Айзман Роман Иделевич - доктор биол. наук, профессор, засл. деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", проф. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", гл.научный сотр. ФБУН "НИИ гигиены" Роспотребнадзора, e-mail: aizman .roman@yandex.ru
Aizman Roman - Doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Member of Science of Russia, Head of the Department of anatomy, physiology and life safety FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Professor, Dept. jf the anatomy, physiology and life safety FSBEI HBE "Tuvinian State University", Chief researcher of FBUN "Novosibirsk SRI of Hygiene" Rospotrebnadzor, e-mail:aizman.roman @yandex.ru
УДК 612.821
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ ТУВГУ
Будук-оол Л. К., Куулар Ш. В. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
GENDER DIFFERENCES IN CHOICE OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS OF STUDENTS TSU
Buduk-ool L. K., Kuular Sh. V.
Tuvan State University, Kyzyl
Настоящая работа посвящена исследованию тендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов. В исследовании принимали участие 80 студентов тувинской национальности - 42 девушки и 38 юношей. Средний возраст респондентов составил 21,2±0,3 год. Для изучения стратегий в конфликтных ситуациях использовалась методика К. Томаса. Исследование показало, что среди студентов-юношей преобладают неэффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях (приспособление и соперничество), а у девушек доминируют эффективные стратегии поведения в конфликте (сотрудничество и компромисс).
Ключевые слова: стратегия поведения в конфликтных ситуациях, межличностный конфликт, гендерные отличия поведения в конфликте.
The present work is devoted to the study of gender differences in the choice of strategy of behavior in conflict situations of st udents. The study involved 80 students of Tuvinian nationality - 42 girls and 38 boys. The average age of respondents was 21.2±0.3. To explore strategies in conflict situations have used the method of K. Thomas. The study showed that among male students predominate ineffective strategy of behavior in conflict situations (adaptation and rivalry), and the girls dominate the effective strategies of behavior in conflict (cooperation and compromise).
Key words: behavioral strategies in the conflict, interpersonal conflict, gender differences in conflict behavior.
Студент во время обучения в университете подвергается многочисленным факторам риска, которые провоцируют возникновение дисбаланса регуляторных систем, способного привести к сильному психоэмоциональному стрессу. Стресс, как неспецифическая адаптивная реакция организма на экстремальные внешние факторы, является необходимым для поддержания постоянства внутренней среды и адаптации к новым условиям [1].
Одной из первопричин стресса является конфликт [2]. П. Фресс также предлагает рассматривать конфликт и стресс как состояния, во время которых проявляются нарушения процессов адаптации [3]. Эта точка зрения совпадает с представлениями научной школы П.К. Анохина — К.В. Судакова об эмоциональном стрессе как следствии длительного неудовлетворения биологических или социальных потребностей и возникающего на этой почве застойного эмоционального возбуждения с последующей дезинтеграцией физиологических функций [2].
Конфликт по Н.В. Гришиной представляет собой столкновение противоположных интересов, которое оппоненты своими активными действиями пытаются преодолеть [4]. Однако, не каждое противоречие есть конфликт [5]. Согласно К. Томасу, если человек осознает ситуацию, как конфликт, она становится таковою. Томас в своей теории конфликта выделяет 5 видов стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление [6].
Оценивая степень реализации своих интересов оппонентами и качество разрешения конфликта с использованием определенной стратегии в конфликтном взаимодействии, целесообразно говорить об эффективности стратегии поведения в конфликте. Эффективность оценивается по двум критериям: удовлетворенность и продуктивность [7]. На основании этих критериев были определены в качестве эффективных стратегий поведения в конфликте сотрудничество и компромисс, поскольку в случае их использования интересы противоположных сторон удовлетворяются в большей степени; в качестве неэффективных - соперничество и приспособление, поскольку в случае их использования удовлетворяются интересы одной стороны; избегание выступает нейтральной стратегией поведения, поскольку в этом случае не удовлетворяются интересы обеих сторон [8].
Гендерные отличия поведения в конфликте - особенности поведенческих проявлений участников конфликта, определяемых их половой принадлежностью. Говоря о гендерных отличиях поведения, следует отметить, что в современном обществе существует ряд правил (социальных норм), которые довольно часто определяют поведение мужчин и женщин в различных ситуациях. По мнению ряда учёных (Ш. Берн, С. Бэм, Э. Гидденс, Д. Скотт, В. Шейнов), объяснение многих гендерных различий следует искать именно в социальных нормах, приписывающих различные типы поведения, которые часто оказываются стереотипными.
Во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола, что проявляется в гендерных отличиях
поведения в конфликтах. В исследовании П. А. Ковалева (1996) большая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин. В ряде исследований также выявлена большая экспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста [9].
Целью исследования является изучение тендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов Тувинского государственного университета.
Материалы и методы исследования.
В исследовании приняли участие 80 студентов тувинской национальности - 42 девушки и 38 юношей. Средний возраст респондентов составил 21,2±0,3 год. Для изучения стратегий в конфликтных ситуациях использовалась методика К. Томаса. В тесте каждый способ поведения в конфликте описывается с помощью 12 суждений. В различных сочетаниях они представлены в 30 парах, в каждой из которых обследуемому предлагается выбрать только одно суждение, которое в наибольшей степени соответствует его поведению в конфликтной ситуации. Подсчитывается количество ответов, соответствующих каждому способу поведения, и, в зависимости от набранных баллов, делается вывод о преобладании того или иного стиля поведения в конфликте и степени его выраженности.
Результаты и их обсуждение.
По результатам теста Томаса были получены следующие результаты: в общем контингенте исследуемых преобладающей стратегией оказалась стратегия приспособления у 27,50%, вторая приоритетная стратегия - компромисс - 21,25%, сотрудничеству отдали предпочтение 18,75% респондентов, а стратегии соперничество и избегание избирают меньшее число респондентов - по 16,25% (рис. 1).
Сотрудничество Компромисс Приспособление Соперничество Избегание
10
15
20
25
30
0
5
Рис. 1. Показатели стратегии поведения в конфликте по Томасу (%).
В разных исследованиях, проведенных разными авторами в разное время, были получены неоднозначные результаты. Большая доля студентов, выбирающих стратегию приспособления, также выявлена в работах В.К. Нечая [10]. Во многих исследованиях, проведенных на русских студентах, стратегия приспособления, наоборот, является наименее приоритетной [11, 12, 8]. Полученные противоположные
результаты можно связать с влиянием личностных особенностей студентов, социальным статусом конфликтующих, причинами возникновения и разрешения конфликта [9], а также, по-нашему мнению, этнической принадлежностью.
Далее мы разделили студентов по гендерному признаку и получили следующие результаты (рис. 2). Преобладающей стратегией поведения в межличностном конфликте у юношей является стратегия приспособления, которая выявляется в общем контингенте за счет юношей (на 12,78% больше, чем девушки). У девушек преобладает стратегия сотрудничества, их на 15,66% больше, чем юношей. Наименее популярной у девушек является стратегия соперничества (14,28%), а у юношей - стратегия сотрудничества (10,53%).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
34,21
26,19 23,80
■ 18,42
10,53
23,06
19,05
С°
У
I Юноши
Девушки
Рис. 2. Показатели стратегии поведения в конфликте в зависимости от гендерной
принадлежности (%).
На основании оценки эффективности стратегий поведения в конфликте было обнаружено, что большинство юношей отдают приоритет неэффективным стратегиям поведения (57,27%), а около половины девушек выбирают эффективные стратегии (на 21,04% больше, чем юноши) (рис. 3).
70 60 50 40 30 20 10 0
57,27
71
19,05
13,16
Юноши
' Девушки
Рис. 3. Показатели эффективности стратегии поведения в конфликте в зависимости от гендерной принадлежности (%).
Полученный результат свидетельствует о тендерных различиях в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В.А. Геодакян в своей «Эволюционной теории пола» пишет, что широкая норма реакции женщин обеспечивает им более высокую, чем у мужского пола, пластичность (адаптивность) в онтогенезе. Это относится и к психологическим признакам [13].
Заключение. Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать вывод о том, что в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях обнаружены гендерные различия. Показано, что среди студентов-юношей преобладают стратегия приспособления, далее избирается стратегия соперничества, которые относятся к неэффективным стратегиям. У девушек доминирует сотрудничество, затем компромисс, входящие в эффективные формы поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, девушки в ситуации выбора поведения в конфликте более оптимальны и лучше адаптируются в социальной среде.
Библиографический список
1. Попов, И.О., Колосова, О.Н. Уровень стресса и напряжения регуляторных систем организма у студентов в экзаменационный период [Электронный ресурс]. М., Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/537/2789
2. Ревина, Н.Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник НовГУ. 2006. №35. С. 74-76.
3. Фресс, П. Эмоции // Экспериментальная физиология. Bbm.V. М., 1975. С. 111-195.
4. Гришина, Н.В. Психология конфликта. СПб.: «Питер», 2008. 544 с.
5. Гришина, А.В. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у студентов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. № 1(3). М.: Изд. «МЦНО», 2017. С. 48-54.
6. Thomas, K.W. (2002), Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument / K.W. Thomas, R.H. Kilman. -rev. ed., CPP, Mountain View, CA.
7. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 512 c.
8. Черняева, Т.В. Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008. 20 с.
9. Степанова, Н.В., Петрова, В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки ТГУ. 2012. №3(10). С. 207-209.
10. Нечай, В.К. Исследование конфликтного поведения у студентов [Электронный ресурс] // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Том 4. № 11. С. 1163.
11. Моторная, С.Е. Исследование влияния уровня культуры на выбор поведения в конфликте современного выпускника университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 286-290.
12. Павленкович, С.С. Стратегии поведения студентов-спортсменов с разными личностными особенностями в конфликтных ситуациях // сб. тр. конф. / отв. ред. Ю.О. Бронникова, Л.В. Мясникова, Т.Г. Фирсова. М.: Перо, 2016. С. 644-648
13. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. №8. С. 60-69.
Электронные ресурсы
1. Научная электронная библиотека eLibrary.ru http://elibrary.ru/
2. Российская государственная библиотека диссертаций http://diss.rsl.ru/
3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» http://cyberleninka.ru/ Bibliograficheskiy spisok
1. Popov, I.O., Kolosova, O.N. Uroven' stressa i napryazheniya regulyatornyh system organizma u studentov v ekzamenatcionniy period [Elektronniy resurs]. M., Rejim dostupa: http://www. scienceforum.ru/2014/537/2789
2. Revina, N.E. Konflict, stress, nevroz // Vestnik NovGU. 2006. №35. S. 74-76.
3. Fress, P. Emotcii // Eksperimental'naya fiziologiya. Vyp.V. M., 1975. S. 111-195.
4. Grishina, N.V. Psihologiya konflikta. SPb.: «Piter», 2008. 544 s.
5. Grishina, A.V. Issledovaniye vzaimosvyazi urovnya agressivnosti i vybora strategii povedeniya v konflikte u studentov // Nauchniy forum: Pedagogika i psihologiya: sb. st. po materialam III mezhdunar. nauch.-prakt. Konf. № 1(3). M.: Izd. «MTCNO», 2017. S. 48-54.
6. Thomas, K.W. (2002), Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument / K.W. Thomas, R.H. Kilman. -rev. ed., CPP, Mountain View, CA.
7. Antsupov, A. Ya. Konfliftologiya: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2013. 512 s.
8. Chernyayeva, T.V. Individual'no-psihologicheskiye determinant konfliktnogo povedeniya studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. Psihol. Nauk. Yaroslavl': YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2008. 20 s.
9. Stepanova, N.V., Petrova, V.N. Vliyaniye gendernyh ustanovok v situatcii konflikta na povedenie v mezhlichnostnyh konfliktah yunoshey i devushek // Vektor nauki TGU. 2012. №3(10). S. 207-209.
10. Nechay, V.K. Issledovaniye konfliktnogo povedeniya u studentov [Elektronniy resurs] // Byulleten' meditsinskih Internet-konferentciy. 2014. Tom 4. № 11. S. 1163.
11. Motornaya, S.E. Issledovaniye vliyaniya urovnya kul'tury na vybor povedeniya v konflikte sovremennogo vypusknika universiteta // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. 2016. T. 5 № 3 (16). S. 286-290.
12. Pavlenkovich, S.S. Strategii povedeniya studentov-sportsmenov s raznymi lichnostnymi osobennostyami v konfliktnyh situatciyah // sb.tr. konf. / otv.red. YU.O. Bronnikova, L.V. Firsova. M.: Pero, 2016. S. 644-648.
13. Geodakyan, V.A. Evolyutsionnaya teoriya pola // Priroda. 1991. №8. S. 60-69.
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: buduk-ool@mail.ru
Buduk-ool Larisa - doctor of biological Sciences, Professor of department anatomy, physiology, and life safety of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:buduk-ool@mail.ru
Куулар Шенне Владимировна - аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: Shengne@mail.ru
Kuular Shenne - postgraduate of the Department of anatomy, physiology, and life safety of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: Shengne@mail.ruп