Научная статья на тему 'Экологическое образование учащейся молодежи в высших учебных заведениях России и Японии'

Экологическое образование учащейся молодежи в высших учебных заведениях России и Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL EDUCATION / EDUCATION FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

В статье рассматривается накопленный положительный опыт России и Японии в области экологического образования в период с 1960-х гг. по настоящее время. Принятый в 1992 году программный документ ООН «Повестка дня на XXI век» расширил область содержания экологического образования в сторону учета концепции устойчивого развития. Многие страны, в том числе Россия и Япония, начали всеобъемлющий процесс планирования образования для устойчивого развития. В реализации стратегий экологического образования для устойчивого развития данными странами используется координированный комплексный подход, предусматривающий участие гражданского общества, местных сообществ, научного сообщества. В статье анализируются отечественный и зарубежный опыт к содержанию и разработке программ экологического образования. Опираясь на результаты исследований российских и японских ученых, нами анализируются проблемы экологического образования в высшей школе России и Японии. В статье подчеркивается важность смещения вектора экологического образования на образование для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование учащейся молодежи в высших учебных заведениях России и Японии»

Та же тенденция характерна и для родителей воспитанников. Причем, следует отметить, взаимовлияние всех субъектов образовательного процесса на формирование основ социальной активности у детей. Так, изначально активность ребенка обусловлена позицией родителя, однако инициатива, транслируемая педагогом, воздействует на ребенка и опосредованно влияет на его родителей.

Выводы

С педагогических позиций формирование основ социальной активности старших дошкольников, включающей как инициативность, так и исполнительность, строится на разумной системе проблемных ситуаций и ситуаций задач с учетом принципа развития, в основе которого адаптированная для дошкольников технология проблемного урока, а также концентричности, комплексно-тематического, интеграции и событийности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. №5. С. 3-18.

2. Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 4. С. 48-52.

3. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник - младший школьник). М., 1990.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М., 2006.

References

1. Abul'hanova-Slavskaia K.A. Tipologiia aktivnosti lich-nosti [Typology of activity of the person] Psihologicheskii zhurnal [Psychological magazine]. 1985, №5, pp. 3-18.

2. Ivanova N.V. Detskaia subkul'tura kak sredstvo formi-rovaniia cennostno-smyslovoi sfery rebenka-doshkol'nika [Children subculture as a form of value-semantic sphere preschooler] Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Gazette], 2012, T. 2, № 4, pp. 48-52.

3. Maralov V.G., Sitarov V.A. Formirovanie osnov so-cial'noi aktivnosti lichnosti v detskom vozraste (Doshkol'nik -mladshii shkol'nik) [Formation of bases of social activity of the individual in childhood (preschool child - junior high school student)]. M., 1990.

4. Mel'nikova E.L. Problemnyi urok, ili kak otkryvat'zna-niia s uchenikami [Problem lesson, or open knowledge with the students]. M., 2006.

УДК 378.147

А.А. Фортунатов

Московский гуманитарный университет

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ И ЯПОНИИ

В статье рассматривается накопленный положительный опыт России и Японии в области экологического образования в период с 1960-х гг. по настоящее время. Принятый в 1992 году программный документ ООН «Повестка дня на XXI век» расширил область содержания экологического образования в сторону учета концепции устойчивого развития. Многие страны, в том числе Россия и Япония, начали всеобъемлющий процесс планирования образования для устойчивого развития. В реализации стратегий экологического образования для устойчивого развития данными странами используется координированный комплексный подход, предусматривающий участие гражданского общества, местных сообществ, научного сообщества. В статье анализируются отечественный и зарубежный опыт к содержанию и разработке программ экологического образования. Опираясь на результаты исследований российских и японских ученых, нами анализируются проблемы экологического образования в высшей школе России и Японии. В статье подчеркивается важность смещения вектора экологического образования на образование для устойчивого развития.

Экологическое образование, образование для устойчивого развития, экологическая культура.

In article the saved-up positive experience of Russia and Japan in the field of ecological education during the period from 1960th years till present time is considered. The program document of the UN accepted in 1992 "The agenda for the 21st century" has broadened area of content of ecological education towards the accounting of the concept of a sustainable development. Many countries, including Russia and Japan, have begun comprehensive process of planning of education for a sustainable development. In realization of strategy of ecological education for a sustainable development by these countries the coordinate integrated approach providing participation of civil society, local communities, scientific community is used. In the article domestic and foreign experience to maintenance and development of programs of ecological education are analyzed. Relying on results of research of the Russian and Japanese scientists, we analyze problems of ecological education at the higher school of Russia and Japan. In article importance of shift of a vector of ecological education on education for a sustainable development is emphasized.

Ecological education, education for a sustainable development, ecological culture.

Введение окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

Почти 20 лет прошло с момента проведения кон- (1992). В итоговом документе Конференции - «Про-ференции Организации Объединенных Наций по грамме действий» (Повестке дня на XXI век) - среди

основных направлений деятельности человечества для достижения целей устойчивого развития, в разделе «Средства осуществления», выделяется направление, касающееся просвещения населения в области окружающей среды («Просвещение, подготовка кадров и информирование населения»). Практически все страны, участвовавшие в этой конференции, в том числе Россия и Япония, взяли на себя обязательства, сформулированные в итоговом документе. И по прошествии этих лет хотелось бы подвести некий итог выполнения Россией и Японией обязательств по просвещению населения в области окружающей среды.

Основная часть

Концепция экологического образования в России. Заслуживающим внимания представляется опыт России в области разработки концепций экологического образования. Первоначально экологическое образование, как в Советском Союзе, так и в России, имело природоохранительную направленность. Так, в технических вузах и на географических и экологических факультетах в середине 80-х гг. XX века шла подготовка по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Высшее экологическое образование в России моложе по сравнению с таковым в развитых странах мира, и поэтому с момента своего возникновения стало впитывать в себя современный опыт многоуровневой подготовки кадров. В отличие от многих европейских стран экологическое образование в России внедрялось централизовано. В нашей стране больше внимание уделяется теоретическим аспектам экологического образования.

Следует также отметить, что из-за отечественного менталитета экологические проблемы не воспринимаются как приоритетные, общественные экологические движения в России не так активны, как во многих развитых странах мира. Основную роль в российском экологическом образовании выполняют образовательные учреждения и экологические центры [6, с. 47].

На систему экологического образования в России большое влияние оказала конференция «Рио-92». Так, в период с 1992 по 1996 гг. в России выходят такие важные нормативные документы, как: Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1992); Национальный план действий Министерства экологии и природных ресурсов РФ по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1993); Постановления Министерства образования и Министерства окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994); Постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994); Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996). В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ, 1996) особое внимание уделялось «необходимости формирования эффек-

тивной системы пропаганды идей устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения».

В 1994 году в системе высшего образования в России было разработано и утверждено направление «Экология и природопользование». Оно представляло собой трехуровневое образование: 4 года - бакалавр; 4+2 года - магистр; 4+1 год - специалист. Предусматривалась также возможность моноуровневой пятилетней подготовки специалиста-эколога. Как отмечают в работе, проведенной в МГУ им. Ломоносова и посвященной проектированию образовательных программ по экологии: «За прошедшее время в России получили лицензию на право подготовки специалистов по экологии почти 150 университетов. Квалификация бакалавра по направлению «Экология и природопользование» оказалась менее востребованной как работодателями, так и самими обучающимися. Магистратура по направлению «Экология и природопользование» лицензирована 16 университетами страны» [3, с. 14].

Необходимость введения экологического образования была подтверждена и на Всероссийском съезде по охране природы в 1995 г. В резолюции данного съезда отмечается необходимость создания целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания, состоящей из федерального, отраслевого и регионального компонентов. На съезде принимается решение ускорить разработку научно обоснованной государственной стратегии развития экологического образования населения страны и программы ее реализации, а также обеспечить создание механизма взаимодействия и координации деятельности всех участников и организаторов системы непрерывного экологического образования; рекомендуется создать федеральную систему информационной поддержки экологического образования населения.

Исходя из принятой в 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН инициативы «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития 20052014 гг.» в большинстве стран мира идет стратегическое планирование в форме инфраструктуры образования для устойчивого развития. Подобные документы, как отмечает Н.С. Касимов, также были приняты в России и стали важным организующим фактором внедрения инновационных образовательных технологий, соответствующих вызовам нашего времени [4, с. 83].

В России педагогами и учеными С.В. Афанасьевой, Л.А. Зятевой, И.Д. Зверевым, Н.Н. Моисеевым, В.М. Назаренко, С.А. Степановым, Н.Н. Харченко и другими был проведен ряд исследований в области экологического образования. Тематика данных исследований говорит о том, что ученые осознали необходимость создания методологической теории, которая помогла бы решать задачи практического характера.

В связи с произошедшим переходом на многоступенчатую систему образования, экологическое образование в России стало преподаваться, как в классических, так и в технических университетах. В начале 90-х годов прошлого столетия появились две

основные системы экологического образования. Первая - для классического университета естественнонаучного характера. В связи с этим в 2002 г. в Учебно-методическом объединении (УМО) классических университетов был создан Учебно-методический совет по экологическому образованию. Данным советом на основе междисциплинарного подхода (экология, география, геология, почвоведение, химия, экономика и др.) к обучению по, вопросам, связанным с окружающей средой, были разработаны первые государственные образовательные стандарты по направлению «Экология и природопользование» и специальностям «Экология», «Геоэкология» и «Природопользование».

Вторая система начала развиваться в технических университетах и представляла собой инженерно-экологическое образование со специальностями «Безопасность жизнедеятельности» и «Защита окружающей среды», эта система реализуется в технических университетах. Тем не менее, образование для устойчивого развития существенно шире экологического образования.

Идея многоуровневой подготовки была заложена в ГОС ВПО по направлению «Экология и природопользование» и экологическим специальностям, получила дальнейшее развитие при проектировании ФГОС ВПО третьего поколения и ФГОС ВО поколения 3+.

Концепция экологического образования в

Японии. На сегодняшний день Япония уделяет большое внимание деятельности в области международного сотрудничества и охраны окружающей природной среды. Так, например, Япония экспортирует экологосообразные технологии и предоставляет другим странам квалифицированных специалистов по охране окружающей природной среды. Внутри самой страны акцент делается на восстановление антропогенно измененной окружающей среде и целостности экосистем, что способствует реализации стратегии страны, ориентированной на сохранение и поддержание природы. Такое стремление к охране и восстановлению окружающей среды, как внутри страны, так и за ее пределами, подразумевает подготовку в японских университетах специалистов в области охраны природной среды, способных к дальнейшему развитию экологического образования [10].

Как отмечает И. Вакай, на сегодняшний день экологическое образование в Японии ставит перед собой две основные цели [1, с. 106]:

1) воспитать ученых, которые будут способны понять и устранить возникающие проблемы по охране окружающей природной среды, а также развивать эффективные методы, позволяющие улучшить окружающую среду;

2) обучить технический персонал, который был бы способен к реализации практических превентивных мер в отношении отрицательного воздействия на окружающую среду или восстановлению природы в антропогенно измененной окружающей среде.

Прежде, чем приступить к анализу современных особенностей экологического образования в Японии, рассмотрим исторические аспекты становления дан-

ной проблемы. Остановимся на истории формирования и развития экологического образования в японских университетах. Разделим данный процесс на три периода, каждый и которых отличается друг от друга проблемами, связанными с особенностями загрязнения и путями решения данных проблем [2, с. 29]:

1. Первый период. Экологическое образования направлено на устранение последствий загрязнения окружающей среды (1950-1960 гг.).

В данный период Япония вошла в фазу высокого экономического роста, основанием для которого послужило послевоенное восстановление экономики. После устранения ущерба, связанного с военными действиями, начал развиваться потребительский сектор, восстанавливаться и развиваться угольная и металлургическая промышленности, быстро растет внутренний спрос на бытовые приборы и автомобили, успешно развиваются зарубежные каналы сбыта. Последствия такого экономического роста не заставили себя долго ждать. Практически во всех уголках станы произошло загрязнение воды, почвы, превышение пороговых показателей шума и вибраций на предприятиях и заводах. И как следствие всего этого развитие заболеваний (болезнь Минаматы, Астма Йоккаити, болезнь Минаматы-Ниигаты и др.), приводящих к тяжелым последствиям со стороны здоровья населения [7], [9].

Все вышеперечисленное привело к тому, что в университетах Японии стали готовить специалистов, способных предотвратить дальнейшее загрязнение окружающей среды. Самым первым стал факультет санитарной инженерии при университете Хоккайдо в 1957 г., за которым последовали факультет экологии и санитарной инженерии при Киотском университете Киото (1958 г.) и факультет городской инженерии Токийского университета (1958 г.). Целью экологического образования в данный период времени было удовлетворить потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов в области экологии.

2. Второй период. Экологическое образования направлено на решение проблем охраны окружающей среды в условиях города (1970-1980 гг.).

Для этого периода характерен экономический спад в стране, возникший на фоне нефтяного кризиса. В это же время в Японии происходит увеличение численности жителей больших городов, особенно Токио и Осака. В результате возникает новая экологическая проблема, связанная с урбанизированной средой. Причинами данной проблемы стало увеличение объемов автотранспорта, ухудшение циркуляции воздушных масс из-за строительства небоскребов, снижение площади зеленных зон, в связи с интенсивным использованием земель под строительство зданий, повышение средней температуры воздуха, вызванное тепловыми выбросами кондиционеров и автомобилей, что, в итоге, привело к изменению природных ландшафтов, загрязнению окружающей среды и повышению показателей уровня шума [8].

Для решения всех вышеперечисленных рисков требовалось пересмотреть основы городского плани-

ровании включая проектирование дорог для автотранспорта и городской инфраструктуры, активное внедрение систем энергосбережения и перестройку самого образа жизни людей. В данных условиях экологическое образование в университетах должно было стать мультидисциплинарным, с основой на дисциплинах социальной направленности. Учебные предметы были направлены на развитие знаний экологической направленности в области законодательства, экономики, менеджмента и социологии. Таким образом, готовились специалисты для работы в правительстве и промышленности, имеющие экологическое образование.

3. Третий период. Экологическое образование, направленное на решение глобальных проблем охраны окружающей природной среды (1990 г. - по настоящее время).

В данный период проблемы, связанные с охраной окружающей среды, стали глобальными и стали угрожать не только Японии или отдельно взятой ее части, а разрослись до такого масштаба, который потребовал объединение международных усилий. Поскольку глобальные проблемы охраны окружающей природной среды имеют отношения непосредственно к экономическому росту и использованию природных ресурсов, на первый план выдвигаются проблемы по международному сотрудничеству в преодолении экологического кризиса. Решение глобальных проблем охраны окружающей среды включает в себя мировые экономические проблемы, требующие рассмотрение их, исходя из представлений об устойчивом развитии [5, с. 79].

На сегодняшний день университеты должны способствовать развитию широкого диапазона человеческих умений, направленных на поддержание глобальной и городской устойчивости, путем реструктуризации общепринятых экономических и социальных систем. Чтобы соответствовать таким требованиям, необходимо было перейти к многогранному экологическому образованию, направленному на изучение специальных предметов, необходимых для развития теории и практики глобальной и городской устойчивости. То есть, получая знания в области экологического образования, студенты должны изучать экономику, юриспруденцию, менеджмент, социологию и стратегию, с целью развития исследовательских способностей в практическом бизнесе. Кроме того, для рабочих и тех людей, которые хотели продолжить образование в Японии, есть возможность поступить в университеты на курсы переподготовки, что позволяет получить эффективное и практикоориентированное экологическое образование.

Интересно, на наш взгляд, было бы рассмотреть формирование и развитие экологического образования в Японии на базе конкретного университета. Экологическое образование в университете Осака, Санджю. В апреле 2001 г. на фоне нарастающих проблем в области охраны окружающей природной среды университет Осака, Санджю, открыл на базе отделения социального окружения среды факультет городской и окружающей среды (в 2008 г. переименованный в факультет жизнедеятельности человека и

окружающей среды). На факультете жизнедеятельности человека и окружающей среды изучают вопросы, связанные с экологическим образованием, исходя из гармонизации отношений между экологией, экономикой и устойчивым развитием, направленным на создание приемлемой городской окружающей среды. Целью создания данного факультета явилось воспитание студентов, которые были бы способны применять практические меры в решении проблем охраны окружающей природной среды в Японии и за границей. Экологическое образование в университете основывается на междисциплинарном подходе к проблеме охраны окружающей среды и включает в себя сочетание академических знаний и практического опыта, необходимого для эффективного решения данных проблем. На факультете проводится подготовка по 4 специальностям: экологическая технология, экологическая политика, городское планирование и экологическая экономика [11].

В университете Осака периодически пересматривают принципы обучению экологическому образованию. Со временем в него стали включать предметы, которые обеспечивают понимание проблем охраны окружающей среды, начиная от проблем экономического и социального развития всей страны и заканчивая экологическими проблемами городского уровня. Не последнее место в реализации принципов экологического образования, на факультете отведено время полевым практикам, а также занятиям, проводимым в специально оборудованном павильоне.

Созданный в 2001 г. факультет жизнедеятельно -сти человека и окружающей среды отметил свое 15-летие. Первые десять лет были периодом обучения практикоориентированных специалистов, которые трудятся в различных сферах жизнедеятельности общества и достижения признания в научном сообществе. В новом десятилетии, в отличие от предыдущего, планируется воспитать студентов с точки зрения быстро меняющейся экологической ситуации и будущей перспективы относительно нарастающей проблем рационального природопользования и проблем, связанных с охраной окружающей среды в мегаполисе [11].

Выводы

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в России существует достаточно хорошо сложившаяся система экологическое образования, которая является важным составляющим элементом образования для устойчивого развития и включает в себя его предметную и концептуальную базу. Экологическое образование в Японии также основывается на концепции устойчивого развития и включает в себя сочетание академических знаний и практического опыта, необходимого для эффективного решения имеющихся глобальных экологических проблем.

Литература

1. Вакай И. Настоящее и будущее экологического образования в Университете Санджю Осаки // Международная конференция «Экологическая культура в глобальном мире:

модернизация российского образования в контексте международных стратегий». 2012. С. 105-109.

2. Вакай И. Рассмотрение вопроса о традиционной региональной культуре и экологическом образовании, способствующих сохранению экосистем лагун вокруг озера Бива (на примере озера Ниши-но-ко в префектуре Сига) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 28-31.

3. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Экология и природопользование». М., 2007.

4. Касимов Н.С. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. М., 2008.

5. Тихоцкая И.С. Экологическое образование в Японии // Труды ИВКА (Серия «Orientalia et Classica») Вып. LII. История и культура традиционной Японии. 7 / Отв. ред. А.Н.Мещеряков. М., 2014. С. 78-83.

6. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: дис. ... д-ра педаг. наук. Казань, 2011.

7. Hiromi Arisawa (Editorial Supervisor) / Kazuo Yama-guchi, Kazuma Hattori, Takafusa Nakamura, Takehei Miyashi-ta, Masao Kosaka (Editors), Nihon Sangyo Shi 2 (History of Japanese industry 2), Nikkei Bunko 498, Nikkei Inc., June 1994.

8. Juichi Takamura / Hiroyuki Koyama (Editors), Nihon Sangyo Shi 3 (History of Japanese industry 3), Nikkei Bunko 499, Nikkei Inc., September 1994.

9. Takahisa Hanya, Kogai-no-Kokufuku (Overcoming pollution), Sansei Shinsho 84, Sanseido Publishing Co., Ltd., September 1970.

10. Environmental White Papers, Ministry of the Environment, the Government of Japan. URL: http://www.env.go.jp/ en/wpaper/ (дата обращения 15.04.2016).

11. Osaka Sangyo University URL: http://www.osaka-sandai.ac.jp/ (дата обращения 15.04.2016).

References

1. Vakai I. Nastoiashhee i budushhee ekologicheskogo ob-razovaniia v Universitete Sandzhiu Osaki [The present and future of environmental education at the University of Osaka Sanjeev]. Mezhdunarodnaia konferenciia «Ekologicheskaia kul'tura v global'nom mire: modernizaciia rossiiskogo obrazo-vaniia v kontekste mezhdunarodnyh strategii» [International conference "Ecological culture in a globalized world: the modernization of the Russian education in the context of international strategies"], 2012, pp. 105-109.

2. Vakai I. Rassmotrenie voprosa o tradicionnoi region-al'noi kul'ture i ekologicheskom obrazovanii, sposobstvuiush-hih sohraneniiu ekosistem lagun vokrug ozera Biva (na primere ozera Nishi-no-ko v prefekture Siga) [Consideration of traditional regional culture and environmental education, contributing to the conservation of ecosystems, lagoons around Lake Biwa (for example, lake Nishi-no-ko in Shiga Prefecture)]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, № 1, pp. 28-31.

3. Innovacionnye podhody k proektirovaniiu osnovnyh ob-razovatel'nyh programm po napravleniiu vysshego profession-al'nogo obrazovaniia «Ekologiia iprirodopol'zovanie» /Sost. i obshh. red. professora E.P. Romanovoi [Innovative approaches to designing basic educational programs in the direction of higher education "Ecology and Nature"]. Moscow, 2007.

4. Kasimov N.S. Obrazovanie dlia ustoichivogo razvitiia v vysshei shkole Rossii: nauchnye osnovy i strategiia razvitiia [Education for sustainable development in the higher school of Russia: scientific bases and development strategy]. Moscow, 2008.

5. Tihockaia I.S. Ekologicheskoe obrazovanie v Iaponii [Environmental education in Japan]. Trudy IVKA (Seriia «Orientalia et Classica») Vyp. LII. Istoriia i kul'tura tradicionnoi Iaponii. 7 [Proceedings of the YWCA (Series «Orientalia et Classica») Vol. LII. History and culture of the traditional Japan. 7], Moscow, 201, pp. 78-83.

6. Hrapal' L.R. Modernizaciia ekologicheskogo obrazova-niia v vuze v kontekste rossiiskoi sociokul'turnoi dinamiki: dis. ... dokt. pedagog. Nauk [Modernization of environmental education at the university in the context of Russia's social and cultural dynamics. Doct. dis.]. Kazan', 2011.

7. Hiromi Arisawa (Editorial Supervisor) / Kazuo Yama-guchi, Kazuma Hattori, Takafusa Nakamura, Takehei Miyashi-ta, Masao Kosaka (Editors), Nihon Sangyo Shi 2 (History of Japanese industry 2), Nikkei Bunko 498, Nikkei Inc., June 1994.

8. Juichi Takamura / Hiroyuki Koyama (Editors), Nihon Sangyo Shi 3 (History of Japanese industry 3), Nikkei Bunko 499, Nikkei Inc., September 1994.

9. Takahisa Hanya, Kogai-no-Kokufuku (Overcoming pollution), Sansei Shinsho 84, Sanseido Publishing Co., Ltd., September 1970.

10. Environmental White Papers, Ministry of the Environment, the Government of Japan. Available at: http://www.env. go.jp/en/wpaper/

11. Osaka Sangyo University. Available at: http://www. osaka-sandai.ac.jp/

УДК 378.1

Е.В. Яковлева, Л.И. Бурова

Череповецкий государственный университет

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье описывается опыт работы по формированию исследовательской компетентности как составляющей профессиональной компетентности в условиях многоуровневой подготовки учителей начальных классов. Авторы рассматривают структуру исследовательской компетенции и условия ее формирования у студентов, обучающихся по направлению подготовки педагогическое образование (уровни образования - бакалавриат и магистратура) в рамках разработанной на основе преемственности методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.