4. Правила ISSF: пулевая стрельба. 2-е. изд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shooting-russia.ru/documents/-1249711761.pdf (дата обращения: 8.02.2014).
5. Менхин Ю. В. Физическая подготовка спортсменов. Малаховка: МГАФК, 1997. С. 100.
6. Алиходжин Р. Р. Теоретико-методическое обоснование критериев интегральной трудности двигательных действий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 2006. С. 26.
REFERENCES
1. Zheleznov O. V. Strelkovaya podgotovka voen-nosluzhashchikh na osnove sredstv i metodov sporta vysshikh dostizheniy po pulevoy strelbe (Marksmanship training of military men on the basis of sport means and methods of achivieng the highest results in bullet shooting). Malakhovka: MGAFK, 2009, p. 26.
2. Machula A. F. Srednie pokazateli psikhofizicheskoy podgotovlennosti yunoshey 19—20 let, zanimayush-
chikhsya pulevoy strelboy, v 2 t. (Average indices of psychophysical readiness of young men of 19-20 years going in for bullet shooting, in 2 vol.). Vol. 1. Tula: Izd-vo TGPU, 2010. pp. 155-159.
3. Afanasyev A. V. Obuchenie sotrudnikov organov vnutrennikh del priemam strelby iz pistoleta posle peremeshcheniy v sektorakh (Teaching workers of internal affairs authorities the techniques of pis-tolry). Omsk: SibGUFKiS, 2011. P. 23.
4. Pravila ISSF: pulevaya strelba. 2-e. izd. (Rules of ISSF: bullet shooting. 2nd ed.) Available at: http:// shooting-russia.ru/documents/-1249711761.pdf (accessed 8.02.2014).
5. Menkhin Yu. V. Fizicheskaya podgotovka sports-menov (Physical training of sportsmen). Malak-hovka: MGAFK, 1997, p. 100.
6. Alikhodzhin R. R. Teoretiko-metodicheskoe obos-novanie kriteriev integralnoy trudnosti dvigatel-nykh deystviy (Theoretical and methodical substantiation of physical capacity integral difficulty criteria). Malakhovka: MGAFK, 2006. P. 26.
УДК 37
ББК 74.200.554
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И АЭРОБИКИ
DETERMINATION OF OPTIMAL SAFE PHYSICAL EXERTION DURING PUPILS PHYSICAL EDUCATION USING MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AND AEROBICS
Д. В. Бермудес
В статье представлены результаты определения оптимального дозирования физической нагрузки с использованием показателей частоты сердечных сокращений, которое осуществлялось с помощью инструментальной функционально-диагностической компьютерной программы «Комплекс диагностический автоматизированный "Кардио+"». Это дало возможность непрерывно фиксировать оперативную информацию об изменениях показателей частоты сердечных сокращений и реакцию учеников на физическую нагрузку в течение выполнения комплекса предложенных упражнений по ритмической гимнастике и аэробике.
Ключевые слова: физическая нагрузка, ритмическая гимнастика, аэробика, физиологическая кривая.
D. V. Bermudes
The article presents the results of determining the optimal dosing of physical exertion using indicators of heart rate, which was carried out by means of instrumental functional diagnostic computer program "Complex diagnostic automated 'Cardio+'". This made it possible to record without a pause the immediate information on indicator changes in heart rate as well as pupils' reaction to physical exertion during the execution of the proposed complex of exercises in rhythmic gymnastics and aerobics.
Keywords: physical exertion, rhythmic gymnastics, aerobics, physiological curve.
Особую актуальность в последние годы, когда на Украине произошли случаи смертности на уроках физической культуры, приобрела проблема обоснования физических нагрузок для учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Известно, что допустимое дозирование физической нагрузки на уроке для учащихся основной, а также подготовительной и специальной медицинских групп, посещающих уроки физической культуры, устанавливает учитель физической культуры [1, с. 159; 2, с. 49-56].
В содержание новой учебной программы по физической культуре для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных учебных заведений Украины включены средства ритмической гимнастики (бег, ходьба, общеразвивающие упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, танцевальные шаги, ритмичные задания и другие), которые помогают формировать «Школу движений» и являются основой для овладения базовыми упражнениями аэробики (разными видами ходьбы, бега, подскоками и прыжками, махами ногами, приседами, выпадами и другими), которые предложены вариативным модулем «Аэробика» в учебной программе для учащихся 5-11-х классов [3, с. 149-198; 4, с. 129-146].
Внедрение средств ритмической гимнастики и аэробики в учебные программы по физической культуре в школах Украины не случайно. Эти средства воспитывают чувство ритма, музыкальности, навык согласовывать движение с музыкой, способствуют не только физическому, но и духовному и эстетическому развитию личности школьника [5, с. 21].
Поэтому процесс физического воспитания с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики требует от будущих учителей физической культуры значительного объема специальных знаний, умений и навыков для осуществления организации учащихся, подбора учебного и музыкального материала, правильного дозирования физической нагрузки в соответствии возрастным особенностям учащихся.
Эффективность процесса физического воспитания в значительной степени зависит от правильного дозирования физической нагрузки на организм учащихся. Главная задача учителя физической культуры заключается в строгой индивидуализации и регламентации деятельности учащихся, определении наиболее оптимального объема, усилий и темпа работы, которые обеспечивали бы благоприятное протекание адаптационных процессов на развитие двигательных способностей школьников [1, с. 87-92; 2, с. 339-346; 3, с. 5-9].
Известно, что величина физической нагрузки в процессе физического воспитания зависит от объема и интенсивности применяемых физических упражнений. Для контроля над нагрузкой проводится оценка значения ее компонентов: продолжительности выполнения упражнений, их интенсивности, длительности интервалов отдыха, характера отдыха, числа повторений, координационной сложности упражнений и других [1, с. 91-92; 7, с. 156-157].
Итак, перечисленные параметры позволяют использовать различные способы контроля и регулирования нагрузки.
Рис. 1. Выполнение комплекса упражнений ритмической гимнастики
В научных публикациях предлагается дозировать физическую нагрузку по физиологической кривой частоты сердечных сокращений (далее - ЧСС), которая изменяется в широком диапазоне [1, с. 87-92; 6, с. 112-113; 7, с. 156-157].
Анализ научных публикаций ряда авторов [8-10], которые изучали вопросы внедрения средств ритмической гимнастики и аэробики в процесс физического воспитания в школе, показал, что остаются недостаточно изученными вопросы построения физиологической кривой изменения ЧСС, регулирования физических нагрузок, оптимального подбора упражнений.
Целью нашего исследования был поиск путей оптимальной безопасной физической нагрузки в процессе физического воспитания с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики.
Для определения оптимальной физической нагрузки в процессе физического воспитания с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики в общеобразовательных учебных заведениях нами были проведены исследования 259 учеников 6-17 лет (из них 127 мальчиков и 132 девочки) общеобразовательной школы № 29 города Сумы. Ученики, которые принимали участие в исследовании, были отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
На подготовительном этапе исследования нами были проведены родительские собрания, где состоялись беседы с родителями, на которых была представлена информация о цели, задачах, содержании и организации исследования. Нами были получены устные согласия для участия детей в исследовании.
На этом же этапе исследования была сформирована исследовательская группа, в состав которой были включены: преподаватели кафедры теории и методики физической культуры, учитель-методист школы, врач-терапевт, медицинская сестра.
Исследование проходило в кабинетах функциональной диагностики и фитнес-зале санатория-профилактория медицинского института Сумского государственного университета с использованием современной компьютерной инструментальной функционально-диагностической про-
граммы «Комплекс диагностический автоматизированный "Кардио+"» (свидетельство № 100 , от 12.03.2013 г.) (далее - «Кардио+»).
Для определения оптимального безопасного дозирования физической нагрузки с использованием показателей ЧСС для каждого ученика были определены исходные данные. А именно: год рождения, пол, вес, рост, ЧСС в покое, минимальные и максимальные значения пульса во время выполнения физической нагрузки [1, с. 90-91], продолжительность отдельных структурных периодов комплекса упражнений, продолжительность всего комплекса упражнений.
Исходные данные каждого ученика регистрировались в базу данных инструментальной функционально-диагностической компьютерной программы «Кардио+».
Учащимся было предложено выполнять комплекс упражнений ритмической гимнастики или аэробики с закрепленными с помощью электродов трех стандартных и трех усиленных отведений. Это обеспечило возможность непрерывной фиксации и регистрации ЧСС на протяжении всех структурных периодов выполнения комплекса упражнений (рис. 1).
Для каждой возрастной группы учащихся были предложены комплексы упражнений ритмической гимнастики или аэробики, структура и содержание которых были построены в соответствии с возрастными особенностями психического, физического развития, физической подготовленности и двигательными навыками учащихся. В содержание комплексов упражнений были включены средства, которые учитывают сенситивные периоды развития двигательных качеств [2, с. 168-175; 3, с. 7-9; 5, с. 167-168; 6, с. 152-187].
Регулирование нагрузки во время выполнения комплекса упражнений ритмической гимнастики (аэробики) достигалось с помощью следующих приемов:
• количества упражнений в комплексе;
• количества повторений выполнения упражнения;
• амплитуды выполнения упражнений;
• сложности упражнений;
• темпа музыкального сопровождения;
• темпа выполнения упражнений, количества их повторений в единицу времени;
• времени и характера отдыха;
• продолжительности комплекса;
• использования инвентаря;
• изменения выполнения упражнений ритмической гимнастики (аэробики) за счет усложнений танцевальных связок.
Выполнение учащимися предложенных комплексов происходило непрерывно (поточным способом выполнения упражнений). Интенсивность выполнения упражнений задавалась темпом и ритмом музыкального сопровождения [5, с. 63-64].
В ходе исследования с помощью инструментальной функционально-диагностической компьютерной программы «Кардио+» фиксировалась оперативная информация об изменениях показателей ЧСС, реакция испытуемых учащихся на физическую нагрузку в течение выполнения всего комплекса предложенных упражнений.
За ходом исследования следил врач-терапевт, который имел возможность непрерывно контролировать изменения ЧСС испытуемых учащихся на мониторе компьютера и вносить свои рекомендации относительно дозирования физической нагрузки.
Таким образом, мы имели возможность корректировать интенсивность физической нагрузки, подбор средств для комплексов упражнений, которые были бы безопасными на уроках физической культуры с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики.
По средним показателям ЧСС исследуемых учеников построены физиологические кривые изменения пульса каждой возрастной группы детей школьного возраста (рис. 2-7).
По результатам пульсометрии при выполнении комплексов упражнений были усовершенствованы разработанные нами структура и содержание комплексов упражнений ритмической гимнастики и аэробики для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Результаты исследования показали, что подбор средств ритмической гимнастики и аэробики для комплексов упражнений должен предусматривать увеличение ЧСС в подготовительный части урока на 15-20%, в основной части на 50-60% от исходной величины ЧСС в начале комплекса. Причем во время «пиковой нагрузки» в основной части комплекса ЧСС может повышаться на 7085%, что объясняется увеличением ударной нагрузки при выполнении различных видов бега, прыжков, подпрыгиваний. В содержание заключительной части комплекса упражнений должны быть включены средства, способ-
Л
Л Ч,
! | 11 1 1
5, 5
У г-
/ I *
1Г11фш ШЫтхЯА ГРМЫШМ!» Оп и в™-
Чллв л™ —-
Рис. 2. Средние показатели физиологической кривой изменения пульса учеников 6-7 лет при выполнении комплекса упражнений ритмической гимнастики
Рис. 3. Средние показатели физиологической кривой изменения пульса учеников 8-9 лет при выполнении комплекса упражнений ритмической гимнастики
ствующие снижению ЧСС до уровня исходных значений с возможным превышением первоначального показателя на 5-10%.
Мы наблюдали, что наиболее оптимальный подбор музыкальных произведений для комплексов упражнений ритмической гимнастики (аэробики) соответствует музыкальному размеру - 4/4, 2/4 и темпа музыки:
• для подготовительной части - 90-120 музыкальных акцентов в минуту (средний темп);
• для основной части (локальные, региональные, глобальные упражнения, сочетание базовых шагов аэробики) - 90-130 музыкальных акцентов в минуту (средний темп);
• для «пиковой нагрузки» - 120-140 музыкальных акцентов в минуту и выше (высокий темп);
• для «заминки» после «пиковой нагрузки» -90-120 музыкальных акцентов в минуту (средний темп), 60-90 музыкальных акцентов в минуту (умеренный темп);
• для упражнений в исходном положении сидя и лежа - 90-120 музыкальных акцентов в минуту (средний темп).
• для заключительной части - 60-90 музыкальных акцентов в минуту (умеренный темп), 40-60 музыкальных акцентов в минуту (медленный темп).
Исследования показали, что для учащихся 6-9 лет в комплексы упражнений ритмической гимнастики необходимо внедрять средства, которые в процессе обучения движениям способствуют развитию скоростных и координационных качеств, так как они имеют всестороннее влияние и отвечают функциональным возможностям ребенка. Поэтому особое внимание было уделено гармоничному развитию и укреплению крупных мышечных групп при выполнении циклических действий умеренной интенсивности, а также средствам, которые влияют на формирование правильной осанки.
В содержание подготовительной части комплекса были включены: упражнения на осанку, различные виды ходьбы, танцевальные шаги, упражнения общего воздействия и другие.
В основную часть комплекса были включены упражнения, которые способствуют развитию мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног. Во время «пиковой нагрузки» в основной части комплекса были предложены различные виды бега и прыжков. После «пиковой нагрузки» обязательно были внедрены упражнения, которые способствовали восстановлению, это упражнения на восстановление дыхания, различные виды ходьбы, движения руками, упражнения на гибкость. Во второй половине основной части комплекса предлагались упражнения в исходном положении сидя и лежа: упражнения для рук, таза, живота, ног, спины.
Заключительная часть комплекса упражнений была направлена на восстановление организма после выполнения основной нагрузки (упражнения на гибкость, расслабление, восстановление дыхания) [11, с. 15-27].
Рис. 4. Средние показатели физиологической кривой изменения пульса учеников 10-11 лет при выполнении
НС 1» 1« 1 1« а § 110 1«
4 _
I 3 X
я
" --
Нитрил 1 1 В 4 5 1 1 1 1 иииими» 1111 и 20 1 1 »»гае » л ИШиН!
»»«я* вфвбиак
Чкя Пнтет» 3—*
Рис. 5. Средние показатели физиологической кривой изменения пульса учеников 12-13 лет при выполнении комплекса упражнений аэробики
№ 1« 1» а 1»
1 я А Л >4.
г \
\
Л' и,
-
Нитрил — (йонми йнша ешм . л 1* ПяГ | г& 1? и и 1 >1 11 ПК 1
Ч*пя — Зш
Рис. 6. Средние показатели физиологической кривой изменения пульса учеников 14-15 лет при выполнении комплекса упражнений аэробики
Рис. 7. Средние показатели физиологической кривой изменения пульса учеников 16-17 лет при выполнении комплекса упражнений аэробики
Результаты исследования показали, что для учащихся 10-15 лет в комплексы упражнений аэробики необходимо внедрять средства, которые способствуют развитию выносливости, силовых качеств и гибкости.
Поэтому в подготовительный части комплекса упражнений нами были предложены: простые упражнения локального действия - движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом; упражнения регионального влияния - движения, в которых участвует несколько суставов или частей тела: элементы гимнастических и танцевальных шагов, общеразвивающие упражнения в сочетании с элементами танца, растягивание мышц голени, передней и задней части бедра.
Основная часть комплекса упражнений для учащихся средних классов носила аэробный характер и включала: аэробную разминку (хореографические сочетание базовых шагов аэробики с вариантами движений руками на 32 счета), «аэробный пик» (танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариации, бег, прыжки в сочетании с движениями руками), «аэробную заминку» (базовые движения, варианты шагов с уменьшением амплитуды движений руками, сгибание и разгибание туловища с опорой руками на бедрах).
Заключительная часть комплекса была направлена на снижение нагрузки, восстановления и включала упражнения на растягивание передней, задней и внутренней поверхности бедра, голени, мышц груди, рук и плечевого пояса с фиксацией поз и последующим расслаблением [11, с. 28-60].
Результаты исследования показали, что для учащихся 16-17 лет комплексы упражнений аэробики должны быть направлены на развитие силовых способностей и выносливости.
Поэтому подготовительная часть комплекса упражнений включала: общеразвивающие упражнения в сочетании с элементами танца, упражнения ритмической гимнастики с предметами и без предметов, упражнения на растягивание больших групп мышц (стретчинг).
Основная часть комплекса включала аэробную часть и упражнения в партере.
Аэробная часть состояла из аэробной разминки, «аэробной пика», «аэробной заминки». В содержание аэробной разминки были включены хореографические сочетание базовых шагов аэробики с вариантами движений руками и постепенным усложнением движений на 32-64 счета. Во время «аэробного пика» предлагалось выполнение танцевальных комбинаций аэробных шагов и их вариаций в сочетании с бегом, прыжками, не амплитудными махами, движениями руками. «Аэробная заминка» была направлена на постепенное уменьшение нагрузки после «пика», были внедрены базовые движения, варианты шагов с уменьшением амплитуды движений руками, различные виды наклонов, повороты, сгибание и разгибание туловища с опорой руками на бедра.
Упражнения в партере были направлены на развитие силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса, спины, мышц бедра, плечевого пояса с собственным весом или с использованием инвентаря (гантелей, набивных мячей, резиновых амортизаторов и других) и оборудования (фитбол-мячей, степ-платформ).
В заключительную часть комплекса были включены упражнения на снижение нагрузки и восстановления: упражнения стретчинга, упражнения на восстановление дыхания [11, с. 60-66].
Использование инструментальной функционально-диагностической компьютерной программы «Кардио+» обеспечило возможность непрерывно фиксировать оперативную информацию об изменениях показателей ЧСС, реакцию учащихся на физическую нагрузку в течение выполнения всего комплекса предложенных упражнений. Это дало возможность построить физиологические кривые по средним показателям ЧСС для каждой возрастной группы детей школьного возраста.
Проведенные нами исследования могут быть ориентиром для учителей физической культуры при дозировании безопасной нагрузки в процессе физического воспитания с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калиниченко 1. О. Медико-педагогачний контроль за ф1зичним вихованням дней у загальноосвгттх навчальних закладах: навч. поетб. Суми: Вид-во СумДПУ 1м. А. С. Макарен-ка, 2013. 272 с.
2. Шиян Б. М. Теор1я 1 методика ф1зичного вихо-вання школяр1в. Ч. 2. Тернотль: Богдан, 2001. 247 с.
3. Срмолова В. М., 1ванова Л. 1., Деревянко В. В. Навчаемо граючись: метод. поаб. для вчител1в ф1зичн. культури загальноосвгт. навч. заклад1в. Ки!в: Лггера ЛТД, 2012. 208 с.: ш.
4. Ф1зична культура в школ1: 5—11 класи: метод. пои_бник / за заг. ред. С. М. Дятленка. Кшв: ЛггераЛТД, 2011. 368 с.
5. Бермудес Д. В. Музична ритмша 1 хореограф1я. Практикум : навч.-метод. поабник для студентав. Суми: Вид-во СумДПУ ш. А. С. Макаренка, 2009. 200 с.
6. Худолш О. М. Загальт основи теорп 1 методики ф1зичного виховання: навч. пои_бник. Хартв: ОВС, 2007. 406 с.: ш.
7. СергЬенко Л. П. Практикум з теорп 1 методики ф1зичного виховання: навч. поибник для студентав вищих навч. заклад1в ф1з. виховання 1 спорту. Хартв: ОВС, 2007. 270 с.
8. БатЬщева М. Р. Шдготовка майбуттх учител1в ф1зично! культури до проведення оздоровчо! г1мнастики та фгтнесу з д1вчатами-старшоклас-ницями: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. Луганськ, 2009. 22 с.
9. Войнаровська Н. С. Розвиток рухово! активноста д1вчат 5—9 клаетв засобами ритм1чно! гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02. Луцьк, 2011. 19 с.
10. Зефирова Е. В., Платонова В. А. Оздоровитель-
ная аеробика: содержание и методика: учеб. пособие. СПб.: СПбГУИТМО, 2006. 25 с.
11. Бермудес Д. В. Дозування навантаження в проце-ci фiзичного виховання з використанням засобiв риттчно! гимнастики i аеробiки: метод. рекомен-дацп / упоряд. Д. В. Бермудес. Суми: Вид-во СумД-ПУ iменi А. С. Макаренка, 1014. 72 с.
REFERENCES
1. Kalinichenko I. O. Medyko-pedagogichnyj kontrol' za fizychnym vyhovannjam ditej u zagal'noosvitnih navchal'nyh zakladah: navch. posib (Medical and pedagogical control of children's physical education at secondary schools: tutorial). Sumy: Vyd-vo SumDPU im. A. S. Makarenka, 2013. 272 p.
2. Shyjan B. M. Teorija i metodyka fizychnogo vyho-vannja shkoljariv. Ch. 2. (Theory and methods of pupils' physical education, part 2). Ternopol: Bogdan, 2001. 247 p.
3. Jermolova V. M., Ivanova L. I., Derevjanko V. V. Navchajemo grajuchys': metod. posib. dlja vchyte-liv fizychn. kul'tury zagal'noosvit. navch. zakladiv (To teach playing: textbook of methods for teachers of physical culture at comprehensive educational institutions). Kiev: LiteraLTD, 2012. 208 p.
4. Fizychna kul'tura v shkoli: 5—11 klasy: metod. posibnyk (Physical culture at school: textbook of methods). Ed. Djatlenko S. M. Kyi'v: LiteraLTD, 2011. 368 p.
5. Bermudes D. V. Muzychna rytmika i horeografija. Praktykum: navch.-metod. posibnyk dlja studentiv (Musical eurhythmics and choreography. Workshop: study guide for students). Sumy: Vyd-vo SumDPU im. A. S. Makarenka, 2009. 200 p.
6. Hudolij O. M. Zagal'ni osnovy teorii' i metodyky fizychnogo vyhovannja: navch. posibnyk (General foundations of theory and methods of physical education: tutorial). Kharkov: OVS, 2007. 406 p.
7. Sergijenko L. P. Praktykum z teorii' i metodyky fizychnogo vyhovannja: navch. posibnyk dlja studentiv vyshhyh navch. zakladiv fiz. vyhovannja i sportu (Workshop on theory and methods of physical education: tutorial for students of higher education institutions of physical education and sports). Kharkov: OVS, 2007. 270 p.
8. Batishheva M. R. Pidgotovka majbutnih uchyteliv fizychnoi' kul'tury do provedennja ozdorovchoi' gimnastyky ta fitnesu z divchatamy-starshoklasny-cjamy (Training of future teachers of physical culture for carrying out the recreative gymnastics with senior girls). Luhansk, 2009. 22 p.
9. Vojnarovska N. S. Rozvytok ruhovoi' aktyvnosti divchat 5—9 klasiv zasobamy rytmichnoi' gimnastyky (Physical activity development by girls of 5-9 forms by means of rhythmic gymnastics). Lutsk, 2011. 19 p.
10. Zefirova E. V., Platonova V. A. Ozdorovitelnaya aerobika: soderzhanie i metodika: ucheb. posobie (Recreative aerobics: contents and methods: tutorial). Saint-Petersburg: SPbGUITMO, 2006. 25 p.
11. Bermudes D. V. Dozuvannja navantazhennja v procesi fizychnogo vyhovannja z vykorystannjam zasobiv rytmichnoi' gimnastyky i aerobiky: metod. rekomendacii' (Dosage of exertion in the process of physical education using means of rhythmic gymnastics and aerobics: methodological guidelines). Sumy: Vyd-vo SumDPU imeni A. S. Makarenka, 1014. 72 p.
УДК 745/749, 37 ББК 85.126.7
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
THE PROBLEM OF FOLK TOYS CLASSIFICATION IN RUSSIAN PEDAGOGICS
О. В. Коротких
В статье впервые в отечественной науке анализируются основные подходы к проблеме классификации народных игрушек. Потребность в решении этой задачи определяется многообразием игрушек в современном мире. Автор исходит из того, что игрушка является важнейшим инструментом социализации и духовно-нравственного развития ребенка, особенно в первые годы его жизни. В связи с этим возрастает
O. V. Korotkikh
For the first time in the national science the main approaches to the problem of classification of folk toys are analyzed. The need for this task is determined by the variety of toys in the world today. The author comes from the fact that toys are an essential tool for socialization and spiritual and moral development of the child especially in the first years of his life. In this regard, the role of pedagogical factors for classifying