вой щеке. - Через сопротивление ладони совершаем поворот головы направо (5-7 сек.); - Фаза расслабления - поворот головы налево с растяжением мышц (медленно, дыхание спокойное, 6-10 сек.); - И.п. Повторить с левой ладонью, влево.
Упражнение 5. И.п. левая ладонь на левое ухо, правая рука на правое плечо. - Через сопротивление ладони попытаться наклонить голову налево (5-7 сек.);
- Сменить положение рук, фаза расслабления с наклоном головы направо (6-10 сек); - И. п., повторить упражнение в другую сторону.
Упражнение 6. Упражнение «утка ныряет».
- Скользить подбородком по грудине; - Поднять голову вверх и назад; - Вернуться в И.п. Включая в работу плечевой пояс и грудной отдел позвоночника.
Упражнение 7. И.п. стоя, руки вытянуты в стороны. - Развести руки в стороны-назад ладонями кверху, удержать напряжение 5-7 сек; - Фаза расслабления - с встряхиванием, махами руками и опусканием плеч.
Упражнение 8. И.п. стоя. - Руки отвести назад и напрячь - вдох (5-7 сек.); - При выдохе руками обнять и сжать грудную клетку (6-10 сек.); И.п.
Упражнение 9. И.п. стоя или сидя. - Свести плечи вперед с небольшим наклоном головы вперед, сохранить напряжение 5-7 сек; - Запрокинуть голову назад, лопатки свести, руки соединить в замок за спиной, потянуться 6-10 сек., баз максимального напряжения; И.п.
Упражнение 10. И.п. руки сложены в кольцо перед грудью. - Приложить усилие, пытаясь разорвать кольцо (5-7 сек.); - Обхватить руками плечи, опустить голову вниз - расслабиться и потянуться 6-10 сек.; И.п. Повторить упражнение, но и.п. руки в кольце на уровне плеч.
Упражнение 11. И.п. стоя или сидя, руки вдоль туловища. - Выполнить круговые движения плечами (легкие, без напряжения): по 4 вращения вперед и назад; - Потрясти руками, расслабляя плечевой пояс.
Упражнение 12. «Коррекция положением» выполняется в полной релаксации мышц и спокойном дыхании (задействовать переднюю брюшную стенку) - 3-5 мин. И.п. - лежа, с валиками под шею и колени.
Физиотерапия завершала реабилитационный комплекс и состояла из:
а) Диадинамические токи применялись на шейный и грудной отделы последовательно: Двухтактный волновой, однотактный волновой и двухтактный волновой по 3 минуты каждого вида тока со спиной полярности каждую минуту: таким образом уменьшаем и снимаем болевой синдром, сосудистые и мышечные расстройства улучшаем трофические процессы в позвоночнике.
б) Ультразвуковая терапия использовалась для воздействия на паравертебральные зоны (позвоночник не озвучивает) методика лабильная, режим импульсный. Интенсивность 0,2 Вт/смІ. Время воздействия 5 минут на каждую область. Курс 10 процедур через день. Обезболивающее действие, стимули-
рует трофику и кровообращение в тканях, снимаем рефлекторное напряжение и спазм мышц [4].
Контрольной группе была предложена и выполнена такая реабилитационная программа: 1. Лечебный массаж. Мы выполняли по методике аналогичной экспериментальной группы. 2. Физиотерапия. В целях обезболивания. ЛФК не использовалась.
Все группы регулярно выполняли предложенные им мероприятия. По истечению 70 дней реабилитации (30 сеансов), мы можем сделать такие выводы: у всех испытуемых снят болевой синдром. Экскурсия грудной клетки и гибкость позвоночника приблизились к норме в экспериментальных группах, как у мужчин, так и у женщин. Что составило: у мужчин 69 мм, у женщин 61 мм. Гибкость позвоночника в группе женщин достигла в среднем 97 мм, мужчин 96 мм. В контрольной группе - подвижность грудной клетки приблизилась к таким цифрам - у мужчин 66 мм, у женщин 44 мм. При гибкости позвоночника у женщин 88 мм, у мужчин 87 мм.
Выводы.
По результатам исследования можно сделать вывод, что реабилитационная программа более эффективна при включении в нее методов лечебной физической культуры и приемов мануальной терапии.
Более детально мы планируем рассмотреть положительную динамику изменений в состоянии здоровья больных остеохондрозом в дальнейших публикациях.
Литература
1. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебнометодическое пособие для медицинских работников. -М.: Советский спорт, 2001. - 272 с.
2. Боренштейн Д. Позвоночник под контролем: Уникальные советы и рекомендации по устранению болей в спине /Пер. с англ. М.Н.Морозовой. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 272 с.
3. Епифанов В.А. Остеохондроз позвоночника (диагностика, лечение, профилактика).- М.: МЕДпресс-информ. - 2004. - 272 с.
4. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей. / Под ред. Епифанова В.А..-М.: Медпресс-информ, 2005. - 328 с.
5. Койгушская Г.П., Кузьменко Л.В. Применение гирудотерапии при нестабильности шейного отдела позвоночника //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту / зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №3.- С. 57-50.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ
Гулбани Р.Ш., Рыбченко Е. О., Глухих В.И. Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления”
Запорожский государственный медицинский университет
Аннотация. При использовании упражнений аэробной гимнастики улучшаются функциональные показатели физической подготовленности девушек 17 -
19 лет и повышаются резервные возможности организма. Регулярная тренировка и разумное питание корректируют общее физическое и функциональное состояние. Она улучшает пропорции тела и тонизируют мышцы.
Ключевые слова: студенты, аэробная гимнастика, оздоровительная направленность, кардио-фаза, выносливость.
Анотація. Гулбані Р.Ш., Рибчинко Є .О., Глухих В.І. Зміна функціонального стану під впливом занять спортивною аеробікою. При використанні вправ аеробної гімнастики покращуються функціональні показники фізичної підготовки дівчат 17-19 років та підвищуються резервні можливості організму. Регулярне тренування й розумне харчування корегують загальний фізичний і функціональний стан. Вона поліпшує пропорції тіла й тонізують м’яза.
Ключові слова: студенти, аеробна гімнастика, оздоровча спрямованість, кардіо-фаза, витривалість. Annotation. Goulbani R.S., Ribchinco E.O., Glouhih V.I. Change of the functional being under act of employments by sporting aerobic. Using aerobic gymnastics exercises the functional parameters of the physical readiness of the girls aged 17-19 are improved and reserve potentialities of the organizm are raised. The regular aging and a reasonable feeding correct a common physical and functional state. She enriches ratioes of a skew field and tone up muscles.
Key words: students, aerobic gymnastics, sanitation direction, cardio-phase, enduranse.
Введение.
Проблема совершенствования качества высшего образования в Украине тесно связана с его дальнейшей европеизацией. Вступление Украины в Болонское соглашение, касающееся процессов образования в стране, провозглашают приоритет самостоятельной работы в обучении студентов и школьников, что в значительной степени изменяет соотношение в структуре академических и факультативных занятий. В связи с этим, современная методология физического воспитания студенческой молодёжи должна базироваться на факультативной работе, качество которой становится преобладающим аргументом для выбора студентами спортивной секции. На сколько такой подход эффективен, для нашей системы, покажет время.
Традиционно сложившиеся в вузах организационно-методические формы решения оздоровительных задач возлагаются преимущественно на кафедры физического воспитания и здоровья. Учебный предмет “Физическое воспитание” входит в блок обязательных для всех высших учебных заведений Украины дисциплин гуманитарного профиля. [1, 3, 5].
Работа выполнена по плану НИР гуманитарного университета « Запорожский университет государственного и муниципального управления».
Формулирование целей работы.
Цель работы заключается в исследовании функциональных изменений под воздействием аэробных нагрузок у девушек 17-19 лет.
Результаты исследования.
Мы использовали упражнения аэробной гимнастики, чтобы внести эмоциональную окраску и заинтересованность в занятиях физической культу-
ры. Предложенные упражнения из аэробной гимнастики носили оздоровительный и общеукрепляющий характер. К занятиям были привлечены студенты первого и второго курсов ЗГМУ медицинского факультета и студентки ГУ ЗИГМУ, факультета ЗСТ, таких же курсов. В общей сложности 82 человека, возраст 17-19 лет. Исследование проводилось с начала октября по февраль сего года.
Характерные особенности аэробной гимнастики и методика проведения занятий заключалась в следующем:
- использование разнообразных физических упражнений, которые необходимы, для разносторонней физической подготовке;
- доминирующее развитие таких физических качеств, как координация, гибкость, сила и кумулятивный итог занятия - физическая выносливость;
- формирование правильной осанки и пластики движений;
- исключение длительных нагрузок, не позволяющих организму работать в аэробных условиях, чередование упражнений разных по характеру и интенсивности;
- проведение занятий с использованием разнообразных музыкальных композиций; - использование четкого и красивого показа упражнений;
- включение в занятия упражнений силового характера или с отягощением.
Мы исходили из того, что главная цель аэробной тренировки - это, так называемая кардиофаза - основная часть классической аэробики Она продолжается как минимум 15-30 минут, диапазон достаточно большой. В начале наших занятий, кардио-фаза длилась не более 10-ти минут, так как функциональные возможности занимающихся не позволяли сохранить аэробную форму, что является в данном случае основополагающим. Только после месяца занятий нам удалось непрерывно нагружать занимающихся в течение 15-ти минут.
На практике мы убедились, что при увеличении общего времени тренировки, постепенно увеличивается и кардио-фаза, цель которой - улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Вторичная цель - улучшение состава тела, увеличение компонента “тощей” массы по сравнению с жировой. Специалисты утверждают, что продолжительность кардио-фазы играет большую роль для активизации использования жировых компонентов как топлива и увеличения сопротивляемости организма утомлению, то есть выносливости [4, 5].
Ещё один аспект - улучшение нервно-мышечной координации и моторной памяти. Которые находят свое отражение в пластике движений и комфортном ощущении пространства. Наконец, не следует забывать мотивационного аспекта - удовольствия от движений. сопровождающихся музыкой.
Об общей выносливости говорят, когда в работе задействована 1/7-1/6 часть общей скелетной мускулатуры. И так как темп музыкального сопро-
Таблица 1
Изменение состояния пульсометрии в течение исследования (М±т)_____________________
Время Показатели пульсометрии (ЧСС / в мин)
иссле- В покое До тренировки После «пика» Через После
дования (утром) 3 мин тренировки
До 66,5±1,3 76,2±2,5 136 ±2,7 78,4±2,2 76,4±3,2
После 60,5±1,2 72,4±0,5 150±3,3 70,5±2,6 70,0±1,6
вождения меняется в разных формах аэробики, изменяется и частота сердечных сокращений (ЧСС): 128152 уд/мин до 160 уд/мин., норма для основной части аэробной тренировки.
Максимальное потребление кислорода (МПК) достигает предела между 14-19 годами жизни человека, а без регулярной тренировки постепенно снижается и только тренировка позволяет поддерживать уровень МПК, необходимый для нормальной работоспособности.
Основная часть занимала 40% времени, заключительная - составляла 20 процентов занятия. Особенность заключительной части состояла из двух типов упражнений: серия, которая состояла из цепочек дыхательных упражнений и движений на растягивание; серия из упражнений психорегулирующего и релаксационного характера.
До, по окончании и в ходе исследования фиксировалось состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем, простейшим методом - определялась частота сердечных сокращений (ЧСС). Обычно различают: пульс покоя, максимальную ЧСС после «пика» нагрузки, тренировочный пульс и восстановление после нагрузки.
Схема констатации ЧСС была следующей: первый замер выполняется не вставая с постели утром, после сна - мы обозначили его как «в покое»; перед каждой тренировкой - «до нагрузки»; в течение тренировочного занятия, после основной нагрузки, когда выполнялась работа максимальной интенсивности - «пиковая нагрузка»; далее следовала активная пауза, где использовались упражнения растягивающего и релаксационного характера и через три минуты после «пиковой» нагрузки замерялась ЧСС для определения процесса восстановления. Результаты представлены в таблице 1.
Полученные результаты пульсометрии свидетельствуют о том, что предложенная программа аэробных упражнений положительно повлияла на сердечно-сосудистую систему При работе дискретного характера, выполнении непрерывных движений, ЧСС колебалась в большом диапазоне, в особенности при чередовании нагрузки и интенсивности. Наибольшая частота фиксировалась при выполнении упражнений, где привлекались большие группы мышца, скоростно-силового характера, выполненных с большой амплитудой.
Девушки, у которых наблюдалась увеличенная ЧСС в состоянии покоя выполняли эти упражнения с меньшей интенсивностью или вообще пропускали и выполняли упражнения локального характера на расслабление, волнообразные упражнения. Дли-
тельное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) привели к увеличению максимальных возможностей ЧСС до 150 уд/мин, хотя и не дотягивали до возрастной нормы, но прогресс на лицо. Улучшились показатели общего самочувствия и настроение.
На протяжении эксперимента уменьшилось ЧСС по всем исследуемым пунктам. Если в начале в покое она составляла 66,5±1,3, то в конце исследования 60,5±1,2. В существенной степени изменилось восстановление после «пика» нагрузки, этот процесс ускорился на 10%, относительно начальных показателей. А по окончании тренировки ЧСС даже стала меньше, относительно начальной. Все это свидетельствует о улучшении работы сердечно-сосудистой системы, обновлении и экономизации процессов кровообращения. Значительно увеличился адаптационный потенциал к нагрузкам, что говорит о повышение физической работоспособности и функционального состояния организма.
Выводы.
Регулярная тренировка и разумное питание корректируют не только общее физическое и функциональное состояние, но и улучшают пропорции тела, «подтягивают» и тонизируют мышцы. Что касается физических показателей, упражнений на гибкость, ловкость, скорость, выносливость также имели положительные изменения.
Исследование продолжается, экология нашего города нередко отрицательно отражается именно на функциональном состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Поддержать и сохранить здоровье в таких условиях важная и необходимая задача, которую успешно может решать кафедра физического воспитания.
Литература
1. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология. -М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.
2. Положення про державні тести і нормативи оцінки фізичноі підготовленості населення Украіни. Затверджено постановою кабінету міністрів України від 15 січня 1996 р. № 80.
3. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 120 с.
4. Тоден Д. Тестирование аэробной мощности. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса. -Киев: Олимпийская литература, 1998. - С. 119-191.
5. Садовская Ю.Я., Голубова Т.Н. Взаимосвязь психофизиологического и социально-психологического уровней функционального состояния занимающихся аэробикой // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №9. - С. 137-141.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.