотизма // Лента.ру.
- 23 ноября 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2014/11/23/putin1/
10. Путин объявил патриотизм национальной идеей // Лен-та.ру. - 3 февраля 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/
11. Путин рассказал о силе российского патриотизма // Лен-та.ру. - 12 июня 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2015/06/12/patriot/.
12. Шабанов Г. А. Развитие творчества преподавателей высших военных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 218 с.
13. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А.; Полиус, 1998. - 639 с.