10.3. И.С. АКСАКОВ О ПРАВЕ, СВОБОДЕ СЛОВА И ЦЕНЗУРНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Мотин Сергей Витальевич, к.ю.н, доцент. Должность: доцент. Место работы: кафедра теории и истории государства и права, Уфимский юридический институт МВД России.
Аннотация: Рассматриваются взгляды крупнейшего идеолога пореформенного славянофильства И.С. Аксакова (1823-1886) на право, свободу слова и цензурное законодательство, изложенные им в статьях 1861-1886 гг.
Ключевые слова: И.С. Аксаков, славянофилы, право, свобода слова, цензурное законодательство.
I.S. AKSAKOV ABOUT LAW, THE FREEDOM OF SPEECH AND CENSORIAL LEGISLATION
Motin Sergey Vitalievich, PhD in Law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Theory and History of State and Law Chair, Ufa Law Institute of MIA Russia..
Annotation: The article deals with the views of I.S. Aksakov, a distinguished ideologist of the post-reform Slavophilism, expressed in his works covering the period from 1861 till 1886. The central point of attention is focused on I.S. Aksakov’s views on law, the freedom of speech and censorial legislation.
Keywords: I.S. Aksakov, Slavophils, law, the freedom of speech, censorial legislation.
«Никакие в мире либеральные учреждения не заменят свободы общественного слова, никакие консервативные охраны не заменят охранительной силы свободного слова (если только есть что достойное охранения), никакие законы не имеют прочности и живительного действия без помощи общественного сознания, следовательно, без его деятельности и жизни в свободном слове»1. И.С. Аксаков
Когда дают общую характеристику Ивана Сергеевича Аксакова [26.9(8.10). 1823, с. Надеждино (Надёжино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. -27.1(8.2).1886, Москва; похоронен в Сергиевом Посаде], то обычно перечисляют следующие основные его ипостаси: поэт, редактор, издатель, публицист, общественный деятель, крупнейший идеолог пореформенного славянофильства («младший из старших славянофилов»). Однако зачастую упускают из вида, что он 4 года (1838-1842) обучался в Императорском училище правоведения2 и почти 9 лет (1842-1851) служил в правоохранительных органах Российской Империи: сначала чиновником при Министерстве юстиции (1842-1848), затем при Министерстве внутренних дел (1848-1851) . Поэтому характеристика И.С. Аксакова в
1 Аксаков И. С. О взаимном отношении народа, государства и общества // Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? -М., 2002. - С. 146.
2 См.: Анненкова Э. А. Императорское Училище правоведения. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2006. 384 с.; Мотин С. В. Императорское училище правоведения и обучение в нем И. С. Аксакова // Вестник УЮИ МВД РФ. 2005. № 4. - С. 20-25.
3 См.: Аксаков Иван Сергеевич. Материалы для летописи жизни и творчества. Выпуск 1: в 2 частях. 1823-1848. Аксаковы. Детство. Отрочество. Обучение в Училище правоведения. Служба при Министерстве юстиции Российской Империи / сост. С. В. Мотин, И. И. Мельников, А. А. Мельникова; под ред. С. В. Мотина. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010; Аксаков Иван Сергеевич: Материалы для летописи жизни и творчества. 1848-1851: Годы службы при Мини-
качестве правоведа, по нашему мнению, является одной из важнейших. Тем более, что «последний могикан славянофильства» значительное внимание в своей публицистике уделял государственно-правовым вопросам.
Составители собрания сочинений И.С. Аксакова использовали при его подготовке тематический подход. Они выделили в его публицистическом наследии следующие рубрики: славянский вопрос, славянофильство и западничество, польский вопрос и западнорусское дело, еврейский вопрос, церковный вопрос, свобода слова, судебный вопрос, общественное воспитание, государственный вопрос, земский вопрос, прибалтийский вопрос, внутренние дела России, общеевропейская политика и статьи разного содержа-
4
ния .
Между тем при анализе ряда представленных рубрик просматривается их тесная взаимосвязь с правовыми вопросами. Например, государственный вопрос тесно пересекается с государственно-правовым содержанием, в земском вопросе можно выделить муниципальную составляющую (право местного самоуправления), проблемы свободы слова, печати и совести также тесно связаны с правом, а судебный вопрос, по сути дела, является правовым изначально. В контексте судебного вопроса также необходимо рассматривать и знаменитые аксаковские «Судебные сцены», впервые опубликованные А.И. Герценом5. Наконец, в отдельную тему можно выделить и служебные записки И.С. Аксакова, подготовленные им во время службы в МВД и посвященные расколу6, которые непосредственно связаны с правоохранительной проблематикой. В публицистике И.С.Аксакова можно выделить и несколько статей, имеющих общеправовой характер7.
Общеизвестен нравственный идеал славянофилов, который провозглашает, что право и законы должны соответствовать нравственности и выражать ее духовные начала - принципы справедливости и добра. Например, А.А. Васильев в своей монографии, исходя из славянофильской концепции, формулирует два следующих положения: «Во-первых, русская культура отдает приоритет внутренней правде - нравственным идеалам, а закону (внешней правде) отводит подчиненное положение. Во-вторых, из учения славянофилов вытекает удивительно точная мысль, что нравственной
стерстве Внутренних Дел Российской Империи / под ред. С. В.
Мотина; составители: И. И. Мельников, А. А. Мельникова, С. В.
Мотин, И. М. Хафизов. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009.
4 Аксаков И. С. Собрание сочинений. Т. 1-7. М., 1886-1887. (Далее: Соч. Т. 1-7).
5 Самые достоверные записки чиновника-очевидца. Присутственный день уголовной палаты. Судебные сцены, изложенные отставным надворным советником, бывшим секретарем Правительствующего Сената, бывшем товарищем председателя Уголовной палаты, бывшим обер-секретарем Правительствующего Сената, бывшим чиновником Министерства внутренних дел // Полярная звезда. Кн. 4. - Лондон, 1858. - С. 9-106.
6 См.: Мотин С. В. Служебные записки о расколе чиновника МВД И. С. Аксакова // Терроризм как угроза обществу в эпоху глобализации (международно-правовые и внутригосударственные проблемы противодействия): Материалы Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006. - С. 140-145.
7 См.: О трудности согласить юридическое и бытовое право в
вопросе об освобождении крестьян // День. 1861. 25 ноября (Соч. Т. 5. С. 190-195); О праве обычном, игнорируемом нашими юри-
стами // День. 1861. 16 декабря (Соч. Т. 4. С. 533-539); О праве
челобитных в древней Руси // День. 1865. 20 февраля (Соч. Т. 2.
С. 282-289); О двух началах права, действующих в русской жизни:
писанный закон и народный обычай // Русь. 1883. 1 апреля (Соч. Т. 4. С. 638-652).
личности нет надобности в формальном законе. Поэтому в жизни духовно добродетельных людей не возникает вопросов соблюдения закона. Закон создается для духовно слабых людей, не способных жить по нравственным нормам добра и справедливости. Этих людей закон удерживает от совершения зла по отношению к другим членам общества. Таким образом, внешней правде славянофилы отводят роль борьбы со злом безнравственных людей и не считают ее самодовлеющим принципом в общественной жизни»8.
В этой связи весьма примечательны следующие рассуждения Ивана Сергеевича: «Закон не есть непреложная истина, не есть какое-то непогрешимое изречение оракула, не подверженное изменениям: он имеет значение ограниченное и временное, и бессмыслен закон, носящий в себе притязание уловить в свои тесные рамки свободную силу постоянно творящей и разрушающей жизни! Самое “право” не есть нечто само для себя и по себе существующее: неспособное выразить полноты жизни и правды, оно должно ведать свои пределы и находиться, так сказать, в подчиненном отношении к жизни и в идее высшей нравственной справедливости»9. Здесь же приведем мнение И.С. Аксакова о правовом порядке: «Дело в том, что сила не в правовом порядке, а в той общественной, духовной, нравственной почве, в которую упирается порядок своими корнями и которая их питает. Этого не могут понять скромные юристы-неморалисты. Конечно, желательно, чтобы правовой порядок в данную минуту отвечал потребностям нравственного общественного сознания, но если этого соответствия нет, то правовой
г 10
порядок останется мертвою буквою» .
Особое внимание в своем учении славянофилы уделяли обычаю. Обычай представлялся им как способ сохранения общественных отношений, необходимый для передачи опыта и духовных ценностей из поколения в поколение. В обычае славянофилы видели естественную, живую, органическую форму права, соединенную с народной совестью и нравственностью. В соотношении обычая и закона первенство славянофилы отдавали обычаю, считая, что каждый закон должен перерастать в обычай, чтобы стать частью общественного быта. Наконец, славянофилы надеялись, что будущая Россия реанимирует забытые традиции предков - православие, внутреннюю правду, соборность жизни, самодержавие, службу как обязанность служения обществу11.
Взгляды И.С. Аксакова, посвященные обычному праву, были изложены им в специальной статье12. Автор начинает статью со следующей констатации: «Знают ли наши читатели, что в России миллионов сорок русского народа существуют вне положительного закона... Почти все наши крестьяне живут под законом общинного быта, создавшим совершенно особенные поземельные и имущественные отношения». Затем он продолжает: «Наше внимание обращалось, обращает-
8 Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - С. 164.
9 Аксаков И. С. Доктрина и органическая жизнь // Аксаков И. С. Наше знамя - русская народность. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - С. 110-111.
10 Аксаков И. С. Ответ г. Градовскому на его разбор «Записки» К. С. Аксакова // Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? - М., 2002. - С. 483.
11 Подробнее см.: Васильев А. А. Указ. соч. С. 202.
12 Аксаков И. С. О праве обычном, игнорируемом нашими юристами // Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? - М., 2002. - С. 625-629.
ся отчасти и теперь, только на поверхность почвы, а не на самую почву: два-три миллиона людей с своею отвлеченною искусственною жизнью, с своими отвлеченными искусственными потребностями, - выдавая себя за Россию, - заслоняли и заслоняют еще, от Европы и от нас самих быт и потребности сорокамиллионного населения»13.
«Конечно, - продолжает И.С. Аксаков, - в настоящее время, науки народного обычного русского права еще не существует, но мы решительно не видим причины, почему бы она не могла возникнуть». И ниже он ставит перед этой будущей наукой следующей задачи: «...наука из отрывочных данных должна построить цельную систему, раскрыть юридическое созерцание народа, определить его юридические начала и провести их в общественное сознание. Тогда и законодательство, проникаясь невольно этими, живущими в общем сознании, народными началами, не будет чуждо народной жизни, не будет стремиться к ее регламентированию по иноземным образцам, не станет прилагать к быту миллионов людей - теоремы римско-
14
го права, возникшего на совершенно иных основах» . В этом месте Иван Сергеевич ставит вопрос ребром: «Отчего частная истина западного мира, налагаемая русскому народу, должна быть для него истиною общечеловеческою, а истина его быта не есть истина общечеловеческая, потому только, что еще не признана авторитетом западных ученых?»15.
Далее И.С. Аксаков продолжает: «.мы указываем на существующее явление нашего невежества относительно обычного права русского народа с следующею целью: Во-первых, мы надеемся побудить наших ученых “юристов” к внимательному изучению юридической стороны быта русских крестьян на основании тех данных, какие уже имеются, а также к тщательному собиранию и исследованию новых. - Во-вторых, мы думаем, что мировые посредники могли бы, став на нашу точку зрения, воспользоваться своим положением и постоянным столкновением с народом, с тем, чтобы подмечать, собирать, записывать народные обычаи как по самоуправлению, так и по отношению к имущественному народному праву. - В-третьих, - и это главное - мы желали бы остановить пылкое усердие наших прогрессистов-преобразователей, которые, гордясь знанием римского права или казуистическою опытностью чиновника, готовы были бы, с самоуверенною опрометчивостью, применять в русской земле то или другое юридическое учреждение»1 .
Завершается статья следующим выводом: «Ввиду восстающего к жизни русского народа после события 19 февраля <1861 г.>, мы должны с величайшею осторожностью допускать коренные преобразования или новые созидания, потому что, в случае несогласия их с требованиями народности, еще не вполне заявленными, - они могут только стеснить в будущем свободу и самостоятельность нашего народного развития, а в настоящем осуждены оставаться шаткими и непроч-
17
ными...» .
В четверотом томе собрания сочинений И.С. Аксакова собраны его передовые статьи, посвященные свободе слова18. В условиях 60-х - 80-х годов его борьба
13 Там же. - С. 625.
14 Там же. - С. 627.
15 Там же. - С. 627-628.
16 Там же. - С. 628.
17 Там же. - С. 629.
18 См.: Аксаков И. С. Собрание сочинений. Т. 1-7. - М., 1886-
1887. Т. 4. Общественные вопросы по церковным делам. Свобода
за свободу слова и печати сливалась с подобными же требованиями передовых слоев русского общества, имела важное общественное значение. Иван Сергеевич разрабатывал проекты цензурной реформы, проекты законов о печати и принимал участие в обсужде-
19
нии правительственных законопроектов .
В сентябре 1861 г. М.Н. Катковым была написана «Записка русских литераторов», которую среди других литераторов подписал и И.С. Аксаков. В записке впервые открыто было сформулировано положение о свободе печати как общем требовании русских журналистов. Под свободой печати они понимали такую правовую ситуацию, когда литература ограждена «ясным и твердым законом» и «за свои злоупотребления» подлежит «не административной расправе, а разбирательству правильно устроенного суда». В записке говорилось, что свобода печати «предполагает... много существенных преобразований в административной и судебной системах». В качестве первых мер предлагалось отменить предварительную цензуру, заменив ее ответственностью редактора; выражено желание, «чтобы Главное управление цензуры приняло в некоторой степени характер судебный»; и чтобы всякое распоряжение правительства являлось с «истинным
характером закона, то есть как высшая воля, обнаро-
20
дованная правильным путем» .
Борьба за свободу слова и печати в пореформенной России особо остро протекала в 1862-1882 гг.21 В это время работали правительственные комиссии по составлению проектов нового закона о печати: Д.А. Оболенского (1862-1864 гг.), С.Н. Урусова (1869-1871 гг.), П.А. Валуева (1880-1881 гг.). Именно в эти годы русская журналистика обсуждала проблему освобождения от цензуры, разрабатывала свои программы, создавая тем самым серьезный противовес цензурной политике правительства. Такая возможность практически была прервана законом 27 августа 1882 г., завершившим цензурную контрреформу.
Ведущей фигурой, определявшей исход дела, был царь Александр II, который на всех этапах подготовки цензурного закона опирался на консервативно настроенных представителей власти. В 1859 г. он дал установку на такие действия, при которых «не могло быть и речи» об отмене предварительной цензуры22, а в 1862 г. на тезис И.С. Аксакова о свободе слова «как
слова. Судебный вопрос. Общественное воспитание. 1860-1886. Статьи из «Дня», «Москвы», «Москвича» и «Руси», и три статьи вышедшие отдельно. М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1886. С. 361-530. - Здесь представлены 24 статьи из газет: «День» (12 статей, с. 361 -443); «Москва» (5 статей, с. 446-475) и «Русь» (7 статей, с. 478-530).
19 См.: Миллер О. Ф. И. С. Аксаков и свобода слова. Речь, читанная в торжественном собрании Славянского общества 14 февраля 1887 г. // Известия С.-Петербургского Славянского благотворительного общества. 1887. № 3; Райский Д. П. И. С. Аксаков о свободе совести, свободе слова и печати. - СПб. 1907; Герасимова Ю. И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850 - начала 1860-х годов. - М., 1974. - С. 162-166; Китаев В. А. Из истории идейной борьбы в России в период революционной ситуации. И. С. Аксаков в общественном движении начале 60-х годов XIX в. - Горький. 1974; Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. - С. 113-120; Бадалян Д. А. И. С. Аксаков - редактор и публицист // История русской журналистики ХУ!!!-Х!Х веков: учебник / Под ред. Л. П. Громовой. - СПб., 2003. - С. 511-522.
20 См.: Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ. 1859-1865 годов. - СПб., 1904. - С. 58-82.
21 Подробнее см.: Антонова Т. В. Борьба за свободу печати в пореформенной России 1861-1882 гг.: автореф. дис. ... докт. ист. наук. - Саратов, 1993.
22 Русская старина. 1902. № 11. С. 4.
безусловном праве каждого», заметил, что «подобное право у нас не признается и не может быть призна-но»23.
Аксаковская газета «День» (1861-1865) выступила одним из пионеров борьбы за свободу печати. Введение «Временных правил»24 И.С. Аксаков назвал «узаконением об усилении цензуры» и выдвинул свой контрпроект цензурного Устава. Высказываясь о действиях руководимой Д.А. Оболенским25 комиссии для пересмотра постановлений по делам книгопечатания, И.С. Аксаков повторил тезис о том, что «стеснение печати гибельно для самого государства», и предупреждал членов комиссии от увлечения западноевропейскими образцами26. А в следующем номере газеты он изложил свой проект цензурного законодательства27. Данный проект мог стать основой для обсуждения положения печати в русской журналистике. Однако предложения И.С. Аксакова получили неодобрительный отзыв Министерства внутренних дел. Вскоре после появления проекта гласное обсуждение начал предполагаемой цезурной реформы было прекращено, правительство отошло от либеральной политики в области печати и перешло к новому наступлению на прессу, а «День» был приостановлен 8
В дальнейшем Аксаков избегал острых столкновений с цензурой. Однако борьбы за свободу печатного слова он не прекращал и в передовых статьях доказывал совместимость свободы слова с самодержавной формой правления, а в сношениях с цензорами отстаивал каждую фразу своих статей.
6 апреля 1865 г. было издано в виде «временных правил» новое законодательство о печати. Согласно этим правилам «День» с сентября 1865 г. был освобожден от предварительной цензуры. Первый номер газеты, вышедший без предварительной цензуры, И.С. Аксаков открыл словами: «Наконец-то!.. Сегодня кошмар, в образе цензора, не станет мешать нашей работе, спирать дух, давить ум и задерживать перо, и мы получаем неслыханное и невиданное право: не лгать, не кривить словом, говорить не фистулой, а своим собственным, природным голосом.». И далее он в резкой форме подверг критике существовавшие цензурные установления29. Однако контролировавший газету цензор И.А. Гончаров предложил за этот номер объявить редактору взыскание.
Система административных преследований печати осуждалась и в публицистике на рубеже 1870-х гг. Так, И.С. Аксаков, не исключая перспективы примирения печати и власти, говорил, что оно невозможно за счет
23 Цит. по: Герасимова Ю. И. Указ. соч. С. 138.
24 См.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 гг. - СПб., 1862. - С. 467-474.
25 Оболенский Дмитрий Александрович (1822-1881) - князь, статс-секретарь, сенатор, в 1842 г. вместе с Аксаковым окончил Императорское училище правоведения, председатель Комиссии для пересмотра законодательства о печати (1862-1865), близкий друг Аксакова.
Аксаков И. С. О Комиссии для пересмотра постановлений по делам книгопечатания // День. 1862. 12 мая; Соч., т. 4, с. 361-366.
27 Аксаков И. С. По поводу проектируемых законов о печати // День. 1862. № 32. 19 мая. С. 1-5; Соч. Т. 4. С. 366-378.
28 Подробнее см: Мотин С. В. О праве на свободу слова в публицистике И. С. Аксакова: по поводу проектируемых законов о печати в 1862 году // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 8. В 3 томах. Том 1. - М.: Издательская группа «Юрист», 2о08. - С. 359-362.
29 Аксаков И. С. По поводу первого выхода «Дня» без цензуры // «День». 1865. № 31, 11 сентября; Собр. соч., т. 4, с. 431-439.
ущемления литературы30. В это время газета «Москва» (1867-1868) являла собой редкий пример независимости печатного органа. За два неполных года она получила 9 предостережений (из них 8 - за статьи Ивана Сергеевича) и трижды приостанавливалась, а в марте 1869 г. газета была окончательно запрещена. Годы издания И.С. Аксаковым газеты «Москва» отмечены его тесным сотрудничеством с Ф.И. Тютчевым, направленным на борьбу с цензурою31.
Лишившись собственного печатного органа, Иван Сергеевич в 1870-е гг. неохотно пользовался страницами чужих изданий. В 1873-1874 гг. он подготовил биографию Ф.И. Тютчева, которая предназначалась для журнала «Русский архив»32. В этой работе И.С. Аксаков впервые обратил внимание на ряд статей Ф.И. Тютчева, посвященных судьбе России и ее роли в европейской истории33.
В 1880 г., после того как министром внутренних дел стал граф М.Т. Лорис-Меликов, И.С. Аксаков добился разрешения на выпуск своей новой газеты под названием «Русь» (1880-1886)34. И в эти годы по-прежнему убедительно звучал его голос в защиту свободы слова и печати. Хотя после убийства народовольцами царя Александра II он и допускал временное ограничение свободы слова, но для ситуации не чрезвычайной, по-прежнему добивался тех же прав на свободу слова, о которых писал еще в 1860-е гг.
В ноябре 1885 г. «Русь» получила предостережение от министра внутренних дел за неуважение к правительству и за тон, «несовместимый с истинным патриотизмом». Для И.С. Аксакова, которого М.К. Лемке назвал «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений», это было последнее столкновение с властями - 27 января 1886 г. он скончался.
По своей идеологической позиции И.С. Аксаков не был оппозиционером, а, наоборот, был убежденным монархистом и православным христианином. Однако именно поэтому он силою печатного слова отстаивал свои, часто резкие суждения, о деятельности светской и церковной властей.
Подводя итоги, следует отметить, что в публицистике И.С. Аксакова звучит призыв к законодателям и правоведам выявлять и сохранять традиционные ценности российской культуры, что особенно актуально в современную эпоху. Для него важно было доказать, что свобода печати, возвышаясь над политическими институтами, сама способна стать гарантом их охранения или преобразования, что без свободы печати реформы невозможны, что свобода слова, свобода духа, первична по отношению к власти35. Своей
30 Подробнее см.: Аксаков И. С. О нецелесообразности системы предостережений // Москва. 1867. 29 декабря, 31 декабря; Соч. 4. С. 448-454, 454-462; Аксаков И. С. Журналистика - выражение общественного мнения, а не какая-нибудь законодательная власть // Москва. 1868. 6 апреля; Соч. 4. С. 462-471.
31 См.: Чулков Г. Тютчев и Аксаков в борьбе с цензурою // Мурановский сборник. Вып. 1. Мураново, 1928. С. 7-29.
32 Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк // Русский архив. 1874. № 10. С. 6-406.
33 Подробнее см.: Бадалян Д. А. Книга И. С. Аксакова «Биография Федора Ивановича Тютчева» и цензура (по материалам Главного управления по делам печати) // Аксаков-ские чтения: материалы Х! Всерос. науч. конф. - Уфа: Вагант,
2009. - С. 69-74.
34 См.: Бадалян Д. А. И. С. Аксаков и газета «Русь» в общественной жизни России: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб.,
2010.
35 См.: Аксаков И. С. О преувеличенном значении, придавае-
мом у нас действию литературы // День. 1862. 15 сентября; Соч. 4. С. 378.
деятельностью И.С. Аксаков обратил внимание на юридические аспекты реформы и, главное, раскрыл правовой смысл понятия «свобода печатного слова», предложив сформулировать его как «неотъемлемое право каждого подданного Российской империи, без различия звания и состояния» и внести это «твердое правило» в первый том Свода Законов36.
И, наконец, о планах. В настоящее время идет подготовка сборника избранных статей И.С. Аксакова, посвященных государственно-правовым вопросам. В этом сборнике предлагаются следующие семь разделов: государственный вопрос, правовой вопрос, земский вопрос, свобода слова и печати, свобода совести, судебный вопрос, служебные записки о расколе.
Рецензия
на статью «И.С. Аксаков о праве, свободе слова и цензурном законодательстве», подготовленную доцентом кафедры теории и истории государства и права Уфимского юридического института МВД России, к.ю.н., доцентом С.В. Мотиным.
В представленной на рецензию статье рассматриваются взгляды известного славянофила И.С. Аксакова на право, свободу печатного слова и цензурное законодательство, изложенные им в публицистических статьях. В статье уточняется общая характеристика И.С. Аксакова не только в качестве поэта, публициста, редактора, издателя, общественного деятеля, но и в качестве правоведа, окончившего в 1842 году Императорское училище правоведения и прослужившего в правоохранительных органах около 9 лет (1842-1851).
Автор статьи, в частности, анализирует взгляды И.С. Аксакова, посвященные обычному праву, которые были изложены им в специальной публикации, рассматривает взгляды и деятельность Ивана Сергеевича по защите свободы слова и печати. И.С. Аксаков разрабатывал проекты цензурной реформы, проекты законов о печати и принимал участие в обсуждении правительственных законопроектов.
В заключение автор выдвигает идею подготовки к публикации сборника избранных статей И.С. Аксакова, посвященных государственно-правовой проблематике, и предлагает его структуру.
Рецензируемая статья С.В. Мотина соответствует требованиям, предъявляемым к изданиям, рекомендованным ВАК России, и может быть опубликована в открытой печати.
Профессор кафедры управления в социальных и экономических системах Института экономики Уфимского государственного авиационного технического университета, д.ю.н., профессор И.А. Биккинин.
36 Аксаков И. С. По поводу проектируемых законов о печати // День. 1862. 19 мая; Соч. 4. С. 368.