за выполнение требований служебной деятельности, убежденность в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения служебного долга
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
являются условиями успешного решения сложных задач, стоящих перед органами и подразделениями внутренних дел страны.
© Шагимуратов А. Н.
РЕЦЕНЗИИ.. ОТЗЫВЫ
С. В. МОТИН, заместитель начальника кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
S. V. MOTIN, deputy head of the Department of history and theory of state and law of Ufa law Institute of MIA of Russia, PhD in law, associate
Professor (Ufa)
«ПОСЛЕДНИЙ ИЗ „ОТЦОВ"» [1]: о биографии публициста-славянофила И. С. Аксакова
«Я в жизнь свою был и судьей, и администратором, и поэтом, и публицистом, и журналистом, и статистиком, и воином, и казначеем, и путешественником, и уж не знаю чем! Постараюсь сузиться и уйти в одну дорожку» [2].
И. С. Аксаков - родным, 25.3(6.4).1860, Мюнхен
"о
<ч а а
и и
14 января 2015 г. была подписана в печать новая книга А. А. Тесли [3]. Публикация биографии И. С. Аксакова (далее - Аксаков) стала важной вехой в развитии иванаксаковедения, которое пополнилось в 2014 г. и начале 2015 г. значительными книжными публикациями, в том числе и выходом в свет 1-й книги 1-го тома нового двенадцатитомного собрания сочинений Аксакова [4].
Книга А. А. Тесли посвящена жизни и творчеству Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886), третьего сына Сергея Тимофеевича Аксакова, яркого представителя аксаковского семейства, знаменитого в русской литературе и ин-
теллектуальной истории, по выражению о. Иосифа Фуделя - «последнего из „отцов"» [5] славянофильского учения. Своеобразие и мощь личности Аксакова предстает на фоне современников, в первую очередь, других представителей славянофильского кружка [6].
Структурно биография содержит предисловие(3),введение(6), три части (11, 164, 441), состоящие из семи глав (11, 79, 164, 294, 441, 480, 552), заключение (616), четыре документальных приложения (221, 306, 546, 619), приложение (717), состоящее из пяти статей (717, 725, 738, 760, 769), список сокращений (776), библиографический спи-
«
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1 £
а «
и
<ч а а
и и
ч
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и ?
а £
а «
сок, состоящий из 320 источников (777) и содержание (798<—799>).
Уже в самом начале автор делает оговорку - чего не следует ожидать от его книги: "она не является ни подробной биографией Ивана Аксакова, ни систематическим изложением его взглядов. Не является она и текстом в почтенном жанре и его время». «Время», разумеется, присутствует - по крайней мере автор к этому стремился -но лишь в той мере, в какой это было необходимо для основной цели повествования: очертить личность Ивана Аксакова..." [7].
Иван Сергеевич Аксаков [26.09(08.10).1823, с. Надёжино (Куро-едово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии - 27.01(08.02).1886, Москва; погребен на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры] - правовед, поэт, редактор, публицист, издатель, общественный деятель, главный хранитель и пропагандист славянофильства, а в пореформенные годы его ведущий идеолог (до 1876 г. - вместе с Ю. Ф. Самариным).
Во введении А. А. Тесля дает следующую общую характеристику Ивана Сергеевича: "Аксаков был страстным человеком, долго искавшим то, чему смог бы посвятить себя всецело: этим и стало для него "славянофильство", он сделался хранителем и пропагандистом (и неизбежно - интерпретатором, временами довольно вольным) учения своих родных и друзей. <...> Аксаков был человеком «морального закона» <...>, нравственных принципов, отстаивавшихся им со всей решительностью и последовательностью, не боясь последствий такой принципиально-сти.<.. .> Аксаков, взявший на себя роль «хранителя» славянофильского наследия, оказался тем, кто ввел славянофильские идеи в широкую сферу русской общественной мысли 1860-х годов - и поддерживал присутствие данной позиции в пространстве публичной дискуссии вплоть до своей кончины. <.. .>
Едва ли не одними своими силами, с очень небольшим кругом сотрудников и помощников, ему удалось реализовать намеченное - не дать заглохнуть «живому слову славянофильства» (и тот факт, что по сей день в публицистике используется «славянофильство» как обозначение позиции в ряду современных - во многом результат осуществленного Аксаковым «транзита»)" [8].
Часть I. Годы стран-ствий.< 1838-1860 гг.>
Глава 1-я «Молодой Аксаков» (с. 11-78) посвящена - сначала обучению Ивана в Училище правоведения (18381842); затем показано как Аксаков в качестве младшего чиновника при сенаторе князе П. П. Гагарине ревизовал Астраханскую губернию (1844); далее - являлся товарищем (т. е. заместителем) председателя Калужской палаты уголовного суда (1845-1847); потом - исправлял должность обер-секретаря 2-го (через 5 месяцев - 1-го) Отделения 6-го (уголовного) департамента Правительствующего Сената в Москве (18471848); наконец, в 1848 г. Аксаков согласно прошению причислен к министерству внутренних дел, где и прослужил два с половиной года чиновником по особым поручениям при министре (до апреля 1851 г.).
В рамках этой главы желательно наличие параграфа, посвященного ранним, доучилищным, годам Аксакова (с опорой на переписку Отесиньки и Маменьки), а также еще ждут своего публикатора несколько десятков училищных писем Ивана, отложившихся в ак-саковских архивохранилищах, которые придадут более рельефный характер соответствующему разделу.
Глава 2-я «Пределы. мятежу» (с. 79-163) повествует о жизни Аксакова в 1850-е годы. В это время Иван Сергеевич редактировал и издавал ряд славянофильских изданий: «Московский сборник» (1852-1853), журнал «Русская Беседа» (1858-1859), газету «Парус» (1859). В 1853-1854 гг. по поручению
Императорского Русского географического общества Аксаков исследует украинские ярмарки. В 1855-1856 гг. служит квартирмейстером и казначеем Серпуховской дружины № 111 Московского ополчения. Во второй половине
1856 г. - работал в составе следственной комиссии князя В. И. Васильчикова, назначенной по делу о злоупотреблениях интендантства во время войны. В
1857 и 1860 гг. Аксаков совершил два заграничнык путешествия по Западной Европе и славянским землям.
Часть II. Зрелость.<1861-1869 гг.> Эта часть, пожалуй, ключевая - «хребет» всей книги. Она состоит из двух глав - истории жизни Аксакова и истории его коренного публицистического творчества.
Елава 3-я «Свое дело» (с. 164294) рассказывает о 1860-х годах. Это время славянофильской публицистики и пропаганды наследия «старших» славянофилов. Аксаков - редактор-издатель газет «День» (1861-1865), «Москва» и «Москвич» (1867-1868). 12 января 1866 г. состоялось венчание Ивана Сергеевича и старшей дочери Ф. И. Тютчева - Анны Федоровны. Это "период наибольшей творческой активности, то время, когда он не только становится известен широкой публике, приобретает в ее глазах ту репутацию, которая останется с ним до конца дней, но и становится «самим собой», находит себя. <...> ...«своим делом» для него с начала 1860-х гг. и до самой кончины окажется публицистика - вопрос будет стоять лишь о том, как, каким образом это «свое дело» осуществлять, какое место найти ему в существующих условиях. Но вопрос о том, что является его «делом» - и кем является сам Аксаков -будет для него определен окончательно. <...> Он стал душеприказчиком интеллектуального наследиясвоего брата - и, вместе с Самариным, попечителем над трудами Хомякова" [9].
Елава 4-я «Теоретическое intermezzo» (с. 294-440). Шесть глав ос-
новного текста, за исключением четвертой, можно прочесть как последовательный биографический очерк. Четвертая глава посвящена нескольким вопросам, из числа имевших особое значение для Аксакова: его учению об обществе, народе и государстве, определяющему политическую программу (с. 295-305); «Польскому вопросу» и связанным с ним вопросам: «украинскому» и «западного края», где раскрывается его понимание национального проекта и одновременно некоторые из числа проблем, с которыми столкнулся последний (с. 334-380); религиозным взглядам (с. 381-403) и пониманию церковных вопросов, присущему ему и близким к нему по взглядам публицистам славянофильского направления (403-440) [10].
Часть III. «Последний из "отцов"». <1870-1886 гг.> 1870-е гг. - период общественной деятельности Аксакова. В эти годы он - председатель Общества любителей российской словес- ^ ности при Императорском Московском ^ университете; председатель Московско- ¡о го славянского благотворительного ко- ^ митета (общества); гласный Москов- « ской городской думы; председатель со- | вета правления Московского купеческо- ^ го общества взаимного кредита. Это десятилетие "в жизни Аксакова отчетливо ^
а
делится на два периода: первый - с g начала событий на Балканском полу- § острове: восстания в Боснии и Герцего- g вине, болгарского восстания, объявле- « ния Сербией и Черногорией войны Порте и т. д., событий, сделавших Аксакова § заметной фигурой в европейском масштабе; второй - период предшествующий, до 1875-1876 гг., о котором Цим- щ, баев пишет как о времени «благополуч- ^ ном и спокойном»" [11]. В этот период § важнейшее значение приобретают еще далеко не все опубликованные письма Аксакова, которые ждут своего часа. ^
Глава 5-я «Промежуток» Ц (с. 441-479). Автор следующим образом § представляет данную главу: «Мы оста-
новимся на трех эпизодах этого времени - значимых и по некоторой публичной огласке, и по степени проявленности славянофильских принципов, опытов их формулирования и/или осуществления, а именно на конфликте, возникшем в 1870 г. по поводу адреса Московской городской думы (с. 448-460), столкновении в 1873 г. двух интерпретаций славянофильского учения, данных участниками славянофильского кружка 1840-х - начала 1850-х гг. [12] (с. 460-471), и на истории биографии Ф. И. Тютчева [13], написанной его зятем» [14] (с. 471-479).
Глава 6-я «Война» (с. 480-551). «... период 1875-1878 гг. оказывается временем наибольшей его активности как общественного деятеля. Он становится одной из наиболее заметных фигур русской жизни, выразителем целой внешнеполитической программы, ярким ее идеологом и пропагандистом - одновременно представая как фокус про-российских (стремящихся в той или ^ иной степени опереться или использо-^ вать Россию) сил среди славянских, 3 преимущественно балканских народов» ¡5 [15]: «Восстание в Боснии и Герцего-| вине, Сербская война и деятельность о^ славянских комитетов» (с. 483-506). ^ «Русско-турецкая война и мирные пере-^ говоры» (с. 507-529). «Речь о Берлин-| ском конгрессе. Ссылка в Варварино» | (с. 529-546).
Ц Глава 7-я «Последние годы»
^ (с. 552-615) посвящена последним го-^ дам жизни Аксакова. С 15 ноября 1880 | г. и до самой кончины Ивана Сергеевича ча выходит еженедельная газета «Русь», „а редактором и издателем которой он яв-^ лялся, - аксаковская лебединая песнь. | "Чувство одиночества в эти годы стано-ф вится преобладающим - умирают по-^ следние друзья и близкие приятели: в 1876 г. не стало Ю. Ф. Самарина, в сле-^ дующем году умирает Ф. В. Чижов, в а 1878 г., в день подписания прелиминар-| ного договора в Сан-Стефано умирает ^ князь В. А. Черкасский, в 1876 умирает
Николай Елагин, в следующем году скончалась Авдотья Петровна, а в 1879 не стало Василия Елагина. В 1878 г. в Киеве умирает «Маменька», Ольга Семеновна. Дольше всехпроживет А. И. Кошелев, скончавшийся в 1883 г.<...>" [16].
В одном из последних написанных им писем, датированном 26 января 1886 г., т. е. за день до кончины, Аксаков обращался к Г. П. Галагану, одному из самых старых из оставшихся на тот момент близких знакомых: «Как трудно живется на Руси! <...>Мое здоровье, некогда геркулесовское, тоже дрогнуло. И я начинаю это чувствовать. Разумеется, кроме причин внешних, физических, гигиенических, климатических и т. д., здесь всегда сильнее оказывают воздействие причины нравственные, даже не индивидуального характера. Есть какой-то нравственный гнет, какое-то чувство нравственного измора, которое мешает жить, которое не дает установиться гармонии духа и тела, внутреннего и внешнего существования. Фальшь и пошлость нашей общественной атмосферы и чувство безнадежности, бес-проглядности давят нас» [17].
Биографию Аксакова сопровождают четыре Документальных приложения, которые представляют собой введенные в оборот тексты Аксакова -это, во-первых, его запрещенную в 1862 г. Александром II шестую статью из цикла «О взаимном отношении народа, общества и государства» [18] (с. 306-334), во-вторых, 20 писем (8.10.1865-5.1.1866 гг.) к невесте - Анне Федоровне Тютчевой (с. 221-268), в-третьих, одно письмо 1878 г. к ее сестре Екатерине Федоровне Тютчевой [19] (с. 546-551) и, наконец, 62 письма (13.9.1861-28.2.1867 г., 18.3.188315.4.1885 г.) к выдающемуся русскому историку и общественному деятелю Михаилу Осиповичу Кояловичу (с. 619-716). А. А. Тесля поясняет: «Включая первые три приложения непосредственно в текст, мы стреми-
лись придать изложению объемность -в особенности это относится к письмам к А. Ф. Тютчевой, написанным в период между официальной помолвкой и венчанием: в них Аксаков раскрывается едва ли не наиболее полно, письма становятся максимальным подобием личного дневника с его переплетением сиюминутного, повседневного и предельно значимого» [20].
Заключает книгу Приложение (с. 717-775), в котором размещены пять статей, четыре из которых касаются персонажей и сюжетов или непосредственно связанных со славянофильством (М. П. Погодин, А. М. Иванцов-Платонов, О. Ф. Миллер), или же, в случае с работой, описывающей формирование концепции русской истории Н. Г. Устрялова, анализируют ту интеллектуальную площадку, на которой будут формироваться и развиваться взгляды Аксакова. А также эссе, посвященное князю П. А. Вяземскому (который в 1810-30-х гг. оказался в ситуации, типологически сходной с аксаковской) [21].
И в завершении еще одна цитата от автора - в качестве попытки подведения итогов всему вышесказанному: "Иосиф Фудель назвал Ивана Аксакова «последним из „отцов"» - с чем, вероятнее всего (и одобрив кавычки), согласился бы и сам поименованный: ему было свойственно как сознание себя в качестве «последнего из славянофилов», «хранителя» наследства, оставленного ему болееего способными, сильными и мудрыми предшественниками, так и восприятие «славянофильского учения» и самого круга, до неко-
торой степени сближаемого с церковью (временами он прямо отождествлял «православие» со «славянофильством», т. е. считал последнее истинным, адекватным раскрытием православного вероучения). <...> Судьба «отца» - уйти в прошлое, умереть - и уже из этой перспективы вновь обрести свою власть, теперь уже власть «классика», «авторитета», того, за чье наследие идет борьба" [22].
Итак, в 2015 году вышла в свет весьма объемная (799 с.), прекрасно опубликованная (издательство «Владимир Даль») достаточно подробная биография видного славянофила-публициста И. С. Аксакова, подготовленная исследователем позднего славянофильства А. А. Теслей, основанная на множестве документальных источников, в том числе введенных в оборот автором, и научных исследованиях, в которой в форме эссе представлена, на наш взгляд, довольно удачная попытка «очертить» интеллектуальный портрет «последнего из "отцов" славянофильства». Одновременно желаем автору со временем подготовить дополненный вариант своего труда, так как предпосылки такого расширения, несомненно, существуют - по нашему мнению, доработать необходимо, по крайней мере, три главы - 1-ю, 5-ю и 7-ю.
Теперь книга А. А. Тесли будет жить своей собственной жизнью - в добрый путь! А автору - дальнейших творческих успехов на пути изучения и синтеза славянофильского учения и, в том числе, жизни и творчества Ивана Сергеевича Аксакова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тесля А. А. «Последний из „отцов"»: биография Ивана Аксакова. СПб.: Владимир Даль, 2015. 799 с.
2. И. С. Аксаков в его письмах. Часть первая. Учебные и служебные годы. Т. III. Письма 1851-1860 гг. М., 1892. С. 390.
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1 £
а «
и
« Ä Ä
3. Андрей Александрович Тесля (1981 г.р.) - кандидат философских наук, доцент Тихоокеанского национального университета. См.: Тесля А. А. Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. Хабаровск, 2006. 27 с.; Тесля А. А. Первый русский национализм... и другие. М.: Европа, 2014. 280 с.
4. Московский сборник: [т. 1, 2] / сост., подгот. текста, примеч., статья, подбор иллюстраций В. Н. Грекова; отв. ред. А. П. Дмитриев. СПб.: Наука, 2014. 1307, [5] с., [17 л.] ил. (Литературные памятники / Российская акад. наук); Иван Аксаков в воспоминаниях современников / сост., предисл. и коммент. Г. Н. Лебедевой; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 544 с.; Иван Сергеевич Аксаков: библиогр. указ. (1836-2014) / сост.: П. И. Федоров, С. В. Мотин; сост. фотоприложения Г. О. Иванова; вступ. ст. С. В. Мотина; под ред. А. П. Дмитриева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. 260 с.: 8 л. ил.; Порох В. И. И. С. Аксаков в борьбе за свободу слова и печати. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская гос. юридическая акад.», 2014. 177, [2] с.; Аксаков И. С. Собрание сочинений. Т. 1: Славянский вопрос. Кн. 1 / Издание подготовили А. П. Дмитриев и Д. А. Федоров; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: ООО «Издательство "Росток"», 2015. 639 с., ил.
5. Фудель И. И. Преемство от «отцов» // «Преемство от отцов»: Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания / Сост., вступ. ст., подготовка текста и коммент. О. Л. Фетисенко. СПб.: Владимир Даль, 2012. С. 358.
6. См.: Тесля А. А. «Последний из „отцов"»: биография Ивана Аксакова. С. 2.
7. Там же. С. 3.
8. Там же. С. 6, 7, 10.
9. Там же. С. 164, 165, 167.
10. См.: Там же. С. 4.
11. Там же. С. 441.
12. См.: Аксаков И. С. «Письмо к издателю по поводу предыдущей статьи» // Русский архив, 1873, кн. II, вып. 12, стлб. 2508-2529). Статья Аксакова написана в ответ на «историко-критический очерк» Э. А. Дмитриева-Мамонова: «Славянофилы» (там же, стлб. 2488-2508).
^ 13. Впервые опубликовано: Федор Иванович Тютчев: (Биографический очерк) / [Соч.]
И. С. Аксакова. С гравированным портретом Тютчева. М.: тип. В. Готье, 1874. 408 стлб. ^ (Русский архив. 1874.Кн. 10).
Л 14. Тесля А. А. «Последний из „отцов"»: биография Ивана Аксакова. С. 447-448.
8 15. Там же. С. 480.
£ 16. Там же. С. 556-557.
^ 17. ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 11. Лл. 33-33об. Там же. С. 614.
^ 18. Впервые опубликовано: Тесля А. А. Запрещенная 6-я статья И. С. Аксакова из цикла
§ «О взаимном отношении народа, общества и государства» // Социологическое обозрение. 2012. | Т. 11. № 2. С. 41-70.
а 19. Впервые опубликовано: Бадалян Д. А. Речь И. С. Аксакова о Берлинском Конгрессе
§ и его последующая ссылка в письмах и документах июня - ноября 1878 г. // Цензура в России: § история и современность. Сборник научных трудов. Вып. 6. СПб.: Российская национальная библиотека, 2013. С. 369-373.
о
^ 20. Тесля А. А. «Последний из „отцов"»: биография Ивана Аксакова. С. 4.
у 21. См.: Там же.
'Л 22. Там же. С. 6, 10.
| © Мотин С. В.
а
« -