19. Российский государственный архив социально-политической истории. Фонд 589. Опись 3. Дело 5939.
20. Калашников А.Г. Флюксметр. Теория, опыт исследования и применения прибора для измерения магнитного потока. М.— Л., 19496. 10 п. л.
21. Калашников А.Г., Капица С.П. Магнит-
ная восприимчивость горных пород при упругих напряжениях // ДАН СССР. 1952. Нов. сер. Т. 86. № 3. С. 521-523.
22. Калашников А.Г. Возможности магнитометрических методов в решении вопроса о предвестниках землетрясений // Тр. Геофизического института. 1954. № 25 (152). С. 162-180.
KOZENKO A, KORSAKOV S. ALEXEY GEORGIEVICH KALASHNIKOV: PEDAGOGUE, GEOPHYSICIST, MINISTER (50 YEARS AFTER HIS DEATH)
The paper is the biographical sketch about the famous geophysicist A.G. Kalashnikov. He was the Minister of education in 1946-1948. The life of A.G. Kalashnikov is representative in the context of social history of science in Stalinist time. There are presented the new archive materials in the paper.
Key words: A.G. Kalashnikov, geophysics, education of people, stalinism.
Л.В. ПОПОВА, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова
Из истории профессионального экологического образования
В статье выделены и обоснованы основные этапы в развитии высшего профессионального экологического образования в нашей стране. Период с начала 1980-х гг. и до 1992 г. можно охарактеризовать как этап зарождения и формирования самостоятельных экологических специальностей, сменившийся затем этапом становления (с 1992 по 2000 гг.). С принятием в 2000 г. государственных образовательных стандартов второго поколения профессиональное экологическое образование перешло на этап совершенствования-, а с 2010 г. вступило в новый этап - международной унификации.
Ключевые слова: высшее профессиональное экологическое образование, этапыраз-вития высшего профессионального экологического образования, международная унификация высшего профессионального экологического образования.
Возрастающая хозяйственная деятельность человечества привела в середине ХХ в. к росту локальных и глобальных экологических проблем, для решения которых потребовалась подготовка профессиональных специалистов-экологов. В настоящее время в России совершенствуется система непрерывного экологического образования, прошедшая за последнее столетие длительный путь формирования и развития.
В конце XIX в. мировая научная общественность начинает осознавать необходимость охраны отдельных видов растений и животных через сохранение естественных
природных комплексов. Так появляются первые особо охраняемые природные территории (Йеллоустонский национальный парк (США, 1872); «Аскания-Нова» (Россия, 1898); Баргузинский заповедник (Россия, 1916) и др. Создание особо охраняемых природных территорий в первой половине ХХ в. явилось первой социальной предпосылкой для развития экологического образования.
После окончания Второй мировой войны возникает ряд международных организаций, сыгравших важную роль в становлении природоохранной парадигмы. Прежде всего это Организация Объединенныхна-
ций (1945 г.) и ЮНЕСКО (1946 г.) - организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, основным направлением деятельности которой стала охрана окружающей среды. По инициативе ЮНЕСКО в 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) - межправительственная научно-консультативная организация для сохранения природных богатств Земли и их рационального использования. Создание МСОП и ЮНЕСКО явилось мощным толчком для развития природоохранного просвещения и образования. Повсеместно начинают разрабатываться курсы лекций по охране природы для студентов и вводятся соответствующие темы в школьные предметы [1].
Ретроспективный обзор учебников по охране природы и экологии для студентов вузов, изданных в нашей стране в ХХ в., а также беседы с ветеранами природоохранного движения позволили прийти к выводу, что первым вузом в СССР, который ввел преподавание самостоятельного курса «Охрана природы», стал МГУ им. М.В. Ломоносова [2]. В 1946 г. доцент К.Н. Бла-госклонов начинает читать данный курс для студентов биологического факультета, а с1949 г. курс «Охрана природы» преподается уже на биологическом факультете Томского университета, в 1950-е гг. с этим курсом знакомят студентов Одесского и Тартуского университетов.
Для нашей страны в тот период значительным событием стало принятие в октябре 1960 г. закона «Об охране природы в РСФСР». До 1963 г. аналогичные законы были приняты во всех союзных республиках СССР. Этот закон указывал на необходимость природоохранного просвещения. Статья 18 закона «Об охране природы в РСФСР» так и называлась - «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях». Но главное - этот закон стал огромным и своевременным моральным стимулом для общественных природоох-
ранных организаций. С этого момента начинают создаваться Дружины по охране природы. Официальной датой рождения первой Дружины по охране природы (ДОП) на биологическом факультете МГУ считается 13 декабря 1960 г.
Следующей важнейшей предпосылкой развития природоохранного (термин употребляли до середины 1980-х гг.), а затем экологического образования стали решения Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., состоявшейся в Стокгольме. На конференции была ясно сформулирована опасность возможной экологической катастрофы и приняты рекомендации о необходимости переориентации современного общества на иной тип экономики, учитывающий экологические требования и ограничения. По решению конференции создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ставшая штабом подготовки всех последующих действий мирового сообщества по предотвращению экологического кризиса, и учрежден Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня).
Одновременно предпринимались и другие решительные шаги по изучению состояния биосферы и инвентаризации природных ресурсов. В 1970 г. на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная программа «Человек и биосфера » (МАВ: “Man and Biosphere”), которая сконцентрировала внимание ученых на проблеме антропогенного воздействия на биосферу и ее устойчивости. В1978 г. в рамках Советского Комитета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» создана рабочая группа по образованию и подготовке специалистов. Головным учреждением утвержден биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а базовой организацией - лаборатория экологии и охраны природы кафедры высших растений [3]. В состав рабочей группы вошли как представители естественных наук (биологи, географы,
почвоведы), так и специалисты в области гуманитарных дисциплин (философы, психологи, экономисты, журналисты). Выбор МГУ им. М.В. Ломоносова был предопределен тем, что это крупнейший научный и учебный центр страны с богатым опытом международного сотрудничества, основатель движения студенческих дружин по охране природы в нашей стране.
Новый качественный скачок в развитии экологического образования связан с проведением в Тбилиси в 1977 г., через пять лет после Стокгольма, Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды, инициированной ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени ООН. Согласно тексту Тбилисской декларации образованию отводилась ведущая роль в осознании проблем окружающей среды и впервые формулировался принцип непрерывности экологического образования, состоящий в том, что «экологическое образование должно охватывать людей всех возрастов, на всех ступенях формального и неформального образования».
Итак, до начала 1980-х гг. в нашей стране системы высшего профессионального экологического образования не существовало, но велась подготовка узких специалистов по охране природы на уровне специализации на базе специальностей «Биология » и «География ». Эти специализации предусматривали изучение способов и методов охраны только некоторых природных ресурсов: соответственно - охрана растений и животных и охрана ландшафтов. Многие учёные предлагали расширить природоохранную специализацию с учетом охвата всего разнообразия природных ресурсов.
Следующей предпосылкой в развитии экологического (природоохранного) образования (теперь уже профессионального) стало принятие 5 марта 1980 г. Всемирной стратегии охраны природы. В разделе № 12 стратегии указывалось, что в университетах и других центрах высшего
образования должна вестись подготовка специалистов по планированию и управлению использования живых ресурсов и подготовка специалистов по охране природы. В стратегии выделялось три уровня природоохранного образования: 1) профессиональный (подготовка как узких специалистов, способных решать вопросы в практической области, так и специалистов широкого профиля, подготовленных и для теоретической, и для практической работы); 2) технический (подготовка специалистов среднего производственного звена); 3) уровень пользователей (распространение знаний по охране природы среди лиц, непосредственно использующих природные ресурсы: рыбаков, охотников, сельскохозяйственных работников и т.д.).
Первыми в нашей стране к подготовке по специальностям экологического профиля приступили технические вузы. Так, в 1983/1984 учеб. году в МХТИ им. Д.И. Менделеева на факультете технологии неорганических веществ был осуществлен первый прием в количестве 50 человек по специальности (0837) «Экология и охрана окружающей среды».
Одним из первых классических университетов, где была обоснована необходимость подготовки экологов широкого профиля, стал Казанский университет (середина 1980-х гг.) [4]. До этого в 1969 г. с созданием кафедры охраны природы и био-геоценологии здесь была начата подготовка специалистов по охране природы в рамках специальности 2019 «Биология». Аналогичная специализация для биологов была вскоре открыта в Томском, Уральском и Ростовском университетах. На первом этапе формирования содержания самостоятельной специальности «Экология» четко проявились противоречия, которые были разрешены в течение ряда последующих лет. Одно из основных - между объемом экологических знаний, необходимых будущему специалисту-экологу, и структу-
рой учебного плана. Одновременно возникла необходимость в более глубоком сочетании естественно-научных и гуманитарных знаний. Здесь обнаружилось противоречие в методологических подходах естественных и гуманитарных наук к изучению природного объекта. Многим естественникам было сложно понять значимость социально-экономических наук в решении экологических проблем, так как ими признавались только факты, полученные в результате наблюдения в природе или лабораторного эксперимента. Анализ предлагаемых в начале 1990-х гг. дисциплин специализаций в рамках специальности «Экология» выявляет противоречие между представлениями преподавателей высшей школы о необходимых для специалистов-экологов знаний и реальными повседневными потребностями производственных сфер.
Таким образом, становится очевидным, что период с начала 1980-х и до начала 1990-х гг. можно охарактеризовать как этап зарождения и формирования самостоятельных экологических специальностей. Но представления о систематизации учебных экологических дисциплин еще слабы, еще не определен основной блок общепрофессиональных дисциплин и не существует разграничений между техническими и фундаментальными (естественно-научными) экологическими специальностями.
Востребованность выпускников, получивших фундаментальную подготовку, стала очевидной только после 1988 г., после создания отдельного ведомства в СССР, отвечающего за охрану окружающей среды и претерпевшего затем неоднократные переименования и структурные преобразования. Принятый в декабре 1991 г. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил многое: принцип открытости и доступности экологической информации, введение экономических механизмов управления в области природопользования и охраны окружающей среды, необ-
ходимость развития всех форм экологического образования. В этот период (начало 1990-х гг.) четко проявилось противоречие, заключающееся в запросе на высококвалифицированные кадры и в отсутствии при этом системы образования, обеспечивающей соответствующую подготовку. Именно это противоречие сыграло решающую роль в скорейшем открытии подготовки студентов по новым экологическим специальностям в вузах страны.
С 1992 г. начался этап становления профессионального экологического образования (с 1992 по 2000 гг. - до принятия ГОС второго поколения) через поиски наиболее важных для экологов знаний и проверку их на практике. Первыми вузами в России, открывшими подготовку в 1992 г. по новому направлению, стали Российский университет дружбы народов (РУДН) и негосударственный вуз - Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ), затем к ним присоединились и другие. Так возникла новая отрасль университетского образования, для которой в 1994 г. создается Научно-методический совет по экологии при Учебнометодическом объединении университетов России, руководимый с этого момента проф. Н.С. Касимовым, деканом географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Своей целью совет ставит разработку и координацию учебного процесса подготовки будущих экологов в нашей стране [5]. Создание Научно-методического совета по экологии организационно закрепило разделение экологического образования на фундаментальное (естественно-научное) и инженерное. Первое начинает реализовываться в классических университетах, а второе - в технических вузах.
Научно-методическая работа Учебнометодического совета по экологии УМО по классическому университетскому образованию позволила к 2000 г. преодолеть ряд противоречий и исправить некоторые недостатки в системе высшего профессиональ-
ного экологического образования, связанные с содержательным аспектом. Следовательно, можно заключить, что профессиональное экологическое образование естественно-научной направленности переходит на свой третий этап - совершенствования, начало которого совпадает с принятием ГОС второго поколения (2000 г.). В содержании этих стандартов нашли отражение важнейшие международные документы, принятые в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции по окружающей среде и развитию.
Совершенствование высшего профессионального экологического образования в этот период выразилось в создании примерных основных образовательных программ по дисциплинам, в разработке методических требований к промежуточному и итоговому контролю знаний студентов по дисциплинам, а также к итоговой аттестации выпускников по экологическим специальностям в целом. Учебно-методические советы УМО по классическому университетскому образованию начали ощущать централизованное администрирование Министерства образования РФ через требование следовать единым макетам при проектировании оценочных средств и особенно при подготовке стандартов третьего поколения.
В это же время на высшее профессиональное экологическое образование естественно-научного направления значительное влияние оказали Международный саммит в Йоханнесбурге (2002) и «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития», принятая в 2005 г. в Вильнюсе и ознаменовавшая собой начало Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.
Согласно «Стратегии ОУР » предполагалось ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем и усилить междисциплинарность обучения с целью научить ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы, что и было затем
осуществлено. Из перечисленных в Стратегии 19 тем непосредственно к экологическому образованию относятся только три: 1) охрана окружающей среды, 2) управление природными ресурсами и 3) биологическое и ландшафтное разнообразие. Однако из остальных 16 тем более половины имеют отношение к экологической политике, то есть к методам успешного управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности, а именно эти вопросы и являются центральными при подготовке специалистов-эколо-гов [6]. Таким образом, в содержании высшего профессионального экологического образования нашли реализацию практичес-кивсе темы «Стратегии ОУР» и одновременно начали разрабатываться и применяться новые методические средства и приемы, обеспечивающие междисциплинарный подход в обучении и повышение личной активности каждого студента.
В связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство потребовалась разработка новых образовательных стандартов третьего поколения, отвечающих европейским требованиям. С этого момента российское высшее профессиональное экологическое образование оказалось на пороге нового этапа -международной унификации. Необходимость ступенчатого образования (бакалавриат - магистратура) в высшем профессиональном экологическом образовании в нашей стране была учтена изначально (с 1994 г.), но выполнение других требований: переход на кредитно-модульную систему, определение профессиональных компетенций будущих выпускников, осуществление мобильности преподавателей и студентов, увеличение до 50% учебного времени на дисциплины по выбору вуза и студента, а также обязательность использования интерактивных методов в обучении - потребовало коренного пересмотра содержания и структуры подготовки студентов по направлению «Экология и природопользова-
ние » как в целом, так и по каждой отдельно взятой дисциплине.
В зарубежных странах соответствующее направление высшего образования называется “Environmental Science” («Наука об окружающей среде»). Оно возникло в начале 80-х гг. XX в., оформилось в течение первых десяти лет содержательно и структурно, оказалось востребованным на рынке труда. Реализация этого направления, полностью отвечающего Европейской квалификационной рамке, позволяет нам использовать международный опыт в данной области для модернизации своей системы высшего профессионального экологического образования.
Итак, высшее профессиональное экологическое образование в нашей стране, возникшее в ХХ в. под влиянием природоохранной парадигмы, прошло с начала 1980-х гг. до настоящего времени четыре этапа в своем развитии, разрешив основные противоречия, в том числе и с учетом зарубежного опыта.
Литература
1. Непрерывное экологическое образование
в СССР. М.: Центр охраны окружающей среды, 1985. 26 с.
2. Благосклонов К.Н., Иноземцев А.А., Тихо-
миров В.Н. Охрана природы. М.: Высшая школа, 1967. 441 с.
3. Природоохранное образование в универси-
тетах. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 129 с.
4. Факультет географии и экологии Казан-
ского государственного университета. Казань: Бриг, 2009. 48 с.
5. Касимов Н.С., Романова Э.П. Высшее эко-
логическое образование в российских университетах // Учебно-методическое объединение университетов и развитие высшего университетского образования в Российской Федерации: Сборник материалов, посвященных празднованию десятилетия УМО университетов. М., 1998. С. 50-61.
6. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологичес-
кое образование в интересах устойчивого развития // Ро ссия в окружающем мире: 2005 (Аналитический ежегодник). М.: Модус-К - Этерна, 2006. С. 19-58.
POPOVA L. STAGES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION
The article identifies and substantiates the key stages in the development of higher environmental education in Russia. The period from early 1980s to 1992 can be characterized by the formation of independent environmental specializations, and is followed by the stage of establishment of environmental education in its own right (1992-2000). With the adoption of the national education standards of second generation in 2000, professional environmental education passed into the advanced stage, and in 2010 entered a new phase - international standardization.
Key words: professional environmental education in post-secondary school, stages of development of higher professional environmental education, international standardization of higher professional environmental education.
g