МЕДИЦИНА. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ MEDICINE. HEALTH PROTECTION
УДК61.612.8+1.159.91
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРЕСС-РЕЗИСТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО
ПОЛА ТУВГУ
Будук-оол Л. К., Ховалыг А. М.
Тувинскийгосударственныйуниверситет, г. Кызыл
EVALUATION OF STRESS RESISTANCE INDICATORS OF DIFFERENT GENDER
STUDENTSOFTUVSU
Buduk-ool L. K, Hovalyg A.M. TuvaStateUniversity, Kyzyl
Было изучено состояние стресс-резистентности у студентов обоего пола с использованием АПК «ВедаПульс». Показано, что у девушек больше лиц со сниженным уровнем функционального состояния, а у юношей достоверно больше лиц с оптимальным уровнем. У юношей скорость биологического старения в большей степени соответствует возрастной норме, а для девушек характерна более низкая скорость биологического старения, более высокий уровень стрессового напряжения. При разном уровне напряжения «цена» адаптации одинакова у студентов обоего пола, то есть организм девушек приспособлен за высокое напряжение «платить» меньшими нарушениями стресс-реализующей системы.
Ключевые слова: студенты, стресс, цена адаптации, индекс морфофункционального состояния, биологическое старение.
The state of stress resistance was studied in students of both sexes using the APK "Vedapuls". It is shown that girls have more persons with a reduced level of functional state, and boys have significantly more persons with an optimal level of functional state. In young men, the rate of biological aging is more consistent with the age norm, and for girls is characterized by a lower rate of biological aging, a higher level of stress. At different stress levels, the "price" of adaptation is the same for students of both sexes, that is, the body of girls is adapted for high stress "to pay" with smaller violations of the stress-realizing system.
Keywords: students, stress, price of adaptation, the index of the morphofunctional state, biological aging.
Стрессоустойчивость помогает студентам адаптироваться к воздействию внешних и внутренних факторов, как в стенах вуза, так и в социальной среде, в которую попадает студент, приехавший из села. В ТувГУ обучается более 80% студентов из сельской местности республики.
Стрессоустойчивость складывается из многих компонентов, как психологического характера, так и особенностей психофизиологического и морфофункционального статуса организма [1].
Сила, уравновешенность, лабильность и подвижность нервных процессов обеспечивают уровень работоспособности, личностную и ситуативную тревожность, уровень нервно-психического напряжения, адекватную самооценку и т.д. Эти качества
способствуют успешному достижению в основных сферах личности - поведенческой, эмоциональной, мотивационной и когнитивной [2,3].
Стресс, который могут испытывать студенты, негативно влияет на обучение не только в аспекте организации своей жизнедеятельности, но и на ухудшение когнитивных функций. Все это, в свою очередь, создает дискомфорт, который по принципу обратной связи, усиливает стрессовое состояние. В связи с этим, повышение стрессоустойчивости студентов, особенно первокурсников, поможет избежать дезадаптации, и, в конечном счете, сохранить здоровье студентов и обеспечить успешность обучения.
В литературе известны данные о том, что стресс-реактивность положительно коррелирует с уровнем адаптации организма [4].
Основным компонентом адаптации является мобилизация адаптивных ресурсов пластического резерва и защитных способностей, направленных на обеспечение организма энергией. Стресс сопровождается значительной затратой энергии, что снижает защитные ресурсы, вызывает напряжение гомеостаза и сопровождается морфофизиологическими изменениями и не дает возможности перехода на более высокий уровень адаптации с повышением структурно-энергетических возможностей организма.
Взаимосвязь стресс-резистентности прослеживается и с типологическими конституциональными особенностями. Так, Т.В. Казакова [5] выявила наиболее выраженную реакцию у мужчин астенического типа. Астенизация организма, умеренная или выраженная симпатикотония может служить фактором избыточного напряжения регуляторных механизмов и снижения стресс-резистентности.
Также известны данные о том, что высокий уровень личностной тревожности способствует снижению стрессоустойчивости [6] и развитию нервно-психических и соматических заболеваний. Однако также известно, что высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности, что приводит к черствости, безразличию, отсутствию сильных эмоций, снижению эмпатии [7]. Следовательно, оптимальный уровень стрессоустойчивости наиболее благоприятен для сохранения здоровья и адекватности реакций на внешние стимулы окружающей среды, в которой находится студент.
В связи с вышесказанным актуальным является изучение состояния стресс-резистентности студентов в вузе.
Цель исследования: изучить состояние стресс-резистентности студентов ТувГУ.
Методика исследования. В исследовании приняли участие 85 студентов ТувГУ, 2-3 курса, средний возраст 20,8 лет. Все студенты тувинской национальности, прибывшие на обучение из районов республики, проживающие в общежитии университета.
Исследование функциональных показателей проводилось с использованием АПК «ВедаПульс» (Сорокин О. В., Суботялов М. А., регистрационное удостоверение № ФСР 2011/12389).0пределяли индексы морфофункционального состояния, стресса, цену адаптации и скорость биологического старения. Интерпретацию проводили согласно шкалам АПК «ВедаПульс» [8].
Все полученные данные обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием параметрического критерия Стьюдента для независимых выборок и 7-критерия Фишера. Различия считали достоверными при р<0,05.
Результаты и их обсуждение. Оценка индекса морфофункционального состояния (рис.1) студентов показала, что у девушек наибольшая доля лиц (55,8%) характеризуется сниженным уровнем функционального состояния, со снижением работоспособности, проявлением астении и низким креативным потенциалом. Юношей с данной характеристикой достоверно меньше. При этом среди юношей достоверно больше лиц с оптимальным уровнем функционального состояния, что указывает на лучшее состояние организма. У всех исследуемых студентов отсутствуют лица с крайне низким уровнем функционального состояния, истощением жизненных сил, что вполне естественно для молодых людей, в организме которых пока еще не начались сбои в работе функциональных систем в связи с обеспечением высокой резистентности за счет достаточных возрастных функциональных резервов.
60 50 40 30 20 10 0
55,8
31,8
0 0
50,0
0-25 25-50 50-75 75-100
Рис. 1. Доля студентов с разным индексом морфофункционального состояния (%) Прим.: 0-25% - Крайне низкий уровень функционального состояния. Истощение жизненных сил. 25-50% - Сниженный уровень функционального состояния. Сниженная работоспособность. Астения. Низкий креативный потенциал. 50-75% - Средний уровень функционального состояния. Нормальная работоспособность. 75-100% - Оптимальный уровень функционального состояния. Хорошая работоспособность, креативность
Выявленный половой диморфизм с преимущественно более высоким уровнем морфофункционального состояния юношей подтверждается наличием различий в опережающем созревании организма девушек в пубертатный период. Однако это не обеспечивает им преимущества в последующие годы [9].
К физиологическим предикторам стресс-реактивности организма, кроме морфофункционального состояния, можно отнести показатель биологического возраста, отражающего степень старения организма, связанного с различными
факторами жизнедеятельности. К ним можно отнести морфологическое развитие, биохимические, физиологические, психофизиологические и психические особенности индивидуума. Однако чаще всего определяются критерии «морфологической зрелости». Определить динамику биологического старения позволяет его скорость.
Анализ полученных результатов свидетельствует об отсутствии студентов с очень высокой скоростью старения, незначительна доля девушек со скоростью выше возрастной нормы - 7,0%, а у юношей она примерно в 2 раза выше и составляет 13,6% (р<0,05) (рис.2).
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
54,5
0,0-0,7
0,7-2,0
2,0-5,0
5,0-7,0
Рис. 2. Доля студентов с разной скоростью биологического старения (%) Прим.:0,0-0,7 - Низкая скорость биологического старения на фоне высокой энтропии (дисрегуляция процессов мобилизации энергии). Состояние инертности. 0,7-2,0 - Скорость биологического старения соответствует возрастной норме. 2,0-5,0 - Скорость биологического старения выше возрастной нормы. 5,0-7,0 - Очень высокая скорость биологического старения.
Большинство юношей - 54,5% имеют скорость биологического старения, соответствующую возрастной норме, при этом у девушек таковых меньше на 8%. 46,5% девушек попадает в диапазон с низкой скоростью старения, на фоне высокой энтропии (дизрегуляция процессов мобилизации энергии) с состоянием инертности. Юношей с такой скоростью старения меньше - 31,8% ф<0,05).
Таким образом, у юношей скорость биологического старения в большей степени соответствует возрастной норме, а для девушек характерна более низкая скорость биологического старения. По биологическим процессам женщины стареют медленнее и живут дольше. Однако социально-экономические и психологические условия могут сглаживать или углублять эти различия.
Рис. 3. Доля студентов с разным уровнем стрессового напряжения (%) Прим.: 0-30 - Состояние выраженного дистресса. 30-60 - Состояние компенсированного дистресса (незначительная разбалансировка). 60-120 - Состояние эустресса. 120-200-Состояние транзиторного напряжения систем регуляции физиологических функций. 200500 - Состояние компенсированного дистресса (пограничное состояние). 500-1000 -Состояние некомпенсированного дистресса.
Анализ индивидуального распределения студентов по уровню стрессового напряжения (рис.3) свидетельствует о доминировании студентов-юношей с состоянием эустресса, характерного для оптимума реагирования на стрессирующие факторы, сбалансированной и гармоничной работой физиологических систем регуляции, у девушек разброс по диапазонам больше: значительна доля лиц с состоянием выраженного дистресса (активность стресс-лимитирующих значительно превышает активность стресс-реализующих систем) и компенсированного дистресса (без повреждающего действия стресса). Юношей с такими показателями достоверно меньше.
К сожалению, 2,3% девушек характеризуются состоянием некомпенсированного дистресса, с высокой степенью напряжения стресс-реализующих систем, оказывающих повреждающее действие на системы и органы, у юношей таковые отсутствуют.
Таким образом, можно констатировать факт более высокого уровня стрессового напряжения у девушек. Действительно, девушки более склонны фокусироваться на негативных эмоциях, полученных вследствие стрессовых ситуаций, чаще и длительнее размышлять о том состоянии, в котором они находятся. Юноши, наоборот, стараются о них не думать.
Джон Грей [10] считает, что мужчины и женщины имеют разную реакцию на стресс, потому что за снятие стресса в мужском организме отвечает тестостерон, а у женщин - окситоцин.
В соответствии с уровнем стрессового напряжения складывается цена адаптациик стресс-факторам (рис. 4). Нами показано, что большинство студентов
имеют условную норму, механизмы расхода и сбережения энергии оптимизированы и даже наблюдается избыток ресурсов в адаптации.
Вегетативные дисфункции, связанные с инертностью системы мобилизации энергетики, выявлены только у 4,7% девушек. Высокая цена адаптации, связанная с повышением затраты энергии наблюдается у 9,1% юношей и 7,0% девушек. При этом выявлены вегетативные дисфункции, связанные с инертностью систем мобилизации энергетики.
Рис. 4. Распределение студентов по «цене» адаптации (%). Прим.: 0-15 - Вегетативные дисфункции связанные с инертностью систем мобилизации энергетики. 15-30 - Избыток ресурсов адаптации. 30-50 - Условная норма расхода и сбережения энергии оптимизированы. 50-80 - Высокая цена адаптации, связанная с течением основного заболевания или напряжённого периода жизни. Затраты энергии для оптимального функционирования организма повышены. Может провоцироваться обострение хронических заболеваний. 80-100 -Крайне высокая цена адаптации. Значительная мобилизация всех ресурсов.
Таким образом, несмотря на более высокий уровень стрессового напряжения у девушек цена адаптации одинакова у студентов обоего пола, это, вероятно, можно объяснить тем, что организм девушек приспособлен за высокое напряжение «платить» меньшими нарушениями стресс-реализующей системы. Выявленные нами различия половых особенностей стресс-реактивности и стресс-устойчивости подтверждается другими авторами О.А. Климовой [11]; Давыдовой Н.О. и др. [12].
Выводы.
1. Выявлены половые различия в более высоком уровне морфофункционального состояния юношей и более низкой скорости старения девушек исследуемого возраста.
2. Девушки имеют более высокий уровень стрессового напряжения, чем студенты-юноши, для которых характерно состояние эустресса, с оптимальным уровнем реагирования на стрессирующие факторы, т.е. более высокая стресс-резистентность.
3. Юноши вынуждены платить более высокую «цену» адаптации за нарушения стресс-реализующей системы, чем девушки.
Библиографический список
1. Курясев И.А. Стресс и стрессоустойчивость студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экология и безопасность жизнедеятельности. 2013. № S5. С. 64-67.
2. Бартош Т.П., Максимов А.Л. Особенности психофизиологического статуса у подростков различных районов Магаданской области // Экология человека. 2007. № 6. С. 19-24.
3. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Эколого-психофизиологическое обеспечение умственной деятельности: монография. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. 118 с.
4. Колпаков В.В. Системная оценка стрессреактивности при комплексном воздействии факторов окружающей среды / В.В. Колпаков, А.А. Копытов, Т.В. Беспалова, Е.А. Томилова, Н. Ю. Ларькина // Медицинская наука и образование Урала Т. 15 № 4 (80) 2014. С. 97-103.
5. Казакова Т.В. Конституциональные особенности физического статуса, вегетативной регуляции и мебтаболизма клеток иммунной системы в юношеском возрасте: автореф.докт. мед. наук. Красноярск, 2009.43с.
6. Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Корреляционная связь между вегетативными показателями стресса и личностными особенностями испытуемых, находящихся в зоне пограничных расстройств // Материалы II Международного междисциплинарного конгресса «Нейро - наука для медицины и психологии». Судак, 2006. С. 47.
7. Пиковская Н.Б., Осипова Л.П., Штеренталь И.Ш. и др. Особенности эндокринной регуляции у коренного и пришлого населения Севера // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 5. С. 169- 171.
8. Суботялов М. А. Традиционная аюрведическая медицина: источники, история и место в современном здравоохранении; автореф. дисс. ... докт. биол. наук: М., 2015. 43 с.
9. Щанкин А.А., Щанкина Г.И. Экологические, морфофункциональные медико-педагогические аспекты эволютивной конституции человека. М. Берлин: Директ-Медиа, 2015. 310 с.
10.Грей Д. Марс и Венера: Жизнь без конфликтов М., 2008. С. 71-72.
11. Климова О.А. Механизмы половых различий в кардиоваскулярной стресс-реактивности: автореф. дисс..канд. биол.наук. Астрахань, 2004. 24с.
12. Давыдова Н.О. Гендерные особенности психофизиологических аспектов адаптации студентов / Н.О. Давыдова, И.И. Черемушникова, Т.А. Сманцер, Е.С. Барышева // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2013. №1. С. 262. Bibliograficheskij spisok
1. KuryasevI.A. Stress i stressoustojchivost' studentov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: ehkologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti № S5. 2013. S. 64-67.
2. BartoshT.P., MaksimovA.L. Osobennost ipsihofiziologicheskogo statusa u podrostkov razlichnyh rajonov Magadanskoj oblasti // Ehkologiyacheloveka. 2007. № 6. S. 19-24.
3. YacenkoM.V., KajgorodovaN.Z. Ehkologo-psihofiziologicheskoe obespechenie umstvennoj deyatel'nosti: monografiya.Barnaul :Izd-voAlt. un-ta, 2014. 118 s.
4. KolpakovV.V. Sistemnaya ocenka stressreaktivnosti pri kompleksnom vozdejstvii faktorov okruzhayushchej sredy / V.V. Kolpakov, A.A. Kopytov, T.V. Bespalova, E.A. Tomilova, N. YU. Lar'kina // Medicinskaya nauka i obrazovanie Urala T. 15 № 4 (80) 2014. S. 97-103.
5. Kazakova T.V. Konstitucional'nye osobennosti fizicheskogo statusa, vegetativnoj regulyacii i me6tabolizma kletok immunnoj sistemy v yunosheskom vozraste: avtoref.dokt. med. nauk. Krasnoyarsk, 2009.43s.
6. Arakelov G.G., Glebov V.V. Korrelyacionnaya svyaz' mezhdu vegetativnymi pokazatelyami stressa i lichnostnymi osobennostyami ispytuemyh, nahodyashchihsya v zone pogranichnyh rasstrojstv // Materialy II Mezhdunarodnogo mezhdisciplinarnogo kongressa «Nejro - nauka dlya mediciny i psihologii». Sudak, 2006. S. 47.
7. Pikovskaya N.B., Osipova L.P., Shterental' I.Sh.idr. Osobennost iendokrinno jregulyacii u korennogo i prishlogo naseleniya Severa // Fiziologiyacheloveka. 1997. T. 23. № 5. S. 169- 171.
8. Subotyalov M. A. Tradicionnaya ayurvedicheskaya medicina: istochniki, istoriya i mesto v sovremennom zdravoohranenii; avtoref. diss. ... dokt.biol. nauk: M., 2015. 43 s.
9. Shchankin A.A., Shchankiina G.I. Ehkologicheskie, morfofunkcional'nye mediko-pedagogicheskie aspekty ehvolyutivnoj konstitucii cheloveka. M. - Berlin: Direkt-Media, 2015. 310 s.
10. Grej D. Mars i Venera: Zhizn' bezkonfliktov M., 2008, s. 71,72
11. Klimova O.A. Mekhanizmy polovyh razlichij v kardiovaskulyarnoj stress-reaktivnosti: avtoref. diss....kand. biol.nauk. Astrahan', 2004. 24s.
12. Davydova N.O. Gendernye osobennosti psihofiziologicheskih aspektov adaptacii studentov / N.O. Davydova, I.I. Cheremushnikova, T.A. Smancer, E.S. Barysheva // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. Ehlektronnoe izdanie. 2013. №1. S. 262.
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологиии безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, E-mail: buduk-ool@mail.ru, г. Кызыл
Ховалыг Аяна Монгушовна - ассистент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, E-mail: choixam@mail.ru, г. Кызыл
Buduk-ool Larisa - Ph.D. of Biology, Professor of the Anatomy, Physiology and Health Safety Department, the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: buduk-ool@mail.ru
Khovalyg Ayana- assistant lecturer of the Anatomy, Physiology and Health Safety of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: choixam@mail.ru
УДК 612.821, 612.13
ИЗМЕНЕНИЕ ГЕМОДИНАМИКИ В ОТВЕТ НА ДОЗИРОВАННУЮ ГИПОКСИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ЛИЦ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Будук-оол Л.К., Куулар Ш.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE HEMODYNAMIC CHANGES IN RESPONSE TO THE DOSED HYPOXIC BURDEN PERSONS WITH DIFFERENT STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS
Buduk-oolL.K., KuularSh.V.
Tuva State University, Kyzyl
Настоящая работа посвящена исследованию изменения гемодинамики в ответ на дозированную гипоксическую нагрузку у лиц с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях. В исследовании принимали участие 173 студентов тувинской национальности. Средний возраст респондентов составил 21,2±0,3 лет. Для изучения стратегий в конфликтных ситуациях использовалась методика К. Томаса, для определения типа гемодинамики метод тераполярной реографии по Кубичеку, в качестве гипоксической нагрузки использовали ГГС-15 за 5 мин. Исследование показало, что среди студентов преобладающим типом стратегии является стратегия приспособления. Определение типа гемодинамики показало преобладание ГрКТ у всей выборки. Применение ГГС позволило выявить изменение типа гемодинамики в сторону оптимизации кровообращения у групп с эффективными стратегиями поведения и