7. Pikovskaya N.B., Osipova L.P., Shterental' I.Sh.idr. Osobennost iendokrinno jregulyacii u korennogo i prishlogo naseleniya Severa // Fiziologiyacheloveka. 1997. T. 23. № 5. S. 169- 171.
8. Subotyalov M. A. Tradicionnaya ayurvedicheskaya medicina: istochniki, istoriya i mesto v sovremennom zdravoohranenii; avtoref. diss. ... dokt.biol. nauk: M., 2015. 43 s.
9. Shchankin A.A., Shchankiina G.I. Ehkologicheskie, morfofunkcional'nye mediko-pedagogicheskie aspekty ehvolyutivnoj konstitucii cheloveka. M. - Berlin: Direkt-Media, 2015. 310 s.
10. Grej D. Mars i Venera: Zhizn' bezkonfliktov M., 2008, s. 71,72
11. Klimova O.A. Mekhanizmy polovyh razlichij v kardiovaskulyarnoj stress-reaktivnosti: avtoref. diss....kand. biol.nauk. Astrahan', 2004. 24s.
12. Davydova N.O. Gendernye osobennosti psihofiziologicheskih aspektov adaptacii studentov / N.O. Davydova, I.I. Cheremushnikova, T.A. Smancer, E.S. Barysheva // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. Ehlektronnoe izdanie. 2013. №1. S. 262.
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологиии безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, E-mail: buduk-ool@mail.ru, г. Кызыл
Ховалыг Аяна Монгушовна - ассистент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, E-mail: choixam@mail.ru, г. Кызыл
Buduk-ool Larisa - Ph.D. of Biology, Professor of the Anatomy, Physiology and Health Safety Department, the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: buduk-ool@mail.ru
Khovalyg Ayana- assistant lecturer of the Anatomy, Physiology and Health Safety of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: choixam@mail.ru
УДК 612.821, 612.13
ИЗМЕНЕНИЕ ГЕМОДИНАМИКИ В ОТВЕТ НА ДОЗИРОВАННУЮ ГИПОКСИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ЛИЦ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Будук-оол Л.К., Куулар Ш.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE HEMODYNAMIC CHANGES IN RESPONSE TO THE DOSED HYPOXIC BURDEN PERSONS WITH DIFFERENT STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS
Buduk-oolL.K., KuularSh.V.
Tuva State University, Kyzyl
Настоящая работа посвящена исследованию изменения гемодинамики в ответ на дозированную гипоксическую нагрузку у лиц с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях. В исследовании принимали участие 173 студентов тувинской национальности. Средний возраст респондентов составил 21,2±0,3 лет. Для изучения стратегий в конфликтных ситуациях использовалась методика К. Томаса, для определения типа гемодинамики метод тераполярной реографии по Кубичеку, в качестве гипоксической нагрузки использовали ГГС-15 за 5 мин. Исследование показало, что среди студентов преобладающим типом стратегии является стратегия приспособления. Определение типа гемодинамики показало преобладание ГрКТ у всей выборки. Применение ГГС позволило выявить изменение типа гемодинамики в сторону оптимизации кровообращения у групп с эффективными стратегиями поведения и
указывает на их более высокую способность к срочной адаптации.
Ключевые слова: конфликт, стратегия поведения в конфликтных ситуациях, сердечно-сосудистая система, тип гемодинамики, гипоксическая нагрузка.
This work is devoted to the study of hemodynamic changes in response to dosed hypoxic stress in persons with different strategies of behavior in conflict situations. The study involved 173 students of Tuva nationality. The average age of respondents was 21.2±0.3 years. To study the strategies in conflict situations, K. Thomas method was used, to determine the type of hemodynamics, the method of Kubicek therapy rheography, GGS-15 was used as a hypoxic load for 5 minutes. The study showed that among students the predominant type of strategy is the strategy of adaptation. The definition of the type of hemodynamics showed a predominance of GrKT the whole sample. The application of the GHM revealed a change in the type of hemodynamics in the direction of circulation optimization group with effective strategies and indicates their higher ability to urgent adaptation.
Keywords: conflict, behavioral strategies in the conflict, cardiovascular system, type of hemodynamics, hypoxic load.
В последние годы появилось большое количество исследований по проблемам адаптации студентов к обучению в вузе, а состояние здоровья студентов рассматривается в аспекте адаптации [6,11,14].
В физиологии конфликт и стресс рассматриваются как состояния, во время которых проявляются нарушения процессов адаптации [17]. Адаптация к комплексу новых факторов может сопровождаться значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [1]. В большинстве случаев сердечно-сосудистую систему можно рассматривать как индикатор адаптационных реакций целостного организма. Известно, что она одной из первых подвергается нагрузке при негативном влиянии окружающей среды, физических или психоэмоциональных воздействиях [5].
Целью исследования явилось изучение изменения гемодинамики в ответ на дозированную гипоксическую нагрузку у лиц с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях.
Материалы и методы исследования. Контингент составили 173 студентов тувинской национальности. Исследование проводилось в лаборатории «Адаптация человека к обучению и внешней среде» в соответствии с основными биоэтическими правилами, на добровольной основе. Средний возраст обследуемых составил 21,2±0,3 лет. Для исследования был сформирован комплекс, состоящий из 3 методик:
1. Тест К. Томаса для определения предпочтительных стратегий поведения личности в конфликтной ситуации [19].
2. Для определения типа гемодинамики с помощью аппаратно-приборного комплекса Рео-Спектр-2 методом тераполярной реографии по Кубичеку.
3. В качестве гипоксической нагрузки использовали гипоксикатор Эверест-1 (модель 07А-2/4) ООО «Фирма Климби». Методика выполнения прерывистой нормобарической гипоксии: обследуемый через лицевую маску вдыхает гипоксическую газовую смесь (в нашем исследовании мы взяли ГГС-15, то есть кислород в газовой смеси понижен до 15%) за 5 минут.
Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с помощью пакета программ Statistica 6.0. Рассчитывали среднее (М) и ошибку средней (т). Для сравнительного анализа групп использовали многофункциональный непараметрический критерий сравнения процентных долей (критерий Фишера, фэмп).
Результаты обследования и их обсуждение. Оценка выбора стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях выявила следующие результаты: в общем контингенте исследуемых преобладающей стратегией оказалась стратегия приспособления 28,57%, вторая приоритетная стратегия это компромисс - 23,81%, соперничеству отдали предпочтение 17,46% респондентов.
Респондентов со стратегиями избегания и сотрудничества оказалось на 12,70% и 14,28% (фэмп = 2,6, р<0,01) меньше, чем со стратегией приспособления соответственно (рис. 1).
Сотрудничество Компромисс Приспособление Соперничество Избегание 14,29 >3,81 ,57 * 0
46
0 ) 1 0 1 5 2 0 2 5 3
Рис. 1. Показатели стратегии поведения в конфликте по Томасу (%).
Прим.: * - достоверные различия между группами приспособления и сотрудничества.
В разных исследованиях авторами были получены неоднозначные результаты. Большая доля студентов, выбирающих стратегию приспособления, также выявлена в работах В.К. Нечая [9]. Во многих исследованиях, проведенных на русских студентах, стратегия приспособления, наоборот, является наименее приоритетной [7,10,18]. Полученные противоположные результаты можно связать с влиянием личностных особенностей студентов, социальным статусом конфликтующих, причинами возникновения и разрешения конфликта [15], а также, по-нашему мнению, национальной принадлежностью.
На основании оценки эффективности стратегий поведения в конфликте, которая оценивается по двум критериям: удовлетворенность и продуктивность, было обнаружено, что большинство обследуемых отдают приоритет неэффективным стратегиям поведения (46,03%), предпочитающих эффективные стратегии в 2,4 раза
Рис. 2. Распределение обследуемых по эффективности стратегии поведения в
конфликтной ситуации (%). Прим.: * - достоверные различия между группами ЭСП и НСП.
Наши данные согласуются с данными А.Н. Неврюева, С. Б. Моховой [8], которые также отметили преобладающее большинство студентов-психологов с неэффективными стратегиями поведения в конфликте. Однако у Т. В. Черняевой [18] в исследовании детерминант конфликтного поведения студентов-маркетологов, наоборот, доминирующими оказались эффективные стратегии поведения.
Определение типа гемодинамики у данных групп обследуемых (рис. 3) показало, что у студентов преобладает гиперкинетический тип (ГрКТ) гемодинамики, так у студентов со стратегией соперничества их 89,0%, компромисса - 84,8%, приспособления - 66,7%, избегания - 60,4%, а у студентов со стратегией сотрудничества их абсолютное большинство - 100%. Наибольшее количество лиц с нормокинетическим типом (НКТ) обнаружено в группе приспособления (33,4%). Гипокинетический тип (ГКТ) выявлен только в группе со стратегией избегания - 19,8%.
120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
ГКТ
НКТ
ГрКТ
С**
£
/ У
4-°
¿о
/
Рис. 3. Распределение по типу гемодинамики студентов с разными группами
стратегии поведения, %.
Существует 2 противоречивых предположения о типах гемодинамики. Первое, сердце у лиц с ГрКТ работает в наименее экономичном режиме, при котором компенсаторные возможности ограничены (Н.В.Иванова, 1988; А.Г.Дембо с соавт., 1989; М.Д.Карвэ с соавт., 1989; К.В.Гавриков, 1993; В.В.Муратов, 1993; Ф.З.Зотова, 1997) и второе, заключающееся в том, что ГрКТ, наоборот, является наиболее благоприятным типом регуляции кровообращения и способствует адаптированности организма (С.Г.Суджаева с соавт., 1990; С.И.Береснев, 1996) [2,3]. Мы придерживаемся второго предположения. Таким образом, можно говорить о том, что студенты с эффективными стратегиями поведения характеризуются благоприятным типом регуляции кровообращения.
Анализ гемодинамики у обследованных студентов показал, что САД и ЧСС не имеют достоверных различий по группам (табл.1). Достоверно высокое значение ДАД
обнаружено в группе со стратегией соперничества, самые низкие значения - у групп со стратегиями избегания и сотрудничества. В группе выбирающих избегание достоверно низкие показатели УОК, МОК, УИ и СИ в сравнении с группой студентов со стратегией сотрудничества. Подтверждается тот факт, что в группе сотрудничества абсолютное большинство являются гиперкинетиками, а в группе со стратегией избегания кроме лиц с ГрКТ (60,4%) выявлены лица (по 19,8%) с НКТ и ГКТ.
Таблица 1
Показатели гемодинамики обучающихся, (М±т)._
Стратегии Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 2 3 4 5
САД, мм.рт.ст. 119,9±5,2 110,4±6,3 118,4±2,5 114,0±2,9 116,9±2,8
ДАД, мм.рт.ст. 73,2±2,3 66,0±3,6 70,2±2.3 66,2±3,4 72,3±3,2
р<0,05 1-2; 1-4
ЧСС, уд\мин 72,4±4,5 66,1±2,4 68,1±2,8 65,5±3,7 65,4±3,9
УИ, мл\м2 68,0±3,6 81,8±6,5 72,8±5,1 62,1±6,5 71,0±5,8
р<0,05 1-2; 1-4
СИ, л\мин\м2 4,9±0,5 5,3±0,5 4,9±0,4 4,0±0,3 4,4±0,3
р<0,05 1-4 2-4; 2-5 3-4
УОК, мл 115,6±4,5 129,9±11,9 122,0±9,0 96,3±10,6 120,8±10,2
р<0,05 1-4 2-4 3-4 5-4
МОК, л\мин 8,1 ±0,6 8,5±1,0 8,2±0,6 6,1 ±0,5 7,5±0,5
р<0,05 1-4 2-4 3-4 5-4
УПСС, дин^см-5 19,8±1,8 16,2±0,9 19,4±2,0 23,0±2,9 21,4±2,1
р<0,05 1-2 3-2 4-2 5-2
После применения прерывистой нормобарической гипокситерапии видно, что в стратегиях сотрудничества и компромисса изменений в типе гемодинамики не произошло (рис. 4). У студентов со стратегией соперничества выявлен переход из ГрКТ в НКТ (у 5,5%) и ГКТ (у 5,5%). В группе со стратегией приспособления произошла трансформация ГрКТ и НКТ по 11,1% в ГКТ. У студентов со стратегией избегания также произошел переход из ГрКТ в ГКТ у 9,9%). Воздействие ГГС приводит к переходу типа кровообращения в сторону ГКТ и НКТ, что указывает на оптимизацию типа кровообращения, указывающую на срочную адаптацию организма к гипоксии.
120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
100,0%
780%
1
16,5%
5,5% 0,0%0,0%
ГКТ
НКТ
ГрКТ
•<г?
Рис. 4. Изменение типа гемодинамики после гипоксической нагрузки.
Подтверждением наших результатов служат исследования, в которых показано, что интервальная нормобарическая гипоксическая тренировка оказывает гипотензивное действие и вызывает благоприятные изменения кровотока [12, 16]. Наиболее ранними и эффективными механизмами компенсации гипоксического состояния является увеличение МОК и СИ у гипокинетиков и уменьшение у гиперкинетиков. УПСС после гипоксии увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения МОК (уменьшается - при повышении МОК, увеличивается - при понижении МОК [4,13].
Реакция ответа на гипоксическую нагрузку позволила выявить следующее: группы студентов со стратегиями сотрудничества и компромисса, относящиеся к эффективным стратегиям, «устойчивы», у них не наблюдается изменения типа гемодинамики, а у групп со стратегиями соперничества, избегания и приспособления, т.е. неэффективной и нейтральной стратегиями, «неустойчивы», у них произошло изменение типа гемодинамики в ответ на гипоксическую нагрузку.
Выводы. В исследуемом контингенте студентов преобладающим типом стратегии является стратегия приспособления, однако, значительная доля лиц избирающих стратегию компромисса. Тип гемодинамики и показатели основных параметров кровообращения свидетельствуют о том, что группа студентов, избирающая стратегию сотрудничества в абсолютном большинстве характеризуются ГрКТ, а в остальных группах таковых меньше и присутствуют все типы кровообращения. Применение ГГС позволило выявить изменение типа гемодинамики в ответ на дозированную гипоксическую нагрузку в сторону оптимизации
кровообращения у групп с эффективными стратегиями поведения и указывает на их более высокую способность к срочной адаптации.
Библиографический список
1. Агаджанян Н. А. Образ жизни и здоровье студентов. - М., 1995. - С. 18-25.
2. Варенцова И. А., Оляшев Н. В., Пушкина В. Н. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе учета типа гемодинамики // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - Выпуск № 1. 2015. С. 27-32.
3. Вульфсон И.Н. Возрастные особенности некоторых показателей гемодинамики здоровых детей // Вопросы охраны материнства и детства. 1967. № 8. С.9.
4. Голубев В.Н., Королев Ю.Н., Тимофеев Н.Н. Гипоксическая нагрузка и вариабельность ритма сердца // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. Выпуск № 1, том 6. 2011. С. 144-148.
5. Зарипов В.Н., Баринова М.О. Изменение показателей кардиоинтервалографии и ВРС у студентов с разным уровнем психоэмоционального напряжения и типом темперамента во время зачетной сессии // Физиология человека. 2008. № 4. С.73-79.
6. Литвинова Н. А., Казин Э. М., Лурье С. Б., Булатова О. В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник КемГУ. 2011. № 1(45). С. 141-147.
7. Моторная С.Е. Исследование влияния уровня культуры на выбор поведения в конфликте современного выпускника университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 286-290.
8. Неврюев А.Н., Мохова С.Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. 2013. № 1. С. 87-97.
9. Нечай В.К. Исследование конфликтного поведения у студентов // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Том 4. № 11. С. 1163.
10. Павленкович С.С. Стратегии поведения студентов-спортсменов с разными личностными особенностями в конфликтных ситуациях: сб. тр. конф. / отв. ред. Ю. О. Бронникова, Л. В. Мясникова, Т. Г. Фирсова. М.: Перо, 2016. С. 644-648.
11. Поборский А. Н., Юрина М. А., Павловская В. С. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды // Экология человека. 2010. № 12. С. 27-31.
12. Потиевская В. И. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия при ССЗ// Прерывистая нормобарическая гипокситерапия: доклады Международной академии проблем гипоксии. М.:Бумажная галерея, 2005. Т.4. С.9-32.
13. Самойлов В. О., Максимов А. Л., Филиппова Е. Б., Королев Ю. Н., Голубев В. Н., Головина А. С., Савокина О. В., Лесова Е. М. Характеристика индивидуальных различий функционального состояния человека в условиях гипоксической гипоксии // Вестник Российской военно-медицинской академии. Вып. 3 (43). 2013. С. 111-117.
14. Семенкова Т. Н., Леухова М. Г., Лесникова С. Л., Блинова Н. Г., Васина Е. В., Кошко Н. Н., Варич Л. А. Особенности психофизиологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник КемГУ. 2010. № 2(42). С. 47-52.
15. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки ТГУ. 2012. №3(10). С. 207-209.
16. Стрелков Р. Б., Чижов А.Я. Прерывистая нормобарическая гипоксия в профилактике, лечении и реабилитации. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2001. С. 258.
17. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная физиология. Вып^. М., 1975. С. 111-195.
18. Черняева Т.В. Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008. 20 с.
19. Thomas K.W. (2002), Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument / K.W. Thomas, R.H. Kilman. rev. ed., CPP, Mountain View, CA.
Электронные ресурсы:
1. Научная электронная библиотека eLibrary.ruhttp://elibrary.ru/
2. Российская государственная библиотека диссертаций http://diss.rsl.ru/
3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» http://cyberleninka.ru/ Bibliograficheskiy spisok
1. Agadzhanyan N. A. Obraz zhizni i zdorovye studentov. M.. 1995. S. 18-25.
2. Varentsova I. A., Olyashev N. V., Pushkina V. N. Differentsirovannyy podkhod v fizicheskom vospitanii studentov na osnove ucheta tipa gemodinamiki // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. Vypusk № 1. 2015. S. 27-32.
3. Vulfson I.N. Vozrastnyye osobennosti nekotorykh pokazateley gemodinamiki zdorovykh detey // Voprosy okhrany materinstva i detstva. 1967. № 8. S.9.
4. GolubevV.N.,KorolevYu.N.,TimofeyevN.N. Gipoksicheskaya nagruzka ivariabelnost ritma serdtsa // Zdorovye - osnova chelovechesko gopotentsiala - problem i puti ikh resheniya. Vypusk № 1. tom 6. 2011. S. 144-148.
5. ZaripovV.N..BarinovaM.O.Izmeneniye pokazateley kardiointervalografiii VRS u studentov s raznym urovnem psikhoemotsionalnogo napryazheniya i tipom temperamenta vo vremya zachetnoy sessii // Fiziologiya cheloveka. 2008. № 4. S.73-79.
6. Litvinova N. A., Kazin E. M., Lurye S. B., Bulatova O. V. Rol individualnykh psikhofiziologicheskikh osobennostey v adaptatsii k umstvennoy deyatelnosti // Vestnik KemGU. 2011. № 1(45). S. 141-147.
7. Motornaya S.E. Issledovaniye vliyaniya urovnya kultury na vybor povedeniya v konflikte sovremennogo vypusknika universiteta // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2016. T. 5. № 3(16). S. 286-290.
8. NevryuyevA.N.,MokhovaS.B. Osobennosti strategiy konfliktnogo povedeniya student v (psikhologicheskikh inepsikhologicheskikh spetsialnostey) // Eksperimentalnayapsikhologiya. 2013. № 1. S. 87-97.
9. Nechay V.K. Issledovaniye konfliktnogo povedeniya u studentov // Byulleten meditsinskikh Internetkonferentsiy. 2014. Tom 4. № 11. S. 1163.
10. Pavlenkovich S.S. Strategii povedeniya studentov-sportsmenov s raznymi lichnostnymi osobennostyami v konfliktnykh situatsiyakh: sb. tr. konf. / otv. red. Yu. O. Bronnikova. L. V. Myasnikova. T. G. Firsova. M.: Pero. 2016g. S. 644-648.
11. Poborskiy A. N., Yurina M. A., Pavlovskaya V. S. Funktsionalnyye vozmozhnosti organizma studentov, nachinayushchikh obucheniye v neblagopriyatnykh klimatogeograficheskikh usloviyakh sredy // Ekologiya cheloveka. 2010. № 12. S. 27-31.
12. Potiyevskaya V. I. Preryvistaya normobaricheskaya gipoksiterapiya pri SSZ// Preryvistaya normobaricheskaya gipoksiterapiya: doklady Mezhdunarodnoy akademii problem gipoksii. M.:Bumazhnaya galereya. 2005. T.4. S.9-32.
13. SamoylovV. O.,MaksimovA. L.,FilippovaE. B.,KorolevYu. N.,GolubevV. N.,GolovinaA. S.,SavokinaO. V.,LesovaE. M. Kharakteristika individualnykh razlichiy funktsionalnogo sostoyaniya cheloveka v usloviyakh gipoksicheskoy gipoksii // VestnikRossiyskoyvoyenno-meditsinskoyakademii. Vyp. 3 (43). 2013. S. 111-117.
14. SemenkovaT. N.,LeukhovaM. G.,LesnikovaS. L.,BlinovaN. G.,VasinaE. V.,KoshkoN. N.,VarichL. A. Osobennosti psikhofiziologicheskoy adaptatsii studentov pervogo kursa k usloviyam obucheniya v vuze // VestnikKemGU. 2010. № 2(42). S. 47-52.
15. StepanovaN.V.,PetrovaV.N. Vliyaniye gendernykh ustanovok v situatsii konflikta na povedeniye v mezhlichnostnykh konfliktakh y unoshey i devushek // VektornaukiTGU. 2012. №3(10). S. 207-209.
16. Strelkov R. B., Chizhov A.Ya. Preryvistaya normobaricheskaya gipoksiya v profilaktike. Lechenii i reabilitatsii.Ekaterinburg: Uralskiyrabochiy. 2001. S. 258.
17. Fress P. Emotsii // Eksperimentalnaya fiziologiya. Vyp.V. M., 1975. S. 111-195.
18. Chernyayeva T.V. Individualno-psikhologicheskiye determinanty konfliktnogo povedeniya studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl: YaGPU im. K.D. Ushinskogo. 2008. 20 s.
19. Thomas K.W. (2002), Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument / K.W. Thomas, R.H. Kilman. rev. ed., CPP, Mountain View, CA.
Elektronniye resursy:
1. Nauchnaya elektronnaya biblioteka eLibrary.ru http://elibrary.ru/
2. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka dissertatciy http://diss.rsl.ru/
3. Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka» http://cyberleninka.ru/
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: buduk-ool@mail.ru
Куулар Шенне Владимировна - аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: Shengne@mail.ru
Buduk-ool Larisa - doctor of biological Sciences, Professor of department anatomy, physiology, and life safety of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: buduk-ool@mail.ru
Kuular Shenne - postgraduate of the Department of anatomy, physiology, and life safety of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: Shengne@mail.ru
УДК 612.24 + 378
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ
Красильникова В.А., Бурхинова И.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
STATUS EVALUATION OF EXTERNAL RESPIRATION SYSTEM OF STUDENTS OF TUVA STATE UNIVERSITY DEPENDING ON CONSTITUTION TYPES
Krasilnikova V. A., Burhinova I.V.
Tuva State University, Kyzyl
Изучены параметры физического развития и системы внешнего дыхания юношей и девушек тувинской национальности. Проведен сравнительный анализ функциональных показателей в зависимости от типа конституции. По результатам проведенных исследований было выявлено, что преобладающим типом конституции является нормостенический, имеются