4. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
4.1. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ АКСАКОВ - ПРАВОВЕД, ПУБЛИЦИСТ-
СЛАВЯНОФИЛ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Мотин Сергей Витальевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника. место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра истории и теории государства и права. E-mail: motinsergey@mail.ru
Аннотация
Задача - представить биографию И.С. Аксакова в качестве правоведа, сотрудника правоохранительных органов, публициста, редактора-издателя, общественного деятеля, лидера пореформенного славянофильства.
Модель/методология - историческое исследование.
Выводы - Жизнь И.С. Аксакова предлагается разделить на 6 периодов и рассматривать ее в контексте истории славянофильства. В целом аксаковские политико-правовые взгляды эволюционировали вправо - от умеренно-либеральной модели к достаточно консервативно-панславистскому варианту славянофильства. По своему мировоззрению Аксаков, несомненно, консерватор, но с определенной долей либеральных компонентов.
Оригинальность/ценность - Наряду с ранним и поздним славянофильством, выделяется среднее (пореформенное, практическое, панславистское) 1860-1870-е гг.; для историков, политологов и правоведов.
Ключевые слова: И.С. Аксаков, биография, правовед, публицист-славянофил, редактор-издатель, общественный деятель, среднее славянофильство.
IVAN SERGEEVICH AKSAKOVAS A LAWYER, SLAVOPHIL PUBLICIST AND A PUBLIC FIGURE
Motin Sergey Vitaljevich, PhD at law, associate professor. Position: deputy chief. Place of employment: Ufa Law Institute of MIA Russia. Department: History and Theory of State and Law chair. E-mail: motinsergey@mail.ru
Annotation
Purpose - to represent the biography of I.S. Aksakov as a lawyer, law-enforcement officer, publicist, editor and publisher, public figure and the leader of the post-reform Slavophilism.
Methodology - a historical research.
Results - It is suggested that I.S. Aksakov's life should be divided into six periods and regarded in the context of the history of Slavophilism. On the whole, Aksakov's political and legal views evolved from a moderately liberal model towards a rather conservative, panslavistic variant of Slavophilism. Aksakov's outlook can be undoubtedly characterized as conservative, but with a certain amount of liberal components.
Conclusion - Along with the early and late Slavophilism median (or post-reform, practical, panslavistic)
Slavophilism (1860-1870s) is singled out; for historians, political scientists and lawyers.
Keywords: I.S. Aksakov, biography, lawyer, Slavophil publicist, editor and publisher, public figure, median Slavophilism.
«Человек он был истинно русский, с чистою душою, и, хотя и маньяк в некоторых вопросах, но защищающий везде и всегда русские интересы» [Победоносцев, 2001, с. 191]. Император Александр III
«Аксаков был страстным человеком, долго искавшим то, чему смог бы посвятить себя всецело: этим и стало для него "славянофильство", он сделался хранителем и пропагандистом <...> учения своих родных и друзей...» [Тесля, 2015, с. 6]. А. А. Тесля
Введение. В предлагаемой обзорной статье рассмотрим основные вехи биографии «последнего моги-кана славянофильства» с использованием материалов для летописи жизни и творчества И.С. Аксакова, а также других наших публикаций [напр., см.: Аксаков, 2009-2015; Иван, 2014; Мотин, 2010, 2013, 2014, 2016].
Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886) - правовед, поэт, редактор, публицист, издатель, общественный деятель, лидер пореформенного славянофильства. Автор публицистических статей и очерков, составивших его посмертное собрание сочинений в 7 томах, стихотворений и поэм, пьесы, первой биографии Ф.И. Тютчева. Аксаков оставил огромное эпистолярное наследие, до сих пор не изданное в полном объеме. Публицист-славянофил занимал самостоятельную позицию по многим вопросам внутренней и внешней политики, во многом отличавшуюся от официальной точки зрения. Иван Сергеевич стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивал нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов, считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.
В целом жизнь Аксакова, развивая периодизацию А.Ф. Аксаковой [см.: Иван, 2003, т. 1, с. 5-6], можно разделить на шесть периодов. Эта периодизация, за небольшими исключениями, положена в основу деления материалов для летописи его жизни и творчества Аксакова: 1. Детство, отрочество и обучение в Училище правоведения (1823-1842); 2. Служебная деятельность и поэтическое творчество (1842-1851); 3. В поисках своей колеи (1851-1860); 4. Во главе славянофильских изданий (1861-1869); 5. Общественная деятельность (1870-1879); 6. Редактор-издатель газеты «Русь» (1880-1886).
Биографию Аксакова необходимо рассматривать и в контексте истории славянофильства. Нами была предложена следующая версия периодизации славянофильства: 1) 1820-1830-е гг. - первоначальное (или подготовительное); 2) 1839-1860 гг. - раннее (или старшее); 3) 1860-1870-е гг. - срединное (или «панславистское»); 4) 1880-1890-е гг. - позднее (или младшее); 5) 1900-1910-е гг. - неославянофильское. Таким образом, если было раннее (старшее, живое, ортодоксальное, коренное, первоначальное, дореформенное, классическое, истинное, теоретическое, хомяковское,
учение первых славянофилов) и позднее (младшее, угасающее, вырождающееся, националистическое) славянофильство, то, думается вполне логичным, выделить и срединное (среднее, пореформенное, практическое, панславистское или иванаксаковское) славянофильство [см.: Мотин, 2013].
И.С. Аксаков был активнейшим участником как раннего этапа славянофильства (прежде всего в 1850-е гг.), так и в начале позднего этапа (1880-1886 гг., уже в роли «последнего могикана славянофильства»), а также срединного этапа (1861-1879), когда он, вместе с Ю.Ф. Самариным, был лидером славянофильского движения.
Первый период (1823-1842). Иван Сергеевич родился 26 сентября 1823 г. в семье С.Т. и О.С. Аксаковых. В сентябре 1826 г. семья переехала в Москву, где Иван получил основательное домашнее образование. Впоследствии А.Ф. Аксакова отмечала: «С 10-летнего возраста мальчик Иван страстно читал газеты, страстно следил за политическими событиями в Европе; его уже волнует революционное брожение в Испании; он восторженный карлист. Наказанием за какую-нибудь провинность служит ему лишение читать газеты. В нем уже сказывается будущий страстный публицист» [Иван, 2003, т. 1, с. 20].
Первое письмо Ивана, которое нам удалось обнаружить, было написано им в виде приписки к брату Григорию в Петербург около 9 мая 1836 г. Последние письма были написаны им за день до смерти - 26 января 1886 г. - В.Ф. Пуцыковичу и Г.П. Галагану. Таким образом, в целом аксаковская переписка охватывает период без малого в полвека - с 1836 по 1886 гг.
В 1838 г. отец определил Ивана в четвертый класс недавно созданного Императорского училища правоведения в Петербурге. Среди первых воспитанников училища был и брат Григорий, обучавшийся там с 1836 г. За годы обучения в Училище Аксаковым были изучены следующие учебные дисциплины: богословие; логика; наука о душе; энциклопедия, или пропедевтика прав; римское право; государственное право; уголовное право; межевые законы; судебная медицина; экономия политическая; судебная практика гражданская; судебная практика уголовная; физика; технология; алгебра; история; география; словесность, русская преимущественно; правописанье; латынь; французский язык; немецкий язык; английский язык; рисованье; чистописанье; фехтованье; пение; музыка; танцы; гимнастика [см.: Бутовский, 1883, с. 3-8].
Первые сохранившиеся аксаковские сочинения этого периода - это рукописи 1841 г.: так называемый «Пушкинский дневник» и ранний критический опыт под названием «О возможности русским иметь народную литературу» [Вихрова, 1999, 2011], а также рукопись учебного сочинения Аксакова «О характере уголовного процесса» [Мотин, 2014].
Второй период (1842-1851) - это период служебно-поэтический и достаточно критический по отношению к формирующемуся славянофильскому мировоззрению.
14 июня 1842 г. Аксаков был выпущен из Училища правоведения с чином 9-го класса (титулярного советника) и 18 июня определен в канцелярию 2-го отделения 6-го (уголовного) департамента Правительствующего Сената в Москве, где полтора года исполнял обязанности сначала помощника секретаря, а затем секретаря. Спустя десятилетие 22 января 1853 г. Аксаков в письме И.С. Тургеневу отметит: «...я служил почти десять лет в разных должностях и в разных углах России, и изнанка жизни, лицевую сторону которой
представляют законы, именно быт судебный, мне коротко знакома» [Письма, 1894, с. 46].
В начале 1843 г. Аксаков написал свое первое крупное художественное произведение - мистерию «Жизнь чиновника». Спустя 34 года в письме к Д.Ф. Тютчевой от 12 марта 1877 г. он напишет: «"Чиновник" <...> выражает борьбу и двойственность, подчас мучительную, моего тогдашнего бытия: стихотворца и чиновника, службы и поэзии!» [Иван, 2003, т. 1, с. 7-8]. Десятилетие с 1844 по 1853 гг. - это пора расцвета поэтического творчества Аксакова. В последующие годы жизни им было написано немногим более десяти стихотворений. Его поэзия осталась явлением 40-х годов, и притом достаточно характерным явлением [см.: Аксаков, 1960, с. 6].
С 16 декабря 1843 г. и в течение 1844 г. Аксаков был при сенаторе князе П.П. Гагарине, ревизовавшем Астраханскую губернию, в качестве младшего чиновника. В ходе ревизии Аксаковым лично были подготовлены 11 отчетов: военного штаба; губернаторской (гражданской) канцелярии; губернского правления; дворянской опеки; земского суда; казенной палаты; комиссии народного продовольствия; рыбной экспедиции; строительной комиссии; уголовной палаты и уездного суда.
В печати Аксаков дебютировал в 1845 г. со стихотворением «Христофор Колумб с приятелями» в журнале «Москвитянин» (№ 2), издаваемого М.П. Погодиным. В этом же году он закончил свое «самое славянофильское» произведение - поэму «Зимняя дорога», которая вышла в свет отдельными оттисками в 1846 г. и зафиксирована библиографами в качестве первой акса-ковской книги [Аксаков, 1846].
12 июля 1845 г. Аксаков определен товарищем (т. е. заместителем) Председателя Калужской палаты уголовного суда, вступил в эту должность 7 сентября 1845 г. и приказом уволен с этой должности с причислением к департаменту Министерства юстиции 12 мая 1847 г. Два года, проведенные Аксаковым в Калуге, были весьма плодотворны и для его стихотворной деятельности - он написал в Калуге более 30 стихотворений. В это время Аксаков принял участие в одном из первых славянофильских изданий - в «Московском литературном и ученом сборнике» 1846 и 1847 гг.
С 21 мая 1847 г. по предписанию министра юстиции исполнял должность обер-секретаря 2-го Отделения 6-го департамента Правительствующего Сената в Москве. По такому же предписанию 18 октября 1847 г. перемещен на должность обер-секретаря в 1-е отделение 6-го департамента Правительствующего Сената.
Согласно прошению, приказом по гражданскому ведомству, 21 сентября 1848 г. причислен к Министерству внутренних дел. Предписаниями министра Л.А. Перовского от 19 и 21 октября 1848 г. командирован в Бессарабскую область: а) для обозрения сельских запасных магазинов, обревизования городских дум и для удостоверения, каким образом делается переселение евреев из мест прилегающих к границам с Австрией и Турцией и б) по особому секретному делу (т.е. изучение религиозных сект). Объездив в течение трех месяцев почти всю Бессарабию, возвратился в начале января 1849 г. в Петербург, где представил министру докладную записку о своем путешествии, а также записку о расколе в Бессарабии.
18 марта 1849 г. Аксаков был арестован в Петербурге за выраженное в частном письме возмущение арестом Ю.Ф. Самарина и резкие высказывания в адрес петербургской аристократии. Тем не менее, прочитав письменные ответы Аксакова на вопросы III отделе-
ния, император Николай I написал замечания, которые препроводил начальнику III отделения А.Ф. Орлову вместе с резолюцией: «Призови, прочти, вразуми, отпусти!» [см.: Аксаков, 1988, с. 497-508]. 22 марта Иван Сергеевич был освобожден с учреждением за ним негласного полицейского надзора.
В апреле 1849 г. Аксаков отправил родителям «небольшую статью, вроде письма» [см.: Аксаков, 2013], в которой ставил и решал важнейшие теоретические вопросы славянофильства. Сам он придавал ей большое значение и говорил, что в ней заключается вся его вера, все его убеждения. Эту статью можно считать началом его славянофильской так называемой «ранней публицистики», охватывающей перид с 1849 по 1859 гг. В том же году композитор А.А. Алябьев написал романс на слова песни «Жаль мне и грустно, что ты, молодая...» из поэмы «Зимняя дорога», который тогда же был опубликован в ежемесячном петербургском музыкальном журнале «Нувеллист». На сегодняшний день на стихи Аксакова известно более 30 музыкальных произведений, написанных 27 композиторами.
Известность Аксакову как поэту принесла неоконченная поэма «Бродяга» (1846-1850). Аксаковский «очерк в стихах», героем которого был крестьянин Алёшка, явился первым в русской литературе опытом народной эпопеи, непосредственно предваряющим как в сюжетном, так и в ритмическом плане поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Предписаниями министра внутренних дел от 2 мая 1849 г. и 25 июля 1850 г., Аксаков был командирован в Ярославскую губернию по особым, в том числе и секретным делам (поручение о раскольниках). С мая 1849 г. по апрель 1851 г. он находился в Ярославской губернии. В 1850 г. Аксакову было поручено состоять членом в комиссии для исследования секты странников. Это исследование, т.е. описание учения, догматов и прочее, было произведено большей частью самим Аксаковым.
В феврале 1851 г., ответив отказом на предложение министра внутренних дел «прекратить авторские труды» (министру Л.А. Перовскому поступил донос о чтении Аксаковым своей поэмы «Бродяга»), подал в отставку. 5 апреля 1851 г. Аксаков, согласно прошению, был уволен от службы по домашним обстоятельствам.
Третий период (1851-1860). 1850-е годы - весьма насыщенное десятилетие в жизни и творчестве Аксакова, время поисков и, одновременно, окончательного становления его славянофильских общественно-политических взглядов.
Как публицист и редактор Аксаков дебютировал в апреле 1852 г. выпуском «Московского сборника», издаваемого на средства А.И. Кошелева. Аксаков написал для сборника статью-некролог «Несколько слов о Гоголе», в которой Гоголь был назван «великим писателем» (и это несмотря на запрет печатать статьи о нем и даже упоминать его имя в печати). Помимо этого, в сборник вошли отрывки из его «очерка в стихах» «Бродяга» [см.: Московский, 1852, с. VII-XII, 383-427]. Кошелев готов был обеспечить в 1852 г. издание 4-х томов, что должно было заменить славянофилам журнал, которого им так недоставало. Во 2-м томе «Московского Сборника» Аксаков намеревался опубликовать две своих ранних статьи ярославского периода: «Об общественной жизни в губернских городах» и «О замечательном ремесленном устройстве в некоторых селениях Ярославской губернии».
Однако в начале 1853 г. на «Московский сборник» был наложен запрет, а основным его авторам (брать-
ям Аксаковым, И.В. Киреевскому, А.С. Хомякову и кн. В.А. Черкасскому) впредь позволялось выступать в печати только после рассмотрения их сочинений в Главном управлении цензуры. Аксаков, кроме того, был лишен права редактировать какие-либо издания. Славянофилы оказались под явным полицейским надзором. Следующие несколько лет, до окончания «мрачного семилетия», они провели почти в полном молчании. Только спустя 161 год, усилиями московского исследователя В.Н. Грекова, второй том «Московского сборника» впервые увидел свет под одной обложкой с первым [см.: Московский, 2014].
В 1853 г. Аксаков принял предложение Императорского Русского географического общества описать украинскую ярмарочную торговлю. В ноябре 1853 г. он отправился в Малороссию, где и путешествовал в течение года. Результатом этого труда явился богатый опыт по наблюдению народной жизни на местах и замечательное в экономическом и статистическом отношении исследование, опубликованное в 1858 г. на средства петербургских купцов [см.: Аксаков, 1858]. Представленный Аксаковым отчет в 1857 г. рецензировал профессор кафедры политической экономии и статистики Киевского университета Н.Х. Бунге, после чего труд удостоили высшей награды Географического общества - Константиновской медали и Демидовской премии Академии наук.
Вернувшись в Москву во время самого разгара Крымской войны, Аксаков в феврале 1855 г. добровольно вступил в Серпуховскую дружину Московского ополчения, вместе с которой совершил поход до Одессы, а потом в Бессарабию. Штабс-капитан Аксаков был квартирмейстером и казначеем дружины, ведал всем ее хозяйством: провиантом, амуницией, фуражом, оружием.
В марте 1856 г., при первом известии о мире, Аксаков оставил дружину и возвратился в Москву, но в мае того же года был приглашен князем В.И. Васильчико-вым принять участие в следственной комиссии, назначенной по делу о злоупотреблениях интендантства во время войны. К комиссии Аксаков был прикомандирован временно, т.к. официальный приказ об отставке его от службы в ополчении был издан только 29 сентября 1856 г. Он отправился в Крым, но, не дождавшись конца комиссии, в декабре 1856 г. возвратился в Москву.
В 1857 г., с марта по октябрь, Аксаков впервые находился за границей и побывал в Польше, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Англии, Австрии и Чехии. В августе в Лондоне встречался с А.И. Герценом. Как вспоминал сам Герцен, они «очень сошлись». До 1863 г. Аксаков был его тайным корреспондентом, и несколько лет они поддерживали переписку. Аксаков-ская пьеса «Судебные сцены» была опубликована в «Полярной звезде» [Полярная, 1858, с. 3-100; Мотин, 2016]. Это была первая публикация славянофилов в герценовских изданиях.
С августа 1858 г., по предложению А.И. Кошелева, Аксаков фактически, но неофициально, возглавил славянофильский журнал «Русская беседа». Новый энергичный редактор в 1859 г. выпустил шесть книжек вместо четырех, увеличив количество славянских материалов. В 1858 г. Аксаков добился снятия запрета на редакторскую деятельность - ему разрешили издавать собственную еженедельную газету «Парус». Однако в январе 1859 г., после выхода двух номеров, газета была запрещена.
В 1860 г. в течение 4-х месяцев Аксаков жил в Германии (в Гейдельберге и Мюнхене), затем несколько месяцев путешествовал по славянским землям и сопровождал сначала один, а позже с матерью и двумя сестрами, больного брата Константина, отправленного на лечение за границу. В ночь с 6 на 7 декабря на греческом острове Занте К.С. Аксаков скончался. Родным с телом Константина пришлось совершить скорбный путь домой - до Москвы они добрались уже в самом начале 1861 г.
Четвертый период (1861-1869) - это период срединного славянофильства, славянофильской публицистики и пропаганды наследия «старших» («ранних») славянофилов.
С 15 октября 1861 г. по субботам выходит в свет еженедельная славянофильская газета «День» - личный орган редактора-издателя Аксакова. Задачей газеты было формирование славянофильского взгляда на различные проблемы современной жизни. В первую очередь этому служили передовые статьи «Дня». Газету Аксаков издавал до конца 1865 г. А 12 января 1866 г. состоялось венчание И.С. Аксакова и старшей дочери Ф.И. Тютчева Анны Федоровны.
В 1867-1868 гг. на средства московских купцов и по их предложению Аксаков выпускал и редактировал газеты «Москва» и «Москвич». В отличие от «Дня», это издание возникло на надежной экономической основе. Его учредителями стали крупнейшие купцы Москвы и московского промышленного региона, а инициаторами - Ф.В. Чижов, в то время крупный предприниматель, и видный ученый-экономист И.К. Бабст. За два неполных года, что выходила «Москва» и «Москвич», она получила 9 предостережений (из них 8 - за статьи Аксакова) и трижды приостанавливалась. А затем над газетой «Москва» последовал судебный процесс, в результате которого 7 апреля 1869 г. Государственный совет вынес окончательное решение о ее закрытии.
Изданием в 1860-е гг. славянофильских газет Аксаков сделал себе имя в журналистских кругах. И по праву: у него был журналистский темперамент, острое перо. Резкость и запальчивость его публицистических выступлений делали их притягательными для читателей. Он пропагандировал славянофильские воззрения энергичнее, чем его идеологи.
С июля 1869 г. до 1877 г. Аксаков состоял членом Правления Московского купеческого общества взаимного кредита, а потом до своей кончины являлся его председателем [см.: Краткий, 1894]. Это давало ему доход - первоначально 3 тыс. руб., а позже - более 10 тыс. руб. Одновременно Аксаков являлся акционером ряда крупных железнодорожных компаний.
Пятый период (1870-1879). Это время активной общественной деятельности Аксакова, тогда же происходит усиление его панславистских и консервативных взглядов.
С 3 января 1872 г. по 9 ноября 1874 г. Аксаков -председатель Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. После кончины тестя в 1873 г., Аксаков задумал и в течение года написал свой главный историко-литературный труд - биографию Ф.И. Тютчева, в котором подробно (с привлечением материалов семейного архива) восстанавливал судьбу поэта. В этой работе Аксаков впервые обратил внимание на ряд статей Тютчева, посвященных судьбе России и ее роли в европейской истории [Аксаков, 1874].
Идея политического объединения всех славян стала вызревать у Аксакова на рубеже 1860-1870-х гг. и по-
лучила развитие в его дальнейшем творчестве. У Ф.И. Тютчева, а еще более у Н.Я. Данилевского (чья книга «Россия и Европа» была опубликована в 1869 г. в журнале «Заря») Аксаков увидел ряд воззрений, укрепивших его на почве панславизма.
Летом 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнуло антитурецкое движение. Восставшие встретили сочувствие в Сербии и Черногории. Аксаков попытался возбудить общественное мнение, организовав отправку к восставшим русского отряда во главе с генералом М.Г. Черняевым. По данным Аксакова, за 14 месяцев - с сентября 1875 г. по октябрь 1876 г. - только в Московский славянский комитет поступило пожертвований в сумме 742.328 руб. 73 коп. Петербургский отдел славянского комитета за этот же период собрал 800 тыс. руб. Общую сумму пожертвований за этот период Аксаков определил в сумме свыше 3 млн. руб.
После смерти М.П. Погодина (8 декабря 1875 г.) Аксакова избрали председателем Московского славянского благотворительного комитета, активным членом которого он был с самого его основания в 1858 г. [см.: Никитин, 1960]. Под руководством Аксакова комитет играл ведущую роль в организации действий других славянских комитетов страны. Здесь Аксаков достиг своего высшего значения, и без преувеличения можно сказать, что в годы кризиса славянского и восточного вопроса (1875-1878) вся Россия и Европа следили за пламенными речами И.С. Аксакова.
12 апреля 1877 г. Манифестом Александра II объявлена Русско-турецкая война, которая стала кульминацией Восточного кризиса. Значительную роль в возбуждении русского общественного мнения, в оказании помощи южным славянам (сбор пожертвований, покупка оружия, посылка добровольцев) сыграли Славянские общества и особенно Московское славянское благотворительное общество, во главе которого стоял Аксаков.
Наивысшей точкой публицистической деятельности Ивана Сергеевича стала его речь 22 июня 1878 г. [Аксаков, 2015, кн. 2, с. 376-382], которая принесла ему международную известность и признание всех славянских народов, страдавших от турецкого и австрийского гнета. Впечатление от речи Аксакова в Западной Европе было столь велико, что именно она послужила толчком к созданию мифа о том, что Восточный кризис 1875-1878 гг. был «делом рук» Аксакова и руководимых им Славянских комитетов. За эту речь Аксаков в 1878 г. на 4,5 месяца был подвергнут ссылке в имение сестры его жены, фрейлины Е.Ф. Тютчевой, расположенном в Варварино Юрьевского уезда Владимирской губернии.
Консервативный характер воззрений Аксакова ясно проявился в 1879-1881 гг., когда под впечатлением роста революционного движения, в обстановке демократического подъема и связанной с ним поляризации общественных сил он открыто встал в ряды сторонников самодержавия и твердо отстаивал свои убеждения.
Шестой период (1880-1886). 15 ноября 1880 г. вышел в свет 1 -й номер еженедельной славянофильской газеты «Русь». Аксаков не ставил перед ней коммерческих задач. Она должна была представлять мировоззрение и позицию ее редактора. В начале издания Аксаков считал целью «Руси» оказать влияния на высшую власть, но с переменой политической ситуации в 1882 г. он назвал ее целью воздействие на сознание общества. Основные политические идеи, которые выдвигал Аксаков, - это создание Земского собо-
ра и развитие земского самоуправления. Важнейшей целью, которой осознанно служил Аксаков и которой были подчинены иные, частные задачи, являлась борьба с грядущей революцией. Аксаков, как очень немногие его современники (в их число не входят даже Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев), почувствовал и осознал угрозу будущей революционной катастрофы [см.: Бадалян, 2010, с. 266].
1 марта 1881 г. в Петербурге на набережной Екатерининского канала по приговору исполнительного комитета «Народной воли» был смертельно ранен Александр II. Через три недели, 22 марта, в Петербургском Славянском комитете Аксаков произнес речь, в которой снова обращал внимание слушателей на уникальность русского народа, отличие России от стран Западной Европы, бесполезность и вредность западноевропейских конституций, выражал восхищение Земскими соборами допетровских времен и обращался с призывом к обновлению союза Царя с народом.
Неудавшаяся попытка созыва Земского собора 1882 г. часто связывается в литературе с именем Н.П. Игнатьева, однако вдохновителем этого предприятия был, без сомнения, Аксаков, что доказывает переписка последнего с единомышленниками и самим министром внутренних дел. К 1883 г. политическая актуальность публицистики Аксакова заметно снижается, его политическая программа теряет четкость.
9 февраля 1885 г. на первой странице газеты «Русь» № 6 было помещено объявление о приостановке издания в связи с болезнью Аксакова. Утомленный душевно и физически, он провел вместе с женой несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился. Свое издание Аксаков возобновил 17 августа 1885 г.
С осени 1885 г. Аксаковы снимали квартиру на территории большой городской усадьбы на углу Волхонки, 14 и Малого Знаменского переулка, принадлежавшей гвардейскому полковнику князю С. М. Голицыну. Это было последнее московское пристанище Ивана Сергеевича с окнами, выходящими на храм Христа Спасителя. В настоящее время здесь располагается Институт философии РАН. На входе в Институт 29 июня 2004 г. И.С. Аксакову и Б.Н. Чичерину, который также жил здесь, были торжественно открыты две памятные доски.
В ноябре 1885 г. «Русь» получила первое и, как оказалось, последнее предостережение от министра внутренних дел за неуважение к правительству и за тон, «несовместимый с истинным патриотизмом». Формулировка распоряжения министра внутренних дел от 26 ноября 1885 г. больно задела Аксакова, и он посвятил всю передовую следующего номера («Москва, 6 декабря») размышлениям о сущности «истинного патриотизма».
Для Аксакова это было последнее столкновение с властями - 27 января 1886 г. он скончался. За день до кончины в письме Г. П. Галагану Аксаков писал: «Как трудно живется на Руси!.. Есть какой-то нравственный гнет, какое-то чувство нравственного измора, которое мешает жить, которое не дает установиться гармонии духа и тела, внутреннего и внешнего существования. Фальшь и пошлость нашей общественной атмосферы, и чувство безнадежности, беспроглядности давят нас».
Хоронили Аксакова 31 января 1886 г. На его похоронах было громадное скопление народа. Отклики на кончину Аксакова составили целый сборник, т. к. в газетах было помещено множество статей, заметок и
некрологов [Сборник, 1886]. Как прямого продолжателя дела Сергия Радонежского Аксакова похоронили в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре - в пределах Успенского собора, за алтарем с северной стороны и ныне возвышается массивный крест из красного гранита.
С И.С. Аксаковым уходила в прошлое целая эпоха -эпоха напряженной полемики и столкновений между славянофилами и западниками, консерваторами и либералами. Даже люди, не разделявшие убеждений Аксакова, принадлежавшие к другим течениям общественной мысли, не могли не признать его заслуг, его влияния на русское общество.
В течение творческой жизни аксаковские политико-правовые взгляды проделали существенную эволюцию вправо - от умеренно-либеральной модели к достаточно консервативно-панславистскому варианту славянофильства. По своему мировоззрению Аксаков, несомненно, консерватор, но с определенной долей либеральных компонентов (свобода слова и печати, свобода совести). Таким образом, Аксакова можно рассматривать как умеренного либерального консерватора.
Список литературы:
1. Аксаков Иван Сергеевич. Материалы для летописи жизни и творчества. В 6 вып., 12 ч. / сост. С.В. Мотин, И.И. Мельников, А.А. Мельникова; под ред. С.В. Моти-на. Уфа: УЮИ МВД России, 2009-2015. 151, 259; 175; 304, 308; 277, 270, 275; 250, 250; 301, 302 с.
2. Аксаков И.С. Зимняя дорога (Licentia poética). Март. Радонежье. 1845 г. [М.], тип. А. Семена, [184б]. 32 с.
3. Аксаков И.С. Исследование о торговле на украинских ярмарках. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1858. [10], 384, IV с., с табл.
4. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. (Биографический очерк). М.: Типография В. Готье, 1874 (Русский архив. 1874. Кн. 10. 408 стлб.).
5. Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы / общ. ред. А.Г. Дементьева; вступит. ст. А.Г. Дементьева и Е.С. Калмановского; подгот. текста и примеч. Е.С. Калма-новского. Л.: Советский писатель, 1960. 300 с.
6. Аксаков И.С. О служебной деятельности [в России] (Письмо к чиновнику): Как ни кинь, так клин, 10 апр. 1849 / Публ. и примеч. А.П. Дмитриева // XIV Международные Аксаковские чтения: материалы конференции / отв. ред. В.В. Борисова; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Ак-муллы. - Уфа, 2013. С. 133-141.
7. Аксаков И.С. Собр. соч.: в 12 т. Т. 1.: Славянский вопрос. Кн. 1, 2 / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Центр по изучению традиционалистских направлений в русской литературе Нового времени; изд. подгот. А.П. Дмитриев и Д.А. Федоров; отв. ред. Б.Ф. Егоров; СПб.: ООО «Издательство "Росток"», 2015. 639, 768 с.
8. Бадалян Д.А. И.С. Аксаков и газета «Русь» в общественной жизни России: дисс. ... канд. ист. наук. Пб.: Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2010. 297 с.
9. Бутовский Л.И. Воспоминания об Императорском училище правоведения: Посвящаются товарища третьего выпуска, 12 июня 1842 г. [СПб.]: тип. Арт. журн., ценз. 1883. 8 с.
10. Вихрова Н.Н. Пушкин в дневнике молодого Ивана Аксакова // Русская литература. 1999. № 2. С. 169-181.
11. Вихрова Н.Н. Ранний критический опыт И.С. Аксакова // Русская литература. 2011. № 2. С. 173-183.
12. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: Эпистолярный дневник 1838-1886 гг. с предисловием, комментариями и воспоминаниями А.Ф. Аксаковой: в 3 т. / составление, подготовка текста, примечания, указатель имен Т.Ф. Прокопова. М.: Русская книга, 20032004. 560, 576, 608 с.
13. Иван Сергеевич Аксаков: библиографический указатель (1836-2014) / сост.: П.И. Федоров, С.В. Мотин; вступит. ст. С.В. Мотина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. 260 с.
14. И.С. Аксаков. Письма к родным. 1844-1849 / изд. подгот. Т.Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988. 704 с.
15. Краткий очерк деятельности Московского купеческого общества взаимного кредита за время с 11 ноября 1869 по 1 января 1894 года. М.: Типография Т.И. Гаген, 1894. 35 с.
16. Московский сборник. Т. 1. Сочинения: К.С. Аксакова, И.С. Аксакова, И.Д. Беляева, И.В. Киреевского, П.В. Киреевского, А.И. Кошелева, С.М. Соловьева, А.С. Хомякова. М.: тип. Александра Семена, 1852. [2], XII, [448] с.
17. Московский сборник / Изд. подгот. В.Н. Греков. СПб.: Наука, 2014. 1307 с.
18. Мотин С.В. И.С. Аксаков о праве, свободе слова и цензурном законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 277-280.
19. Мотин С.В. Славянофилы, славяноведы, панслависты, неославянофилы, славянофиловеды... (К истории периодизации славянофильства) // Никита Петрович Гиляров-Платонов: Исследования. Материалы. Библиография. Рецензии» / ИРЛИ РАН; под общ. ред. А.П. Дмитриева. СПб.: ООО «Издательство "Росток"», 2013. С. 882-893.
20. Мотин С.В. «О характере уголовного процесса» (Выпускное сочинение И.С. Аксакова 1842 года, подготовленное в Императорском Училище правоведения) // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 3. Том 1. С. 358-370;
21. Мотин С.В. «Судебные сцены» И.С. Аксакова, опубликованные А.И. Герценом в «Полярной звезде» в 1858 году // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. с. 43-46.
22. Никитин С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 годах. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. 362 с.
23. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу. С введением и примечаниями Л. Майкова. (Отдельный оттиск из «Русского обозрения» 1894 г.). М.: Университетская типография, 1894. 152 с.
24. Победоносцев К.П. Тайный правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. 1866-1895. Статьи. Очерки. Воспоминания / сост. Т.Ф. Прокопов. М.: Русская книга, 2001. 624 с.
25. Полярная звезда на 1858. Кн. 4 / издаваемая Искандером и Н. Огаревым. Лондон: Вольная русская типография, 1858. 318 с.
26. Сборник статей, напечатанных в разных периодических изданиях по случаю кончины И.С. Аксакова. -М.: тип. Л. Ф. Снегирева, 1886. - VIII, 24, 140, 48, 24, 6, 34, 16 с.
27. Тесля А.А. «Последний из „отцов"»: биография Ивана Аксакова. СПб.: «Владимир Даль», 2015. 799 с.
Отзыв
на научную статью С.В. Мотина «Иван Сергеевич Аксаков - правовед, публицист-славянофил и общественный деятель»
В рецензируемой обзорной статье рассматриваются основные вехи биографии И.С. Аксакова (1823-1886) -как правоведа и сотрудника првоохранительных органов, славянофила-публициста и общественного деятеля.
Статья основана на периодизации жизни и творчества И.С. Аксакова, предложенной автором и состоящей из 6 этапов: 1. Детство, отрочество и обучение в Училище правоведения (1823-1842); 2. Служебная деятельность и поэтическое творчество (1842-1851); 3. В поисках своей колеи (1851-1860); 4. Во главе славянофильских изданий (1861-1869); 5. Общественная деятельность (1870-1879); 6. Редактор-издатель газеты «Русь» (1880-1886).
Биография И.С. Аксакова также рассматривается в связи с историей славянофильства. В частности, С.В. Мотин выделяет так называемый срединный или средний этап в развитии славянофильского движения (1860-е - 1870-е гг.), который располагается между ранним (1839-1860) и поздним (1880-1890-е гг.) этапами славянофильства.
Автор делает вывод, что политико-правовые взгляды И.С. Аксакова проделали существенную эволюцию вправо (от умеренно-либеральной модели к достаточно консервативно-панславистскому варианту славянофильства) и что Аксакова можно рассматривать как либерального консерватора умеренного толка.
Таким образом, представленная к рецензированию статья С.В. Мотина: во-первых, отвечает как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к научным изданиям, во-вторых, ранее не публиковалась, и, в-третьих, рекомендуется для публикации в открытой печати.
Доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент Р.З. Амиров